[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]
Сергей Митрохин. 
“Яблоко” действует. Только факты
 1999 год
Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
Кропоткин

1 декабря 1996 года на муниципальных выборах в городе Кропоткине Краснодарского края победу одержало городское отделение Объединения “ЯБЛОКО”. Сегодня “ЯБЛОКО” имеет в представительном органе местного самоуправления семь депутатов городского Совета включая его Председателя - Мурата Казбековича Ахеджака. Мэром города при поддержке “ЯБЛОКА” был избран Олег Анварович Юртаев. Членами “ЯБЛОКА” также являются ряд сотрудников городской мэрии.

Яблочникам досталось тяжелое наследство: четырехмесячная задержка зарплаты в бюджетной сфере, низкая собираемость налогов и вследствие этого - неисполнение бюджета.

За период с 1 декабря 1996 года по 1 января 1999 года яблочной команде удалось добиться весьма ощутимых результатов.

1. Бюджетно-налоговая политика

Главная задача, стоявшая перед новым руководством, заключалась в наполнении городского бюджета живыми деньгами. Было принято постановление главы города "0 дополнительных мерах по наполнению доходной части бюджета и эффективному расходованию бюджетных средств" и разработаны мероприятия по его выполнению.

1. 1. Налоговые посты

Для решения вышеуказанной задачи было применено своеобразное “ноу-хау”: мэрия установила на всех предприятиях-должниках городского бюджета так называемые “налоговые посты”, предназначенные для усиления контроля за уплатой налогов. Кропоткин первым в крае и в России ввел действие этот оригинальный инструмент местной налоговой политики.

Фактически роль налоговых постов выразилась в создании фактора морального давления на должников, что ни в коей мере не выходит за рамки закона. Между тем, работниками предприятий был положительно воспринят тот факт, что власть даже в рыночных условиях старается контролировать производство. За время работы налоговых постов была проведена большая профилактическая работа, накоплена информация, необходимая для достоверной контрольной работы, приобретен опыт контроля за выручкой, расходованием товарно-материальных ценностей и т.п. Администрация города подключила к этой работе опытных экономистов отдела экономики и прогнозирования. Полученные сведения были объединены и проанализированы. В результате на 1998 год ни у одного из них налогооблагаемая база не стала ниже той, что значилась на 1997 год. Тем же предприятиям, которые пытались утаивать часть выручки, пришлось согласиться на увеличение налогооблагаемой базы до 20%.

Налоговые посты получили свое применение и развитие на АЗС, хлебопекарных предприятиях, на предприятиях, занимающихся сбытом алкогольной продукции, на рынках города (по контролю за определением выручки у предпринимателей, занятых торгово-закупочной деятельностью). К работе налоговых инспекторов подключились полицейские, милиционеры, работники соответствующих структур администрации города. Налоговые посты контролировали режим работы налогоплательщиков: от начала рабочего дня и до его окончания. Выручка учитывалась совместно. Расхождения были зафиксированы восемь раз. Результаты были обнародованы средствами массовой информации.

1.2. Городская налоговая служба

В декабре 1997 года постановлением главы администрации города был создан муниципальный отдел по сбору местных налогов и сборов в количестве 5 человек. Затем с учетом выделения группы, занимающейся погашением недоимки и проведением зачетов, численность отдела увеличилась на 2 человека. Мобильность отдела позволила ежедневно проводить рейды по проверке рынков, торговых точек. Ежеквартально осуществлять контроль за полученной дневной выручкой на предприятиях реализующих ГСМ, алкогольную продукцию, а также на предприятиях производящих и реализующих хлеб. Это проводится с целью анализа достоверности месячных отчетных данных, используемых предприятиями и предпринимателями при определении налогооблагаемой базы. Все это позволило увеличить поступления “живых” денег во все уровни бюджетов в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 13%.

