4.1 Предпринимательство и собственность

4.1.1 Конверсия социальной инфраструктуры

 
Конверсия социальной инфраструктуры представляет собой проведение преобразований, связанных с изменением формы собственности объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений и муниципальных органов управления. Одновременно с этим проводится изменение структуры доходов населения и доведение квартирной платы и платы за коммунальные услуги до уровня, обеспечивающего снятие дотаций на покрытие убытков жилищно-эксплуатационных служб.
 
Проблемы
За последние десятилетия на государственных предприятиях были созданы значительные по своим объемам непроизводственные фонды, которые находятся в настоящее время на их балансе.

Государство, декларируя бесплатность, либо низкую стоимость многих видов услуг гражданам, переложило решение большинства чисто социальных вопросов на предприятия; в первую очередь, - обеспечение жильем, детскими дошкольными учреждениями, медицинским обслуживанием.

Такой подход был выгоден как для государства, так и для руководителей предприятий. Государство в значительной мере снимало с себя бремя забот о строительстве и содержании объектов социальной инфраструктуры. Руководители предприятий, в свою очередь, получили дополнительные рычаги воздействия на трудовые коллективы: с помощью распределения квартир, выделения мест в детских садах, предоставления путевок в дома отдыха работникам и т.д.

В результате проведения такой политики значительная часть объектов социальной инфраструктуры находится на балансе государственных предприятий.

В Нижнем Новгороде предприятия содержат более 50% жилого фонда города. Только на балансе производственного объединения “ГАЗ” находится 2480 тыс. кв. м жилья, 105 детских учреждений на 16807 детей, 13 оздоровительных учреждений на 3420 мест, больница на 1000 коек, реабилитационный центр. В городе Арзамасе лишь 14% жилого фонда находится в муниципальной собственности. Судостроительный завод “Ока” в городе Навашино владеет крупной медико-санитарной частью, которая обслуживает все население города. Помимо неё у завода имеется большой жилой фонд, детские сады, стадион и дом культуры.

Аналогичное положение сложилось и в других городах Нижегородской области.

Структура объектов социальной сферы, их объемы по предприятиям крайне неравномерны. За счет дифференциации нормативов отчислений от прибыли в бюджет государство регулировало размеры средств, направляемых на содержание этих объектов. Нормативов отчислений было множество, они различались как по предприятиям, так и по годам. Убыточным и малорентабельным выделялись дотации из бюджета.

После объявленной 2 января 1992 г. либерализации цен, введения единых ставок налогообложения ситуация резко изменилась. Оставаясь приверженным принципу низкой стоимости жилья и коммунальных услуг, бесплатной медицины, государство не смогло выработать и реализовать целенаправленную политику, которая позволила бы предприятиям адаптироваться к новым условиям.

Более того, заморозив квартирную плату, установив твердые тарифы на отпуск населению газа, тепло- и электроэнергии, государство поставило предприятия в тяжелейшие условия. Темпы роста затрат на содержание социальной инфраструктуры в десятки раз превышают темпы роста расходов населения на квартирную плату и коммунальные услуги. Все возрастающие убытки от ее эксплуатации покрываются за счет прибыли предприятий.

Если в 1991 году среднемесячные расходы на содержание жилого фонда в Нижнем Новгороде составляли 18,4 млн. рублей, то по прогнозу на III квартал 1992 года они достигнут 461,4 млн. рублей, т.е. увеличатся в 25 раз. Причем размер дотаций увеличивается с каждым месяцем. Плата же за коммунальные услуги возросла за последние полгода в 6 раз, а квартирная плата осталась без изменения.

Действующее законодательство предоставляет предприятиям, на балансе которых находятся объекты социальной инфраструктуры, определенные налоговые льготы. Но данная мера уже не спасает их. Идет постоянный процесс сокращения расходов на производственное развитие с одновременным увеличением удельного веса прибыли, используемой в виде дотаций на покрытие убытков социальной сферы. Отдельные государственные предприятия Нижегородской области уже сегодня направляют на финансирование указанных объектов от 80 до 100% прибыли. И число таких предприятий увеличивается.

Все это приводит к тому, что все больше государственных предприятий оказываются не заинтересованными в дальнейшем сохранении существующего порядка содержания и финансирования объектов социальной инфраструктуры. К изменению его подталкивает и принятый Указ Президента Российской Федерации об обязательном акционировании крупных государственных предприятий, в соответствие с которым трудовые коллективы должны определиться, что же делать с этими объектами.

Начинается процесс стихийного, неуправляемого сброса жилого фонда, детских садов на баланс муниципальных органов власти. В Арзамасе на некоторых заводах прошли собрания трудовых коллективов, на которых принято решение о передаче муниципалитетам в одностороннем порядке социальных объектов.

Положение усугубляется еще и тем, что в условиях спада производства, развивающегося кризиса неплатежей жилищно-коммунальные службы попадают в прямую зависимость от финансового состояния предприятий. В любой момент у предприятий может не оказаться средств для покрытия убытков от эксплуатации объектов социальной инфраструктуры, что приведет к их закрытию, резко осложнит ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Главные задачи проведения конверсии социальной инфраструктуры заключаются:

в создании необходимых предпосылок для акционирования государственных предприятий за счет снятия с их баланса объектов непроизводственной инфраструктуры;

в привлечении отечественных и иностранных инвестиций за счет расширения возможностей предприятий в использовании получаемой прибыли на модернизацию и развитие производства, а также на выплату дивидендов;

в проведении политики реструктуривания доходов населения и формирования на этой основе более точного представления о стоимости рабочей силы за счет включения в доходы населения всех фактических расходов на содержание жилья и оплату коммунальных услуг;

в стимулировании создания рынка жилья;

в значительном сокращении расходов на содержание социальной инфраструктуры за счет более рационального использования средств, а также создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг.

 
Жилищно-коммунальное хозяйство
Конверсия жилищно-коммунального хозяйства включает в себя два крупных блока. Первый касается изменений институционального характера - снятие жилого фонда с баланса предприятий и муниципальных органов управления и создание на их базе жилищных товариществ, кооперативов, а на основе служб, занятых эксплуатацией жилого фонда - акционерных обществ и т.п. Второй блок включает в себя вопросы, связанные с переводом дотаций, направляемых предприятиями и местным бюджетом на содержание жилых домов, в доходы граждан.

Общая схема конверсии жилищно-коммунального хозяйства будет заметно изменяться в зависимости от того, какой блок - институциональных преобразований или реструктурирования доходов граждан - будет “стартовым”, а какой - последующим.

Более простым в техническом отношении и логичным с точки зрения очередности проведения мероприятий является вариант, предусматривающий сначала осуществление перевода дотаций на содержание жилого фонда в доходы граждан и только затем - институциональные преобразования.

В том случае, если институциональные преобразования предшествуют переводу дотаций на содержание жилищно-коммунального хозяйства в доходы граждан, возникает естественный вопрос об источниках финансирования жилого фонда. Если до конца текущего года на уровне города (района) имеется возможность образовать специальный фонд для этих целей (соответствующие средства предусмотрены как в местном бюджете, так и в финансовых планах предприятий), то на следующий год сделать это вряд ли удастся.

Государственные предприятия должны быть к тому времени преобразованы в акционерные компании, и нетрудно предугадать, какое решение примут акционеры в отношении использования прибыли на финансирование непроизводительных расходов. Можно, конечно, ввести дополнительные местные налоги на предприятия, однако возможности муниципальных органов власти существенно ограничены. Практически единственным источником финансирования всего жилого фонда города становится местный бюджет.

Тем не менее, данная схема в принципе осуществима, и, в силу тех или иных причин, (главным образом, из-за жестких сроков приватизации) может быть использована при проведении программы конверсии социальной инфраструктуры.

В ходе подготовки предложений по определению размеров дотаций, включаемых в доходы граждан, предполагается осуществить следующие мероприятия.

1. Формирование базы данных. При формировании базы данных следует иметь в виду, что существующая форма статистической отчетности (Форма Nо 1-Жилфонд) представляется один раз в год по состоянию на 1 января. Поэтому для текущего анализа расходов предприятий и муниципального бюджета на компенсацию затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства, а также для проведения прогнозных расчетов средств, направляемых на финансирование убытков от эксплуатации жилого фонда на квартал и полугодие, необходимо иметь сведения, представляемые предприятиями и муниципалитетом.

Кроме того, необходимо иметь полные данные о структуре жилого фонда города (муниципальная собственность, собственность предприятий, учреждений, частная собственность), количестве проживающих, обеспеченности жильем, а также целый ряд других данных.

2. Проведение расчетов суммы увеличения доходов населения (в расчете на одного человека) в связи с отменой дотаций на жильё и коммунальные услуги.

Для этого необходимо осуществить:

- прогноз тарифов на услуги жилищно-коммунальных служб и коммунальные услуги;

- прогноз среднемесячных размеров дотаций на жилье (включая как средства городского бюджета, так и средства предприятий, направляемые на финансирование жилого фонда);

- определение численности и категорий населения, которым предполагается компенсировать удорожание квартирной платы и коммунальных услуг;

- расчет величины дотации на жилье, приходящейся на одного человека.

Представляемые предприятиями данные о величине дотаций на содержание ЖКХ следует самым тщательным образом проанализировать, особенно в том случае, если они существенно отличаются от средних показателей. Предварительные расчеты показывают, что затраты на содержание 1 кв.м общей площади по различным предприятиям колеблются в диапазоне от 95 копеек до 28 рублей. Причина таких расхождений заключается в том, что многие предприятия списывают затраты на содержание жилья на себестоимость продукции.

