[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Светлана Кириллова
Родители, готовьте кошельки
Кто оплатит модернизацию российского образования
"Московские новости", 28 ноября 2001

Когда правительство утвердило Концепцию модернизации российского образования, министр образования Владимир Филиппов назвал это событие историческим и сравнил его с выстрелом "Авроры" по Зимнему дворцу. Остается понять, какая революция последует за выстрелом.

В КОГО ПАЛЬНУЛА "АВРОРА"

Очень скоро выяснилось, что денег на "революцию" у российского правительства вообще-то нет. Из федерального бюджета на образование будет выделено более 80 миллиардов рублей. Но большая часть этих средств уйдет на повышение зарплаты (учитель, приложив максимум усилий, сможет зарабатывать до двух-трех тысяч рублей в месяц, то есть около 100 долларов). 375 миллионов планируется потратить на пополнение школьных и вузовских библиотек, 700 миллионов - на вузовское научное оборудование (это стоимость одной-двух современных лабораторий в крупном университете), а 1,7 миллиарда рублей вообще утечет из образования, превратившись в коммунальные платежи.

Подобные финансовые вливания не сделают учителя в ближайшее десятилетие (срок, на который рассчитана Концепция модернизации) представителем среднего класса. Современной техники в университетах как не было, так и не будет. А большинство школьных и вузовских библиотек будут получать "Войну и мир" или "Структуру научных революций" преимущественно от щедрот американских благотворителей.

Однако у идеологов "революции" припасен сюрприз. Он называется "Обязательный минимум содержания образовательных программ начального, основного и среднего (полного) общего образования".

В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Выглядит "Минимум", предложенный Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Минобра РФ, невинно и скучно (как и положено в особо коварных случаях). В столбик монотонно перечисляются литературные произведения или научные сведения, которые должен освоить школьник. Если в перечне обязательной литературы для чтения есть "Муму", государство в лице учителей и библиотекарей гарантирует школьнику полное разъяснение, почему некий Герасим утопил свою собаку. Если школьнику приспичит почитать "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (этой повести в списке нет), пусть проявит энергию и личную инициативу. Российская Федерация не обязана вводить его в детали данной ссоры.

Пока государство (об этом сообщила Валентина Матвиенко в официальном письме составителям законопроекта о стандартах) только готово помочь. Хотя с самого начала шел разговор о том, что оно будет этот минимум школам оплачивать. Как мы увидим дальше, оплачивать "минимум" будут родители. И по максимуму.

Сам список ошеломляюще короткий. Содержание всех школьных предметов представлено так, что его можно уложить в коротенькую научно-популярную брошюрку, прочитанную одним махом в вагоне метро. Зато к "минимуму" приложен свой "максимум". Называется он "Требования к уровню подготовки выпускников". Вот его-то не следует читать, если вы не уверены в идеальном состоянии своей нервной системы.

Суть двух документов "в одном флаконе" сводится к следующему: государство гарантирует своим гражданам весьма убогий уровень сведений. Зато на экзаменах оно будет требовать фундаментальных научных знаний.

По непомерно усложненным "Требованиям" будут составляться тесты для Единого государственного экзамена из школ в вузы, по ним же инспектора будут проверять школы. Инспекторам бесполезно будет доказывать, что нельзя разобраться в "ключевых проблемах русской литературы" (таково итоговое требование к выпускникам), прочтя "Муму", три стихотворения Александра Блока и "Тараса Бульбу" (почему-то в извлечениях). Невозможно "овладеть общением в ситуации диалога культур" или "умением извлекать информацию из исторических и современных источников социальных знаний, сравнивать данные разных источников, освоить элементы исторического анализа событий и явлений истории и современности", если сведения о существовании, скажем, Византийской империи (не говоря уже о том феномене, который в "минимуме" застенчиво называется "странами Востока") положены школьникам... только в профильных классах с углубленным изучением истории.

Но во всем этом абсурде есть глубокий смысл.