1. 3. Рост налоговых поступлений

В целях улучшения собираемости налогов на комиссии по неплатежам при администрации заслушано 34 плательщика, что обеспечило поступление платежей во все уровни бюджетов 2,6 млн. руб., в т.ч. в бюджет города – 0,6 млн. руб. Внедрена практика доведения плана платежей для плательщиков.

Результаты не замедлили сказаться. Уже в 1997 году снизился размер недоимки по платежам в бюджет, существенно увеличились поступления в местный бюджет “живых” денег. О резком улучшении ситуации с исполнением городского бюджета свидетельствуют следующая динамика:

1996 - 79%;

1997 - 86%; 

1998 - 112,3%

В январе 1999 г. общее поступление налогов составляет 8,1 млн. руб. против 6,9 млн. руб. за январь 1998 г., в том числе в местный бюджет – 4,5 млн. руб. (4,3 млн. руб. в 1998 г.).

Проблема с выплатой зарплаты бюджетникам была решена: она выплачивается день в день, а с середины 1998 года - авансируется.

Проведены взаимозачеты платежей в счет недоимок на общую сумму 155 млн. руб.

Ограничено предоставление льгот по налоговым платежам. Если в 1997 году сумма льгот составляла 3,6 млн. руб., то в 1998 году - 0,7 млн. руб. Все это позволило выполнить доходную часть бюджета за 1998 год по собственным доходам на 112,6%. Общая сумма доходов выполнена на 106,2%.

1. 4. Политика расходов

В рамках политики по рационализации расходов проводилось размещение муниципального заказа на оснований тендеров на закупку лекарственных препаратов и горюче–смазочных материалов с участием предпринимательских структур. Экономический эффект по торгам за 1998 г. составил около 300 тыс. руб. Также был проведен ценовой маркетинг на определенные группы товаров, в результате которого постановлением главы города были утверждены предельные цены для бюджетных учреждений.

Были проведены тендеры между строительными организациями города на производство ремонтно-строительных работ. Экономический эффект от проведенных работ на сегодняшний день составил 526 тыс. руб.

В результате разработанных мероприятий по эффективному расходованию бюджетных средств по сравнению 1997 г. сократилась кредиторская задолженность по бюджетным учреждениям в целом на 400 тыс. руб. Значительно снизились долги за электроэнергию (практически в два раза), по тепловым сетям снизить долги за газ на 2 млн. руб.

Существенным источником наполнения и экономии бюджетных средств стала новая форма работы с предпринимателями: выдача лицензий и свидетельств индивидуально-трудовой деятельности, проверка экономической обоснованности цен и тарифов на коммунальные услуги, погашения недоимок и проведения взаимозачетов. 

Предприниматели поняли, что необходимо переходить на осуществление коммерческой деятельности по патенту по упрощенной системе налогообложения. 0б эффективности этой работы говорят данные: в 1997 г. по патентам работало 90 предпринимателей, в 1998 г. на упрощенной системе налогообложения переведено 578 предпринимателей. Это обеспечило рост поступлений в местный бюджет более чем на 3 млн. рублей.

В результате всех этих мер расходная часть бюджета в Кропоткине в 1998 г. выполнена на 106,8%. Сохранена социальная направленность бюджета. Расходы на социально-культурную сферу составили 55,4 млн. руб., или 71% общей суммы расходов. Администрации удалось изыскать возможность и вложить инвестиции в развитие производства аккумуляторного завода "Пума" в сумме 1 млн.руб. и внести учредительный взнос - 1850 млн. руб.

2. Политика городского развития

Администрацией города Кропоткина совместно с городским Советом был разработан и принят к исполнению Стратегический план, объединяющий усилия городских властей и всей городской общественности в решении проблемы занятости, снижения напряженности в социальной сфере, реанимации городской промышленности, внедрения технологий и благоустройства города.