3. Определение нормативного размера увеличения доходов граждан, исходя из средней обеспеченности населения общей площадью.

Так, если в Арзамасе в среднем на жителя приходится 15,3 кв.м жилья, то размер компенсации определяется на основе этого норматива. Все излишки общей площади оплачиваются из доходов граждан.

При приватизации жилья граждане получают в собственность квартиры, в которых они проживают, т.е. тем самым закрепляется сложившаяся дифференциация по жилью (качество, размер квартир, престижность района и т.д.). Такая дифференциация складывалась десятилетиями и кардинально изменить ситуацию в ближайшее время вряд ли удастся. Единственное, что можно сделать, это постараться несколько “сгладить” данное обстоятельство через распределение дотаций исходя из среднего норматива увеличения доходов населения.

4. Формирование подходов к определению численности и категорий населения, которым предполагается компенсировать удорожание квартирной платы и коммунальных услуг. 

Здесь следует рассмотреть два принципиальных подхода:

а) дотация, усредненная на каждого взрослого жителя.

Этот вариант сравнительно прост в осуществлении и по этой причине, вероятно, более предпочтителен. Общая сумма дотаций на содержание жилья делится на численность занятых, получающих пенсии, безработных, домохозяек и некоторых других категорий населения.

Полученная сумма включается в заработную плату, пенсии, пособия по безработице, либо выплачивается в виде целевых дотаций. Для выплаты целевых дотаций, а также поддержки малоимущих представляется целесообразным создать на уровне города специальный фонд. Однако размеры его будут незначительны;

б) дотация, усредненная на каждого жителя.

Этот вариант более сложен в реализации. В данном случае общая сумма дотаций распределяется между всеми жителями города, включая иждивенцев (детей, студентов и т.д.). Полученная сумма дотаций (естественно, меньшая, чем по предыдущему варианту) также включается в заработную плату, пенсии, пособия по безработице.

Что касается иждивенцев, то соответствующие выплаты производятся ежемесячно из специального муниципального фонда.

С точки зрения социальной справедливости такой вариант выглядит более предпочтительным, так как позволит многодетным семьям, имеющим плохие жилищные условия, получать средства, превышающие их фактические расходы на квартирную плату. Это создаст условия для накопления денег для приобретения жилья, найма квартиры большей площади, а также будет способствовать ускоренному развитию вторичного рынка жилья (т.е. перераспределению существующего жилого фонда). Во всех случаях такой подход можно рассматривать как частичную компенсацию со стороны государства за плохие жилищные условия.

Однако у этого варианта имеется ряд недостатков: техническая сложность, необходимость создания значительного по своим размерам специального фонда с соответствующими источниками его образования.

5. Проведение расчётов по предприятиям города с целью оценить их потенциальные возможности осуществить единовременное повышение заработной платы своим работникам на нормативную величину увеличения заработной платы. 

Как результат - формирование данных об изменении их финансовых показателей в связи с ростом доходов.

Особое внимание необходимо уделить тем предприятиям, на балансе которых не было жилого фонда и которые, следовательно, не несли никаких расходов на его содержание. Увеличение доходов и рост себестоимости продукции может привести к значительному сокращению прибыли, либо вообще сделать это предприятие убыточным. Поэтому следует предусмотреть возможность предоставления таким предприятиям на определенный период (например, до 6 месяцев) дополнительных налоговых льгот или целевых дотаций. Такая мера позволит им легче адаптироваться к изменившейся ситуации.

У тех предприятий, на балансе которых находится жилой фонд, могут появиться некоторые “свободные” средства в связи с тем, что они прекращают покрывать убытки жилищно-коммунального хозяйства. Указанные средства могут направляться предприятиями на финансирование работ, которые предусматривалось осуществить за счет средств местного бюджета (строительство и ремонт дорог, приобретение лекарств для городских учреждений здравоохранения и т.д.).

Сальдо дает возможность определить количественно дополнительную потребность предприятий в средствах (если таковая выявится), которые необходимо профинансировать.

При проведении расчетов необходимо учесть:

- увеличение размеров средств, направляемых в Пенсионный фонд в связи с увеличением средней заработной платы. Указанные средства могут служить одним из источников повышения пенсий неработающим пенсионерам;

- увеличение налоговой базы в связи с потерей предприятиями льгот по уплате налогов (в соответствии с действующим законодательством прибыль, направляемая на финансирование социальной инфраструктуры, освобождается от налогообложения).

Имеется еще один дополнительный фактор, который может оказать определенное влияние на результаты проведения расчетов по конкретным предприятиям. Тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению, регулируются правительством, либо местными органами власти. Они устанавливаются намного ниже их себестоимости. Для того, чтобы компенсировать потери предприятий (теплостанций, водозаборов и т.д.), отпускные тарифы для промышленных предприятий и других потребителей услуг значительно завышаются.

Это приводит к существенному увеличению себестоимости продукции на предприятиях-потребителях услуг. В конечном итоге расплачиваться за это приходится населению.

6. Определение размеров средств, необходимых для увеличения заработной платы работникам бюджетных организаций.

Одним из основных источников этих доплат могут стать средства, предусмотренные в городском бюджете на покрытие убытков от эксплуатации муниципального жилого фонда.

7. Расчёт изменений, которые необходимо внести в финансовые потоки "предприятия - местный бюджет".

Имеются в виду налоговые льготы для предприятий - реципиентов, договоры с предприятиями - донорами относительно финансирования городских расходов на сумму “избытка” средств, высвобождающихся в связи с ликвидацией дотаций на ЖКХ и др., с тем, чтобы сбалансировать финансовые возможности предприятий и бюджета города в проведении мер, связанных с конверсией общегородских дотаций на ЖКХ в денежные доходы граждан.

8. Институциональный блок конверсии социальной сферы: создание акционерных обществ, жилищных кооперативов и товариществ на базе жилищно - коммунального хозяйства.

При подготовке плана приватизации необходимо решить вопрос о будущем жилищного фонда, находящегося на балансе предприятий. Наиболее приемлемым вариантом является создание на базе жилищно-коммунальных управлений или отделов предприятий акционерных обществ закрытого типа или товариществ с ограниченной ответственностью. Их учредителями могут стать государственные предприятия, местные органы власти, а также другие заинтересованные стороны.

Одновременно должно быть принято решение о передаче в собственность жильцам, как работающим на данном предприятии, так и не работающим, занимаемых ими квартир. Это следует сделать потому, что на настоящий момент жилой фонд предприятий закреплен за ними на праве полного хозяйственного ведения и осуществлять передачу и продажу его в собственность гражданам могут только предприятия. В дальнейшем люди сами будут решать, как им поступить с жильем: приватизировать его или нет. Оформление свидетельств на передачу жилья в собственность возьмут на себя местные органы власти либо акционерное общество.

На баланс акционерных обществ передаются инженерные сети, отдельно стоящие здания (магазины, предприятия бытового обслуживания и т.д.), иные материальные и нематериальные ценности. На забалансовый счет общества зачисляется жилой фонд, который не входит в его уставный капитал.

Отдельно необходимо рассмотреть вопрос о продаже вновь создаваемым предприятиям земли.

В течение первых двух лет перед акционерным обществом может не ставиться задача получения какой-либо прибыли.

Основным источником доходов станут средства, поступающие от собственников или нанимателей жилья, арендная плата за предоставление нежилого фонда, земельных участков, средства от тепловых станций в части затрат на транспортировку теплоносителей по инженерным сетям, принадлежащим акционерным обществам, и т.д.

Жильцы имеют возможность выбирать: либо они оформляют необходимые документы на переход жилья в их собственность, либо все остается по-старому.

В первом случае собственник квартиры оплачивает стоимость коммунальных услуг (отопление, водоснабжение и т.д.), заключает с акционерным обществом или иными юридическими или физическими лицами договор на текущее обслуживание, а также авансирует необходимые средства на проведение текущего и капитального ремонта дома.

Во втором случае акционерное общество заключает с жильцом договор найма, в котором оговариваются стоимость жилья, права и обязанности сторон, другие условия.

И в первом, и во втором случае размер платы за жилье устанавливается на уровне, позволяющем покрывать затраты на эксплуатацию жилого фонда, включая текущий и капитальный ремонт.

Таким образом у жильцов создается заинтересованность в переходе квартир в их собственность, так как они получают право распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, дарить, завещать и т.д.

По мере перехода квартир в собственность, жилые дома снимаются с забалансового счета акционерного общества и передаются на баланс вновь создаваемых жилищных кооперативов, товариществ.

Необходимо всячески стимулировать формирование альтернативных структур по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению. Это усилит конкуренцию на рынке услуг и приведет к повышению качества обслуживания.

При создании акционерных обществ особое внимание следует уделить вопросам социально справедливого “развода”. Работники жилищно-коммунального хозяйства, входя в общую численность работников предприятия, на балансе которого находится жилой фонд, пользуются всем набором дополнительных услуг (заводской сетью здравоохранения, продуктовыми заказами, льготными путевками, детскими дошкольными учреждениями и т.д.). Кроме того, они могут стоять в очереди на получение квартиры.

Целесообразно заключить между переходящим на работу в акционерное общество персоналом и администрацией и профсоюзной организацией предприятия договор, в котором будут отражены все указанные вопросы. В их числе можно было бы отдельно рассмотреть вопрос об участии указанных работников в приватизации предприятия, на котором они трудились.

