[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]
Г.А.Явлинский, А.Ю.Михайлов, М.М.Задорнов
400 дней доверия
Москва, 1990 год

Предисловие

Разработка плана действий в области экономических преобразований является сейчас, пожалуй, самой актуальной задачей. Развитие политических событий в стране настолько стремительно, что заставляет постоянно корректировать пути осуществления реформы, главная цель которой определена Съездом народных депутатов СССР.

Как известно, Второй съезд народных депутатов СССР заявил о необходимости перехода к рыночной экономике. Эта задача для наших условий беспрецедентна по своей сложности, и потому вполне естественно, что существует не одна точка зрения на способ ее решения.

Один из возможных вариантов перехода к рыночной экономике в короткий срок содержится в предлагаемом читателю проекте.

Мысль о разработке данного варианта, раскрывающего основные направления экономических преобразований и определяющего временные интервалы их проведения, возникла в связи с идеей введения поста Президента СССР. Работа над материалом была закончена к середине февраля 1990 г. Предполагалось, что высокая концентрация власти и авторитет Михаила Сергеевича Горбачева в случае принятия соответствующего политического решения позволят динамично и комплексно осуществить переход к рынку в ограниченный срок, с наименьшими социальными потерями. Цель преобразований — уже в кратчайшие сроки получить существенные положительные результаты с точки зрения удовлетворения первейших жизненных потребностей населения. Критерием успеха дела было бы проявление тенденции ежедневного улучшения во многих мелочах с соответствующим кумулятивным эффектом.

Построение гипотезы экономической программы исходило из того, что в период реформ создается не новая эффективно действующая система в целом, а объективизируется генотип новой хозяйственной системы и вводятся условия, способствующие его быстрому саморазвитию. Залог успеха реформы — ее комплексность и радикальность. Время для постепенных преобразований оказалось упущенным, неэффективность частичных реформ доказана опытом Венгрии и Югославии; только быстрота, всеохватность и радикальность изменений помогут достигнуть поставленных целей. Весной этого года такая возможность, на наш взгляд, еще была. Однако события развернулись иначе.

Важно отметить, что предлагаемый вариант возможного подхода к трансформации централизованной экономики в рыночную ни в коей мере не является в полном смысле программой. Это лишь ориентировочный эскиз того, как можно было бы построить действительно работающую модель. В этом варианте не хватает еще многого: нет конкретизации макроэкономических пропорций, темпов изменения важнейших показателей, отсутствуют подходы к структурной политике, ориентиры для принятия государственных решений в этой области. Необходимы дополнения в части внутриотраслевых сдвигов и организации деятельности предприятий.

Кроме того, и это особенно важно, четкая ориентация предлагаемой схемы реформы на общесоюзный уровень требует существенных изменений в свзяи с провозглашением суверенитета рядом республик и подготовкой нового союзного договора. В то же время мы убеждены, что предлагаемая общая логика преобразований экономической системы может быть сохранена, так как соответствует интересам всех союзных республик в деле создания общесоюзного рынка.

Кроме самого проекта перехода к рыночной экономике в книгу включены еще два материала. Дело в том, что сам проект сформулирован императивно, без объяснений и обоснований тех или иных тезисов. Чтобы у читателя не оставалось чувства неудовлетворенности, авторы посчитали полезным представить на его суд, во-первых, свое понимание причин тяжелейшего финансового положения, в котором находится наше государство, с анализом финансовой политики последних лет и, во-вторых, описание опыта перехода к рыночной экономике послевоенной Японии. Весьма характерно, что к концепции ускоренного перехода к рынку (план Д. Доджа) Япония пришла после трех-четырех попыток административных реформ, ошибок и неудач, и тем не менее японские специалисты считают этот этап необходимым, а не потерей времени (см. прилож. 1, 2).

И наконец, почему “400 дней доверия”? Ответ прост: успех реформ невозможен без доверия людей к тем, кто осуществляет преобразования. Чудес не бывает — и первые шаги реформы в экономике ухудшат положение многих.

Главная задача авторов — привлечь внимание специалистов, профессионалов-экономистов, социологов, политологов и широкого круга читателей к предметному обсуждению проблем перехода к рыночной экономике.

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

Содержание

Предисловие

Основные блоки реформы

Преобразование отношений собственности и создание системы свободного предпринимательства

Государственное регулирование экономики

400 дней

I этап – подготовительный (50 дней)

II этап реформы – разгосударствление собственности (50–180-й дни)

III этап реформы – запуск рыночного механизма (180–300-й дни)

IV этап – стабилизация (300–400-й дни)

Приложение 1

Приложение 2

Москва, 1990 год

Обсуждение программы

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]

info@yabloko.ru