[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]
Сергей Митрохин. 
“Яблоко” действует. Только факты
 1999 год
Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
“Яблоко” в Государственной Думе

Законодательная деятельность

Парламентская деятельность “ЯБЛОКА” и направлена на создание комплекса законов, способных составить правовую основу государства. 

Перед вами — результаты законодательной работы фракции “ЯБЛОКО” в 1996-97 г.г. по разделам: государственное строительство и конституционные права граждан; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; экономическое законодательство; оборона и безопасность; социальное законодательство, законодательство в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии.

В этой брошюре мы рассказываем только об опыте успешной работы, поэтому мы не будем говорить о тех законах, которые не успели получить одобрения в Совете Федерации. В книгу не вошли законы и инициативы, в необходимости которых нам не удалось убедить Государственную Думу. Таким примером является “яблочный” проект нового Трудового кодекс, принятия которого требует новая социально-экономическая ситуация и особое внимание к защите прав трудящихся в условиях рынка. Большие усилия ежегодно уходят на работу с госбюджетом, на попытки изменить заложенную в них экономическую политику. Правильность оценок “ЯБЛОКА” всегда подтверждало время, но фракции так и не удалось добиться отклонения правительственных бюджетов - они всегда получали поддержку части голосов коммунистов и их союзников. 

Проектов, на которые были затрачены значительные силы, много. Здесь мы называем только успешные.

Экономическая политика

    Законодательство об СРП
Законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП) - часть экономической программы “ЯБЛОКА”. В течение 5 лет фракция проводила через Государственную Думу сначала закон “О соглашениях о разделе продукции”, а затем приводила в соответствие с этим законом федеральное законодательство. Много усилий “ЯБЛОКО” затратило на то, чтобы провести через Государственную Думу перечни месторождений, по которым возможно заключение СРП. Перед выборами в Государственную Думу в 1995 году в своей программе “Реформы для большинства” “ЯБЛОКО” обещало избирателям сделать всё возможное для развития законодательства “О СРП”.

В настоящее время основная часть этой работа успешно завершена, законодательство о СРП действует и уже приносит первые позитивные результаты. Соглашения по проектам “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и проекту разработки Харьягинского нефтяного месторождения вступили в силу (соответственно 10.06.96, 15.06.96, 1.01.99). В июле 1999 года начата реализация соглашения о разделе продукции по проекту “Сахалин-2” - добыта первая нефть. За 1996-1998 годы совокупный объём инвестиций в эти проекты составил более 1 миллиард 500 миллионов долларов США.

Закон о СРП создает заказы для российских предприятий.

Только в 1997-1998 годах по проектам “Сахалин-1” и “Сахалин-2” российскими подрядчиками было заключено договоров на выполнение работ, поставку товаров и услуг на сумму 431,4 миллионов долларов США при условии, что всего контрактов операторами проектов “Сахалин-1” и “Сахалин-2” заключено на сумму 799 миллионов долларов. Таким образом, уже на ранней стадии реализации сахалинских проектов доля российских подрядчиков превысила 50%. Эти данные полностью опровергают обвинения в адрес “ЯБЛОКА” о несоблюдении интересов российских производителей в законодательстве о СРП. Как и утверждало “ЯБЛОКО” в своей экономической программе – реализация СРП создаёт стимулы для развития российской промышленности. Среди российских предприятий, выполнивших заказы по проектам СРП: “СахалинНИПИморнефть”, ВНИПИморнефтегаз, Институт Арктики и Антарктики, ЦКБ МТ “Рубин”, Сахгидромет, ЦНИИ им. Крылова, “Роснефть-Сахалинморнефтегаз”, “Дальневосточная морская инженерно-геологическая экспедиция”, “Сахалин шельф флот”, трест “Дальморнефтегазгеофизика”, Амурский судостроительный завод”, СПО “Арктика”, “Севмашпредприятие”, “Звёздочка”, “Союзспецодежда” и другие.

Закон о СРП пополняет бюджет.

