РАЗДЕЛ II. 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЮНИТИЗАЦИЯ 

 
Для определения объектов недродопользования, пересекающих международные границы, как правило используется термин "трансграничные месторождения (ресурсы)".  

Для эффективной разработки таких объектов государства обычно ведут переговоры и заключают договора, предусматривающие процедуры международной юнитизации. 

Все основные положения, применяемые в государстве по отношению к пользователям недрами, должны быть предусмотрены в международном договоре по юнитизации. Основная идея международного юнита - это разработка месторождения как единого целого, и установление единого регулирования по этому месторождения. 

Иногда государства ведут переговоры по отдельным вопросам, регулирующим разработку месторождения. Однако наиболее часто стороны договариваются, что нормы, установленные одним из государств, будут применяться по отношению ко всему юниту. Этот принцип может быть более легко реализован в том случае, если законодательство о недрах в соответствующих государствах имеет много схожих элементов. Законодательство какого из участвующих в переговорах государств применять - зависит от ряда факторов. Если одно государство имеет более развитую законодательную базу, а другое государство является "новичком" - то применяется более развитое законодательство. Как правило, применяется законодательство того государства (при прочих равных условиях), в чьих недрах предполагается большее количество запасов. Если стороны не могут прийти к соглашению о превалировании законодательства одного из государств в области налогообложения, то это по крайней мере необходимо сделать области технического контроля за разработкой. 

 

2.1 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЮНИТИЗАЦИИ

Для эффективной эксплуатации месторождения, пересекающего границу между государствами, требуется сотрудничество этих государств и действующих в них на данном месторождении подрядчиков или владельцев лицензий. 

В настоящее время международное сообщество стремится к мирному урегулированию пограничных споров, в том числе и связанных с использованием "трансграничных" ресурсов. Для этих целей важными мерами могут быть: 

    * установление общих для двух или более государств - владельцев "трансграничных ресурсов" - адекватных международным стандартов рационального пользования недрами; 

    * при эксплуатации природных ресурсов, разделяемых двумя или более государствами, каждое государство должно действовать на основе предварительных консультаций с другими государствами - владельцами того же объекта природопользования - с целью достижения оптимальной схемы использования ресурса и не нанося ущерба законным интересам других государств.

Эти принципы нашли отражение в Резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1973 и 1974 г.г. ( United Nations General Assembly Resolutions 3129 (XXVIII), 1973, 13 December; 3281, (XXIX), 1974, 12 December). 

Отдельные государства заключают соглашения, отражающие эти принципы. Яркими примерами таких соглашений являются: 

    * Соглашение между Великобританией и Норвегией по разработке месторождения Фригг (UK - Norway Frigg Reservoir Agreement) 

    * Соглашение между Австралией и Индонезией по разработке Впадины Тимор (Australia - Indonesia Timor Gap Treaty).

Правовые вопросы, возникающие при разработке "трансграничных" ресурсов, могут быть разделены на две части. Первая охватывает ситуации, при которых определение международных границ было произведено до момента, когда "трансграничный" объект был обнаружен. Вторая часть - это вопросы, возникающие, когда нефтяное месторождение (залежь) было обнаружено в зоне, где международная граница уже определена. 

Если в отношении сухопутных границ соглашения заключаются в условиях определенных границ, то на континентальном шельфе ситуация несколько иная. 

Прежде, чем рассмотреть в деталях каждую из этих ситуаций, необходимо проанализировать права государств на ресурсы углеводородов континентального шельфа. 

Каждое прибрежное государство имеет исключительное право на эксплуатацию природных ресурсов морского дна и недр морской зоны, простирающихся от территории (суши) этого государства на расстояние 200 морских миль или до края континентального шельфа, в зависимости от того, что больше (UNCLOS, The 1982 United Nations Convention on the Law of the Sea, Статья 76). Государство имеет полномочия регулировать деятельность по поискам, разведке и эксплуатации таких природных ресурсов. Эти полномочия как правило реализуются либо через систему лицензирования на лицензионных участках или блоках, либо через систему контрактов (договоров) между государством (обычно в лице государственной компании) и контрактором (подрядчиком) на контрактной территории (акватории). 

Все правовые нормы, по которым государство пришло к соглашению с соседними государствами в отношении пользования "трансграничными" ресурсами углеводородов, реализуются каждым таким государством через лицензионную или договорную систему, которая должна обеспечивать, чтобы пользователи недр осуществляли свою деятельность в соответствии с договоренностью между государствами. 

Содержание международного юнитизационного соглашения обычно включает: 

    1. Определение территории соглашения и координаты "юнита". (Юнит - это объединенная часть месторождения (залежи), состоящая из нескольких участков. Если на все участки имеются лицензии и все они объединились, то юнит - это все месторождение.) 

    2. Пропорция, определяющая долю добычи юнита, на которую имеет право каждый из совладельцев юнита. (долевое участие в юните). 

    3. Процедуру переоценки долей в юните. 

    4. Формирование управляющего комитета для наблюдения за операциями юнита, включая процедуру голосования. 

    5. Права и обязанности оператора юнита. 

    6. Расходы на разработку юнита - рабочие программы и сметы. 

    7. Распределение и распоряжение углеводородами. 

    8. Налоги. 

    9. Бухгалтерский учет.

Процесс юнитизации охватывает все стороны, заинтересованные в объекте природопользования. При международной юнитизации в этот процесс вовлекаются как государства, в чьих недрах находятся ресурсы, так и их подрядчики или владельцы лицензий. 

В ряде случаев для государства становится необходимым принятие мер по принуждению владельцев лицензий или подрядчиков к юнитизации, и лицензионные и/или контрактные системы обычно содержат механизмы для оказания такого давления.

 
Содержание
Далее -> 2.2 Проблемы международной юнитизации в случае, когда месторождение углеводородов обнаружено после делимитации международной границы
Яблоко. Начальная страница
Яблоко. Соглашения о разделе продукции