[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Наталья Бендина
В России не останется дешевых сигарет
RBC daily, 22 мая 2003 года
Борьба вокруг табачных акцизов набирает обороты – за право на жизнь борются две альтернативные системы расчета: существующая ныне «плавающая», зависящая от розничной цены и упраздненная в этом году, фиксированная

В пятницу на пленарном заседании подкомитета Госдумы по налогам будет рассматриваться вопрос о повышении акцизов на табак. Формально депутаты собираются обсудить правительственный вариант законопроекта, предусматривающий повышение фиксированной составляющей табачного акциза на 20%. В настоящее время в России применяется смешанная система исчисления акциза: он состоит из фиксированной ставки и адвалорной, взимаемой в процентах от отпускной цены сигарет. На состоявшемся в начале недели заседании подкомитета часть депутатов высказалась за возврат к прежней системе взимания акциза – специфической, когда весь акциз состоял только из фиксированной ставки. Для потребителей любой исход дела грозит повышением цен на сигареты в среднем на 10-15%. Правда, считают эксперты, в случае возврата к применяемой ранее специфической системе исчисления акцизов сильнее подорожают отечественные сигареты. Причем российские производители в таком случае окажутся еще под большим давлением крупных западных концернов, которые имеют возможность в течение некоторого времени удержать цены на прежнем уровне и за счет этого вытеснить конкурентов с рынка.

В данный момент в России применяется смешанная система взимания акцизов на табак. Она состоит из специфической (фиксированной) составляющей, которую платят все производители независимо от розничной цены сигарет. По нынешнему законодательству специфическая составляющая акциза равна: для сигарет с фильтром – 50 рублей за 1 тысячу штук и для сигарет без фильтра - 19 рублей. Вторая составляющая акциза - адвалорная – взимается в процентах от отпускной (оптовой) цены сигарет. Как для «овальных» (без фильтра) сигарет, так и для сигарет с фильтром она составляет 5% от цены. Альтернативная система исчисления табачных акцизов, которая применялась до 1 января этого года, специфическая. Суть ее в том, что величина акциза не зависит от отпускной цены сигарет, за любые сигареты с фильтром производитель платит 39,2 рубля за 1000 штук и за овальные сигареты - 11,2 рубля.

Специфическая система исчисления акцизов выгодна в основном производителям дорогих брэндов, в России их представляют компании Philip Morris и JTI. «В этом случае получается, что и производители дешевой «Примы», и дорогого Marlboro платят одинаковый акциз, - сказал RBC daily независимый эксперт из Ассоциации табачных дистрибьюторов «Грандтабак». - Только производители «Примы», себестоимость которой около 1,3 рубля, а отпускная цена где-то 1,5, получают прибыль 2 копейки, а производители Marlboro, себестоимость которых при производстве в России около 30 копеек, а розничная цена 21 – 25 рублей, получают прибыль 800%». Смешанная система взимания акцизов удобна для производителей табачной продукции, ориентированной на низкий и средний ценовой сегмент. В России ее поддерживают British American Tobacco (BAT), получающая основную прибыль от линии сигарет «Ява», Gallaper и российские табачные фабрики. «Такая система с точки зрения рынка, безусловно, более справедлива, - говорит эксперт из «Грандтабак». - Производители более дорогих сигарет платят больше, дешевых – меньше. Правда, у этой системы есть и значительный минус: она не выполняет своей стимулирующей рыночной функции. Например, производство той же «бородатой» «Примы», гигиенические требования которой не соответствуют никаким нормам (до сих пор ее выпускают лишь за счет усилий лоббистов), ведется по тем же устаревшим технологиям, что и раньше. Словом, такая система не стимулируют производителей модернизировать свое производство, улучшать качество сигарет».