В 1996 году в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды Сахалинской области от сахалинских предприятий и организаций, занятых в работах по проектам, поступило 52 миллиарда рублей, а в 1997 году - 219 миллиардов рублей. В виде прямых отчислений Российская Федерация уже получила от инвесторов по сахалинским проектам разовые платежи в объёме 42 млн. долларов США. Кроме того, по проекту “Сахалин-2” внесены первые взносы в фонд развития Сахалина – (за 1997 год - 20 млн. долларов, за 1998 год – 20 млн. долларов). По сообщению Администрации Сахалинской области часть полученных денег была израсходована на решение острейших социальных проблем – строительство школ, детской поликлиники, больницы, программу охраны материнства и детства, программу обеспечения сахалинцев питьевой водой, строительство газовой электростанции.

Закон о СРП создает рабочие места.

Созданы тысячи рабочих мест. Например, только в 1997 году на предприятиях, занятых в подрядных работах по проектам освоения шельфа, на Сахалине было привлечено 1 тысяча 157 человек, а с учётом дальневосточных подрядчиков число занятых составило 2 тысячи 400 человек.

* * *

Одной из возможностей увеличения доходной части федерального и региональных бюджетов является дальнейшая реализация закона “О соглашениях о разделе продукции”. В 1997г. и 1998 г. в Государственной Думе обсуждались два проекта законов “Об участках недр и месторождений, пользование которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции”. Принятие этих законов способствовало сохранению и увеличению количества рабочих мест, получению средств для развития социальной сферы во многих нефтедобывающих регионах. Фактически речь шла о возможности заключения СРП по 15 месторождениям, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, о распространении опыта Сахалинской области на всю Россию. 

Несмотря на блокирование закона коммунистическими фракциями и ЛДПР - они были приняты. В ходе обсуждения были аргументировано сняты все обвинения, относительно непродуманного подбора объектов или мифической продажи Родины “иностранным империалистам”. Оказалось, что большинство месторождений будут осваивать российские инвесторы. Несмотря на это фракция КПРФ последовательно выступала против принятия законов, по существу выступая против развития отечественной добывающей промышленности.

Законы “Об участках недр...” (важнейшие законы в пакете законов по СРП, принятия которых так настойчиво добивалась фракция “ЯБЛОКО) способствуют проведению реальных реформ, выгода от которых очень быстро становится понятной многим. В настоящее время по месторождениям, в отношении которых в федеральном законодательстве установлена возможность заключения СРП, ведётся работа по подготовке соглашений. 

Оценивая результаты работы фракции “ЯБЛОКО” по законодательству о СРП губернатор Сахалинской области И.П.Фархутдинов в телеграмме, направленной 5 июля 1999 года руководителю фракции “ЯБЛОКО” Г.А.Явлинскому по случаю начала добычи нефти по проекту “Сахалин-2” отметил: “Реализация данного проекта даст мощный импульс развитию экономики области, позволит реально поднять уровень жизни сахалинцев и курильчан. Благодарю депутатов фракции ЯБЛОКО и лично Вас за государственную мудрость, настойчивость, энергию, проявленную при принятии законов, приблизивших этот исторический день”.

Поддержка малого бизнеса

О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”. Закон, внесенный фракцией “ЯБЛОКО”, объявляет законными все известные в мире методы поддержки малого бизнеса (гарантии, льготные кредиты, долевые заказы, доступ к ресурсам и информации и проч.) Закон настаивает на неухудшении действующих налоговых льгот для малого бизнеса, утверждает заявительный характер регистрации предприятий и ускоренную амортизацию.

Закон вступил в силу.

Оборот алкогольной продукции

“О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции”
Сфера производства и оборота алкогольной продукции до сих пор законодательно не отрегулирована, что привело к засилию суррогатов на алкогольном рынке, от которых только в 1993 году погибло свыше пятидесяти тысяч человек. Еще одно следствие отсутствия соответствующего законодательства - огромный недобор акцизов и других налогов в государственную казну от “левого” алкоголя. 

Фракцией “ЯБЛОКО” подготовлены и внесены принципиальные поправки в этот законопроект, защищающие потребителей и государство от последствий “дикого” алкогольного рынка. Закон настаивает на полной государственной монополии в области производства и оборота пищевого этилового спирта, а не всей алкогольной продукции. Именно со спирта будет взиматься и основная часть акциза, что облегчит сбор налогов, поскольку производителей спирта в России - десятки, а производителей водки, коньяка и крепленых вин - многие тысячи. 

