[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]
Г.А.Явлинский, А.Ю.Михайлов, М.М.Задорнов
400 дней доверия
Приложение 2
Москва, 1990 год

ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ – ОПЫТ ЯПОНИИ

Вся историческая перспектива перестройки японской экономики заключается в переходе от жесткой централизации к свободному рынку. Этот процесс имеет своей точкой отсчета послевоенный период, в начале которого управление экономикой и механизм ее функционирования во многом были аналогичны действующим в настоящее время в нашей стране.

Выход из глубокого экономического кризиса в основном приходится на 1945–1950 гг. Изучение экономической политики показывает, что этот период может быть довольно четко разделен на два этапа. На первом основной упор делался на административные меры регулирования экономики, которые касались всех сфер – ценообразования, финансово-кредитной политики, распределения материальных ресурсов, оплаты труда и др. Главными задачами этого периода были: насыщение рынка товарами, активизация деятельности базовых отраслей, обеспечение социальных гарантий населению. Одновременно осуществлялись широкомасштабные меры по финансовому оздоровлению, обузданию инфляции.

Второй этап – это развитие конкуренции, почти полное освобождение из-под контроля цен, ликвидация всех субсидий и дотаций, а следовательно – бюджетного дефицита, введение единого обменного курса денежной единицы.

Японские специалисты не только не противопоставляют эти два этапа, но, наоборот, считают, что в тех конкретно-исторических условиях, в которых находилась их страна, первый из них был абсолютно необходим. Более того, многие ученые подчеркивают, что второй этап был бы просто невозможен без достижения хотя бы относительных успехов в решении задач первого этапа.

Этот вывод тем более важен, поскольку анализ показывает наличие на первом, стабилизационном этапе многочисленных срывов, неудач, частое изменение принимаемых решений, их противоречивость и просто ошибочность. Многие важные решения правительство вообще не смогло провести в жизнь вследствие своей политической слабости. Во многом такая экономическая “чехарда” была связана с частой сменой правящих партий, а соответственно – и правительств. И тем не менее можно считать общепризнанным, что этап административной стабилизации был объективно необходим.

В этот же период были осуществлены такие крупные реформы, как земельная и реформа трудовых отношений. В результате крестьяне из положения арендаторов стали фермерами, иначе говоря, собственниками земли, а на предприятиях были образованы внутрифирменные профсоюзы и ликвидирована полуфеодальная система найма.

К радикальным экономическим преобразованиям в направлении быстрого создания рынка, согласно плану Д. Доджа, приступили и на втором этапе – в 1949–1950 гг. Несмотря на то, что к этому моменту потребительский рынок был относительно насыщен, и цены на черном рынке стали в ряде случаев ниже государственных, все же вследствие принятых мер наблюдалось обострение социальной обстановки, наметились признаки перегрева экономики. Выход из этой ситуации был найден благодаря американской экономической помощи, а также резкому расширению спроса и увеличению валютных поступлений в связи с началом Корейской войны.

Важно также подчеркнуть, что радикализация экономических преобразований хотя и осуществлялась в крайне сжатые сроки – в течение полутора лет, проводилась последовательно, в соответствии с определенным планом. Отмена контроля за ценами, например, происходила поэтапно, по товарным группам с учетом складывающейся на рынке ситуации. В целом на создание жизнеспособной рыночной экономики после войны Японии потребовалось около десяти лет. При этом нельзя не учитывать, что “перерыв” в рыночных отношениях в стране составил около 15 лет и многие традиции рынка сохранились в умах людей и предпринимателей. Кроме того, в Японии, хотя и произошло широкое огосударствление управления экономикой, всегда сохранялась частная собственность, составляющая объективную основу рыночного хозяйства и обладающая модными и специфически ей присущими стимулами к саморазвитию и увеличению производства. Есть основания полагать, что последнее обстоятельство в сочетании с широким распространением черного рынка (несмотря на активную и временами жесткую борьбу с ним со стороны правительства) сыграли важную роль в насыщении потребительского рынка и активизации производства накануне радикальных реформ, предпринятых Д. Доджем.

