| Кропоткин 1 декабря 1996 года на муниципальных выборах в городе Кропоткине Краснодарского
края победу одержало городское отделение Объединения “ЯБЛОКО”. Сегодня
“ЯБЛОКО” имеет в представительном органе местного самоуправления семь депутатов
городского Совета включая его Председателя - Мурата Казбековича Ахеджака.
Мэром города при поддержке “ЯБЛОКА” был избран Олег Анварович Юртаев. Членами
“ЯБЛОКА” также являются ряд сотрудников городской мэрии.
 Яблочникам досталось тяжелое наследство: четырехмесячная задержка зарплаты
в бюджетной сфере, низкая собираемость налогов и вследствие этого - неисполнение
бюджета.
 За период с 1 декабря 1996 года по 1 января 1999 года яблочной команде
удалось добиться весьма ощутимых результатов.
 1. Бюджетно-налоговая политика
 Главная задача, стоявшая перед новым руководством, заключалась в наполнении
городского бюджета живыми деньгами. Было принято постановление главы города
"0 дополнительных мерах по наполнению доходной части бюджета и эффективному
расходованию бюджетных средств" и разработаны мероприятия по его выполнению.
 1. 1. Налоговые посты
 Для решения вышеуказанной задачи было применено своеобразное “ноу-хау”:
мэрия установила на всех предприятиях-должниках городского бюджета так
называемые “налоговые посты”, предназначенные для усиления контроля за
уплатой налогов. Кропоткин первым в крае и в России ввел действие этот
оригинальный инструмент местной налоговой политики.
 Фактически роль налоговых постов выразилась в создании фактора морального
давления на должников, что ни в коей мере не выходит за рамки закона. Между
тем, работниками предприятий был положительно воспринят тот факт, что власть
даже в рыночных условиях старается контролировать производство. За время
работы налоговых постов была проведена большая профилактическая работа,
накоплена информация, необходимая для достоверной контрольной работы, приобретен
опыт контроля за выручкой, расходованием товарно-материальных ценностей
и т.п. Администрация города подключила к этой работе опытных экономистов
отдела экономики и прогнозирования. Полученные сведения были объединены
и проанализированы. В результате на 1998 год ни у одного из них налогооблагаемая
база не стала ниже той, что значилась на 1997 год. Тем же предприятиям,
которые пытались утаивать часть выручки, пришлось согласиться на увеличение
налогооблагаемой базы до 20%.
 Налоговые посты получили свое применение и развитие на АЗС, хлебопекарных
предприятиях, на предприятиях, занимающихся сбытом алкогольной продукции,
на рынках города (по контролю за определением выручки у предпринимателей,
занятых торгово-закупочной деятельностью). К работе налоговых инспекторов
подключились полицейские, милиционеры, работники соответствующих структур
администрации города. Налоговые посты контролировали режим работы налогоплательщиков:
от начала рабочего дня и до его окончания. Выручка учитывалась совместно.
Расхождения были зафиксированы восемь раз. Результаты были обнародованы
средствами массовой информации.
 1.2. Городская налоговая служба
 В декабре 1997 года постановлением главы администрации города был создан
муниципальный отдел по сбору местных налогов и сборов в количестве 5 человек.
Затем с учетом выделения группы, занимающейся погашением недоимки и проведением
зачетов, численность отдела увеличилась на 2 человека. Мобильность отдела
позволила ежедневно проводить рейды по проверке рынков, торговых точек.
Ежеквартально осуществлять контроль за полученной дневной выручкой на предприятиях
реализующих ГСМ, алкогольную продукцию, а также на предприятиях производящих
и реализующих хлеб. Это проводится с целью анализа достоверности месячных
отчетных данных, используемых предприятиями и предпринимателями при определении
налогооблагаемой базы. Все это позволило увеличить поступления “живых”
денег во все уровни бюджетов в 1998 году по сравнению с 1997 годом на 13%.
 1. 3. Рост налоговых поступлений
 В целях улучшения собираемости налогов на комиссии по неплатежам
при
администрации заслушано 34 плательщика, что обеспечило поступление платежей
во все уровни бюджетов 2,6 млн. руб., в т.ч. в бюджет города – 0,6 млн.