Закон принят Государственной Думой.

Недвижимость

Без наведения порядка в обороте собственности, что прежде всего подразумевает единую государственную систему регистрации собственности и сделок с ней, невозможно наведение порядка в хозяйственной жизни, борьба с коррупцией, пополнение доходной части бюджета. На решение этой задачи направлены законы “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” и “Об оценочной деятельности”, разработанные при активном участии членов фракции “ЯБЛОКО”. 

Необходимость принятия данных законов, качество их профессиональной проработки определили степень политического согласия при их принятии (для принятия закона требовалось конституционное большинство, то есть 301 голос).

Фракция поддержала закон в третьем чтении и при принятии согласительной редакции с Советом Федерации в апреле 1997г.

Природные ресурсы

Лесной кодекс разработан в Комитете по природным ресурсам и природопользованию под непосредственным руководством членов фракции “ЯБЛОКО”. 

Лес - одно из главных национальных богатств России. Именно поэтому и с экономической, и с природоохранной, и с социальной точки зрения очень важен закон, который регулировал бы правовой режим собственности, хозяйственного использования, воспроизводства и защиты лесов. 

Таким законом явился Лесной кодекс, призванный решать вопросы правового регулирования всех аспектов, связанных с содержанием, охраной, воспроизводством и использованием леса и лесных ресурсов. Лесной кодекс устанавливает правовые нормы использования, воспроизводства и защиты лесов с учетом повышения их экономического и ресурсного потенциала, определяет понятия лесного фонда, объектов и субъектов лесных отношений, формы и методы государственного управления лесным фондом, полномочия органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления.

Как показали обсуждения Лесного кодекса в Думе в первоначальной редакции выявился ряд принципиальных позиций, вокруг которых и шла борьба. Большинство из этих позиций были обозначены в выступлениях представителей фракции “ЯБЛОКО”.

Одна из главных позиций - определение собственника лесного фонда. Исключение в первых вариантах кодекса субъектов Федерации из числа собственников было одной из причин его отклонения в совете Федерации. В конечном итоге была найдена формула, устраивающая всех, по которой леса признаются федеральной собственностью, однако федеральным законом часть лесного фонда может передаваться в собственность субъектам федерации.

Другое возражение состояло в том, что одни и те же государственные органы наделялись функциями управления в области охраны и защиты лесного фонда и правами хозяйственного пользователя. Вероятно, что в подобном совмещении могли быть заинтересованы соответствующие государственные органы, но такое положение нанесло бы серьезный ущерб сохранности и воспроизводству лесного фонда. В результате в кодексе появилась норма, запрещающая совмещение охранных и хозяйственных функций в одном и том же органе государственного управления.

Третье, очень серьезное возражение состояло в том, что Лесной кодекс противоречит природоохранному законодательству и концептуально, рассматривает лес как ресурс древесины и производственный объект, а не как среду обитания, не экосистему. Указывалось, что в нарушение требований законодательства на проект Лесного кодекса не получено заключения Государственной экологической экспертизы в соответствии с законом “Об экологической экспертизе”. В подтверждение приводилась формулировка статьи 5, в которой сказано, что “отношения в области использования и охраны лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством”, то есть за бортом оказываются уголовное, административное, природоохранное право. Несмотря на напряженную дискуссию, положения статьи 5 остались без изменения, что является серьезным недостатком Лесного кодекса. Конечно, природоохранное законодательство сильно усложняет жизнь хозяйствующих субъектов, но если не принять серьезных мер по защите таких стратегических природных ресурсов, как лес, вода, воздух, может оказаться, что и хозяйствовать вскоре будет нечем и некому. В частности, именно возражения экологического характера во многом обусловили то, что при голосованию по преодолению вето Президента 5 июля 1996 года фракция “ЯБЛОКО” голосовала против кодекса.

После того, как было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и с учетом внесенных изменений, фракция приняла решение поддержать Лесной кодекс, по которому 22 января в очередной раз было преодолено вето Совета Федерации и который 29 января был наконец подписан Президентом.