Исходная экономическая ситуация

В результате второй мировой войны была утрачена значительная часть территории. Произошло “выпадение” из мировой экономики. Нанесен очень серьезный ущерб экономике: из 54 отраслей не пострадало только пять.

Резко снизилась по сравнению с довоенным уровнем эффективность производства, вырос средний возраст оборудования. Определяемый японскими специалистами так называемый “коэффициент ущерба” составил для энергетики 30—58%, примерно столько же – для машиностроения и химической промышленности.

При сокращении масштабов производства выросла численность населения – за первые два послевоенных года на 6 млн человек.

В конце 1945 г. экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющим большинством отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов. Иначе говоря, сохранялись все черты централизованного государственного управления экономикой, сложившегося в 1930–1935 гг. и действовавшего во время войны.

Демонополизация

В конце 1945 г. и 1946 г. американские оккупационные власти предпринимают серию мер по ликвидации крупных японских финансово-производственных монополий (дзайбацу). Пятнадцати крупнейшим из них, в том числе таким как “Мицуи”, “Мицубиси” предписывают представить доклады о своей деятельности, структуре капиталов и т. д. Создается государственный орган по управлению акциями крупнейших компаний, упраздняются холдинги, должностные лица дзайбацу увольняются.

Полностью изымается собственность четырех крупнейших головных компаний дзайбацу, распускаются межфирменные объединения промышенности, торговли, финансово-кредитной сферы. Принимаются законы, препятствующие финансовому переплетению фирм, а также запрещающие личную унию (одновременное занятие руководящих должностей в различных компаниях).

В 1947 г. были осуществлены дополнительные меры по ограничению монополизма и монополистической практики вновь возникающих фирм. Принимается антимонопольное законодательство, в том числе — Закон о частных предпринимательских организациях, Закон о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, Закон о реорганизации фирм.

В последующие годы (1948–1949 гг.) продолжается активная демонополизация — распускаются либо реорганизуются сотни компаний в промышленности и сфере услуг, отменяется централизованное администрирование их филиалами.

Уже в 1948 г., и особенно в 1949 г., проявляется целый ряд серьезных отрицательных последствий столь активной и широкой демонополизации. Резкое раздробление фирм приводит к нарушению производственных, а в ряде случаев и технологических связей. На этой основе, по мнению японских специалистов, периодически возникает спад производства, во многих случаях с падением его эффективности. Ограничения на взаимное владение акциями приводит к затруднениям в обращении ценных бумаг.

По этим причинам принимаются поправки к законодательству, ограничивающие чисто механические меры по демонополизации, снимающие жесткие критерии применения антимонопольных мер, позволяющие сохранять и создавать экономически выгодную концентрацию масштабов производства.

Ценообразование

В 1945–1946 гг. наблюдаются высокие темпы инфляции: в сентябре 1945 г. по сравнению с уровнем 1934–1936 гг. оптовые цены возрастают в 3,6 раза, а в феврале 1946 г. – уже в 8,7 раза; регулируемые розничные цены – в 3 раза. Свободные цены и цены черного рынка на потребительские товары возрастают в 60–140 раз, особенно стремительно на продовольствие.

Попытки правительства в этих условиях отменить административный контроль над ценами, производством и распределением товаров первой необходимости не приводят к положительным результатам – начинается падение уровня жизни. Административный контроль восстанавливают и в феврале 1946 г. принимают указ об административном контроле над ценами. При Штабе экономической стабилизации создается Управление цен. Вводят государственные дотационные закупочные цены на рис и уголь, централизованное фондовое распределение подавляющего большинства товаров. Создаются отраслевые распределительные органы.

Во второй половине 1946 г. расширяются государственные субсидии к ценам на продовольствие.

В 1947 г. в условиях нарастания бюджетного дефицита проявляется тенденция раскручивания спирали “цены–зарплата”. В этой связи вводятся ценовые потолки (например, для 1947 г. 65-кратное превышение цен базового уровня 1934–1936 гг.). Если цены производителей продукции базовых отраслей (уголь, сталь, цветные металлы, удобрения, сода и т.п.) выходят за пределы установленного потолка, то правительство выплачивает ценовую субсидию потребителям для заинтересованности в производстве товаров базовых отраслей и обеспечения возможности потребителям других отраслей получать ресурсы по низким ценам. Таким образом предполагалось ограничить инфляцию.