Детские дошкольные учреждения

При проведении конверсии детских дошкольных учреждений следует исходить из того, что молодые родители, как правило, относятся к низкооплачиваемой категории населения и являются наиболее уязвимыми в социальном плане. Они занимают невысокие должности и имеют низкую квалификацию, у них отсутствует опыт практической работы.

За последнее время стоимость содержания детей в детских дошкольных учреждениях постоянно увеличивается. В III квартале этого года она достигнет 2000-2500 рублей в месяц. В этих условиях крайне затруднительно, чтобы родители в полной мере оплачивали расходы на содержание детей в садах.

Должны быть переходные формы. В этой связи заслуживает внимание опыт, накопленный в Нижегородской области. В соответствие с решением областного Совета 20% стоимости содержания детей в садах оплачиваются родителями, а по 40% вносят предприятия, где они работают. При отсутствии одного из родителей недостающая часть компенсируется из местного бюджета.

В данном случае родители полностью не устраняются от оплаты за содержание своих детей, которая будет увеличиваться с ростом цен. Кроме того, имеется возможность в дальнейшем по мере стабилизации экономической ситуации осуществить постепенный переход к оплате родителями если не всей, то по крайней мере более значительной доли средств, расходуемых на воспитание детей.

Такой подход уже позволяет решить проблему снятия детских дошкольных учреждений с баланса государственных предприятий. В этих целях представляется целесообразным создать на базе детских садов, комбинатов самостоятельные предприятия. Это могут быть товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, частные предприятия. Указанные предприятия могут состоять из одного или нескольких детских учреждений, каждое иметь свою или единую централизованную бухгалтерию. Главное, чтобы они были юридическими лицами.

Учредителями их становятся предприятия, на балансе которых находятся детские сады, а также местные органы власти, другие заинтересованные стороны.

Вновь создаваемые организации будут строить свои отношения с родителями, а также с предприятиями, где они работают, на основе договоров.

Задача местных органов власти заключается в том, чтобы установить минимальный набор услуг, предоставляемых детям (питание, медицинское обслуживание, обучение), их предельную стоимость и осуществлять контроль за соблюдением этих условий. Если по желанию родителей набор услуг будет расширен (посещения бассейна, обучение иностранным языкам), эти дополнительные услуги должны оплачиваться родителями по полной стоимости.

 
Объекты здравоохранения
Учитывая большую социальную значимость учреждений здравоохранения, к проблеме их конверсии необходимо подходить особенно взвешено.

Имеющийся опыт передачи поликлиник, больниц с баланса государственных предприятий на баланс муниципальных органов свидетельствует о том, что зачастую эти объекты очень быстро приходят в упадок. У местных органов не хватало средств для того, чтобы поддерживать достигнутый уровень медицинского обслуживания. Предприятия же имели возможность не только приобретать необходимое медицинское оборудование, в том числе и импортное, обеспечивать текущее обслуживание, но и выплачивать медицинским работникам премии из своих фондов, предоставлять места их детям в заводских детских садах, оказывать иные услуги.

Именно поэтому руководители предприятий, трудовые коллективы не всегда поддерживают предложения о передаче учреждений здравоохранения местным органам власти. Достаточно сказать, что когда Совет народных депутатов Нижнего Новгорода на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. о разграничении государственной собственности принял такое решение в отношении наркологического центра производственного объединения “ГАЗ”, последний обратился в суд с иском.

Кроме того, есть определенные надежды на то, что с переходом на страховую медицину, который должен быть осуществлен с 1 января 1993 года, эксплуатация медицинских учреждений сможет приносить не убытки, а прибыль. Правда, предприятия не освобождаются от уплаты соответствующих взносов в страховые фонды.

 
Нерешенные вопросы
В ходе проведения конверсии социальной инфраструктуры возникает ряд проблем, решение которых зависит от органов власти и управления различного уровня: начиная со Съезда народных депутатов Российской Федерации и кончая администрациями районов.

Как уже отмечалось выше, одним из достижений советской власти считались низкие затраты населения на оплату жилья и коммунальных услуг. О качестве жилья говорить не приходится. Оно было и остается намного ниже, чем квартирная плата, которая не пересматривалась чуть ли не с 20-х годов.

Наряду с этим в Конституции Российской Федерации, записано, что право граждан России на жилище обеспечивается “невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги”.

С нашей точки зрения, следовало бы как можно быстрее отказаться от старых стереотипов. Решение проблемы заключается в том, чтобы люди могли свободно выбирать, где им жить, какую квартиру арендовать или купить, ориентируясь только на свой личный доход. Необходимо только, чтобы эти затраты были учтены в доходах, включая пенсии.

С другой стороны, дифференциация в размерах доходов будет и дальше увеличиваться. Никуда не деться от безработицы. Останутся многодетные семьи, одинокие старики, которые нуждаются в социальной защите. И эти функции должно взять на себя государство за счет строительства недорогого муниципального жилья, предоставления всевозможных дотаций и льгот малоимущим.

Соответственно, потребуется пересмотреть и ряд существующих законодательных актов. В частности, это касается закона о налогообложении, жилищного законодательства и некоторых других.

В настоящее время в законодательстве не предусмотрены какие-либо серьезные экономические санкции за неуплату квартирной платы и платы за коммунальные услуги. Пеня в размере 0,1% за каждый день просрочки платежей не может рассматриваться как фактор, стимулирующий своевременную оплату жилья. За последнее время существенно возросло число лиц, которые не платят за жилье и коммунальные услуги. Если в декабре прошлого года в Нижнем Новгороде, Арзамасе и других городах области удельный вес неплательщиков составлял около 4%, то к августу этого года он уже превышает 40%.

Такое резкое увеличение числа неплательщиков в значительной степени можно объяснить разразившимся кризисом наличности. Вполне естественно было ожидать, что в этой ситуации люди в первую очередь будут вынуждены тратить деньги на приобретение продуктов питания, а потом уже на все остальное.

Ситуация осложняется тем, что при конверсии социальной инфраструктуры жилищно-коммунальные службы будут очень жестко привязаны к населению. Если сейчас подавляющую часть средств на содержание жилого фонда они получают из прибыли предприятий, на балансе которых он находится, путем безналичных перечислений, то в дальнейшем их благосостояние будет целиком и полностью зависеть от платежеспособности жильцов.

В этом случае жилищно-коммунальные службы будут более заинтересованы в своевременном поступлении средств, однако одновременно с этим должны быть усилены или введены новые санкции за несвоевременную оплату жилья. Это тем более оправдано, так как граждане получат необходимые средства на оплату жилья и коммунальных услуг.

Представляется целесообразным ввести в практику обращение взысканий за неуплату квартирной платы и коммунальных услуг на имущество граждан. Следовало бы также максимально упростить процедуру рассмотрения подобных дел в суде.

Кроме того, необходимо существенно повысить размер пени за несвоевременную оплату жилья и коммунальных услуг.

Значительные изменения потребуется внести в законодательные акты, регулирующие вопросы формирования минимальной заработной платы, а также всей системы, построенной на ее основе. В противном случае, увеличение минимальной заработной платы на величину компенсации приведет к кратному ее увеличению там, где заработная плата “привязана” к минимуму.

Потребуется пересмотреть подходы к формированию потребительской корзины, определению размеров пособий по безработице. При их расчете необходимо учитывать полные затраты на оплату жилья и коммунальных услуг.

Вместе с тем, все перечисленные выше несоответствия законодательства не препятствуют проведению на региональном уровне конверсии социальной инфраструктуры.

В сложившейся ситуации следовало бы максимально расширить возможности руководителей регионов в принятии решений по вопросам конверсии социальной инфраструктуры.

 

4.1.2 Свободная регистрация частных предприятий

Любому гражданину, постоянно проживающему в области предоставляется право фактически самому зарегистрировать свое предприятие. Для этого надо только заплатить регистрационный сбор и правильно заполнить “Свидетельство о государственной регистрации индивидуального предприятия”.

Цель введения порядка свободной регистрации частных предприятий, не являющихся юридическими лицами (“саморегистрации”), - кардинально изменить принципиальный подход к предпринимательству. Не государство должно давать разрешение на занятие предпринимательством, а гражданин должен ставить государство в известность о том, что он решил начать свое дело.

 
Процедура
Любой гражданин (группа граждан), постоянно проживающий в области (Вариант: в Российской Федерации) может зарегистрировать свое предприятие. Для этого надо только заплатить регистрационный сбор 2000 рублей (Варианты: 1000, 500, 1-2 минимальные зарплаты) и заполнить бланк “Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предприятия (полного товарищества)”.

Заплатить можно в нескольких местах: на почте, в исполкоме (в отделе регистрации), в банке. Регистрация осуществляется в исполкоме соответствующего совета (по заявленному домашнему адресу).

Бланк “Свидетельства” заполняется в 2-х экземплярах. Один остается у владельца, второй - в исполкоме или направляется туда заказным почтовым отправлением (если регистрация осуществляется по почте). На обоих бланках должна быть отметка: а) дата; б) сумма сбора; в) подпись работника, принявшего оплату (и, или отметка кассового аппарата).

Бланк “Свидетельства” для полного товарищества заполняется одним из его владельцев, чья фамилия входит в название предприятия.