руб. Внедрена практика доведения плана платежей для плательщиков.
 Результаты не замедлили сказаться. Уже в 1997 году снизился размер недоимки
по платежам в бюджет, существенно увеличились поступления в местный бюджет
“живых” денег. О резком улучшении ситуации с исполнением городского бюджета
свидетельствуют следующая динамика:
 1996 - 79%;
 1997 - 86%; 
 1998 - 112,3%
 В январе 1999 г. общее поступление налогов составляет 8,1 млн. руб.
против 6,9 млн. руб. за январь 1998 г., в том числе в местный бюджет –
4,5 млн. руб. (4,3 млн. руб. в 1998 г.).
 Проблема с выплатой зарплаты бюджетникам была решена: она выплачивается
день в день, а с середины 1998 года - авансируется.
 Проведены взаимозачеты платежей в счет недоимок на общую сумму
155 млн. руб.
 Ограничено предоставление льгот по налоговым платежам. Если в 1997 году
сумма льгот составляла 3,6 млн. руб., то в 1998 году - 0,7 млн. руб. Все
это позволило выполнить доходную часть бюджета за 1998 год по собственным
доходам на 112,6%. Общая сумма доходов выполнена на 106,2%.
 1. 4. Политика расходов
 В рамках политики по рационализации расходов проводилось размещение
муниципального
заказа на оснований тендеров на закупку лекарственных препаратов
и горюче–смазочных материалов с участием предпринимательских структур.
Экономический
эффект по торгам за 1998 г. составил около
300 тыс. руб. Также
был проведен ценовой маркетинг на определенные группы товаров, в результате
которого постановлением главы города были утверждены предельные цены для
бюджетных учреждений.
 Были проведены тендеры между строительными организациями города
на производство ремонтно-строительных работ. Экономический эффект от
проведенных работ на сегодняшний день составил 526 тыс. руб.
 В результате разработанных мероприятий по эффективному расходованию
бюджетных средств по сравнению 1997 г. сократилась кредиторская задолженность
по бюджетным учреждениям в целом на 400 тыс. руб. Значительно снизились
долги за электроэнергию (практически в два раза), по тепловым сетям снизить
долги за газ на 2 млн. руб.
 Существенным источником наполнения и экономии бюджетных средств стала
новая форма работы с предпринимателями: выдача лицензий и свидетельств
индивидуально-трудовой деятельности, проверка экономической обоснованности
цен и тарифов на коммунальные услуги, погашения недоимок и проведения взаимозачетов. 
 Предприниматели поняли, что необходимо переходить на осуществление коммерческой
деятельности по патенту по упрощенной системе налогообложения. 0б эффективности
этой работы говорят данные: в 1997 г. по патентам работало 90 предпринимателей,
в 1998 г. на упрощенной системе налогообложения переведено 578 предпринимателей.
Это обеспечило рост поступлений в местный бюджет более чем на 3 млн. рублей.
 В результате всех этих мер расходная часть бюджета в Кропоткине в
1998 г. выполнена на 106,8%. Сохранена социальная направленность бюджета.
Расходы
на социально-культурную сферу составили 55,4 млн. руб., или
71% общей
суммы расходов. Администрации удалось изыскать возможность и вложить инвестиции
в развитие производства аккумуляторного завода "Пума" в сумме 1 млн.руб.
и внести учредительный взнос - 1850 млн. руб.
 2. Политика городского развития
 Администрацией города Кропоткина совместно с городским Советом был разработан
и принят к исполнению Стратегический план, объединяющий усилия городских
властей и всей городской общественности в решении проблемы занятости, снижения
напряженности в социальной сфере, реанимации городской промышленности,
внедрения технологий и благоустройства города.
 Можно выделить несколько стратегических направлений органа местного
самоуправления:
 - формирование благоприятного хозяйственного климата создание комплекса
условий для полноценной деятельности хозяйствующих структур;
 - оздоровление налогового и инвестиционного климата, развитие деловой
активности в городе, повышение инвестиционной привлекательности городской
экономики;
 – концентрация возможных инвестиций на развитие инфраструктуры города;
 – повышение эффективности социальной сферы, реализация принятых программ
целевого характера по развитию и поддержке здравоохранения, образования,
культуры.