19 февраля 1997г. Государственная Дума приняла в третьем чтении Воздушный кодекс Российской Федерации, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации. Воздушный кодекс обеспечивает регулирование в вопросах использования воздушного пространства РФ и деятельности авиации в части обеспечения граждан и экономики в воздушных перевозках, способствует укреплению обороноспособности страны, ее авиационной и экономической безопасности, безопасности полетов воздушных судов.

Воздушный кодекс был подготовлен с учетом Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и соответствует стандартам ИКАО (Международной организации гражданской авиации). Это немаловажная деталь, поскольку американские и европейские национальные и международные авиационные агентства в связи с отсутствием в России единой законодательной базы рассматривают возможность применения самых жестких санкций к российским авиаперевозчикам, вплоть до запрета выполнения полетов над территориями США и стран, являющихся участниками Европейского Содружества. Подобные меры, в случае их реализации, могли бы нанести серьезный удар по престижу отечественной авиации и по экономике страны в целом, поскольку международные авиаперевозки обеспечивают значительные валютные поступления.

Фракция “ЯБЛОКО”, придерживаясь последовательной позиции, по которой гарантия и защита гражданских прав имеют приоритет над интересами собственно государства, поддержала Воздушный кодекс и последовательно голосуя за него во всех чтениях. Во втором чтении фракция предложила серьезную поправку, связанную с правом работников из числа авиационного персонала на забастовки. В первоначальной редакции указывалось, что всем “лицам из числа авиационного персонала запрещается участвовать в забастовках для разрешения коллективных трудовых споров”. Согласно поправки фракции “ЯБЛОКО” такой запрет должен распространяться только на персонал, непосредственно связанный с обеспечением безопасности полетов. Поправка была принята, что дало возможность значительной части авиационного персонала отстаивать свои интересы с помощью забастовок на законных основаниях.

Бюджетное и налоговое законодательство

“О Счетной палате Российской Федерации”

Счетная палата - это, по существу, единственный орган в России, контролирующий исполнительную власть в части использования ею бюджетных средств. Поэтому фракция “ЯБЛОКО” самым активным образом включилась в разработку этого закона и внесла положения, обеспечивающие максимальную независимость Счетной палаты. В то же время из-за сопротивления исполнительной власти попыткам поставить под контроль ее деятельность Госдуме не удалось добиться реального влияния Счетной палаты на бюджетные расходы.

Закон вступил в силу.

Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в значительной степени определяет качество и сбалансированность принимаемого закона о бюджете, возможность его эффективного исполнения и контроля.

Закон “О порядке внесения, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета на 1997 год”, разработанный “ЯБЛОКОм”, содержал целый ряд важных новаций. Предлагалась четкая процедура увязки налогового законодательства с бюджетным процессом. Данный закон стал важным шагом в сторону усиления контроля за деятельностью внебюджетных фондов. Предлагалось также одновременно с рассмотрением бюджета проводить ратификацию международных договоров, содержащих финансовые обязательства государства. Рассмотрение профильных поправок должны были вести соответствующие комитеты, а не бюджетный комитет, как прежде, что позволяло четче расставить социально-экономические приоритеты в отраслях.

Одним из самых принципиальных вопросов организации бюджетного процесса является принятие Бюджетного кодекса российской Федерации. Принятые в 1991 и 1993 гг. законы об основах бюджетного устройства значительно устарели и не соответствуют действующей Конституции. 

Для решения этих вопросов фракцией “ЯБЛОКО” был разработан проект Бюджетного кодекса, внесенный в Думу в начале 1997 г. Параллельно Правительством был внесен закон “О бюджетном устройстве, бюджетном процессе”.

Бюджетный кодекс - первый в России кодифицированный документ, регламентирующий бюджетные правоотношения во всей их полноте. Концепция кодекса сводится к следующим основным моментам:

— регламентируется вся цепочка прохождения бюджетных средств;

— определяются конкретные участники бюджетных правоотношений (Минфин, Казначейство, уполномоченные банки, бюджетополучатели и т.д.);

— секвестр (сокращение расходов) рассматривается как обязательный механизм корректировки утвержденного бюджета в ситуации недостаточности доходов; предусматривается ответственность за субъективные решения по секвестированию;

— предусматривается два способа бюджетного финансирования: безвозвратный - для госорганов и бюджетных организаций и возвратный (бюджетная ссуда) для негосударственных организаций;

— регламентируется порядок определения и заключения соглашений с уполномоченными банками на конкурсной основе;

— предусматривается административная и имущественная ответственность должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства.