Одновременно, аналогично ценам, устанавливается потолок (28-кратное превышение базового уровня) на рост заработной платы.

В результате таких мер “перегрузка” бюджета становится невыносимой и остановить “бюджетную” инфляцию оказывается невозможно. В 1947 г. правительство идет по пути существенного усиления централизации в управлении ценами:

– устанавливает твердые цены на уголь для основных отраслей-потребителей; вводит предельные цены на кокс, сталь, металлоизделия и ряд других изделий;

– производит расчет цен на промышленные товары и транспортные перевозки на основе себестоимости, исходя при этом из эффективности использования оборудования, с включением прибыли в цены лишь при повышении эффективности производства;

– вводит нормативную среднюю заработную плату (1800 иен в месяц);

– устанавливает цены на сельскохозяйственную продукцию как равновесные по отношению к продукции, закупаемой крестьянскими хозяйствами;

– ограничивает рост государственных цен с помощью субсидий, стимулирует рост производства для увеличения объемов распределяемой продукции;

– изымает доходы производящих и распределяющих компаний, возникающие в связи с пересмотром цен, и использует для поддержания новой системы цен.

Эти меры несколько замедлили инфляцию, но цены черного рынка стали расти еще быстрее. Не удалось также сдержать рост зарплаты. Нормализации в сфере обращения не получилось, политика стимулирования роста производства не давала ожидаемого эффекта. Производственные издержки фирм возросли. Государственные цены не позволяли нормально восстанавливать оборудование, закупать сырье, выплачивать зарплату. Вновь усилился спад производства: уменьшилось количество товаров, производимых по государственным ценам.

В июне 1948 г. предпринят пересмотр цен. Задачи — оздоровление финансов; индексация зарплаты и поднятие государственных цен. В этой связи на 70 % повышаются цены потребителей на продукцию базовых отраслей с высоким уровнем производственных издержек. Осуществляется разноуровневое повышение государственных цен для выравнивания ценовых пропорций. Выделяется 43 млрд иен для погашения разницы в ценах. Методология их определения в основном сохраняется прежней, пытаются учесть качество и мировой уровень цен. Предпринимаются меры по сдерживанию роста зарплаты. Упор делается на увеличение производства продовольствия, угля, других товаров первой необходимости, их административное распределение, оздоровление финансов. Предполагается усилить общий контроль за ценами и при необходимости расширить его сферу.

Однако уже в сентябре 1948 г. в соответствии с планом выхода из кризиса американского экономического советника Д. Доджа курс в области ценообразования круто изменился — были отменены государственные цены примерно на 150 товаров.

С 1949 г. проводится новая ценовая политика.

Резкое сокращение ценовых субсидий и дефицитного финансирования, отказ от себестоимости как основы ценообразования.

Ценовые субсидии сохраняются только на сталь, уголь, цветные металлы, удобрение, соду. Однако и эти субсидии определяются на минимальном уровне.

Сокращение субсидий и введение единого курса иены, благодаря которому цены не только на экспортируемые, но и на другие товары могли приблизиться к мировым, способствовали нормализации цен. Отпала необходимость в единовременной стабилизации зарплаты и цен, вводе стабильных ценовых поясов (ценовых потолков), установлении паритетных цен для сельского хозяйства.

Совершился переход к системе свободных цен, связанных с ценами мирового рынка.

В целом ценовая политика была направлена на поддержание цен на возможно низком уровне. Постепенно сокращались ценовые субсидии: уменьшался круг товаров и размеры субсидий, вызывая снижение цен производителей, прекратилось субсидирование экспорта, связанное с введением единого курса; была поставлена задача добиваться “проглатывания” фирмами повышения импортных цен, не повышая при этом внутренних цен.