СПОНСОРЫ ПОНЕВОЛЕ

По подсчетам авторов модернизации, уровень родительских вложений в образование должен возрасти в ближайшие годы с 1,5 процента ВВП до 2,5 процента. Однако нигде не написано, какими путями эти миллионы придут в систему образования. Теперь можно догадаться, из чьего кармана потекут средства на модернизацию. И за чей счет система образования в нашей стране останется, как торжественно заверил Владимир Филиппов, государственной и бесплатной.

К родительскому карману руководители отечественного просвещения подбирались долго. Теперь наконец-то нашли безупречный способ в него залезть - за счет резкого увеличения объемов легальных платных образовательных услуг.

Дело в том, что Министерство образования на протяжении последних 5 - 6 лет никак не могло определиться со статусом этих услуг в государственной школе. Формулировка: "оплачиваются предметы, не входящие в программу общеобразовательной школы" - толковалась желающими в какую угодно сторону. Теперь, если будет принят Федеральный закон о стандартах (его проект уже готов), формулировка обретет четкие и зловещие очертания.

Российские родители будут поставлены перед фактом. Если их любимое чадо будет честно зубрить школьную программу по "минимуму", то оно непременно провалит вступительно-выпускные экзамены и даже не сможет благополучно пройти промежуточное тестирование (обязательное для решения вопроса, не перевести ли ребенка из престижного класса в менее престижный как "не усваивающего программу"). Родителям придется официально (юридическое обоснование этого действия после принятия Федерального закона о стандартах не заставит себя ждать) оплачивать учителям государственной школы все уроки по темам, не входящим в мизерный образовательный стандарт. А это будет еще одна школьная программа.

Если раньше за учебу детей платили репетиторам те, кто хотел видеть своего ребенка студентом престижного вуза, то теперь платить будут все - лишь за то, чтобы бедняга сумел докарабкаться до выпускных экзаменов в школе (в противном случае несчастному некуда податься, система ПТУ в России лежит в развалинах). Вброс родительских средств может оказаться таким, что "теневой" миллиард долларов, крутящийся ныне в системе образования, за небольшое время превратится в легальный.

...Этой осенью 70 процентов россиян высказались за Единый государственный экзамен. Большинство родителей мотивировали свое решение тем, что им трудно платить нескольким репетиторам. Рано обрадовались.

ДОСЬЕ МН

Во всем мире действуют национальные стандарты в области государственного образования. Стандарт гарантирует гражданам получение оплаченной государством суммы знаний, умений или навыков. В большинстве стран требования госстандарта не являются высокими, и те родители, которые желают дать ребенку солидную подготовку, отправляют его в более сильные частные школы. Закон об образовании РФ тоже предусматривает принятие Федерального закона о государственных стандартах. Почти 10 лет в России обсуждался вопрос, нужен ли он школе (инспектора все это время применяли временные ведомственные, разработанные Министерством образования стандарты). Современный законопроект о стандартах подготовлен в соответствии с Планом мероприятий Правительства РФ по модернизации образования и успешно прошел обсуждение у представителей почти всех политических партий России - от "яблочников" до коммунистов. Он представляет собой небольшой рамочный документ, который вводит в действие "Обязательный минимум содержания образовательных программ" и "Требования к уровню подготовки выпускников". Эти перечни могут пересматриваться каждые несколько лет. Главным плюсом будущего закона разработчики считают то, что государству придется поддерживать на должном уровне соблюдение госстандарта в школах (теоретически это может привести к поступлению в систему образования более стабильного финансирования). Второй плюс - россияне наконец получат право обжаловать в суде нарушение государственного образовательного стандарта (отсутствие в школе учителей тех или иных предметов, нужных учебников в школьной библиотеке, квалификацию преподавателей и т.п.).

"Московские новости", 28 ноября 2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Александр Шишлов " У стандартов появились шансы "Учительская газета", №52 за 2001 год

Новый учебный год - что ждать от реформы образования? Александр Шишлов. "Невский обозреватель", 30 августа 2001 г

В "ЯБЛОКЕ" положительно оценивают итоги обсуждения реформы образования на заседании Госсовета и предлагают механизм финансирования школы - пресс-релиз 29 августа 2001 г

Раздел "Политика в области образования"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]