Г.Явлинский в своем выступлении по вопросу о принятии Бюджетном кодекса заявил, что без его принятия “все разговоры о том, что мы хотим хотя бы контролировать деньги народа остаются пустыми пожеланиями”.

Бюджетный кодекс принят, подписан Президентом.

Социальная политика

Повышение зарплаты бюджетникам

Важнейшим достижением “ЯБЛОКА” является разработка и вступление в силу закона “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы”, который предусматривает поэтапное повышение заработной платы бюджетников до уровня оплаты труда работников, занятых в промышленности. В настоящее время зарплата работников бюджетных организаций в два раза ниже, чем в промышленности.

Суть закона: установить с 1 апреля 1999 г. тарифную ставку (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в размере 110 рублей, тарифные ставки последующих разрядов устанавливать исходя из этой суммы, впредь регулировать заработную плату бюджетников путем принятия соответствующего закона, а не постановлениями Правительства. До того, согласно нормативным актам Правительства РФ, размер оклада по 1-му разряду составлял 60 рублей (плюс надбавка в размере 30 рублей), а оклады последующих разрядов устанавливаются исходя из ставки 1-го разряда, но уже без учета надбавки. Законом также предусматривается утверждение тарифных коэффициентов Правительством РФ совместно с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

Объединение “ЯБЛОКО” решило не ограничиваться участием депутатов думской фракции в разработке законопроекта. С 20 марта по 1 апреля Объединение проводило первый этап акции гражданской поддержки проекта закона, принятого Думой. Смысл акции заключался в том, чтобы убедить членов Совета Федерации не отклонять законопроект, а одобрить его либо образовать согласительную комиссию для его доработки и принятия в текущем году.

В работу включился Молодежный союз и 64 региональные организации “ЯБЛОКА”; наиболее активно - Вологодская, Ямало-Ненецкая, Челябинская, Пензенская, Московская, Ейская (местная организация), Хабаровская, Мордовская, Брянская, Оренбургская, Пермская, Астраханская, Томская, Приморская, Рязанская, Курская, Калининградская, Архангельская, Владимирская, Иркутская, Кировская, Магаданская, Нижегородская, Самарская, Петербургская, Саратовская, Ставропольская, Ульяновская.

“Яблочные” активисты добивались встреч с руководителями - членами Совета Федерации - своих регионов и направляли в их адрес обращения с просьбой поддержать законопроект. Они организовывали также поддержку проекта закона профсоюзными комитетами и трудовыми коллективами работников здравоохранения, образования, науки и культуры, обращались за помощью к центральным и региональным средствам массовой информации. А.В. Кузнецов защищал законопроект в Комитете по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию Совета Федерации ФС РФ.

К 1 апреля в Совет Федерации пришло около сотни телеграмм и обращений в поддержку законопроекта от профсоюзов, трудовых коллективов, законодательных собраний республик, краев, областей и органов местного самоуправления, “яблочных” организаций; прошли информационные сообщения в региональных газетах и телерадиопрограммах.

Говорит Организатор акции в поддержку закона депутат фракции “ЯБЛОКО” А Кузнецов: “Стало ясно, что гражданская поддержка законопроекта дала свои результаты. В странах, имеющих более чем вековой опыт становления демократии, понятие гражданской поддержки, или “общественного лоббирования”, давно укрепилось. Оно подразумевает влияние самых широких слоев общества на властные структуры в целях принятия ими решений, отвечающих интересам тех, кто их избирал. В нашей стране слово “лоббирование” приобрело скандальный оттенок и стало чуть ли не ругательным. И общество пока не научилось отстаивать свои интересы самостоятельно. Пора учиться и отстаивать. Нельзя жить лучше, не прилагая собственных усилий. Гражданская поддержка - общественное лоббирование - законопроекта “Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы” дала нам шанс и показала, что мы можем его использовать. Это в наших силах - защищать наши интересы. И кому, как не Объединению “ЯБЛОКО”, главная цель которого - создание в России гражданского общества, стать во главе этого движения? Объединение “ЯБЛОКО” будет и впредь отстаивать интересы большинства граждан нашей страны, в том числе учителей и врачей, работников науки и культуры. К сожалению, сегодня мы не можем изменить политику Правительства в целом, но мы можем и обязаны использовать все наши возможности для того, чтобы максимально влиять на ситуацию на всех уровнях”.