Принимается курс на отмену в течение 1950 г. полностью всех субсидий. Практически в 1949–1950 гг. идет массированная отмена государственных цен. Последовательность их отмены определяется с учетом соотношения спроса и предложения, а также государственных цен и цен черного рынка, затоваривания, характера товаров (предметы не первой необходимости) и других. Вводится специальная система ценообразования на импортируемые товары с учетом единого курса иены.

При существенном нарушении баланса спроса и предложения выплачиваются субсидии либо осуществляется государственный импорт товаров.

Данные показывают, что и после принятия решения о ликвидации ценовых дотаций переход к ценам, определяемым соотношением спроса и предложения, осуществляется поэтапно, административный контроль снимается постепенно.

В 1949 г. наблюдалась следующая динамика числа товарных позиции с централизованно устанавливаемыми ценами: март – 64506, август – 48700, декабрь – 30167. Прежде всего административный контроль снимался с цен на продовольственные товары, продукцию машиностроения, металлургии, химии.

Административное установление цен сохранялось на услуги связи, оплату жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергии, в торговле и основные нефтепродукты.

В Японии переход к рыночным ценам осуществлялся в следующем порядке (табл. 4).

В этот период принимался также метод временной приостановки административного контроля за ценами на несколько месяцев по отдельным товарным позициям. Таким образом наблюдали динамику свободных цен, а затем принимали решение о возможности снятия контроля.

Динамика цен в процессе и после поэтапного снятия контроля за ценами была разнонаправленной: по отдельным товарам цены возрастали, но по большинству позиций после некоторого роста — снижались. Общее снижение индекса цен объяснялось главным образом тем, что, во-первых, в предшествующие годы правительством были предприняты значительные в основном административные меры по увеличению объемов производства; во-вторых, проводилась жесткая финансовая политика и, наконец, в-третьих, поэтапная отмена контроля цен на основе детального анализа рынка соответствующих товаров.

Японские специалисты, однако, подчеркивают, что в 1946–1948 гг. наблюдался достаточно высокий рост цен (от 40 до 70%). Это было связано в основном с тем, что осуществляя централизованный пересмотр административно контролируемых цен, правительство ориентировалось не только на складывающийся уровень себестоимости, но и в значительной мере на цены черного рынка, который получил весьма широкое развитие в этот период.

В настоящее время государственное регулирование в форме согласия (разрешения) на установление конкретных цен действует на электроэнергию, газ, отопление, воду; почтовые услуги, телекоммуникации, радио- и кабельное вещание; железнодорожные, авиационные, морские, дорожные тарифы, грузовые отправления.

Заработная плата и социальная защита

Практически весь послевоенный период с 1945 по 1950 гг. предпринимались меры для устранения спирали “зарплата — цены”. В целом значительных успехов в этой сфере достичь не удалось. Применялись различные методы: устанавливался потолок заработной платы, замораживались на низком уровне социально важные цены.

В 1948 г. проблема ограничения роста заработной платы стала одной из центральных. Было решено увеличить нормы натурального распределения и в связи с этим не допускать повышения заработной платы.

В ответ на требование шахтеров и энергетиков об увеличении заработной платы был введен следующий принцип роста заработной платы – только из доходов, обусловленных увеличением производства. При этом накладывался полный запрет на дефицитное повышение зарплаты и рост зарплаты, связанный с увеличением цен, и разрешался рост зарплаты только при поддержании равновесия бюджета.

Ставилась задача — определять конкретную зарплату для каждой фирмы, руководствуясь вводом законодательного ограничения на основе норм зарплаты, рекомендованных Советом по вопросам комплексной стабилизации заработной платы, и общего ограничения фонда заработной платы. Эти меры распространялись в первую очередь на фирмы с числом занятых свыше 500 человек и работающие по твердым государственным ценам.

Предприятия, работающие с загрузкой, превышающей нормативную, могли на определенных условиях выплачивать из прибыли дополнительную зарплату, но правительство регламентировало и этот процесс.

Система социальной защиты в этот период была в основном сориентирована на поддержание реального содержания иены.

С этой целью постоянно совершенствовалось нормированное распределение продовольствия и товаров первой необходимости для рабочих, а также максимально широко привлекались безработные к участию в общественных работах.