Отделение связи (банк) направляют почтовый перевод с регистрационным сбором и 2-ой экземпляр “Свидетельства” (при “почтовой” регистрации) в регистрирующие органы в течение 3-х дней после даты уплаты сбора.

“Свидетельство” действительно при наличии: а) отметки об уплате сбора; б) только вместе с документом, удостоверяющим личность владельца ИП или одного из владельцев ПТ (ФИО, домашний адрес). Ответственность за правильность сведений, изложенных в “Свидетельстве”, лежит на заявителе.

При заполнении бланка “Свидетельства” исправления не допускаются. В случае неправильного заполнения (несоответствия сведений в “Свидетельстве” и в документе, удостоверяющем личность), “Свидетельство” изымается. Дубликат можно получить в регистрирующем органе за дополнительную плату (Варианты: 100, 50, 25 руб.).

По желанию владельца ИП (ПТ) и на основании “Свидетельства” его обладатель получает в УВД разрешение на изготовление печати предприятия.

Владелец (владельцы) ИП (ПТ) получают по почте (заблаговременно) бланк декларации о доходах, адрес налоговой инспекции, режим ее работы и т.д. Им может также направляться рекламная информация (перечень банковских услуг, список посреднических и консультационных фирм, информация о возможности приобретения комплекта нормативной документации и т.д.).

По своему желанию обладатель “Свидетельства” может за дополнительную плату (Варианты: 300, 200, 100 руб., бесплатно) проставить в исполкоме заверенные печатью сведения о его регистрационном номере и дате регистрации.

Обладатель “Свидетельства” имеет все права предприятия, предусмотренные действующим законодательством.

“Свидетельство” выполняет функции Устава предприятия.

Владелец (владельцы) предприятия обязаны: а) регулярно (Варианты: раз в квартал, в год) платить налоги; б) заблаговременно поставить в известность регистрационный орган о ликвидации предприятия.

Для ликвидации предприятия необходима личная явка владельца в регистрирующий орган (исполком). Ликвидация проводится в следующем порядке:

владелец представляет в регистрирующий орган Свидетельство о регистрации и заявление о ликвидации (можно воспользоваться чистым бланком “Свидетельства”, заменив слова “о создании” на слова “о ликвидации”; регистрационный сбор в этом случае не взимается);

работник исполкома проверяет соответствие сведений в свидетельстве о регистрации и документе, удостоверяющем личность владельца (паспорте);

свидетельство о регистрации изымается, вместо него выдается свидетельство о ликвидации предприятия с подписью работника исполкома и печатью.

Если заявление о ликвидации предприятия не подано в соответствующий орган, то предприятие считается функционирующим (владельцы обязаны платить налоги и сборы, если таковые устанавливаются, например, в абсолютной сумме в месяц, год и т.п.).

 
Что дает свободная регистрация
Для граждан:
- предоставление права любому гражданину заняться предпринимательской деятельностью без утомительной процедуры оформления учредительных документов, их прохождения по инстанциям и регистрации (зачастую, требующих значительных затрат);

- возможность учреждения нетрадиционного типа предприятия: без стандартных атрибутов (обязательная бухгалтерия и статотчетность, печать и расчетный счет в банке, сложная система отношений с налоговой инспекцией и т.д.). Вместе с тем индивидуальные частные предприятия с неограниченной ответственностью имеют все права предприятий, предусмотренные действующим законодательством - возможность заключения всех типов договоров, включая договоры найма рабочей силы, возможность открытия расчетного счета в банке, возможность отстаивать свои права не только в суде, но и в арбитраже;

- упрощенный порядок уплаты налогов: владелец частного предприятия заполняет только декларацию о доходах и на ее основе исчисляются все налоги (подоходный налог, налог на добавленную стоимость, акцизы, местные налоги). Для налоговой службы рекомендуется применять порядок налогообложения частных предприятий с неограниченной ответственностью, аналогичный порядку, предусмотренному для индивидуальных предпринимателей, которые действуют без создания предприятий. Наиболее существенным здесь является предоставление налогового кредита: например, полная выплата налогов на добавленную стоимость, акцизов и подоходного налога осуществляется в конце финансового года, в то время, как ежеквартально или ежемесячно предприниматель платит относительно небольшие суммы;

- налоговые льготы (отнесение части личных расходов на издержки и сокращение тем самым подоходного налога, освобождение владельца частного предприятия от налога на прибыль, упрощенный порядок взимания НДС и акцизов; на первых порах рекомендуется освобождать эти предприятия от местных налогов);

- рост ответственности предпринимателей перед потребителями. Например, в случае обмана покупателей для владельцев частных предприятий угроза предъявления исков будет более существенна. Например, при продаже некачественного товара, причинившего вред здоровью потребителя, иск может быть предъявлен на все личное имущество владельца частного предприятия, если суд посчитает, что косвенный ущерб для гражданина велик (затраты на лечение, неполучение доходов во время болезни и т.д.).

 
Для власти:
- первые шаги к формированию цивилизованного рынка: создается возможность легализации “черного рынка” при одновременном запрещении занятия свободной торговлей для незарегистрированных предпринимателей;

- приобретение налоговыми службами практического опыта работы в новых условиях. Прежде всего это относится к работе с налоговыми декларациями, аналогичными налоговым декларациям граждан, - появляется возможность апробировать применение новых методов работы (учет доходов и расходов граждан, связанных с предпринимательской деятельностью, налоговая полиция и т.д.) сначала на небольшом массиве владельцев частных предприятий. Данный опыт будет незаменим при неизбежном переходе к декларированию доходов всеми гражданами.

 
Какие возникают проблемы
Для предпринимателей:
- психологическая невосприимчивость полной имущественной ответственности;

- нестабильность и нечеткость налоговой системы;

- проблема защиты частной собственности;

- ограниченные возможности (нехватка капиталов) для приобретения недвижимости (земли, нежилых помещений) и необходимого оборудования;

- ориентация внешней среды на традиционные предприятия (банковские услуги, внешнеэкономическая сфера, трудовые отношения и др.).

 
Для власти:
- сложности со сбором налогов (неизбежная потеря налоговых сумм в случае непринятия целого комплекса мер по реорганизации работы соответствующих служб);

- трудности контроля за возможными злоупотребления (использование свободной регистрации для создания фиктивных предприятий, возможность использования владельцами частных предприятий нескольких банковских счетов с целью сокрытия доходов от налогообложения и т.д.).

 
Стимулы
В целях стимулирования создания частных предприятий целесообразно принять решение о предоставлении дополнительных прав обладателям “Свидетельства”.

Предлагается выделить ресурсы (землеотводы, помещения, бюджетные ассигнования и т.д.) для стимулирования цивилизованной конкуренции на потребительских рынках. Вследствие ограниченности ресурсов необходимо разработать систему приоритетов. Наиболее важными представляются:

- бесплатное (или за небольшую плату) выделение мест для торговли в городах (пгт) для зарегистрированых частных предпринимателей;

- выделение помещений для проведения закрытых аукционов (конкурсов) по сдаче в аренду или продаже для зарегистрированных частных предпринимателей;

- отвод земельных участков для оптовых рынков сельхозпродукции;

- выделение бюджетных средств (Варианты: средств Фонда защиты предпринимателей, средств ассоциаций частных предпринимателей) для финансирования новых функций органов УВД (МБ) по защите частного предпринимательства: дополнительное патрулирование, проверка лицензий на торговлю.

 
Нерешенные вопросы
При саморегистрации возможны злоупотребления. Общий принцип борьбы с ними - пусть контрагент индивидуального предприятия (полного товарищества) будет осторожен! Со стороны государства (налоговая инспекция, УВД и т.п.) должны нарастать меры контроля (составление “черных списков” фальшивых свидетельств, координация с госорганами других регионов и др.). Однако, необходимо отдавать отчет в том, что эта инфраструктура находится почти в зародышевом состоянии и возможны ошибки.

Существует возможность для одного гражданина создать несколько предприятий с неограниченной ответственностью. Это должно быть запрещено, но почти невозможно проконтролировать на стадии регистрации. Метод выявления - средствами налоговой полиции, включая агентурные.

Нерешенным остается вопрос о социальном страховании как владельца предприятия, так и, в особенности, его наемных работников (при заключении соответствующего трудового договора). Представляется нецелесообразным введение для ИП (ПТ) соответствующих отчислений, предусмотренных для юридических лиц. Искать решение надо путем параллельного формирования частных страховых компаний.

Принципиально важно четкое применение налоговых льгот: по упрощенной и льготной схеме платить НДС, имея в виду его постепенную отмену для частников; вместо акцизов - продавать лицензии; уменьшать облагаемую базу подоходного налога за счет отнесения части расходов на издержки предприятия. Целесообразно рассмотреть вопрос о предоставлении владельцам ИП (ПТ) налогового кредита, хотя бы в части налога на добавленную стоимость, в течение первых одного-двух лет после регистрации.

При введении порядка свободной регистрации обязательно принятие соответствующих решений органами государственного арбитража (принятие исковых заявлений от и против владельцев “Свидетельств”). Желательно иметь предварительную договоренность с коммерческими банками на открытие ими расчетных счетов для предприятий с неограниченной ответственностью и определение условий их кредитования.

 

4.1.3 Акционирование до отчуждения прав собственности

Суть предложений - дать возможность для крупных государственных предприятий разделить во времени преобразование в акционерные общества и распределение и продажу акций. С точки зрения реформы принципиальное значение имеет изменение подходов к “большой приватизации”. Последняя может быть проведена быстро только под лозунгом “черного передела”, что не решает ни одной проблемы. Приоритетными должны стать обеспечение дополнительных инвестиций со стороны новых собственников (обладателей контрольных пакетов акций) и обеспечение максимально возможных полномочий управляющих при эффективном контроле собственников.
 