В итоге Совет Федерации принял решение о создании согласительной комиссии по его доработке из числа представителей Совета Федерации и Государственной Думы. 9 февраля 1999 года Президент РФ подписал закон, а Правительство приступило к его исполнению.

Занятость

Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” разработан по инициативе “ЯБЛОКА” в связи с решением Конституционного Суда, который признал неконституционным ограничение периода оплаты временной нетрудоспособности безработных граждан. Закон предусматривает, что в период временной нетрудоспособности безработных граждан им выплачивается в обычном порядке пособие по безработице.

Устраняются двойные выплаты безработным, которые несколько месяцев после увольнения получают одновременно и пособие по безработице, и среднюю заработную плату с учётом выходного пособия по последнему месту работы.

Для тех граждан, кто отказался от двух вариантов подходящей работы, кто не явился в установленный срок без уважительных причин в службу занятости и кто представил заведомо ложные документы, увеличивается срок повторного обращения в службу занятости для признания их безработными с двух недель до месяца.

Вводятся новые положения в отношении лиц, осужденных к исправительным работам без лишения свободы. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного, либо осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоятельно и не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации. В некоторые другие статьи внесены незначительные изменения чисто редакционного, уточняющего характера.

Говорит автор закона Т.В. Ярыгина: “Суть изменений в стабилизации системы социальной поддержки безработных. Закон и жизнь очень сильно разошлись. Жизнь стала намного хуже, а закон закладывался в условиях, когда считалось, что реальный сектор будет работать и будет какой-то рынок труда. Но все это рухнуло, и пришлось пересматривать уровни пособия по безработице в соотношении не со средней зарплатой по региону, а в соотношении с прожиточным минимумом по территории. На первый взгляд может создастся впечатление, что это ухудшает положение. Но на самом деле это не так. Фонд имеет средства на территориях, где более или менее нормально функционирует рынок труда. Почему? Потому что отчисления в Фонд идут из фонда заработной платы. В Москве, например, безработица - один процент. Крутится огромное количество денег. И Фонд занятости - один из самых богатых фондов. Здесь получается, что безработный получает пособие по безработице в пределах, на сегодняшний день, полутора тысяч. Между тем, у нас средняя зарплата по стране в промышленности где-то около 1800, а в некоторых регионах - порядка 800 руб. Понимаете, какой перекос происходит в регионах? Человек может в каком-то месте не работать в то время, как гражданин той же самой страны, существующий как бы по тем же законам, не имеет возможности не только получить меньшее пособие, но и вообще его получить. Почему? Потому что у них там задержки несколько месяцев. А если это градообразующее предприятие? На территории, например, того же Нижнего Новгорода есть целые районы, где один завод держит всю территорию. Завод остановился, значит не работает глава семьи, не работают члены семьи. Не отчисляется ничего в Фонд занятости. То есть нет вообще никаких источников. Поэтому пересмотр этих норм с возможностью перекачки средств туда, где это необходимо, должен произойти. Это очень важный аспект, который основан на том, что государство обязано гарантировать равные права граждан независимо от того, где они живут. Это принцип, который серьезнейшим образом сегодня надо решать.” 

Принят Государственной Думой. Подписан Президентом 30 апреля 1999 г.

Поддержка пострадавших от радиации

“О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации в следствии аварии на Чернобыльской АЭС”. Поправки, внесенные депутатами фракции “ЯБЛОКО”, распространяют льготы и компенсации, предусмотренные для граждан пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, на более широких круг больных, пострадавших в результате своей профессиональной деятельности от ионизирующего излучения.

Закон принят Государственной Думой.

“О внесении изменения в статью 14 Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”

Закон был принят Государственной Думой в январе 1999 года и отклонен Советом Федерации.

Закон устраняет возникшую правовую коллизию в таможенном праве. Вносится изменение в закон “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, гарантируя гражданам, подвергшимся воздействию радиации, льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах. 

