[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис ВИШНЕВСКИЙ
Сочтемся славой?
Это — нескромный материал. Но изредка все же стоит предъявлять обществу авторов успешных проектов
Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001
Беспрецедентный уровень одобрения деятельности президента (разве что Ельцин осенью 1991-го был так же популярен) социологи объясняют множеством его верных шагов.
Действительно, впервые за десять лет в России снижены налоги: уменьшен налог на прибыль предприятий и введена «плоская» 13-процентная шкала подоходного налога. Увеличена зарплата «бюджетников» — с введением новой единой тарифной сетки она возрастет почти вдвое. Принят бездефицитный бюджет, свободный от «накручивания» долга и предусматривающий значительный рост расходов на образование. Упрощена процедура регистрации предпринимателей и запрещены бесконечные «проверки» налоговых органов. Прокуратура лишается права на арест, который с 2004 года будет производиться только по решению суда. Введен механизм привлечения к ответственности губернаторов, мнящих себя местными царьками, богами и воинскими начальниками. Наконец, провозглашен постепенный переход к профессиональной армии...
Что же, трудно не похвалить Владимира Путина за все перечисленное. А также за неутраченный с годами профессионализм: как истинный разведчик, президент не сдает агентуру.
Но может быть, речь идет всего лишь о дружеском заимствовании предложений приближенных партий или фракций?
Увы, это естественное предположение оказывается неверным.
Злые языки говорят, что Путин как-то жаловался: если надо внести в Думу от имени «Единства» какой-нибудь законопроект, то чуть ли не он сам должен его написать. Живот за президента положить могут, а вот идею подать — увольте, Владимир Владимирович, не мучьте...
Что касается СПС. Помнится, перед думскими выборами 1999 года Сергей Кириенко торжественно вручал Путину толстенный том «экономической программы» правых. Как выяснилось позже, в указанный том входили неопубликованный западный учебник, шестнадцать экономических диссертаций, написанных в разные годы на разные темы, и... программа правительства России на 1995—1997 годы. Да и вообще СПС (о чем ниже) предпочитает приватизировать чужие идеи, а не делиться собственными.
«Народный депутат»? Не смешите публику: еще бы ЛДПР заподозрили. Кто хоть раз имел удовольствие общаться с Геннадием Райковым — поймет без лишних комментариев.
Но не будем мучить читателя загадками: все перечисленные идеи (и не только они) взяты Путиным вовсе не у «ближних», а напротив — у «дальних». Более того, у тех, кого окружение президента, что называется, на дух не переносит. И о ком старательно создает миф об их якобы «умирании», «катастрофе», «закате»... А именно — у «ЯБЛОКА».
Не верите? Судите сами.
Во всех программах «ЯБЛОКА» начиная с 1995 года содержалось требование снижения налогового бремени — уменьшения налога на прибыль, подоходного налога, НДС. Например, в предвыборной программе 1999 года «ЯБЛОКО» настаивало на введении «плоской», 10-процентной шкалы подоходного налога. И все эти годы правительство утверждало, что это совершенно немыслимо, невозможно и что этого никогда не будет. Однако это произошло — и Кремль объявил снижение налогов своей заслугой. Впрочем, не только Кремль: ту же песню немедленно затянули в СПС. Оказывается, «правые» всегда боролись за снижение налогов, но борьба эта, видимо, шла в подполье, потому что никто об этом раньше не слышал. Зато обратное хорошо известно: достаточно вспомнить, как в 1997 году «молодые реформаторы» Анатолий Чубайс и Борис Немцов проталкивали через Госдуму проект Налогового кодекса, где увеличивались НДС, налог на прибыль, налог на имущество и акцизы. А в 1998 году Сергей Кириенко незаконно увеличил сборы в Пенсионный фонд, что затем было отменено судом.
Нынешнее повышение зарплаты «бюджетникам» — предложение «ЯБЛОКА»: еще осенью 2000 года Александр Шишлов и Петр Шелищ внесли законопроект о повышении первого разряда единой тарифной сетки, а правительство с упорством ранних христиан сопротивлялось его прохождению. Но когда закон был принят, он был немедленно причислен к исключительным заслугам Кремля.
Предложения по судебной реформе, которую сейчас проводит президентская администрация, на 90% переписаны из предвыборной программы «ЯБЛОКА» 1999 года. Начиная с лишения прокуратуры права на арест (что, правда, предлагалось сделать уже с 2002 года) и заканчивая усилением ответственности судей. В этой же программе содержались и предложения о «дерегулировании» экономики, сокращении числа проверок и введении принципа регистрации предпринимателей в «одном окне», которые недавно проводились правительством через Думу.
Правительственные предложения об увеличении бюджетных расходов на образование, о введении государственного образовательного стандарта и нормативного финансирования школ (а не по остаточному принципу, как сейчас) взяты из «яблочного» законопроекта «Об обеспечении конституционных прав граждан на образование».