Опасности
“Стремительная” приватизация крупных промышленных предприятий, проводимая практически одновременно с их акционированием, чревата очень серьезными последствиями. С одной стороны, трудовые коллективы поставлены в жесткие временные рамки относительно выбора способа приватизации - они должны до 1 октября с.г. сделать выбор между двумя вариантами приватизации. Либо (1 вариант) 25% акций члены трудового коллектива получают бесплатно в виде привилегированных акций, до 10% акций - могут выкупить по льготной цене, до 5% акций - могут выкупить руководители предприятия; 60% и более - передается фонду имущества. Либо (2 вариант) трудовой коллектив выкупает до 51% обыкновенных акций (с коэффициентом 1,7 от номинала), а остальные передаются в фонд имущества. Третий вариант, при котором 20 процентов обыкновенных акций могут получить инициативные группы работников предприятий в случае выполнения условий договора по недопущению банкротства предприятий с фондом имущества, в условиях Нижегородской области неприменим: нет предприятий отвечающих условиям данного варианта (численность более 200 человек и балансовая стоимость основных фондов от 1 до 50 млн. рублей).

С другой стороны, в жесткие рамки поставлены комитеты и фонды имущества. После получения акций, они обязаны в максимально короткие сроки продать их (по крайней мере, значительную часть) для того, чтобы обеспечить программу ваучеризации (ведь не менее 35 процентов акций этих предприятий должны быть проданы на ваучеры). В противном случае у местных органов власти будет неприятный разговор с населением, так как приватизационные чеки действительны лишь до конца 1993г.

Мало того, что подавляющее большинство руководителей предприятий и членов трудовых коллективов плохо представляет себе сам смысл и последствия этих преобразований. Даже если акционирование по предложенной правительством схеме произойдет, оно даст совершенно обратный эффект.

Для большинства предприятий станет невозможным поиск крупного инвестора, разумная реорганизация, реальная оценка стоимости предприятия и т.д. Очень опасна декапитализация и дезорганизация управления. Во-первых, предприятия ничего не получают от приватизации. Все средства от продажи акций уходят на сторону - государству. Кроме того, предприятия неожиданно для себя (пока это не вполне осознается ими) получат “оброк” в виде дивидендов, которые необходимо выплачивать огромному количеству мелких акционеров. Во-вторых, практически неизбежно распыление собственности и отсутствие реального собственника - обладателя контрольного пакета, заинтересованного в инвестициях в предприятие. Существующие традиции самоуправления (роль трудовых коллективов), неадекватность законодательства (отсутствие гарантий взаимных прав и обязанностей акционеров и управляющих), противоречивость нормативных актов по акционированию, наконец, неподготовленность управленческих кадров к работе в новых условиях практически неизбежно приведут к потере управляемости новыми акционерными обществами.

 
Суть предложений
При всей важности и необходимости скорейшего изменения статуса предприятий и адаптации их к рыночному режиму, есть опасность дискредитации самой идеи. Для Нижегородской области предложен ряд механизмов, смягчающих перечисленные выше негативные последствия.

Во-первых, предложено разделить во времени акционирование и приватизацию крупных предприятий. Необходимо время для того, чтобы найти потенциального инвестора, реально оценить стоимость предприятия, создать план его реорганизации (выделение цехов, производств), изменить систему управления (перейти от управления технологическими процессами к управлению финансами и капиталами), подготовить план сокращения численности занятых с максимальным смягчением последствий массовых увольнений.

Во-вторых, надо дать время трудовому коллективу и администрации выбрать оптимальный для себя способ приватизации (по одному из трех имеющихся вариантов). Может сложиться (и скорее всего сложится) ситуация, при которой трудовому коллективу в своих интересах придется поступиться частью своих акций для привлечения инвестора, который в качестве гарантий своих инвестиций потребует приобретения контрольного пакета акций (2/3 или 3/4 числа акций).

По нынешнему законодательству срок действия ваучеров истекает в конце 93 года. Поэтому на раздумья у предприятий остается не более года. Но этого срока особенно для крупных предприятий может оказаться недостаточно. Поэтому может встать вопрос о продлении срока действия ваучеров.

Чтобы не допустить на переходном этапе дестабилизации управления производством, имеет смысл сохранить старый управленченский аппарат, придав ему новые права и обязанности. Для этого уставный капитал создаваемых акционерных обществ на первом этапе не распределяется между собственниками. Создается единый (смешанный) уставный капитал.

На втором этапе единый (смешанный) уставный капитал распределяется между собственниками в соответствии с законодательством о приватизации.

При этом комитету и фонду имущества - в случае, если трудовой коллектив выберет один из вариантов приватизации без определения потенциального инвестора, - рекомендуется не продавать принадлежащий ему пакет акций мелкими партиями (по 5 - 10%) до тех пор, пока не продан контрольный пакет потенциальному инвестору.

 
Рекомендации по подготовке учредительных документов.
В плане приватизации фиксируется совместное решение трудового коллектива, областных комитета по имуществу и фонда имущества о взаимных правах и обязанностях.

Трудовой коллектив предприятия резервирует за собой право выбора одного из трех вариантов предоставления ему льгот (фактически, способов приватизации) в любой момент в течение 12 месяцев после регистрации акционерного общества на условиях, предусмотренных законодательством на 1992 год.

Комитет и фонд имущества принимают обязательство (путем утверждения соответствующего плана приватизации) начать открытую продажу перешедших к ним акций, в том числе за приватизационные чеки, не ранее, чем через 12 месяцев после регистрации.

Рекомендуется:

а) трудовому коллективу - осуществлять выбор варианта приватизации только при наличии ясности в том, кто будет обладателем контрольного пакета и конкретным инвестором (сам трудовой коллектив, инвестиционный фонд, другие крупные коммерческие структуры и т.д.);

б) комитету и фонду имущества - в случае, если трудовой коллектив выбрал один из вариантов приватизации без определения потенциального инвестора, - не продавать принадлежащий ему пакет акций мелкими партиями (по 5 - 10%) до тех пор, пока не продан контрольный пакет потенциальному инвестору.

Уставный капитал создаваемых акционерных обществ на первом этапе не распределяется между собственниками. Создается единый (смешанный) уставный капитал без распределения акций по собственникам. Для управления единым (смешанным) капиталом АО создаются Советы Директоров (Наблюдательные Советы), которым доверяется контролировать наиболее важные решения правления. На втором этапе единый (смешанный) уставный капитал распределяется между собственниками в соответствии с законодательством о приватизации.

100% акций создаваемого акционерного общества объявляются совместно управляемой общей собственностью государства (в лице комитета и фонда имущества) и членов трудового коллектива. Функции собрания акционеров до момента приватизации возлагаются на Совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества.

Состав Совета директоров (наблюдательного совета): нечетное количество членов (обычно от 11 до 21), из них - Генеральный директор (по должности - председатель Правления); половина директоров назначается совместным решением областной (муниципальной) администрации и совета народных депутатов (представители комитета и/или фонда имущества, обслуживающего банка, крупных поставщиков и потребителей, депутаты); половина директоров - выбирается на собрании (конференции) трудового коллектива.

Совет директоров (наблюдательный совет) не имеет исполнительно-распорядительных функций. Все решения от имени акционерного общества принимаются Председателем Правления (Генеральным Директором) и его заместителями (в пределах полномочий). Председатель Правления (Генеральный Директор) обязан получить согласие Совета Директоров на принятие решений, выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности предприятия (получение особо крупных кредитов, продажа основного капитала, увольнение большого числа работников, создание и ликвидация филиалов и т.д.). Перечень решений, по которым необходимо согласие Совета Директоров (наблюдательного совета), фиксируется в Уставе акционерного общества.

Рабочая комиссия по приватизации продолжает свою деятельность после регистрации акционерного общества по следующим направлениям:

проведение реальной оценки стоимости предприятия с привлечением аудиторских фирм и специалистов;

выработка рекомендаций по реорганизации (структура, численность работников, управление);

поиск покупателя контрольного пакета (институционального инвестора).

Акции выпускаются на всю величину уставного капитала по балансовой стоимости на 1.07.1992 г.

На момент регистрации акционерного общества все акции объявляются конвертируемыми, т.е. они могут быть преобразованы в любой из предусмотренных законодательством классов (обыкновенные, привилегированные типа А и привилегированные типа Б). Конвертация (т.е. разделение всего пакета акций на указанные классы) происходит после принятия трудовым коллективом решения о принятии одного из вариантов предоставления льгот. Протокол решения этого собрания и сведения о распределении всего пакета акций (подаваемых в соответствии с типовым планом приватизации) направляются в областное финансовое управление и являются составной частью учредительных документов указанного акционерного общества.

Дивиденды по конвертируемым акциям объявляются Советом директоров акционерного общества и до момента приватизации (разделения акций по классам) направляются в резервный капитал общества.

Количество акций должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить всех членов трудового коллектива хотя бы одной акцией при выборе первого варианта предоставления льгот. При этом для предприятий с относительно большим количеством работников, и лиц, имеющих право на бесплатные и льготные акции, рекомендуется устанавливать небольшую номинальную стоимость одной акции.

