[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Ульянов
МАП не дремлет
"Российские вести", 14 - 20 мая 2003 года

Пример Министерства по налогам и сборам с его знаменитыми «Пора выйти из тени» и «Заплати налоги и спи спокойно» оказался заразительным. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) вышло в телеэфир с роликами, в одном из которых бизнесмена ставят в угол за нечестную конкуренцию, а в другом административные барьеры мешают тем же бизнесменам преодолевать дистанцию. Что ж, наверное, без определенной правовой культуры экономика полностью выйти из тени не сможет. Поэтому в роликах налоговиков какой-то смысл есть. Польза же от рекламы МАПа состоит только том, что граждане узнали о его существовании.

Законы «О конкуренции на товарных рынках» и «О защите прав потребителей» являются основой нормативно-правовой базы для проведения антимонопольной политики в России. По мнению большинства экспертов, эти законы являются довольно качественными и все необходимое в них есть. Видимо, проблема, как это часто бывает в нашей стране, состоит не в плохих законах, а в их ненадлежащем исполнении.
Действительно, само использование инструментов антимонопольной политики предполагает твердую политическую волю, наличие отлаженного государственного аппарата и судебной системы. Ведь среди этих инструментов имеются такие, как принудительное разделение монополиста, наложение запрета на необоснованное слияние и поглощение или штрафных санкций за «нечестную монопольную практику», например, за неоправданное завышение цен. Увы, самые последние события показывают, что МАП смотрит на подобные вещи сквозь пальцы.

Отдельной проблемой является неучет рынка услуг, за исключением финансовых, при определении монополистов. А ведь зачастую монополии у нас складывались именно в торгово-посреднической деятельности.

В развитых странах, особенно в США, в последнее время главным инструментом антимонопольной политики становятся иски потребителей к фирмам по поводу низкого или несоответствующего цене качества продукции. Для того чтобы в нашей стране этот инструмент заработал в полной мере, всем нам, простым потребителям, необходимо осознать, что, покупая любой товар или услугу, мы имеем право на их надлежащее качество. Даже если отдельный договор с продавцом не заключается, общие положения подробно прописаны в законе «О защите прав потребителей». То есть, покупая хлеб, вы автоматически приобретаете право на его потребительские качества. Нарушение подобных положений закона является самой настоящей монополистической практикой, которая должна пресекаться.

Однако пока если что и пресекается, то совсем иное. В одном областном центре завод, имеющий собственный генератор, поставлял электричество на расположенную неподалеку лодочную станцию. Но местный комитет по антимонопольной политике запретил это делать по иску областного АО «Энерго». К сожалению, не только в этом областном центре государство стоит на страже интересов монополистов, а не потребителей.

"Российские вести", 14 - 20 мая 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Ульянов

Алексей Ульянов Инфляционная лихорадка "Российские вести", 30 апреля - 6 мая 2003 года

Алексей Ульянов Коммунальный рубильник "Российские вести", 30 апреля - 6 мая 2003 года

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]