[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]
Сергей Митрохин
“Яблоко” действует. Только факты
 1999 год
Руководитель группы составителей - Сергей Митрохин. 

В работе над сборником принимали участие Владлен Григорьев, Евгения Диллендорф, Татьяна Морозова, Елена Лукашова, Сергей Локтионов, Вера Писарева.

От составителей

“Яблоко” в органах региональной и местной власти

Санкт-Петербург
1. Финансовая политика
2. Общественный транспорт
3. Жилищно-коммунальное хозяйство
4. Социальная политика
5. Здравоохранение. Защита материнства и детства, экология
6. Политика занятости. Молодежная политика. Помощь инвалидам
7. Управление городом, ответственность органов власти перед населением
8. Законность, правопорядок, борьба с коррупцией
9. Культура
10. Деятельность общественных организаций
11. Благоустройство и дорожное строительство
12. Основные позиции по ключевым вопросам в Законодательном Собрании Петербурга
Кропоткин
1. Бюджетно-налоговая политика
2. Политика городского развития
3. Жилищно-коммунальная реформа: кропоткинский вариант
4. Транспорт
5. Социальная сфера, образование
6. Здравоохранение
7. Работа с населением
Костомукша
1. Сбор налогов
2. Сокращение бюджетных расходов
3. Социальная защита населения
4. Лесная политика
Югорск
1. Городские финансы
2. Социальная политика
3. Образование
4. Молодежная политика
5. Строительство
6. ЖКХ

“Яблоко” в Государственной Думе

Законодательная деятельность
Экономическая политика
Социальная политика
Государственное строительство и конституционные права граждан
Оборона и безопасность
Наука
Охрана окружающей среды
В борьбе с депутатскими привилегиями
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко”
Ограничение власти президента
Контроль над естественными монополиями
Реализация решения Конституционного суда о дорожных налогах
Защита прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг
Защита трудовых прав граждан
Помощь органам местного самоуправления
Защита прав граждан на местное самоуправление
Защита независимой прессы
Защита прав граждан на благоприятную окружающую среду

Деятельность партии “Яблоко”

“Яблоко” в борьбе с коррупцией
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти
Коррупция в Правительстве РФ
Коррупция в ФСБ
Налоговые поступления - полицейские в роли рэкетиров
Коррупция в органах внутренних дел
Борьба с коррупцией в регионах
Криминальный Новороссийск
Дело “Русского видео ”
Хищения бюджетных средств и другие злоупотребления
Калмыкия
Вызволение пленных из Чечни
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
Алтайский край
Архангельская область
Брянская область
Ивановская область
Карелия
Москва
Московская область
Мурманская область
Новосибирская область
Оренбургская область
Пензенская область
Челябинская область
Ярославская область

От составителей

Блок “Яблоко” был сформирован в 1993 г. для участия в парламентских выборах. Костяк блока составили ученые - специалисты в области юриспруденции, экономики и социологии, врачи, предприниматели. Особую роль играли экономисты - сотрудники Центра Экономических и политических исследований - “ЭПИцентра”, созданного Г. Явлинским и его товарищами, в том числе и авторами знаменитой программы “500 дней”, ушедшими вместе с ним из правительства в 1991 г., а также члены Института гуманитарно-политических исследований (ИГПИ, директор В. Игрунов), чьи политологические концепции легли в основу деятельности нового блока. Весомый вклад в создание “Яблока” внесли также специалисты по международным делам, наиболее ярко представленные тогдашним послом России в США В. Лукиным.

Помимо работы над программой "500 дней" за три с половиной месяца пребывания в правительстве команда Явлинского подготовила первый закон о приватизации (закон “О порядке приобретения гражданами имущества у государства”) и весь пакет сопровождающих постановлений, впоследствии значительно ухудшенный Верховным Советом; разработана отвечающая времени структура правительства с несколькими новыми комитетами, например, Антимонопольным, по управлению государственным имуществом и т.д., полностью разработана техническая сторона постановления “Об акционерных обществах”, действующего до недавнего времени.

Созданная в 1990 году, программа “500 дней” по сей день остаётся в России единственным документом, в котором экономические преобразования представлены в системном виде. Все российские правительства с начала 90-х годов предпочитали действовать “по ситуации”. Отсюда и непродуманность политики, нескоординированность действий и, как следствие, - печальный результат. 

В программе Явлинского и его коллег шаги Правительства скоординировались не только по различным направлениям (денежная, социальная, таможенная политика, структурные реформы и др.), но и по времени. Программа позволяла Правительству не просто удержаться у власти, а в обещанные сроки выполнить конкретные обязательства перед людьми. С программы “500 дней” тезис о программности и ответственности Правительства стал тем стержнем, вокруг которого “ЯБЛОКО” формирует свою экономическую политику. 

Осенью 1991 г. на посту вице-премьера Г. Явлинский и его команда подготовили Договор об экономическом союзе республик. Договор предполагал сохранение между республиками существующих хозяйственных связей и общего рынка - банковского, таможенного и платежного союзов, финансовой резервной системы, договоренностей о защите взаимных инвестиций, целый ряд социальных проектов, связанных с перераспределением рабочей силы и т.д. Помимо основного текста Договора, было подготовлено 26 приложений. 

Договор был подписан в октябре 1991 г. в Кремле и ратифицирован в Алма-Ате 10-ю республиками СССР, кроме стран Балтики, Грузии и Азербайджана. Процесс построения экономического союза был разрушен подписанием Беловежских соглашений в декабре 1991 г.

