[Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей] [Актуальные темы] [История и современность]

Теодор Шанин

Теодор Шанин
Фотогалерея Т.Шанина
Биография Т.Шанина
Книги и статьи Т.Шанина
Публикации о Т.Шанине
Полезные ссылки
T.Shanin. Selected works in English

Теодор Шанин - профессор социологии Манчестерского университета и ректор Московской школы социальных и экономических наук - известен в России прежде всего как автор книг и исследований о крестьянстве. Диапазон его научных интересов и работ намного шире.

Среди них - наряду с крестьяноведческими работами, такими как "The Awkward class: Political Sociology of Peasantry in a Developing Society: Russia 1910-1925" (Claredron Press, 1972); "Peasants and Peasant Societies" (Penguin Books, 1971) (8 изданий, последнее из них в 1992, на базе которого построена хрестоматия на русском языке ”Великий Незнакомец” (М., 1992), как и "Defining Peasants" (Blackwells, 1990). Это также посвященное эпистемологии “The Rules of the Game: Models in Contemporary Scholarly Thought” (Tavistoc Publications, 1972); работы по третьему миру, такие как "Sociology of Developing Societies". (L., 1979); работы по политической теории, такие как "Late Marx and the Russian Road: Marx and the Peripheries of Capitalism". (Routledge, GB. Monthly Review US, 1984). Последние две крупные работы Т.Шанина посвящены исторической социологии России. Это - "Russia as a Developing Society” (Macmillan Yale U.P. 1985, 1986); “Revolution as the Moment of Truth” ” (Macmillan Yale U.P. 1986, 1987). Последняя издана на русском языке: Революция как момент истины. Россия 1905-1907 гг.-1917-1922 гг. (М., 1997).

Теодор Шанин родился в 1930 году в Вильно. Окончив в 1951 году колледж социальной работы, занимался профессиональной деятельностью по специальности. В 1959 году вернулся к учебе и окончил в 1963-м отделение социологии и экономики Иерусалимского университета. C 1965-го преподаватель Шеффилдского университета. В 1970-м защитил докторскую диссертацию (PhD) по социологии в Бирмингемском университете, тема - "Циклическая мобильность и политическое сознание русского крестьянства: 1910 - 1925 гг.". С 1974 года - профессор, заведующий кафедрой социологии Манчестерского университета. В 1990 году избран почетным академиком ВАСХНИЛ.

Подробно...


Книги и статьи Т.Шанина

Т. Шанин "Западный опыт и опасность "сталинизма наоборот", «Коммунист», 1990 год, №1, с.65-67
Прислушиваясь со стороны к спорам о перестройке, очень скоро начинаешь различать две темы, звучащие настойчивее других: выбор верной программы дальнейшего развития, во-первых, и возможности использования западного опыта, форм и методов рыночной экономики, во-вторых. Значение и взаимосвязь этих двух тем очевидны. Налицо глубокий кризис советского общества. Его истоки видятся в ошибках прошлого. Понятно поэтому стремление найти такую хорошо продуманную программу, которая стала бы окончательной, безошибочной и желательно безболезненной. А поскольку на индустриализированном Западе получилось лучше, ведь там полки магазинов полнее и большинство населения живет богаче, то предлагается брать и включать в программу на будущее то, что определило успех там, но чего не было в советской экономике. Главным «недостающим элементом» считают обычно «свободный рынок», неограниченную конкуренцию.

Т. Шанин: "Вопрос знания о себе и знания о других становится центральным вопросом и центральной преградой вашего развития", "Фермер", 1991, №10, с.12-13, 19
Несколько замечаний, связанных с более общими вопросами. Я хочу сказать о двух ученых, которые больше всех других здесь упоминаются. Про Маркса и про Чаянова. Было время, когда иностранным ученым, приезжающим сюда, беспрестанно объясняли неограниченное тотальное величие Маркса и опасную, предательскую сущность Чаянова. Теперь нам объясняют глупость Маркса и ум Чаянова. Когда из человека делают икону, иногда забывают, о чем он говорил. У Чаянова нет ответа на все вопросы, и не всё, что он сказал, правильно. Мы должны у него, как и у Маркса, как и у каждого другого учиться, чтобы создавать свою науку. Мы не должны быть марксистами, мы не должны быть чаяновистами. Мы не можем быть ничем, кроме самих себя. Мы ученые и мы учимся у всех, и с этим согласились бы крупнейший русский ученый Чаянов и крупнейший английский ученый Маркс, и так они действовали, будучи учеными.

Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. "Антоновщина". Документы и материалы. Под ред. В.Данилова и Т.Шанина. Тамбов: "Редакционно-издательский отдел", 1994
Крестьянская война в Тамбовской губернии в 1920 - 1921 годах, более известная как "антоновщина", - крупнейший факт всей послеоктябрьской истории Тамбовского края, - своими масштабами, политическим резонансом и последствиями явилась событием огромной общероссийской значимости. Мощный социальный взрыв вынудил государственную власть к безотлагательному поиску принципиально новых путей выхода из глубокого общественного кризиса, в котором оказалась страна.

Т. Шанин “Три смерти Александра Чаянова”, Социологический журнал, 1995, № 1
На самом деле Чаянов не был утопистом, в его аналитических инструментах и даже его "предписаниях" гораздо больше смысла, нежели в чем бы то ни было еще, имеющем теперь хождение к бывших советских республиках. Крот истории копает глубоко, и как показывает время, вновь и вновь именно сила оригинальной и реалистической мысли, равно как и ее носители, заставляют мир вертеться. Именно поэтому теоретическое наследие Чаянова переживет и его врагов, и его обожателей и сыграет свою плодотворную роль в сотворении будущего.

Т. Шанин "Идея прогресса". Данная статья написана для: The Post-Development Reader (Ed.by Majid Rahnema with Victoria Bowtree.) L., 1997
Прежде, чем перейти к вопросу о роли, которую идея прогресса играла и играет в истории человечества, остановимся на таких качествах этой модели как ее сила, популярность и убедительность. Частично они объяснимы временной соотнесенностью с наступлением эпохи так называемой «промышленной революции», когда забрезжила упоительная вера в неограниченные возможности роста производства материальных благ как залога счастливого будущего человечества. Но не менее важно, по-моему, хотя и гораздо менее очевидно то, что идея прогресса разрабатывалась как весьма общий, однако глубоко удовлетворяющий ее авторов и потребителей ответ на две крупнейшие загадки, с которыми европейцам пришлось столкнуться на заре того, что позднее получило название «современности» (modernity).

Т.Шанин. Россия как "развивающееся общество". Революция 1905 года: момент истины .
(Главы из книг) Русский журнал
Первая русская попытка самоосознания в терминах современной социальной теории проявилась в форме спора между славянофилами и западниками. Одна сторона утверждала, что Россия вполне уникальна, другая же рассматривала ее как отсталую провинцию Европы, пройденную Западом ступень единой эволюционной лестницы. Россия не была ни тем, ни другим. Россия не была уникальной, но из этого не следовало, что она находилась в процессе превращения во вторую Англию. Она также не была "феодальной", но это не означало, что она была просто "капиталистической" или же смесью капитализма и феодализма. На рубеже XIX и XX вв. Россия стала первой страной, в которой материализовался специфический социальный синдром "развивающегося общества", как мы его сегодня называем. Но он сочетал эту социальную форму с длительной имперской историей, особенно сильным государственным аппаратом и особенно высокообразованной и политически активной интеллектуальной элитой...

Революция как момент истины. Россия 1905-1907 гг.-1917-1922 гг.
Глава 2. Троцкий и перманентная революция
Однажды приведенная в движение, русская революция, таким образом, рассматривалась как нечто беспримерно углубляющееся в своем политическом радикализме и все более расширяющееся географически до тех пор пока мир в целом не будет вовлечен в революцию которая становится, таким образом, "перманентной", Полностью отдавая себе отчет в том, насколько его взгляды не соответствовали господствующему эволюционизму II Интернационала, Троцкий предпринял лобовую атаку на "глупую ошибочность... исторических аналогий, которыми живет либерализм", т.е. на использование примеров 1789—1793 гг. и 1848 г. вместо прямого "социального анализа" действительности (в первую очередь, проявлений особой роли пролетариата в 1905 г. в сравнении с ранними европейскими революциями)15. Он очень хорошо понимал, что критикует этим не только либералов.

Т.Шанин, "Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни". Качественные методы в полевых социологических исследованиях. Логос. 1999
Концептуальная и аналитическая структура двух исследований российского села, проведенных в 1991-1997 годах, названа нами методологией двойной рефлексивности. Речь идет не столько о технических приемах, сколько о сочетании теории, стратегии и стиля коллективной исследовательской работы.