Пример: при уставном капитале 108 млн. руб. и численности работников 1 тысяча человек стоимость льготных акций передаваемых для продажи трудовому коллективу составит 4 млн. руб. (5400х1000), или 5% уставного капитала. Общее количество выпускаемых акций должно быть не менее 20 тысяч (1000 : 0,05). При этом минимальном варианте номинал 1 акции составит 5,4 тыс. руб., что крайне неудобно, особенно если предполагается использовать коэффициенты “личного участия” при распределении всего льготного пакета между отдельными работниками. Поэтому в данном случае целесообразно установить номинал акции в 100 (200) рублей и эмитировать 1,8 млн. (540 тыс.) акций.

В учредительных документах АО (плане приватизации и уставе) фиксируется доля в уставном капитале, которая подлежит бесплатному (до 25%) или льготному распределению (до 10% по первому варианту, до 51% по второму варианту). В случае изменения величины уставного капитала или минимальной зарплаты, условия предоставления трудовому коллективу бесплатных или льготных акций не могут быть ухудшены.

Пример: 1) при уставном капитале 100 млн. руб. и численности работников 1 тыс. чел. фиксируются доли в уставном капитале: 18% акций (18 млн. руб., т.е. 20 минимумов х 900 руб. х 1000 чел.) - бесплатно; до 10% (до 10 млн. руб.) - со скидкой 30%; до 51% (до 51 млн. руб.) - с коэффициентом 1,7. 2) К моменту фактического выбора варианта приватизации и распределения акций уставный капитал увеличился в 2 раза (стал 200 млн. руб., а минимальная зарплата - в 3 раза (2700 руб). В этом случае бесплатно передается 18% акций (36 млн. руб., хотя 20 минимумов х 2700 руб. х 1000 чел. составило бы 54 млн. руб и больше 25% уставного капитала), продается 10% акций за 7 млн. руб. (с учетом скидки; хотя их стоимость составляет 20 млн.). Аналогичный порядок по второму варианту - 51% акций продаются за 86,7 млн. руб. (с учетом коэффициента; реальная стоимость - 102 млн.).

В течение 15 дней после регистрации акционерного общества на собрании трудового коллектива принимается решение о критериях распределения льготных акций между членами трудового коллектива (по стажу, зарплате и т.д.) по всем трем вариантам. Устанавливается порядок наделения акциями работников, включенных в поименный список имеющих право на льготные акции и увольняемых с предприятия до принятия решения о распределении акций. (Рекомендуется также предусмотреть вопрос о выплате таким лицам части накопленных дивидендов из резервного капитала).

Предусмотренная законодательством рассрочка платежа при выкупе льготных акций (до 1 - 3-х лет) исчисляется с момента регистрации акционерного общества.

 

4.1.4 Новые подходы к малой приватизации

Предлагается принять решение о постепенном переходе к открытым некоммерческим конкурсам и закрытым аукционам (конкурсам). Таким образом предполагается решить две задачи. Первая - расширить социальную базу, т.е. ввести в процесс приватизации те слои, которые не имеют средств для участия в обычных аукционах. Вторая - создать основу для нацеленной социальной политики, заключающейся в предоставлении возможностей для занятия предпринимательской деятельностью для наименее защищенных слоев (инвалиды, ветераны и т.д.).
 
Тенденции
В среднем по России по данным Госкомимущества на конец августа приватизировано 4% предприятий общепита, 8% - розничной торговли и 12% - бытового обслуживания. В Нижегородской области (включая Нижний Новгород) эти показатели в несколько раз выше: общепит и розничная торговля - по 30%, бытовое обслуживание - 20%.

Тем не менее, аукционы в последнее время идут менее активно:

а) увеличивается количество непроданных лотов (в марте-апреле из 20 лотов не продавали 1-2, летом и осенью - бывает, что до половины лотов снимается);

б) уменьшается средняя продажная цена (часто лоты продаются по цене, близкой к начальной).

Таким образом, даже перед теми местными органами власти, которые успешно решают задачи “малой” приватизации (Нижний Новгород) встают новые проблемы. Главная - “затухание” приватизационной активности по причине стремительного обесценения капиталов. Приватизация торговли, общественного питания и бытового обслуживания еще может быть завершена “чистыми” аукционами (и то, далеко не во всех регионах). Приватизация же малых предприятий в других отраслях при таком методе будет затруднена, либо вызовет нежелательные социальные последствия.

 
Дополнительные возможности
1. Принимается Положение об открытых некоммерческих конкурсах. Особенности этих конкурсов - предоставление конкурсным комиссиям право продажи объектов “малой” приватизации покупателям, предложившим в ходе конкурса наилучшие с точки зрения продавца условия. В отличие от коммерческих конкурсов здесь победителем может быть признан покупатель, предложивший меньшую цену, но более выгодные другие условия (обязательства по сохранению профиля, занятости, экологии и т.д.).

2. Принимается решение об обязательных заданиях для областных и муниципальных комитетов и фондов имущества по проведению закрытых аукционов (конкурсов) по продаже объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также по аренде нежилых помещений для ограниченного круга покупателей. В качестве первого шага - специальные аукционы для инвалидов I и II групп. Необходимо обеспечить незначительный конкурс - не более 2-х человек на 1 объект. Перечень объектов для специальных аукционов (конкурсов) согласовывается с общественными организациями, представляющими интересы данных социальных групп (например, с обществом слепых и т.д.). Учитываются их рекомендации.

 

4.1.5 Государственная служба защиты собственности

Создание государственной службы защиты собственности (прежде всего, частной собственности) - это попытка переломить тенденцию к стремительной криминализации всей экономики путем сосредоточения максимального количества функций по охране интересов предпринимателей в юрисдикции государственного органа, обладающего соответствующими полномочиями, подготовленными кадрами, вооружением и другими необходимыми средствами.
 
Последовательность шагов
На первом этапе органам внутренних дел и безопасности (УВД и УМБ по области) предоставляется право на заключение договоров с ассоциациями предпринимателей.

Содержание этих договоров - учет рекомендаций ассоциаций предпринимателей при планировании и выполнении данными органами своих обычных функций. 

Примеры: частичное изменение схемы патрулирования, частичное изменение времени и места дежурства личного состава, концентрация сил и средств на проведение стандартных операций (проверка паспортного режима, правил торговли и т.д.).

Второй этап - создание в структуре УВД и МБ специальных подразделений и наделение их правом заключения договоров на выполнение особых функций не только с ассоциациями, но и с отдельными предприятиями и гражданами:

- охрана служебных, производственных и иных помещений, материальных ценностей, денег и физических лиц;

- охрана коммерческой, финансово-кредитной и производственно-технологической тайны;

- оказание юридических услуг;

- разработка и внедрение технических программ охраны.

Третий этап - учреждение (на базе специальных подразделений) акционерных обществ со 100%-ной государственной собственностью и осуществлением ими всего комплекса услуг, разрешенных для частных агентств.

В качестве уставного капитала вносятся служебные помещения, автотранспорт, вооружение, специальные и иные средства, а также другое имущество, находящееся в распоряжении специальных подразделений органов внутренних дел и безопасности.

Такие акционерные общества будут выполнять дополнительные функции:

- оперативное обслуживание предпринимательских структур, борьба с преступными посягательствами, противодействие рэкету и мафиозным группировкам;

- координация деятельности частных охранно-сыскных и других формирований правоохранительной направленности.

 
Статус работников специальных подразделений
Для успешного выполнения задач по охране собственности работникам соответствующих подразделений необходимо придать особый статус:

- сотрудников, работающих в специальных подразделениях по защите собственности считать находящимися в действующем резерве МВД и МБ Российской Федерации, сохранив за ними все права, обязанности и льготы, предусмотренные для сотрудников органов внутренних дел и безопасности;

- разрешить принимать на работу на контрактной основе бывших сотрудников-пенсионеров МВД, граждан из числа общественного актива, а также (на должности офицерского состава) военнослужащих Вооруженных Сил, уволенных по сокращению штатов, с сохранением всех льгот, предусмотренных для сотрудников органов внутренних дел и безопасности.

 

4.1.6 Концепция приватизации колхозов и совхозов

Предлагается концепция сельскохозяйственной приватизации, на основе которой можно определить ее масштабы, сроки и, что самое главное, адресность.

Принцип - разработка баланса производства и потребления по каждому виду сельскохозяйственной продукции региона. На его основе осуществляется группировка хозяйств по уровню себестоимости сельскохозяйственной продукции с фиксацией нарастающего объема производства, в том числе товарного, при переходе от одной группировки к другой. Эта группировка, расшифрованная до районного уровня и конкретных хозяйств, позволит четко выделить высокоэффективные хозяйства с точки зрения издержек и роли в производстве и обеспечении населения сельскохозяйственной продукцией.

Этот подход базируется на том, что, чем ниже издержки производства в хозяйстве, тем более значимую роль они занимают в объемах товарного производства сельскохозяйственной продукции. В среднем по России около 30% наиболее эффективных хозяйств дают до 50% растениеводческой и 65% животноводческой продукции.

Выбор наиболее оптимального соотношения между эффективностью сельскохозяйственного производства и объемами его товарности определит, в числе прочего, границы обязательной приватизации. В эту границу попадут хозяйства, издержки производства и реализации которых будут превышать установленный областным руководством уровень.

В хозяйствах не подлежащих обязательной приватизации (высокоэффективных и товарных) могут быть проведены частичная приватизация и коммерциализация при условии сохранения технологической целостности, специализации, объемов производства. В некоторых случаях возможны временные административные ограничения на реорганизацию.