Можно выделить несколько стратегических направлений органа местного самоуправления:

- формирование благоприятного хозяйственного климата создание комплекса условий для полноценной деятельности хозяйствующих структур;

- оздоровление налогового и инвестиционного климата, развитие деловой активности в городе, повышение инвестиционной привлекательности городской экономики;

– концентрация возможных инвестиций на развитие инфраструктуры города;

– повышение эффективности социальной сферы, реализация принятых программ целевого характера по развитию и поддержке здравоохранения, образования, культуры.

2. 1. Промышленная политика

Промышленный сектор составляют 22 базовых предприятия города и порядка 30 малых предприятий. За 1998 год выпущено продукции на сумму 365,1 млн. руб.; темп роста в сопоставимых ценах к 1997 году составил по предварительным данным 109 %.

Промышленная политика администрации города строится на индивидуальной работе с предприятиями при условном делении их на три группы:

  • наиболее жизнеспособные субъекты хозяйственной деятельности (перерабатывающие предприятия);
  • предприятия, у которых есть проблемы с производством и реализацией продукции, но есть и перспективная программа;
  • предприятия депрессивной группы.
С предприятиями, относящимися ко второй группе – “Консервный завод” и “Кроппиво”- проводится работа по составлению и внедрению текущих программ развития, отслеживается ход их выполнения.

На консервном заводе “Кропоткинский” была разработана программа оздоровления финансово–экономического состояния предприятия. Администрация города оказала финансовую помощь заводу в сумме 100 тыс. руб. на приобретение семян и средств защиты растений.

Таким образом, по сравнению с прошлым годом производство товарной продукции на этом предприятии увеличились в 2,5 раза, себестоимость продукции снизилась на 14%, значительно улучшилось качество. Прибыль за год, составила 200 тыс. руб., что позволило заводу выплатить в бюджеты всех уровней за год 773 тыс. руб., ликвидировать задолженность и проплатить текущие платежи по коммунальным услугам.

Реализация намеченного плана на АО “Кроппиво” дала возможность значительно поправить финансово – экономическую ситуацию на предприятии. 1 января 1999 г. завод имел показатель темпа роста физических объемовпродукции - 148% (к 1997 г.). Смонтирована и запущена линия пастеризации пива, что позволило увеличить рынок сбыта продукции. Реализуются плановые меры по сокращению затрат производства. Предприятие своими силами построило градильню, что позволило обеспечить оборотное водоснабжение и в 6 раз сократить потребление воды от городского водопровода. По состоянию на 1 января 1999 г. завод практически не имеет задолженности по всем видам коммунальных услуг.

В целях подъема промышленного производства администрацией города совместно с администрацией края был разработан проект Соглашении о сотрудничестве в области промышленности. Ряд положений Соглашения о сотрудничестве позволяет консолидировать возможности усилий города и края в вопросах:

  • инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, в первую очередь предприятий, имеющих региональное значение;
  • в вопросах льготирования налогового режима для наиболее перспективных предприятий;
  • поддержки перерабатывающей промышленности путем внедрения прогрессивных форм взаимодействия краевого и городского бюджетов с производителя сельхозпродукции и предприятиями переработки.
В рамках Соглашения была начата работа с АО “Кропоткинский химический завод” по консолидации задолженности федеральному, краевому и городскому бюджетам, внебюджетным фондам, краевым и местным организациям естественных монополий с дальнейшим ее погашением, путем передачи в собственность Краснодарского края и города части имущества этого Акционерного Общества.

Предприятиям города оказывается помощь в получении краевых и федеральных заказов. На сегодняшний день выполнен федеральный заказ на АО КМЗ “Радуга”на изготовление дорожных ограждений на сумму 2,65 млн. руб. Своевременное и качественное исполнение федерального заказа является реальной предпосылкой для заключения федерального заказа на 1999 г. на сумму не менее 40 млн. руб. Помимо этого освоена номенклатура запасных частей и агрегатов для маслоэкстракционных заводов, имеются практические наработки в этом вопросе.