Т.Шанин. "Социальная работа как культурный феномен современности"
Русский журнал
"Новым правым" чужды также и моральные идеалы классического либерализма. Человечество для них - в первую очередь вечный, универсальный и оптимальным образом сформированный рынок. При таком подходе любая организация служит для манипулирования людьми, отдельный человек воспринимается как винтик большой машины и всякие моральные соображения отпадают. Общество рассматривается как деперсонализированный рынок, а абсолютным и единственным мотивом деятельности людей признается экономический эгоизм - стремление к извлечению максимальной личной прибыли. Все остальное квалифицируется как утопизм или консерватизм. По мере того как их знаменем становился рыночный радикализм, сам термин "консерватизм" превращался для "новых правых" в бранный. Отрицательная реакция гуманных профессий на голый менеджеризм интерпретировалась в том же ключе, а бедность рассматривалась как результат лени, неумения и нежелания работать. Предлагались все более жесткие меры контроля за претендентами на общественную помощь. Вместо всеобщего права граждан на социальное обеспечение опять выдвигались критерии для определения "достойных". Социальные реформы стали синонимом "горького лекарства", которое должно пойти "им" на пользу, при этом под "ними" подразумевалось все население с низким доходом - и внутри страны, и интернационально...

Теодор Шанин: “Настоящий преподаватель не может знать всего...”
Информационный бюллетень Института "Открытое Общество"- Россия №5
- Вы в своей школе отменили отчество - к преподавателям позволяется обращаться по имени, иногда даже на “ты”. Не нарушение ли это традиции российской академической среды, где всегда было принято “имя-отчество” и “вы”?
- Конечно, нарушение. Нужно учиться выходить за традиции, не случайно в глубоко традиционных обществах нет общественных наук... Вроде бы то, что ко мне обращаются по имени - мелочь, но это часть того, что называется “стиль британского университета”. Наши студенты - молодые ученые, они должны относиться ко мне, как к равному. Да, я старше их на несколько лет или прочитанных книг, но из этого ничего не следует. В нашей школе студентов учат, что преподаватель может - даже должен - не знать всего. Тот, кто считает, будто знает все - ограниченный человек...

Проф. Шанин: "Если Милошевич не прав, это не значит, что право НАТО".
Россия и Европа. Встреча Свободного университета "Русской мысли".
(Москва, 13 мая 1999 г.)
Я думаю, что Гайдар сказал за меня большую часть того, что хотел сказать и я. Но есть кое-что, что я хотел бы добавить. Я — британец, и в данный момент "я бомблю Косово и Югославию всеми силами моих воздушных соединений" и т.д. Я также — лейборист, так что это — мое правительство, за которое я как будто бы несу ответственность. Может быть, на вопрос, почему русская интеллигенция молчит, мог бы ответить я, потому что я живу в России: я думаю — как сказано в одном философском трактате, — люди молчат, потому что им нечего сказать. А нечего им сказать, потому что то, что Милошевич не прав, не значит, что право НАТО. И когда обе стороны ужасны — люди молчат. Было бы странно, если бы они начали говорить. Что они могли бы сказать?
Мне еще хочется сказать, что увеличивается не разделение между Западом и Востоком, а разделение среди людей, которые принимают ложь или лгут сами, и людей, которые не желают принимать ложь. И если эта война будет продолжаться, характер политических разделений и в Западной, и в Восточной Европе изменится, я надеюсь...

Т.Шанин: "Демократизация есть аппарат самоисправления ошибок"
Беседу вел Усам Оздемиров. "Яблоко России" № 41 (75) 16 октября 1999 года
- Как бы Вы вкратце (для непосвященных) определили эксполярную экономику?
- Наука, вообще говоря, объясняет экономику двумя моделями. Говоря упрощенно, одна - это капиталистические экономика и рынок. Люди в ней максимизируют свои доходы, при этом увеличивают продукцию и так далее. Другая - это модель государственной экономики. В ней есть чиновники, которые приказывают, а люди производят в зависимости от указаний. Большинство людей живет вне двух этих моделей. Они создают семейную или межсемейную экономику, в которой вопрос выживания решается без выхода в сферу рынка и государственной экономики в их чистом виде. Они часто ищут и находят ниши, в которых можно защититься от зажима рынка и государственной системы. Если верить статистике, то половина населения должна умирать с голода. Меня за рубежом часто спрашивают: какой в России уровень смертности от голода? А я говорю, что никакого голода нет. Они удивляются: но ведь статистика показывает снижение потребления пищи подчас до 50 процентов? Я отвечаю: голод - это такая штука, которую очень трудно спрятать. Выйдите на улицу, посмотрите на лица детей. Объяснение тому, что нет голода - эксполярная экономика. В ней переплетены элементы легального и нелегального. Когда в России говорят о теневой экономике, чаще всего подразумевают криминал. Здесь есть, конечно, перекличка криминального с некриминальным. Общее между легальным и нелегальным проявляется в своеобразной форме выживания, которая старательно прячется от всего бюрократического...