Оставшаяся часть хозяйств должна быть подвергнута не “добровольной” приватизации, а реальному банкротству с изменением отношений собственности, с установлением для них тех же ценовых пропорций, условий закупки их продукции, что и для высокоэффективных хозяйств.

Сейчас же дотации на мясо-молочную продукцию выплачиваются всем хозяйствам, и, судя по развитию событий, будут произведены взаимозачеты, что не позволит реально выделить хозяйства-банкроты.

Противоречия приватизации сельско-хозяйственных предприятий

На 1 июля 1992 года в области было зарегистрировано 1941 фермерских хозяйство, которые занимали 39,2 тыс. га, т.е. в среднем 20 га. В среднем на два хозяйства приходится 1 трактор, на четыре - автомобиль, на 24 - зерноуборочный комбайн (данные на март 1992 года).

С 1991 по 1992 годы произошло заметное перераспределение посевных площадей между колхозами и совхозами одной стороны, и фермерскими хозяйствами и ЛПХ - с другой. Вся посевная площадь в колхозах и совхозах сократилась на 367,0 тыс. га (на 20,6%), при одновременном росте за этот период посевных площадей в ЛПХ и у фермеров на 366.8 га (на 275.5%).

Проведенный анализ хода приватизации и земельной реформы показывает, что она сталкивается с серьезными противоречиями и трудностями как на республиканском, так и на областном и хозяйственном уровнях.

Главными из них являются:

- противоречие между необходимостью обеспечения устойчивого снабжения сельскохозяйственной продукцией и реальной опасностью сбоев в ее производстве в результате широкомасштабной приватизации и реорганизации колхозов и совхозов;

- отсутствие реальной управляемости процесса приватизации и земельной реформы, фрагментарности, возможности реорганизации без реального изменения социально-экономических отношений;

- общее ухудшение экономической ситуации на селе, поставившей на грань банкротства подавляющее большинство колхозов и совхозов, значительную часть фермерских хозяйств, неэффективность механизмов поддержки новых предпринимательских структур в сельском хозяйстве.

Как показывает практика как Нижегородской области, так и России в целом, наибольшие успехи в сфере приватизации и увеличения сельскохозяйственного производства наблюдаются в развитии личных подсобных хозяйств, садовоогородных участков. Третий год подряд происходит быстрый рост сельскохозяйственных площадей, находящихся в личной собственности, увеличение поголовья животных и птицы. Нижегородские власти всемерно содействуют данному процессу путем целенаправленного выделения комбикормов и массового отвода пригородных земель под садовоогородные участки и жилищную застройку.

В этой связи не надо обманываться высокими темпами роста количества фермерских хозяйств в I половине 1992 года и наличием большого количества заявлений на их создание. Площади резервных сельскохозяйственных угодий, особенно в пригородных районах, быстро сокращаются и без реального решения вопросов о приватизации колхозов и совхозов остаются весьма ограниченными.

 
Направления приватизации колхозов и совхозов
В соответствии с действующим законодательством, владелец земельного или имущественного пая в колхозе, совхозе, акционерном обществе или кооперативе имеет право добровольного выхода из него и создания самостоятельного крестьянского хозяйства или иного предприятия. Собственники, не способные вести самостоятельное хозяйство из-за недостатка квалификации, по состоянию здоровья или другим причинам, имеют право на передачу своей собственности по наследству, продажу или аренду паев другим работникам, получение компенсации стоимости земли и средств производства.

Раздел земли и имущества на паи, предоставление права выхода из хозяйства с паями создает необходимую юридическую и экономическую основу для преобразования колхозов и совхозов. Оно может осуществляться двумя путями:

- постепенное отпочкование от коллективного хозяйства отдельных крестьянских хозяйств, кооперативов или малых предприятий на основе заявлений владельцев земельных или имущественных паев;

- единовременная реорганизация коллективного хозяйства в систему крестьянских хозяйств, производственных и сервисных кооперативов, частных и акционерных предприятий.

Первый путь (выделение фермерских хозяйств из сохраняющихся колхозов и совхозов) является в настоящее время господствующим. Однако, он не может быть признан наиболее эффективным.

В настоящее время даже в регионах с неразвитым сельскохозяйственным производством с низким удельным весом занятых в этом производстве (как например в Нижегородской области, где их число составляет всего 5% населения) на одного занятого в сельском хозяйстве и пенсионера приходится в среднем 5 - 7 га сельскохозяйственных угодий.

К тому же, если учесть, что общественное стадо крупного рогатого скота фактически сравнялось с частным, то, при определенных обстоятельствах, на месте нынешних колхозов и совхозов возникнут не крупные высокотоварные фермы, а несколько миллионов крестьянских дворов средней площадью 10-15 га, с 4-5 головами крупного рогатого скота, одним трактором на 6 хозяйств, одним комбайном - на 20 хозяйств.

Раздел колхозов и совхозов на мелкие крестьянские хозяйства приводит к тому, что выход отдельных работников нарушает существовавшие технологические связи. Так, при уходе забирается земля, в результате оставшийся в хозяйстве скот нельзя полностью обеспечить кормами. Часто создаваемые одиночные фермерские хозяйства либо отсекаются от производственной инфраструктуры колхоза или совхоза (мастерских, складов), либо возникают проблемы взаимоотношений при пользовании указанной инфраструктурой, обеспечении семенами, молодняком животных, кормами и т.д. Фермерские хозяйства часто лишаются возможностей пользования социальной инфраструктурой (детские сады, коммунальное хозяйство). Наконец, выход одного за другим работников вносит нестабильность и нервозность в оставшийся коллектив.

Этот путь, с одной стороны, как-бы возврат к ситуации начала XX века, с другой, - реальность, обусловленная большей жизнеспособностью (в краткосрочном плане) мелкотоварного крестьянского уклада, из-за преобладания в нем дешевого ручного труда и гораздо меньшего использования дорогостоящей техники, топлива, минеральных удобрений.

Поэтому надо быть готовым к такому развитию ситуации в сельском хозяйстве, а, следовательно, и к такому варианту приватизации. Для этого необходимо иметь концепцию развития малого предпринимательства в сфере сельского хозяйства, стимулирования процесса кооперации, роста товарности.

В условиях существующего мелкоземелья необходимо подготовить и принять правовые нормы перераспределения земли, создать государственные структуры (по принципу работы Земельного Банка эпохи столыпинской реформы). Цель - способствование ускоренному формированию оптимальных (с точки зрения современной науки и техники, а также инвестиционных возможностей) фермерских хозяйств и сельхозкооперативов.

 
Рекомендации по формированию крупных частных сельско-хозяйственных производителей
Существуют многочисленные попытки создания кооперативной сети крупных фермерских хозяйств на базе реорганизации колхозов и совхозов в рамках действующего законодательства. Однако многие хозяйства лишь “меняют вывеску” с целью получения налоговых льгот и субсидий: освобождение от налога на землю, 5% страховой и пенсионный налог от фонда потребления, компенсация платежей по кредитам из бюджета при ставках выше 8% годовых и т.д.

Суть предложений сводится к разработке методических рекомендаций по реорганизации хозяйств в ассоциации сельских предпринимателей, активно использующих действующую инфраструктуру.

(В основе предложений лежат разработки, осуществленные в Аграрном институте РАСХН под руководством д.э.н. Узуна В.Я. и специалистами Ростовской области).

Единовременное комплексное преобразование хозяйства в ассоциацию сельских предпринимателей включает в себя:

формирование целостной структуры из вновь создаваемых предприятий (крестьянских хозяйств, производительных и сервисных кооперативов, малых предприятий, акционерных обществ и товариществ различных типов, а также ассоциаций сельских предпринимателей);

закрепление земли, имущества, финансовых средств, кредитной задолженности за вновь создаваемыми предприятиями, передача отдельных объектов муниципалитету;

разделение баланса преобразуемого хозяйства и формирование балансов вновь создаваемых предприятий;

юридическое оформление новых предприятий и ликвидация прежнего хозяйства.

Структура создаваемых предприятий, включает в себя следующие элементы:

- крестьянские хозяйства, создающиеся на основе объединения земельных и имущественных паев членов одной семьи или близких родственников. Они могут включать в себя выкупленные или арендованные паи других работников хозяйства;

- товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ). Если на месте бригады или арендного звена создано несколько юридически самостоятельных крестьянских хозяйств, то они могут формально или неформально объединиться в ТОЗ;

- производственные кооперативы на базе крупных объектов, которые не могут быть без потери эффективности расчленены на крестьянские хозяйства. Они включают в себя кооперативы по реализации продукции, по материально-техническому снабжению, по переработке продукции, по ремонтно-техническому обслуживанию, по транспортному обслуживанию, по строительству, по финансовому обслуживанию.

Материальной базой создания этих кооперативов являются оборудование, техника, помещения существовавших ранее производственных структур колхозов и совхозов. Ранее работавший на них персонал может сам на ее базе за счет своих паев создать акционерное предприятие, товарищество, частное предприятие. Он также может стать наёмным персоналом в кооперативах, создаваемых фермерами.

Предприятия объединяются в ассоциацию сельских предпринимателей. Материальной базой ассоциации являются здания, техника и оборудование, ранее использовавшиеся администрацией колхоза или совхоза.

Вступление в ассоциацию для всех вновь созданных на месте общественного хозяйства предприятий является добровольным. В связи с этим на месте одного колхоза или совхоза может быть создана одна или несколько ассоциаций.