 2. 1. Промышленная политика
 Промышленный сектор составляют 22 базовых предприятия города и порядка
30 малых предприятий. За 1998 год выпущено продукции на сумму 365,1 млн.
руб.; темп роста в сопоставимых ценах к 1997 году составил по предварительным
данным 109 %.
 Промышленная политика администрации города строится на индивидуальной
работе с предприятиями при условном делении их на три группы:
 
С предприятиями, относящимися ко второй группе – “Консервный завод” и “Кроппиво”-
проводится работа по составлению и внедрению текущих программ развития,
отслеживается ход их выполнения.
наиболее жизнеспособные субъекты хозяйственной деятельности (перерабатывающие
предприятия);
предприятия, у которых есть проблемы с производством и реализацией продукции,
но есть и перспективная программа;
предприятия депрессивной группы. На консервном заводе “Кропоткинский” была разработана программа
оздоровления финансово–экономического состояния предприятия. Администрация
города оказала финансовую помощь заводу в сумме 100 тыс. руб. на приобретение
семян и средств защиты растений.
 Таким образом, по сравнению с прошлым годом производство товарной
продукции на этом предприятии увеличились в 2,5 раза, себестоимость
продукции снизилась на 14%, значительно улучшилось качество. Прибыль за
год, составила 200 тыс. руб., что позволило заводу выплатить в бюджеты
всех уровней за год 773 тыс. руб., ликвидировать задолженность и проплатить
текущие платежи по коммунальным услугам.
 Реализация намеченного плана на АО “Кроппиво” дала возможность
значительно поправить финансово – экономическую ситуацию на предприятии.
1 января 1999 г. завод имел показатель темпа роста физических объемовпродукции
- 148% (к 1997 г.). Смонтирована и запущена линия пастеризации пива, что
позволило увеличить рынок сбыта продукции. Реализуются плановые меры по
сокращению затрат производства. Предприятие своими силами построило градильню,
что позволило обеспечить оборотное водоснабжение и в 6 раз сократить потребление
воды от городского водопровода. По состоянию на 1 января 1999 г. завод
практически не имеет задолженности по всем видам коммунальных услуг.
 В целях подъема промышленного производства администрацией города совместно
с администрацией края был разработан проект Соглашении о сотрудничестве
в области промышленности. Ряд положений Соглашения о сотрудничестве
позволяет консолидировать возможности усилий города и края в вопросах:
 
В рамках Соглашения была начата работа с АО “Кропоткинский химический
завод” по консолидации задолженности федеральному, краевому и городскому
бюджетам, внебюджетным фондам, краевым и местным организациям естественных
монополий с дальнейшим ее погашением, путем передачи в собственность Краснодарского
края и города части имущества этого Акционерного Общества.
инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, в первую очередь предприятий,
имеющих региональное значение;
в вопросах льготирования налогового режима для наиболее перспективных предприятий;
поддержки перерабатывающей промышленности путем внедрения прогрессивных
форм взаимодействия краевого и городского бюджетов с производителя сельхозпродукции
и предприятиями переработки. Предприятиям города оказывается помощь в получении краевых и федеральных
заказов. На сегодняшний день выполнен федеральный заказ на АО КМЗ “Радуга”на
изготовление дорожных ограждений на сумму 2,65 млн. руб. Своевременное
и качественное исполнение федерального заказа является реальной предпосылкой
для заключения федерального заказа на 1999 г. на сумму не менее 40 млн.
руб. Помимо этого освоена номенклатура запасных частей и агрегатов
для маслоэкстракционных заводов, имеются практические наработки в этом
вопросе.
 Выполняются заказы на поставку своей продукции бюджетным организациям:
АО Молзаводом - на 14 тонн цельномолочной продукции, 2 тонны сыра
и 3 тонны сливочного масла; АО Хлебокомбинатом - на 36 тонн хлебобулочных
и макаронных изделий. Помимо этого, Молзаводом выполнен краевой заказ по
поставке в районы Восточной Сибири 40 тонн сливочного масла. Идет реализация
федерального заказа (пошив военной верхней одежды) АО “Илс - Плюс”.