В начале недели на заседании подкомитета по налогам Госдумы член комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Алексей Мельников (фракция «Яблоко») высказался за необходимость вернуться к прежней специфической системе по целому ряду причин. Основные из них – это простота администрирования таких акцизов и, как следствие, увеличение поступлений в бюджет. «С введением смешанной системы в этом году и с передачей этого акциза в федеральный бюджет собираемость акциза, которая ранее составляла 100%, существенно снизилась, - сказал RBC daily Алексей Мельников. - По расчетному плану за эти четыре месяца в консолидированный бюджет должно было поступить 5,416 млрд рублей акциза, тогда как поступило лишь 4,7 млрд. Причем 2,2 млрд из этой цифры – это недоимки за прошлогодний период, поступившие в региональные бюджеты. План по сбору табачного акциза в федеральный бюджет выполнен всего на 46%». Правда, у Минфина и у представителей BAT совершенно другие цифры и точка зрения на этот вопрос. «Сергей Шаталов на заседании сказал, что собираемость акциза увеличилась в 1,5 раза, - сказал RBC daily Владимир Аксенов, директор по корпоративным отношениям BAT. - Кроме того, говорить об эффективности работы системы, когда мы почти два месяца платили долги за прошлый год (по акцизам отсрочка уплаты составляет 60-90 дней) еще очень рано. Нужно дать системе поработать». В открытом письме табачных производителей-предприятий России, опубликованном вчера в СМИ (под ним подписались 24 российских табачных компании, включая и BAT), говорится, что «финансовые результаты исполнения бюджета за первый квартал 2003 года уже свидетельствуют об эффективности комбинированной системы табачного акциза: поступления от этого налога составили 3,4 млрд рублей, что на 48% превышает показатели аналогичного периода 2002 года».

Но Алексей Мельников уверен, что это не более чем подтасовка фактов, так как в прошлом году табачные акцизы были в среднем проиндексированы на 70%, а значит, объем собранных средств должен был возрасти не в 1,5 раза, а в 1,7. Кроме того, по мнению г-на Мельникова, оставив систему исчисления акцизов без изменений, государство ежегодно теряет около 1 млрд рублей. «Это происходит в том числе из-за того, что при применении смешанной системы исчисления акцизов табачные компании искусственно занижают отпускную стоимость своего товара, ведь акциз в России в отличие, например, от Европы, на которую часто ссылаются основные лоббисты смешанной системы из компании British American Tobacco, берется от оптовой, а не от розничной цены», - говорит Алексей Мельников. С таким мнением согласен и независимый эксперт из «Грандтабак». «Почти все табачные компании вполне легально используют такую схему уменьшения подакцизной стоимости товара, - говорит он. - Они продают «своим» компаниям сигареты по заниженной цене, платят акциз, например, не с 10, а с 7 рублей, а те компании в свою очередь выпускают товар в розницу уже по реальной расчетной стоимости».

С точки зрения потребителей и сохранение нынешней системы исчисления акцизов с увеличением фиксированной составляющей акциза на 20% (как сейчас предлагает правительство), и возвращение к прежней специфической системе означает только одно – цены на сигареты поднимутся. Правда, в случае повышения фиксированной составляющей цены поднимутся относительно равномерно, по оценкам экспертов в среднем на 10-15%. В случае же возвращения к специфической системе пострадают в первую очередь курильщики дешевых сигарет. «Если для курильщика Marlboro повышение цены пачки в среднем на 1 рубль не играет никакой роли, то для курильщика «Примы» разница между 5 и 7 рублями уже существенна», - говорит эксперт из «Грандтабак». Кроме того, бесспорно, возвращение к специфической системе прежде всего скажется на мелких российских табачных компаниях, работающих в нижнем ценовом сегменте. Во-первых, снизится рентабельность производства дешевых сигарет, а во-вторых, мелким производителям будет сложно конкурировать с маститыми западными гигантами, которые могут за счет своих финансовых ресурсов удерживать цены на свои дешевые сигареты на прежнем уровне и вытеснить с рынка конкурентов. Вопрос этот особенно актуален в свете все возрастающего «кризиса перепроизводства» на табачном рынке и ожесточающейся конкуренции между производителями.

Судьба табачных тарифов будет рассматриваться в эту пятницу на заседании подкомитета. Алексей Мельников, помимо предложения по возвращению к старой системе расчета акцизов, обещает разработать и внести в Госдуму поправки к закону, предусматривающие индексирование акцизов в 4-5 раз. По словам г-на Мельникова, ожидается, что в первом чтении закон будет рассмотрен в Госдуме 6 июня, а второе и третье чтение его пройдут в конце июня - начале июля. Правда, оппоненты Мельникова уверены, что «протолкнуть» свои поправки, якобы лоббирующие интересы лишь двух крупных табачных корпораций в России, депутату не удастся.

RBC daily, 22 мая 2003 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Алексей Мельников

Все переделать Депутатам не понравился план налоговой реформы Светлана Иванова Наталья Неймышева "Ведомости", 21 мая 2003

Табачными акцизами в Госдуме занимается человек, в своей жизни не выкуривший ни сигареты МК-Новости, 1 мая 2003 года

Алексей Мельников Как British American Tobacco и партнёры обманывали депутатов Наступило время акцизной переэкзаменовки Специально для сайта "Яблока", 1 мая 2003 года

Раздел "Табачные налоги"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]