Выполняются заказы на поставку своей продукции бюджетным организациям: АО Молзаводом - на 14 тонн цельномолочной продукции, 2 тонны сыра и 3 тонны сливочного масла; АО Хлебокомбинатом - на 36 тонн хлебобулочных и макаронных изделий. Помимо этого, Молзаводом выполнен краевой заказ по поставке в районы Восточной Сибири 40 тонн сливочного масла. Идет реализация федерального заказа (пошив военной верхней одежды) АО “Илс - Плюс”.

В 1998 г. началась реализация перспективного проекта по созданию совместного предприятия с фирмой “Кринстон” по сборке современных стартерных аккумуляторов мощностью 240 тыс. шт. в год. На сегодняшний день в стадии завершения строительные работы, производится монтаж оборудования под руководством итальянских специалистов. Проводится перечисление оборотных средств за комплектующие детали.

2. 2. Политика в сфере торговли

Существенное место в работе местного самоуправления отводится контролю за соблюдением требований торгового и бытового обслуживания населения. Отделом торговли совместно с контролирующими службами проводятся регулярные проверки торговых организаций. Новыми направлениями в работе отдела стало проведение презентаций и обучение предпринимателей в сфере торговли, бытовых услуг и общественного питания. Целью новых направлений являются: 

  • сближение городских производителей продукции пищевой промышленности с предприятиями-реализаторами;
  • повышение уровня обслуживания горожан;
  • защита прав потребителей.
В условиях значительного удорожания продуктов питания администрацией города совместно с предприятиями сельхозпереработки и торговли производилась работа по гарантированному обеспечению жителей города продовольствием:

- заключены генеральные соглашения и договоры между производителями продовольствия и предприятиями торговли по поставке товаров;

- инспекцией по ценам осуществлялся контроль за соблюдением предельного уровня цен на основные продукты питания.

Общим результатом промышленной политики стало снижение уровня безработицы с 5,4% в 1996 г. до 1,9% в 1998 г.

2. 3. Развитие телефонной связи

Построена и введена в эксплуатацию цифровая АТС на 10 тысяч номеров. Созданы и введены в эксплуатацию городской узел ИНТЕРНЕТА и узел сотовой связи кампании “СОТЕЛ”.

2. 4. Градостроительная политика

В настоящее время ведется разработка генерального плана города согласно которому будет выполнена проектно-сметная документация реконструкции центра города.

3. Жилищно-коммунальная реформа: кропоткинский вариант

Согласно стратегическому плану развития города в части демонополизации и создания системы контроля и регулирования естественных монополий были пересмотрены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, проводились аудиторские проверки, оформлялись лицензии, что выявило резервы предприятий жилищно-коммунального комплекса. Упорядочен состав затрат, относимых на себестоимость услуг, что повлекло за собой снижение планово-расчетных тарифов.

На основании законодательных документов установлен 50% стандарт уровня платежей от полного тарифа населения на 1998 г. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги остались на уровне прошлого года.

Сформирована и введена рациональная система выплат компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным слоям населения. Утвержден стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг на 1998 г. в размере 18%.

Разработана программа реконструкции систем теплоснабжения города для обеспечения бесперебойной и надежной их работы за счет краевого, местного бюджета и собственных средств предприятия “Тепловых сетей”.

В 1998 г. улучшена технология обработки воды, подаваемой НОДВОДом потребителям, за счет модернизации водоочистных сооружений.

4. Транспорт

Сразу же после прихода к власти представителей “ЯБЛОКА” была поведена проверка обоснованности тарифов, устанавливаемых муниципальным автотранспортным предприятием. В результате снижения тарифов до уровня, близкого к себестоимости были существенно снижены дотации из городского бюджета 

Разработан и введен в действие единый вкладыш льготного проезда АЕ-1493, действует 50% льгота на проезд школьников в автотранспорте.

5. Социальная сфера, образование

Одна из основных социальных проблем на сегодняшний день – выплата пенсий и детских пособий. Выплата пенсий и компенсационных пособий граждан производится с задержкой на 1,5 месяца, из-за несвоевременного перечисления денег краевым и Федеральным пенсионным фондами, хотя план сбора страховых взносов городским отделением пенсионного фонда выполняется. 