 В 1998 г. началась реализация перспективного проекта по созданию
совместного предприятия с фирмой “Кринстон” по сборке современных
стартерных аккумуляторов мощностью 240 тыс. шт. в год. На сегодняшний
день в стадии завершения строительные работы, производится монтаж оборудования
под руководством итальянских специалистов. Проводится перечисление оборотных
средств за комплектующие детали.
 2. 2. Политика в сфере торговли
 Существенное место в работе местного самоуправления отводится контролю
за соблюдением требований торгового и бытового обслуживания населения.
Отделом торговли совместно с контролирующими службами проводятся регулярные
проверки торговых организаций. Новыми направлениями в работе отдела стало
проведение презентаций и обучение предпринимателей в сфере торговли, бытовых
услуг и общественного питания. Целью новых направлений являются: 
 
В условиях значительного удорожания продуктов питания администрацией города
совместно с предприятиями сельхозпереработки и торговли производилась работа
по гарантированному обеспечению жителей города продовольствием:
сближение городских производителей продукции пищевой промышленности с предприятиями-реализаторами;
повышение уровня обслуживания горожан;
защита прав потребителей. - заключены генеральные соглашения и договоры между производителями
продовольствия и предприятиями торговли по поставке товаров;
 - инспекцией по ценам осуществлялся контроль за соблюдением предельного
уровня цен на основные продукты питания.
 Общим результатом промышленной политики стало снижение уровня безработицы
с 5,4% в 1996 г. до 1,9% в 1998 г.
 2. 3. Развитие телефонной связи
 Построена и введена в эксплуатацию цифровая АТС на 10 тысяч номеров.
Созданы и введены в эксплуатацию городской узел ИНТЕРНЕТА и узел сотовой
связи кампании “СОТЕЛ”.
 2. 4. Градостроительная политика
 В настоящее время ведется разработка генерального плана города согласно
которому будет выполнена проектно-сметная документация реконструкции центра
города.
 3. Жилищно-коммунальная реформа: кропоткинский вариант
 Согласно стратегическому плану развития города в части демонополизации
и создания системы контроля и регулирования естественных монополий были
пересмотрены тарифы на жилищно-коммунальные услуги, проводились аудиторские
проверки, оформлялись лицензии, что выявило резервы предприятий жилищно-коммунального
комплекса. Упорядочен состав затрат, относимых на себестоимость услуг,
что повлекло за собой снижение планово-расчетных тарифов.
 На основании законодательных документов установлен 50% стандарт уровня
платежей от полного тарифа населения на 1998 г. Тарифы на жилищно-коммунальные
услуги остались на уровне прошлого года.
 Сформирована и введена рациональная система выплат компенсаций на оплату
жилья и коммунальных услуг малообеспеченным слоям населения. Утвержден
стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан в совокупном
доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления
коммунальных услуг на 1998 г. в размере 18%.
 Разработана программа реконструкции систем теплоснабжения города для
обеспечения бесперебойной и надежной их работы за счет краевого, местного
бюджета и собственных средств предприятия “Тепловых сетей”.
 В 1998 г. улучшена технология обработки воды, подаваемой НОДВОДом потребителям,
за счет модернизации водоочистных сооружений.
 4. Транспорт
 Сразу же после прихода к власти представителей “ЯБЛОКА” была поведена
проверка обоснованности тарифов, устанавливаемых муниципальным автотранспортным
предприятием. В результате снижения тарифов до уровня, близкого к себестоимости
были существенно снижены дотации из городского бюджета 
 Разработан и введен в действие единый вкладыш льготного проезда АЕ-1493,
действует 50% льгота на проезд школьников в автотранспорте.
 5. Социальная сфера, образование
 Одна из основных социальных проблем на сегодняшний день – выплата
пенсий и детских пособий. Выплата пенсий и компенсационных пособий
граждан производится с задержкой на 1,5 месяца, из-за несвоевременного
перечисления денег краевым и Федеральным пенсионным фондами, хотя план
сбора страховых взносов городским отделением пенсионного фонда выполняется. 