Ассоциация как координирующий орган вновь созданных предприятий и организаций, призвана обеспечить постепенность перехода от административной системы ведения хозяйства к отраслевым союзам крестьянских кооперативов. В начальный период, обычно до 5 лет, участие вновь созданных предприятий в ассоциации может быть предусмотрено как обязательное.

Создание указанных выше структур невозможно без юридического оформления перераспределения паев.

Процедура закрепления земли и имущества за вновь создаваемыми предприятиями должна включать в себя:

- раздел земли и имущества на паи;

- сбор заявлений от каждого владельца пая с указанием его пожеланий по использованию земельного и имущественного пая;

- определение перечня вновь создаваемых предприятий;

- купля-продажа, обмен и аренда земельных и имущественных паев;

- сбор заявлений от руководителей вновь создаваемых предприятий о вступлении в кооперативы с указанием размера паевых взносов;

- раздел земли и имущества в натуре и закрепление их за вновь создаваемыми предприятиями.

Ключевым звеном создания механизма формирования системы взаимосвязанных крупных сельскохозяйственных и смежных частных производственных единиц является работа по согласованию их экономических интересов. Для этого проводятся переговоры и заключаются договоры на аренду земельных и имущественных паев.

Вновь создаваемые предприятия договариваются между собой об обмене земельных паев на имущественные и наоборот. Обмен осуществляется либо по номинальной стоимости (рубль стоимости земельных угодий на рубль стоимости фондов), либо условия обмена определяются по соглашению сторон.

При разделе имущества чрезвычайно важно сохранить технологическую целостность выделяемых отдельным предприятиям ресурсов, т.е. передавать животных вместе с животноводческими помещениями, мастерскую с оборудованием, зерносклады и ток вместе с машинами по очистке и погрузке зерна и т.д.

Сохранение технологической целостности может привести к тому, что отдельные предприятия получат имущество, стоимость которого превышает стоимость паев, а другие, наоборот, меньше. В связи с этим может вновь возникнуть необходимость купли-продажи паев, их аренды, обмена. Если стоимость фактически полученного имущества не согласуется со стоимостью паев, то задолженность должна быть оформлена как кредит. Условия кредитования определяются по соглашению с дебиторами.

Комиссия по реорганизации колхозов и совхозов должна подготовить документы:

- протоколы общего собрания работников колхоза (совхоза) об утверждении размеров земельных и имущественных паев работников, утверждении раздела хозяйства на отдельные крестьянские хозяйства, товарищества, кооперативы, об организации ассоциации, утверждении ее Устава;

- схему землеустройства до раздела и балансы всех вновь создаваемых предприятий, включая и ассоциации.

Для регистрации в исполкоме районного Совета готовятся документы.

Крестьянское хозяйство.

1. Государственный акт собственности на землю, договоры на аренду земельных участков.

2. Заявка на регистрацию крестьянского хозяйства.

Товарищества, кооперативы.

1. Выписка из протокола учредительного собрания или учредительный договор.

2. Заявка на регистрацию товарищества, кооператива. 

3. Устав.

Ассоциация сельских предпринимателей.

1. Учредительский договор или выписка из протокола учредительского собрания.

2. Заявка на регистрацию ассоциации сельских предпринимателей.

3. Устав.

Основным регулятором взаимоотношений между членами ассоциации является Устав ассоциации. Он регулирует права и обязанности, ответственность членов ассоциации и включает в себя: цели и задачи ассоциации, права и обязанности, собственность и ответственность ее членов, управление в ассоциации, условия прекращения ее деятельности.

Между членами ассоциации (пенсионерами и членами ассоциации) могут заключаться договоры по заему имущественных паев (денежных средств), аренды земельного пая, имущества. В таких договорах указывается размер займа, условия погашения аренды, процент за кредит заемщику, срок аренды. Договоры могут заключаться и между отдельными членами и ассоциацией в целом.

Все договоры должны быть зарегистрированы в Совете ассоциации, который берет на себя обязанности арбитра при нарушении договоров и возникновения споров. В Уставе ассоциации оговариваются случаи применения различных санкций в случае нарушения договоров.

Целесообразно в административном порядке ограничить возможности передачи в собственность земли пенсионерам, при этом усилить механизмы компенсации и индексации для этой категории граждан. Необходимо также разработать ясный механизм (по типу КТУ), повышающий долю в земельном и имущественном паях председателя (директора), специалистов и бригадиров.

В числе экономических мер необходимо рассмотреть целесообразность введения или увеличения налога на землю для фермерских хозяйств, аккумулирование этих и других средств в региональных земельных банках с целью выкупа земель у крестьян, не добившихся реальных успехов в их эффективном использовании, с последующей передачей их сначала в аренду, а затем и продажей (в рассрочку) более эффективным хозяйствам.

 

4.1.7 Обобщение опыта земельной реформы

Большой прогресс в проведении земельных преобразований в Нижегородской области связан с выделением земельных участков под сады и огороды и приобретением их в собственность граждан.

Отвод земли в пригородной зоне является сложнейшей проблемой, связанной с интересами многочисленных групп граждан, производственных коллективов, местных властей. Принятые в 1991 и в начале 1992 года решения федерального правительства, касающиеся земельных отношений в России, не дают четкого юридического механизма изъятия и отвода земли, противоречивы и рассчитаны на дальнейшую законотворческую работу.

В конце 1991 года в администрации области скопилось до 125 тыс. заявлений на выделение земельных участков под сады и огороды. Администрация области явилась инициатором и разработчиком довольно эффективного, как показала практика, механизма передачи в собственность граждан земельных участков .

Предложенный механизм включает в себя три ключевых момента: выделение земли, оценка земельных участков и их продажа.

На первом этапе до глав администраций пригородных районов были доведены нормы выделения земельных участков. Плата за отводимые участки устанавливалась по нормативам в обычном порядке (в среднем около 17 тыс. руб. за гектар). Прямое административное давление на руководство районов и контроль со стороны губернатора способствовало тому, что из 9,5 тыс. требуемых гектаров было выделено около 8 тыс.

Вместе с тем, проверка со стороны Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам показала, что выделенные земли оказались в радиусе 70-100 км от города, значительная часть их приходилась на могильники, болота и земли, не пригодные для использования.

Вследствие этого администрацией была разработана и предложена новая система оценки земельных участков, исходя из критерия их удаленности от города и близлежащих транспортных путей. Руководству пригородных районов было предложено выделить дополнительные земельные участки на расстоянии 20-25 км от городов Нижнего Новгорода и Дзержинска, но уже по цене от 80 тыс. рублей до 150 тыс. рублей за 1 га при практически немедленной (в два этапа) оплате этих участков. Решением областного Совета на эти цели из областного бюджета было выделено 191 млн. рублей. Это сразу же сказалось на улучшении финансового положения районных властей. Так например, только стоимость оплаченных областью земельных участков в Дальнеконстантиновском районе составила около 80 млн. рублей, при годовом бюджете района около 40 млн. рублей.

Это значительно ускорило процесс выделения районами требуемых земельных участков, способствовало “поиску” районными администрациями резервных земель и перераспределения их среди хозяйств районов.

Третий этап состоял в реализации полученных земельных участков гражданам.

С целью упрощения и сокращения процедуры подачи, сбора и обработки заявлений граждан на земельные участки был выбран единый день для сбора заявлений, которые подавались на участки, образуемые по аналогии с избирательными. Для регистрации заявлений использовались имеющиеся избирательные списки.

Ко времени сбора заявлений население было оповещено о выделенных землях, их местонахождении и стоимости. Был организован конкурс заявлений на участки. В его основе было количество совершеннолетних членов семьи, родственников или знакомых, которые включались в заявление для получения данного земельного участка.

При такой системе количество поданных заявлений очень быстро сократилось до 23 тыс., что определило реальную потребность. На наиболее престижной территории, где было 8 заявлений на участок, проходным оказалось заявление, которое включало 4 совершеннолетних гражданина и одну льготу (инвалиды, ветераны и т.д.).

После анализа и проверки, правильно оформленных заявлений оказалось около 17 тыс., они все были формально удовлетворены.

Оплата стоимости участков установлена в рассрочку на 10 лет для лиц с наименьшими доходами на члена семьи, и до 3 лет для семей с доходами свыше 3 тыс. рублей на человека. Причем при официальной индексации минимальной заработной платы остаток выплаты за землю подлежит соответствующей индексации.

Денежные средства перечислялись на специальные бюджетные счета административных районов, в которых расположены участки.

До полной оплаты стоимости земельного участка и получения гражданами государственного акта о землепользовании, главы районных администраций выдают им временные удостоверения на право пользования этими участками.

При введении этого порядка распределения земли возникли проблемы, которые, главным образом, связаны с недостаточно эффективной работой системы комитетов по земельной реформе.

Многие выделенные земли даже после проверки оказались в болотистой местности, на незафиксированных трубопроводах, линиях электропередач и т.п. По этой причине из 17 тыс. заявлений, формально прошедших конкурс, на уже оплаченных областью землях, реально удовлетворены лишь 10 тыс., что породило волну разбирательств, претензий и т.п.

В области готовится второй этап приватизации земли - под сады, огороды и индивидуальное строительство.

 
[Начальная страница] [Карта сервера] [Форум] [Книга гостей][Публикации]
 
Нижегородский пролог. Содержание.
Далее -> 4.2 Социальная сфера