Теодор Шанин: "Вклад в образование важен и нужен".
Беседу вел Усам Оздемиров. "Яблоко России" № 57 (91) 18 декабря 1999 года
- Как Вы воспринимаете личность лидера "Яблока" Григория Явлинского? Может ли он явиться своего рода мессией?
- Для меня Явлинский не мессия. Но он очень неординарен для России. Когда я был еще юным, я открыл проблему того, что очень уж часто умные люди - подлы, а хорошие люди - неэффективны. Этот вопрос моего детства стоит перед каждым.
Явлинский умен и честен. Таких мало, в особенности - среди политиков. Как-то в передаче "Итоги" Киселев задал Явлинскому вопрос: "Почему у Вас рейтинг не растет?". Он спокойно ответил: "Надо лучше работать". Это он правильно сказал, что надо лучше работать, но, кажется, он не вполне ответил на вопрос. Я думаю, ответ в том, что он отказывается обещать чудо. Пусть он выбрал путь особый и трудный, но зато этот выбор глубоко симпатичен тем, кто именно так хочет смотреть на свою жизнь и свою страну. Поэтому его так любят друзья, ценят многие из противников и, конечно, ненавидят те, которым его характеристики - укор.

Т.Шанин. "Почему до сих пор не умер русский народ". Журнал "Эксперт", #1-2 (213) от 17 января 2000 года
Жизнь современной России - сплошной парадокс. Прежде всего, непонятно, как до сих пор выживает громадная часть населения. Формальные данные целого десятилетия свидетельствуют: заводы стоят, зарплаты не выплачиваются, производство и производительность труда падают, эффективных институтов социальной защиты практически не существует. К тому же оборудование изнашивается, не хватает инвестиций, а доходы от экспорта оседают за рубежом.

Т.Шанин "Новый Изоляционизм: Запад против России: Оценка ситуации, цели, проект"
Сегодняшнее представление о Российском обществе и понимание его «Западом» глубоко ошибочно и становится все более опасным. Оно ошибочно тем, что склонно представлять картину хаоса и засилья мафии, а теперь еще и войны в Чечне как единственные черты современной России. Это опасно тем, что "отвернуться" от России не значит, что она исчезнет: эта огромная страна будет оставаться серьезным фактором в мировой истории. Кроме того, это также контр продуктивно для интересов и целей Запада, поскольку становится причиной неадекватности его реакций. К примеру, недавно европейские правительства решили «наказать» Россию, заморозив финансирование совместных проектов по линии TACIS между Российскими и европейскими университетами – тем самым сделали шаг, который на руку русским националистам, на которых не обратило ни малейшего внимания Российское Правительство, но который выбивает ценное оружие из рук тех, кто противодействует анти-западным настроениям и действиям.

Интервью Т.Шанина "Европа прорубает окно в Россию", "Общая газета", №30 от 27 июля 2000 года
- Чем объяснить несовпадение взглядов на Россию отечественных и зарубежных экономистов и политиков?
- На самом деле происходит неладное. И в этом виноваты многие русские экономисты и политики. Сегодняшнее представление о российском обществе и понимание его Западом в массе своей глубоко ошибочно и становится все более опасным. Западное общественное мнение склонно представлять картину хаоса и засилья мафии, а теперь еще и войны в Чечне как единственные черты современной России. Частичная правда есть форма неправды. Опасность в том, что даже если Запад отвернется от России, это не значит, что она исчезнет: эта огромная страна будет оставаться серьезным фактором в мировой истории. Добавлю, что ограниченные и предубежденные взгляды из-за рубежа подкрепляются непродуманностью или явной лживостью многих официальных российских заявлений.