По мнению японских специалистов, наиболее эффективным в этот период оказался поворот в регулировании зарплаты — от метода скользящего роста к методу установления потолка общего фонда заработной платы.

Распределительная политика и организация рынка

В 1946 г. жестко контролировались поставки продовольствия, осуществлялись принудительные закупки. Встречное снабжение производителей продовольствия, текстильной продукции и товаров повседневного спроса организовывалось на льготных условиях.

Попытка централизованного распределения через отраслевые предпринимательские организации не дала положительных результатов. С конца 1946 г. распределительные функции выполнялись торговыми фирмами по поручению правительства, а также специально созданными государственными организациями.

Строго осуществлялся контроль за использованием наличного оборудования, в случае необходимости применялся принудительный лизинг избыточных средств производства.

Семнадцать наиболее важных позиций (уголь, кокс и т. п.) группы “А” фондировались. Тем не менее централизованное государственное снабжение было малоэффективно, поскольку началась перепродажа “на сторону”.

Общая схема распределения была примерно следующая. Потребитель ежеквартально подавал заявку министру. Министерство направляло суммарный заказ по отрасли в Штаб экономической стабилизации. Этот орган, исходя из наличных ресурсов, устанавливал пропорции распределения по отраслям. В пределах отраслевой квоты министр распределял по предприятиям.

Средства производства поставлялись в обмен на справку о праве на их получение. Производители и торговые комиссии были обязаны продавать средства производства, комплектующие, сырье только по представлении справки. Однако потребитель имел возможность в пределах своей квоты выбирать у кого конкретно он будет делать закупки.

В начале 1947 г. уже было 19 товарных групп и 142 позиции, которые распределялись жестко централизованно. И далее эта линия нарастала. По мнению японских специалистов, это был почти переход к плановой экономике. В этот период (март 1947 г.) такое направление в Японии поддерживали США.

В это время правительство предпринимает чрезвычайные меры по обеспечению населения продовольствием: запрещаются рестораны и бары, распределение ведется только через государственные органы, все шире используются фонды и талоны.

Особый вопрос — распределение потребительских товаров. Определяются нормы распределения, его план и все это доводится до соответствующего государственного органа, который разверстывает по регионам (префектурам) и сферам потребления. В соответствии с этими нормами органы управления или губернаторы определяют квоты для оптовых и розничных фирм. Продажа — только в обмен на справку о праве на получение. Потребители покупают по талонам, розничные торговцы в соответствии с количеством талонов, полученных в предыдущий квартал, получают справку и на ее основе закупают товары у оптовиков. Оптовики аналогичным образом — у производителей. Отличительной особенностью этой системы является возможность выбора продавца.

Правительство изымает все сверхнормативные запасы, запрещает производство более 100 видов продукции как не относящихся к важнейшим, а также все не первоочередное строительство.

Японские специалисты отмечают, что, несмотря на все эти меры и огромные усилия, нормализовать обращение на базе этих подходов не удалось, а политика увеличения предложения по твердым государственным ценам по сути не сработала.

В сентябре 1948 г. приняты решения о сужении сферы централизованного распределения средства производства — из списков исключено 60 видов продукции. К распределению продовольствия подключаются потребительские организации и сельскохозяйственные кооперативы. С 1949 г. в рамках комплексной экономической программы и реализации плана Д. Доджа централизованное распределение ресурсов резко сокращается, прежде всего там, где цены черного рынка ниже государственных, создаются преимущества для лучших предприятий, ликвидируются администрирование и фондовые системы, разворачивается свободная конкуренция. В результате сфера деятельности государственных распределительных организаций сужается.

Финансы, бюджет, деньги, кредит

Сразу после окончания войны, с сентября 1945 г., японское правительство приняло решение о массированных кредитных вложениях в производство через все финансовые институты, было объявлено о неограниченной выплате вкладов. Цель — большие финансовые вложения для скорейшего восстановления производства. Но предприятия в условиях экономической неопределенности стали, используя полученное от государства сырье, производить товары первой необходимости и сбывать их на черном рынке, а также продавать на черном рынке и само сырье. В результате производство средств производства фактически приостановилось.

