[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Давыдова
Школа замедленного действия
Московские новости, 21-28.02.1999 (в извлечениях)

К подарку Минобразования соотечественники относятся, мягко говоря, неоднозначно. Судя по всему, перспектива оставить собственного ребенка в руках народного образования на лишние два года не шибко греет родительские сердца.

Официально школа у нас уж сегодня одиннадцатилетняя хотя для большинства российских детей (по одним оценкам для 70 процентов, по другим - для всех 90) это все та же прежняя десятилетка. Только дети из 3-го класса, автоматически переводятся в 5-й. Теперь получается, что чиновники намерены приплюсовывать к нынешней школьной жизни еще пару лет. Оно нам надо?

Теоретически надо бы нам порадоваться. Образование становится более тщательным, чуть ли не европейским по качеству. Что тут плохого? Однако родители подозревают, что все нововведения в итоге закончатся тем что дети будут сидеть все в тех же старых, добрых школах и испытывать тихую ненависть все к тем же старым добрым преподавателям на целых два года больше. Не слишком ли тяжкое испытание для психики?

Вот, например, говорят, что будет как в Европе. Но европейцы не перегружают мозги своих юных граждан знаниями, которые невозможно усвоить. Недавно наши ученые сравнили российский учебник физики с британским и американским. Оказалось, что нашему школьнику предлагается усвоить в два раза больше физиче-ских понятий, чем англичанину, и в 4 раза больше, чем американцу.

На то и реформы, вкрадчиво поясняют чиновники, чтобы разгрузить школьную программу, а заодно спасти наших детей от близорукости, сколиозов, нервного переутомления и гастритов. Не знаю, как вы, а я, когда слышу про разгрузку школьных программ, сразу вспоминаю свою племянницу. В этом году школьное начальство ее уже разгрузило, лишив одного выходного. Причем разгрузили ее фактически по схеме будущей реформы (шестидневная школьная неделя вместо пятидневной - это все равно, что двенадцатилетка вместо десятилетки). Теперь, когда я звоню своей сестре поздно вечером, то обычно узнаю, что у Аленки сегодня опять было семь уроков, что она кашляет, потому что в классе опять не работает отопление, и больная, опять сидит над уроками.

Интересно, что заступничеству Филиппова не рады даже сами учителя. "Надо же реально смотреть на то, что происходит в стране, - сдержанно советуют они министру со страниц газет. - В нынешнее трудное время материального подкрепления для двух лишних лет учебы нету". Они даже не напоминают министру про 15 миллиардов государственной задолженности учителям, не поминают голодных обмороков своих коллег. Все это, наверное, для нашей школы еще не трагедия. Во всяком случае, с точки зрения отечественных чиновников.

Кстати сказать, заботу о детском здоровье они тоже понимают как-то по-своему. Вот они предлагают отдавать детей в школу с шести лет, хотя не так давно ученые и медики высказались вполне определенно - больше половины российских малышей к обучению в школе с шести лет не готовы - ни физически, ни психологически.

Глупо думать, что разговоры о реформе пока носят сугубо теоретический характер. Думается, что мы и глазом моргнуть не успеем, как инициатива чиновников будет претворена в жизнь и нам придется испытывать ее прелести на собственной шкуре.

Минувшим летом родители детсадовской группы моего Сережки (в этом году ему исполнится 6 лет) решали, пойдут ли наши дети в школу в 1999-м или останутся в саду еще год. Пристроить шестилетку на учебу в принципе можно - в нашем районе четырехлетних начальных школ оказалось несколько. Меньшая часть родителей так и сделала - их дети ходят теперь в группу "приготовишек" и учиться пойдут в этом году. Однако большая часть родителей, в числе которых и ваш корреспондент, решили все-таки оставить своих малышей в садике еще на год, чтобы на будущий отдать их уже семилетками в нормальную трехлетнюю начальную школу.

Итак, свой выбор мы сделали. А теперь вот не знаем, как быть. По садику ходят слухи, что в 2000 году 12-летку в Москве введут в приказном порядке во всех школах.

Но если действительно в 2000 году школ для семилетних не останется, наши дети попадут в странное положение, оказавшись в одном классе с 6-летними. Но страшно не это, а то, что, проучившись в начальной школе не 3, а 4 года, наши мальчишки закончат школу даже не в 18, а в 19 лет. Получается, что родившихся в 1993-м могут забрить в армию (по воле случая и реформенных обстоятельств) прямо с выпускного бала - даже если к тому времени авторы реформ разберутся с военными и отодвинут призывной возраст с 18 лет на 19.

Однако несмотря на все это, я точно знаю, что отдам своего шестилетнего сына в школу только в крайнем случае. Но, может быть, этот крайний случай уже наступил? Я опять обошла школы, в которых принимают детей с семи лет. Во всех мне сказали примерно одно - люди мы подневольные, и, если нам прикажут принимать шестилеток, куда же мы денемся.

предыдущая страница | индекс | следующая страница

Cм. также:

Деятельность ОПОО "Объединение Яблоко"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]