Интервью Т.Шанина "Выборы в США. Америке нужны новые идеи", Эксперт, #43 (255) от 13 ноября 2000. Интервью взял Петр Власов
- Какой же тогда лидер нужен сейчас Америке и какая Америка нужна миру?
- Америка, которая, на мой взгляд, нужна миру, - это Америка, возглавляемая человеком - носителем крупных идей улучшения мира. Даже если он не очень с этим справляется, он ведет, так сказать, к какой-то путеводной звезде. В этом смысле это человек, как Кеннеди или Рузвельт. Этот человек смог бы задать более внушительный тон американской политике. И это было бы в интересах других стран мира. Америке сейчас надо изменять фундаментальные идеи, а не просто менять что-то по мелочам. Нужны крупные идеи. Но, конечно, в рамках того же режима - ни Рузвельт, ни Кеннеди не собирались закрыть капитализм.

Окно Теодора Шанина в Россию. Интервью Сергею Мостовщикову. Журнал "Эксперт" #12 (223), 2000.
Автор этой идеи - профессор Манчестерского университета Теодор Шанин. В первый раз Шанин приехал в Россию в 1978 году и с тех пор бывал здесь периодически, занимаясь научными трудами. Последние четыре года профессор живет в Москве, возглавляя Московскую школу социальных и экономических наук. Круг знакомств уроженца Вильно, воевавшего в свое время в составе израильских коммандос и ставшего заметной фигурой в Европе благодаря своим исследованиям русского крестьянства, довольно широк. Собрав в Кембридже людей, к мнению которых прислушиваются в Великобритании, Шанин предложил им подумать о том, как именно следует теперь поступать с западными стереотипами понимания России.

Публикации о Т.Шанине

Рецензия к.э.н. А.Никулина на книгу Т. Шанина "Революция 1905 года: момент истины"
В основу авторской концепции положены три принципа: эпистемологический, историко-социологический и социально-психологический. Эпистемологический принцип заключается в постановке вопроса о познаваемости феноменов истории. Следуя бэконовскому различению четырех "идолов" познания, Т.Шанин считает, что в современной социальной науке обнаруживают себя четыре "идола" восприятия и интерпретации истории.

1000 знаков от Теодора Шанина
Латинский квартал, №11, июнь 1998 года
...Мне кажется, что студенческие работы очень значимы, потому что сейчас создаются новый гражданин страны и его мышление. Есть тенденция, которая особенно сильна в России. Если к людям относиться, как к детям, они становятся детьми. Это относятся к студентам, как к детям. Это - опасная тенденция, потому что большинство русских ученых формировались в другую эпоху, когда была одна правда и много неправд. То есть полная противоположность тому, что я определил бы как плюрализм, - то, где есть формирование понимания, но нет окончательной правды. Жить с нехваткой абсолютных правд - вот сфера, где молодые имеют ощутимое преимущество перед старшим поколением...

Интервью Саратовского социолога В. Виноградского газете "Завтра", 48(365), 28 ноября 2000 года
А.Л. Валерий Георгиевич, мне бы хотелось вернуться к личности Теодора Шанина, обрисуйте, пожалуйста, его портрет так, чтобы он был ясен мне и читателям.
В.В. Я его называю про себя батькой родным. Это человек, влюбленный в Россию, в один из так называемых длинных столов, которые собираются раз в четыре месяца в поле, в Переделкине, мы пошли в дом-музей Корнея Чуковского, где экскурсовод, очень достойный человек, обронил несколько строк из Есенина о судьбе крестьянина. После чего Теодор Шанин заплакал. Он чувствует несправедливое отношение к крестьянству.

Статья Д. Григорьевой, "Культурные магистры", "Независимая газета", # 243 (2305) 23 декабря 2000 г.
Ректору и создателю Российско-британского поствузовского университета, профессору Манчестерского университета Теодору Шанину удалось изменить сам подход к обучению. В Московской школе традиционные лекции и семинары вполне успешно сочетаются с работой в малых группах, студенты сами выбирают себе предметы, о чем в прежние годы можно было только слышать и что казалось нам сказкой.

Полезные ссылки

  • Московская школа социальных и экономических наук


  •  [Актуальные темы] [История и современность][Начальная страница] [Карта сервера] [Форумы] [Книга гостей]