В целом увеличения производства достигнуто не было, стимулы к увеличению объемов отсутствовали, началась сильная инфляция, распространилась тенденция к прямому товарообмену между предприятиями из-за обесценения иены. Возросли социальные выплаты, с огромной быстротой росло в обороте количество банкнот Японского банка.

В феврале 1946 г. принимается программа чрезвычайных антикризисных мер:

– ограничение кредитов;

– указ о проверке собственности;

– административное контролирование цен и политика в этой области;

– система особых мер в области занятости;

– государственный контроль потребительских товаров.

Но время было уже упущено, и перечисленные меры оказались малорезультативными.

В июле 1946 г. принимается программа активной финансовой политики в отношении приоритетных и сверхприоритетных отраслей. Основные принципы программы:

– массированная поддержка ключевых отраслей: уголь, продовольствие, удобрения;

– активное кредитование из фонда восстановления экономики;

– рост производства на основе рационализации и повышения производительности;

– рассасывание безработицы;

— демократизация экономики и рост расходов на образование и культуру.

Реализация этой программы привела к быстрому нарастанию бюджетного дефицита. Нарастали трудности, обусловленные недополучением налоговых поступлений и непомерным увеличением доли займов и кредитов. В расходной части бюджета расширялись масштабы непроизводительных выплат.

К концу 1946 г. выяснилось, что инфляция усиливается, а объемы производства сокращаются. Правительственный штаб стабилизации с участием Минфина, Японского банка составили план распределения промышленных фондов на IV квартал, и кредитование велось в соответствии с этим планом.

В марте 1947 г. появились признаки углубления экономического кризиса. Причины — недопроизводство, “тройной дефицит” (семейные бюджеты, предприятия, государственный бюджет), спираль “цены — зарплата”. Японские специалисты считают, что главная слабость антикризисных программ того периода была в области денежного обращения. Чрезмерные надежды возлагались на решение проблем путем роста производства. В результате произошло “проедание” основных фондов.

Возникла острая необходимость стимулирования производства угля, стали и развития транспорта (политика сверхприоритетных отраслей). Но для этого нужно было как-то прорвать спираль “зарплата — цены”.

Субсидирование ключевых товаров сверхприоритетных базовых отраслей и поддержание низких цен на грузовые перевозки и электроэнергию не позволили сдержать инфляцию, усилился бюджетный дефицит. К концу года произошло падение уровня жизни, обострилась социальная напряженность.

В связи с этим принимаются новые правила в области кредитования: ликвидация зависимости Банка Японии от кредитов и осуществление кредитования финансовыми институтами в пределах собственных средств и свободных вкладов, установление пределов кредитования, поощрение облигаций, коммерческих векселей, блокада остатков кредитных ресурсов. Создается строгая система преференций при кредитовании предприятий.

Предпринимается попытка стабилизации денежной эмиссии: определяется ее верхний предел, строго контролируется сверхнормативная эмиссия. Однако положительного эффекта достичь не удается.

К началу 1948 г., по мнению японских специалистов, комплексной политики по финансовому оздоровлению не получилось. Наблюдалось два параллельных неупорядоченных потока: меры, связанные с впрыскиванием денег в экономику, и попытки сокращения денежной массы.

Наконец, принимается правительственная программа “10 принципов экономической стабилизации”.

1. Увеличение производства с максимальным использованием внутренних ресурсов.

2. Совершенствование планирования распределения контролируемых товаров.

3. Улучшение распределения продовольствия и рост его объемов.

4. Твердое соблюдение государственных цен, наказание нарушителей.

5. Гибкая политика поддержания стабильности зарплаты.

6. Осуществление плана роста налоговых поступлений, уголовное преследование за уклонение.

7. Увеличение доходов, совершенствование налоговой системы, введение новых налоговых рычагов.

8. Организованное уменьшение дефицита госбюджета.

9. Совершенствование управления внешней торговлей.

10. Продолжение жесткого администрирования в финансово-кредитной сфере.