Как только «ЯБЛОКО» на своем летнем форуме в Петербурге заявило, что форсированный переход к 100-процентной оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг недопустим, сразу выяснилось, что и правительство устами Германа Грефа занимает такую же позицию (как будто не то же самое правительство ранее настаивало на введении 100-процентной оплаты ЖКУ).
Бездефицитный бюджет — идея, впервые реализованная в Петербурге в 1998 году, когда «яблочники» отвечали за городские финансы, а Игорь Артемьев был первым вице-губернатором. И теперь во всей России наконец-то введено то, что еще три года назад сделало «ЯБЛОКО» в городе на Неве.
О необходимости «федерального вмешательства», пресечении самоуправства региональных лидеров, об ответственности губернаторов за нарушения законодательства говорилось в предвыборной программе «ЯБЛОКА» 1999 года, а соответствующий законопроект был внесен Сергеем Митрохиным, Сергеем Поповым и Александром Шишловым в Думу еще в 1998 году. А если прочесть президентскую программу Григория Явлинского образца 2000 года, становится ясно, откуда президент «один к одному» позаимствовал идею создания федеральных округов.
Наконец, если говорить о военной реформе, нет ни одной «яблочной» программы начиная с 1995 года, где не предлагались бы переход к профессиональной армии и отмена всеобщей воинской повинности. В 2000 году депутатами от «ЯБЛОКА» Игорем Артемьевым и Алексеем Арбатовым были найдены источники доходов для проведения военной реформы — 88 миллиардов «дополнительных» рублей в федеральном бюджете 2001 года. В бюджете-2002 было найдено уже 100 миллиардов рублей на эти цели.
Ну и что дальше? А вот что: дальше Владимир Путин, объявив о предстоящем переходе к контрактной армии, забыл (видимо, по крайней занятости) сослаться на первоисточник, а СПС тут же заявил, что президент, оказывается, таким путем выполняет именно их программу, а вовсе не «яблочную»! Нет, не зря «правых» когда-то называли «партией Госкомимущества» — до сих пор не могут избавиться от привычки приватизировать не только то, что плохо лежит, но и то, что лежит хорошо...
Впрочем, пока еще не все «яблочные» идеи президент и правительство воплотили или намереваются воплотить в жизнь. Видимо, еще не прониклись. Отсюда отдельные нестыковки: так, «Единство» заблокировало в Думе поправку «яблочника» Александра Шишлова, предлагавшего предоставлять отсрочку от призыва в армию всем учителям-мужчинам, а не только сельским, как сейчас. То же «Единство» с союзниками отказалось поддержать «яблочный» закон, запрещающий принудительное введение разорительной для граждан повременной оплаты телефонных разговоров. И на разработанный Алексеем Арбатовым закон о статусе и социальных гарантиях участникам боевых действий (в том числе на Северном Кавказе) правительство пока что смотрит косо...
Но не будем огорчаться: все еще впереди, разберутся — поддержат. Как это уже случилось с одной из ключевых «яблочных» идей — эксплуатацией месторождений на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Пять лет правительство фактически саботировало этот процесс, отказываясь выполнять проведенный «ЯБЛОКОМ» закон и «перебрасывая» вопросы СРП из ведения одного министерства в другое. По оценкам независимых экспертов, это стоило российской экономике не менее 50 миллиардов долларов потерянных инвестиций и не менее пяти миллиардов долларов потерянных доходов бюджета. И только после того, как думская комиссия по СРП под председательством «яблочника» Сергея Иваненко голосами представителей всех (!) фракций, входящих в комиссию, признала работу правительства в этой области неудовлетворительной, исполнительная власть «проснулась», и тут же было заключено соглашение об эксплуатации нефтяного месторождения на сахалинском шельфе с объемом инвестиций 13 миллиардов долларов. Другой пример — идея «яблочника» Алексея Мельникова, предложившего взимать налог с продаж так, чтобы не дискриминировать индивидуальных предпринимателей. Целый год пришлось убеждать правительство и Думу — но ведь удалось же...
Да и вообще у «ЯБЛОКА» еще много идей — хватит не на одного президента и не на одно правительство.

Была бы людям польза, а славою сочтемся?
Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Борис ВИШНЕВСКИЙ

Спецвыпуск "Новое ЯБЛОКО" в "Новой газете", 20.12.2001

Аналитическая группа «Новой газеты» Партия, которая нарывается на неприятности

КЛЕВЕТА. RU За три года «ЯБЛОКО» выиграло двадцать судебных процессов Владимир МАКСИМОВ

Андрей КОСМЫНИН Власть имиджа О механизмах формирования системы управляемой демократии

Штришок Сергей МИРОВ

Военторг В Чечне надо искать не рейтинги, а мир Юлия КАЛИНИНА

Михаил АМОСОВ Мы

А также:

Раздел "Война в Чечне"

Раздел "Оборонная политика"

Раздел "Законодательство по СРП"


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]