 Выплата детских пособий является не менее сложным вопросом социального
плана. Накопившаяся сумма задолженности за последние 5 лет лежит непомерным
грузом на бюджете города. Администрации удалось в 1998 году выполнить свои
обязательства
по выплате детских пособий на 107 %; профинансированы не только текущие
платежи, но и сокращена на 20% задолженность по детским пособиям,
что говорит о положительной динамике этого процесса.
 На сессии городского совета депутатов утверждена Программа создания
единой муниципальной системы образования на период с 1993 по 2000
гад. Техникумы и филиалы ВУЗов, расположенные в городе Кропоткине,
прошли лицензирование и работают на законных основаниях.
 Летний отдых детей и подростков был организован в соответствии с программой
“Лето – 98”. Программа была принята и успешно выполнена. Более 3000 детей
полноценно отдохнули этим летом.
 На базе ДОУ №17 открыт центр развития ребенка и оснащен всем необходимым
медицинским оборудованием. С августа начал работать образовательный комплекс.
“Начальная школа – детский сад №13”, а в школе №2 открылся специальный
класс для слабослышащих детей.
 6. Здравоохранение
 В 1998 году в соответствии с реальными потребностями населения города,
новой идеологией финансирования отрасли здравоохранения по принципу
бюджетно-страховой модели было произведено реформирование коечного фонда
и амбулаторно-поликлинических посещений муниципальных ЛПУ города. Суть
реформирования заключалась в сокращении дорогостоящего круглосуточного
коечного фонда заменой стационарных коек койками дневного пребывания и
койками дневных стационаров при поликлиниках, введением новых технологий
управления и организаций лечебного процесса. Реализация мероприятий позволила
добиться экономии бюджетных средств в размере 425,0 тыс. руб. за
вторую половину 1998 г.
 В 1998 году продолжена работа по совершенствованию лекарственного обеспечения
населения и ЛПУ города. Затраты на приобретение лекарственных средств в
1993 г. составили 2,03 млн. руб. против 3,1 млн. руб. в 1997 г. при неизменном
объеме оказанной медицинской помощи. Это стало возможным вследствие более
рационального расходования лекарств в ЛПУ, улучшения их хранения и учета,
а также в результате конкурсного отбора поставщиков медикаментов. Открыта
муниципальная аптека, задачей которой является обеспечение бюджетных ЛПУ
и льготных категорий населения медикаментами. Большая работа в 1998 году
проводилась по улучшению материальной базы ЛПУ. Так, произведены капитальный
ремонт ряда подразделений городской больницы, противотуберкулезного диспансера,
родильного дома, станции скорой помощи. Станция скорой медицинской помощи
в 1998 г, укомплектована тремя новыми спецавтомашинами. В городской больнице
установлен новый стационарный флюорограф, а в противотуберкулезном диспансере
рентгеновская установка.
 Противотуберкулезная поликлиника переведена из аварийного помещения
в здание бывшего датского сада №11, где произведен ремонт. Завершается
работа по реконструкции здания по ул. Целинной 1, куда в ближайшее время
будет переведен стационар кожно-венерологического диспансера.
 7. Работа с населением
 Принципиально новым структурным образованием в городе стала Общественная
приемная, которая придает особую эффективность работе органам местного
самоуправления. Специалисты Общественной приемной принимают устные и письменные
обращения горожан, ведут запись на личный прием к главе города. При оказании
помощи учитываются материальное положение просителя (на основании актов
обследования), размер месячного дохода, социальная незащищенность и прочее.
Помощь оказывается многодетным семьям, матерям-одиночкам, малоимущим, одиноким
пенсионерам и другим.
 Эффективность работы с горожанами обусловлена тем, что Общественная
приемная администрации концентрирует и сортирует информацию и жалобы жителей
города, сокращая количество обращений к главе администрации.
 Отмечены далеко не все направления деятельности городской администрации,
по которым ведется целенаправленная и эффективная работа. Несомненно существуют
просчеты и недостатки, которые предстоит корректировать. |