Однако практическая реализация этой программы оказалась крайне затруднительной, так как позиции правительства были слабыми. Поэтому в сентябре 1948 г. принимаются дополнительные решения:

1. Усилить концентрацию производства на эффективных предприятиях.

2. Сузить сферу централизованного распределения. Из 350 централизованно распределяемых товаров группы “А” убрать 60, по продовольствию – подключить к распределению сельскохозяйственные, кооперативы и потребительские организации.

3. Отменить государственные цены примерно на 150 товаров; с расширением частной внешней торговли устанавливать цены, на экспортируемую продукцию исходя не только из себестоимости, но и из мировых цен.

4. Увеличить нормы распределения риса и ряда других основных продовольственных товаров, топлива; расширить круг отраслей, где работники имеют право на добавочные нормы. Гибко противостоять неоправданным повышениям зарплаты.

В 1949 г. была начата реализация линии на ускоренный переход к свободной рыночной экономике в соответствии с планом американского экономического советника Д. Доджа. Основными элементами его плана были: установление баланса государственного бюджета в кратчайший срок; временное прекращение кредитования государственными банками; резкое сокращение и быстрая ликвидация всех видов ценовых дотаций и субсидий в бюджете; введение единого, весьма жесткого курса иены (что было по существу ее девальвацией).

Эти меры позволили реально и эффективно контролировать инфляцию, привели к ускоренной рационализации производства. В течение одного года было введено свободное ценообразование, распущены государственные корпорации, резко расширена сфера свободной конкуренции. Все перечисленные меры вводились на основе принимаемых законов и осуществлялись очень жестко.

Начались массовые банкротства, усилилась промышленная безработица, но значительное число безработных поглотил аграрный сектор.

Крупнейшим достижением в финансовой области было то, что уже на 1950 г. был принят сбалансированный бюджет, а также введен единый курс иены. В части последнего логика была следующая. Для установления курса, стимулирующего экспортера, необходима стабильность цен, для стабильности цен нужна стабильность зарплаты. Поэтому первый этап – стабильность зарплаты, второй – стабильность цен, а затем – установление единого курса. Все это требовало комплексной и целенаправленной экономической политики.

Некоторые выводы

Итак, что может дать нам опыт реформирования экономики Японии в послевоенный период?

Прежде всего, уверенность в том, что наше сегодняшнее положение не уникально, сходные задачи в 1946–1950 гг. решала не только Япония, но и Западная Германия, Франция, Италия. Сегодня серьезные экономические реформы проводят страны Восточной Европы, Мексика, Аргентина, Бразилия. Нужно использовать те подходы, которые принесли успех, одновременно учитывая особенности нашей экономики.

Как видим, неизбежен и период преобладания чисто административных методов решения экономических проблем, период непоследовательных действий, ошибок и неудач. Для Японии этот период растянулся на четыре года, у нас он еще не закончился. Но именно на этом, начальном этапе реформ общество осознает необходимость в более радикальных мерах, постепенно вырабатывается и целостная программа действий.

И еще одно соображение. Мы должны честно признаться себе, что не знаем, как организовать сеть товарных и фондовых бирж, как функционирует развитая банковская система, не знаем многого другого. Поэтому в сжатые сроки требуется обучить десятки тысяч своих специалистов, способных в условиях рынка руководить предприятиями, банками, республиками.

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

Содержание

Предисловие

Основные блоки реформы

Преобразование отношений собственности и создание системы свободного предпринимательства

Государственное регулирование экономики

400 дней

I этап – подготовительный (50 дней)

II этап реформы – разгосударствление собственности (50–180-й дни)

III этап реформы – запуск рыночного механизма (180–300-й дни)

IV этап – стабилизация (300–400-й дни)

Приложение 1

Приложение 2

Москва, 1990 год

Обсуждение программы

Программа "400 дней доверия" в формате Adobe Acrobat (PDF) - 250 килобайт

Программа "400 дней доверия" в формате MS Word (DOC в архиве ZIP) - 64 килобайта

[Начальная страница] [Карта сервера] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Программа "500 дней"] [Программа "400 дней доверия"]

info@yabloko.ru