Выплата детских пособий является не менее сложным вопросом социального плана. Накопившаяся сумма задолженности за последние 5 лет лежит непомерным грузом на бюджете города. Администрации удалось в 1998 году выполнить свои обязательства по выплате детских пособий на 107 %; профинансированы не только текущие платежи, но и сокращена на 20% задолженность по детским пособиям, что говорит о положительной динамике этого процесса.

На сессии городского совета депутатов утверждена Программа создания единой муниципальной системы образования на период с 1993 по 2000 гад. Техникумы и филиалы ВУЗов, расположенные в городе Кропоткине, прошли лицензирование и работают на законных основаниях.

Летний отдых детей и подростков был организован в соответствии с программой “Лето – 98”. Программа была принята и успешно выполнена. Более 3000 детей полноценно отдохнули этим летом.

На базе ДОУ №17 открыт центр развития ребенка и оснащен всем необходимым медицинским оборудованием. С августа начал работать образовательный комплекс. “Начальная школа – детский сад №13”, а в школе №2 открылся специальный класс для слабослышащих детей.

6. Здравоохранение

В 1998 году в соответствии с реальными потребностями населения города, новой идеологией финансирования отрасли здравоохранения по принципу бюджетно-страховой модели было произведено реформирование коечного фонда и амбулаторно-поликлинических посещений муниципальных ЛПУ города. Суть реформирования заключалась в сокращении дорогостоящего круглосуточного коечного фонда заменой стационарных коек койками дневного пребывания и койками дневных стационаров при поликлиниках, введением новых технологий управления и организаций лечебного процесса. Реализация мероприятий позволила добиться экономии бюджетных средств в размере 425,0 тыс. руб. за вторую половину 1998 г.

В 1998 году продолжена работа по совершенствованию лекарственного обеспечения населения и ЛПУ города. Затраты на приобретение лекарственных средств в 1993 г. составили 2,03 млн. руб. против 3,1 млн. руб. в 1997 г. при неизменном объеме оказанной медицинской помощи. Это стало возможным вследствие более рационального расходования лекарств в ЛПУ, улучшения их хранения и учета, а также в результате конкурсного отбора поставщиков медикаментов. Открыта муниципальная аптека, задачей которой является обеспечение бюджетных ЛПУ и льготных категорий населения медикаментами. Большая работа в 1998 году проводилась по улучшению материальной базы ЛПУ. Так, произведены капитальный ремонт ряда подразделений городской больницы, противотуберкулезного диспансера, родильного дома, станции скорой помощи. Станция скорой медицинской помощи в 1998 г, укомплектована тремя новыми спецавтомашинами. В городской больнице установлен новый стационарный флюорограф, а в противотуберкулезном диспансере рентгеновская установка.

Противотуберкулезная поликлиника переведена из аварийного помещения в здание бывшего датского сада №11, где произведен ремонт. Завершается работа по реконструкции здания по ул. Целинной 1, куда в ближайшее время будет переведен стационар кожно-венерологического диспансера.

7. Работа с населением

Принципиально новым структурным образованием в городе стала Общественная приемная, которая придает особую эффективность работе органам местного самоуправления. Специалисты Общественной приемной принимают устные и письменные обращения горожан, ведут запись на личный прием к главе города. При оказании помощи учитываются материальное положение просителя (на основании актов обследования), размер месячного дохода, социальная незащищенность и прочее. Помощь оказывается многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим, одиноким пенсионерам и другим.

Эффективность работы с горожанами обусловлена тем, что Общественная приемная администрации концентрирует и сортирует информацию и жалобы жителей города, сокращая количество обращений к главе администрации.

Отмечены далеко не все направления деятельности городской администрации, по которым ведется целенаправленная и эффективная работа. Несомненно существуют просчеты и недостатки, которые предстоит корректировать.

Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]

info@yabloko.ru