В 1992 году команда Явлинского работала в Нижнем Новгороде, консультируя нижегородскую администрацию в рамках подготовленной “ЭПИцентром” программы “Нижегородский пролог”. Работа велась по 3-м основным направлениям: выпуск облигаций областного займа, разработка и внедрение оперативной системы социальных индикаторов (ОССИ), организация свободной регистрации (саморегистрации) индивидуальных частных предприятий в городе Нижнем Новгороде. 

С 1 марта 1993 года начато распространение облигаций первого областного займа в России как традиционного займа. Займ был определён как социальный, основной целью являлась защита сбережений населения Нижегородской области от инфляции путём ежеквартальных выплат. Гарантом займа был определён областной бюджет и 20% акций наиболее рентабельных предприятий области, приватизируемых в 1993 году. Объём эмиссии предполагался в размере 5 млрд. рублей. Займ был успешно реализован. В дальнейшем все обязательства по нему были выполнены. 

“ЭПИцентром” была разработана концепция социальной защиты граждан Нижегородской области, концепция занятости населения, положение о фонде социальной защиты, план основных мероприятий по защите населения. Проведённые меры по социальной поддержке населения базировались на разработанной и внедрённой оперативной системе социальных индикаторов (ОССИ), ориентированной на оперативную и срочную систему слежения за изменением показателей, характеризующих “социальное здоровье” населения. Анализ показателей ОССИ позволил выработать и реализовать ряд конкретных мер по защите населения и прежде всего его наиболее незащищённой части: организации бесплатного питания или доставке на дом набора продуктов малоимущим гражданам, денежная компенсация на питание школьникам и молочным кухням, льготы по оплате за детские дошкольные учреждения и летний отдых детей, бесплатный проезд всех пенсионеров и инвалидов на городском транспорте, компенсационные доплаты инвалидам за жилую площадь и коммунальные услуги, единовременная помощь малоимущим на приобретение топлива, овощей, обеспечение их обувью, одеждой, бельём, расширение системы социального обслуживания на дому одиноких престарелых граждан и инвалидов. 

В систему мер социальной поддержки как основная часть ОССИ входил еженедельный расчёт бюджета прожиточного минимума и ежеквартальный минимальный потребительский бюджет. ОССИ позволила сделать прогноз величины бюджета прожиточного минимума на весь 1993 год, что создало основу для выработки мер по социальной поддержке населения на перспективу. 

Кроме того, ОССИ позволила оценить фактическое состояние рынка труда и на этой основе провести анализ процессов, его формирующих. 

На основании решения Малого Совета Нижегородского городского Совета народных депутатов от 30.09.92 г. было принято Положение о свободной регистрации индивидуальных частных предприятий (ИЧП) в Нижнем Новгороде с 01.12.92г. С этого момента любой совершеннолетний гражданин, имеющий нижегородскую прописку, мог зарегистрировать свое предприятие. 

В каждом из 8-ми районов города и в одном почтовом отделе Связи (в здании Главпочтамта) были открыты отделения по регистрации индивидуальных частных предприятий. Для регистрации необходимо было заполнить Свидетельство установленного образца и оплатить государственную пошлину (2000 рублей). Свидетельство являлось решением нового собственника об учреждении индивидуального частного предприятия и выполняет функции Устава, а его владелец имеет все права, предусмотренные законодательством РФ. В Свидетельстве указывалось наименование предприятия с указанием фамилии собственника, его имущества, паспортные данные владельца предприятия, основные виды деятельности, размер Уставного фонда, ответственность по обязательствам индивидуального предприятия. 

На основании Свидетельства органы банка открывали ИЧП счета и заключали кредитные договоры с его владельцем, органы внутренних дел давали разрешение владельцу ИЧП на изготовление печати. ИЧП, зарегистрированные подобным образом, выполняли налоговые обязательства и пользовались налоговыми льготами в соответствии с законодательством РФ о налогообложении. 

По состоянию на 1 апреля 1993 г. было зарегистрировано 504 индивидуальных частных предприятия, из них 266 в почтовом отделении связи. Основными направлениями деятельности ИЧП являлись ремонт квартир, строительство, ремонт бытовой техники, автотранспорта, посредничество в торговых сделках. 

Опыт работы Явлинского и его команды показал, что изменить жизнь к лучшему в стране, можно, только взяв власть в свои руки. В 1993 г. Явлинский и его товарищи приняли решение участвовать в парламентских и президентских выборах. В 1994 - 95 годах началось создание сети региональных организаций партии “Яблоко”, отдельным из которых удалось добиться победы на местных выборах и приступить к реализации программы “Яблока” в исполнительных и представительных органах власти на местах.

В настоящем издании собраны факты деятельности “Яблоко” в российской политической и общественной жизни: Государственной Думе, органах местного самоуправления, на ниве благотворительности и т. д. Эти факты приводятся в выборочном порядке: попытка осветить целиком всю деятельность “Яблоко” отняла бы слишком много времени и сил, а ее результатом оказался бы увесистый том. 

Другая особенность данной брошюры состоит в том, что она повествует не о промежуточных, а о конечных результатах нашей деятельности. Все инициативы, планы и проекты (в том числе законодательные), находящиеся в стадии замысла или начальных этапов реализации, не получили отражения в данном издании. Исключение представляют собой только отдельные законы, имеющие высокие шансы на вступление в силу.

[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]

info@yabloko.ru