Принят Государственной Думой и Советом Федерации, направлен Президенту в апреле 1999 г.

“О социальной защите граждан Российской Федерации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча”

Закон, разрабатывавшийся при активном участии “ЯБЛОКА”, касается жителей Челябинской, Свердловской, Курганской областей и ликвидаторов ядерной аварии, проживающих практически в каждой области, крае и республике нашей страны.

В настоящее время льготы и компенсации предоставляются лишь гражданам, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” или отселенным из наиболее загрязненных территорий.

Данный вариант закона защищает также права и интересы граждан, принимавших участие в работах по реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 - 1962 годах, граждан, добровольно выехавших в этот период из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, а также граждан, длительное время проживающих на загрязненных территориях и получивших значительные дозы облучения.

В законе регламентируется порядок подтверждения прав конкретного лица на льготы и компенсации. Причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, с последствиями воздействия радиации устанавливается определяемыми Правительством Российской Федерации межведомственными экспертными советами и другими органами.

Принят Государственной Думой. Подписан Президентом 26.11.98г.

Поддержка ветеранов

“Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую отечественную войну”
Поправка фракции ЯБЛОКО предусматривает право инвалидов Великой Отечественной войны получать одновременно две пенсии: за участие в войне и выработанный трудовой стаж. Закон вступил в силу.

Защита вкладчиков Сбербанка

В связи с вступлением в силу закона “О восстановлении и защите сбережений граждан РФ” Государственной Думой был рассмотрен законопроект “О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства РФ”. Смысл закона заключается в том, чтобы проводить индексацию обесцененных в 1992 году вкладов населения в Сбербанке на основании сопоставления покупательной способности рубля 1990 г. и рубля в текущий момент времени.

Восстановление вкладов в Сбербанке, сохранность которых государство гарантировало и которые государство же обесценило в одну ночь - одна из самых болезненных проблем, порожденных реформами 1992 г. Фракция никогда не питала иллюзий относительно возможности возврата этих вкладов (учитывая что нет денег даже на выплату текущей зарплаты), но сознательно поддержала принятие данного закона, считая, что этим актом государство по крайней мере официально признает свою вину и свои обязательства перед собственными гражданами.

21 июня 1996 г. закон вступил в силу.

Пенсии

“О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации “О Государственных пенсиях в Российской Федерации”

Закон снимает ограничения, действующие по максимальным пенсиям для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных местностях. Пенсии будут начисляться исходя из районных коэффициентов, установленных на тех территориях, где проживают пенсионеры. Для тех пенсионеров, которые выезжают из указанных районов и местностей, предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяются максимальные размеры трудовых пенсий, сохраняется прежним - 1,5.

Принят Государственной Думой, подписан Президентом в марте 1998 г.

“О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации”

Закон предусматривает установление права на получение пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, занятым лечебной и иной работой по охране здоровья населения в поселках городского типа.

Вопрос привлечения и закрепления кадров медицинских работников и повышения уровня их материального обеспечения решен за счет средств Пенсионного фонда. Это противоречит идеологии пенсионного обеспечения за выслугу лет, в основу которой заложена утрата профессиональной трудоспособности. Однако, Комиссия по социальной политике фракции “ЯБЛОКО” поддержала законопроект, принимая во внимание тяжелое положение с медицинскими кадрами в поселках городского типа.

Принят Государственной Думой, подписан президентом в октябре 1998 г.

“О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета”
Законодательно закрепляется разграничение источников финансирования выплаты трудовых пенсий за счет страховых взносов и пенсий из федерального бюджета, а также устанавливается четкое соблюдение принципа авансирования средств федерального бюджета на государственные обязательства по выплате пенсий и расходам на доставку и пересылку всех видов пенсий.

Однако в федеральном бюджете 1999 года не предусматриваются расходы по доставке и пересылке трудовых пенсий и пособий. 

Принят Государственной Думой, подписан президентом в апреле 1998 г.

Защита прав студентов

“О внесении дополнений в ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, принятый по инициативе “ЯБЛОКА” направлен на сохранение за студентами, поступившими в ВУЗ по конкурсу и успешно обучающимся, права получения бесплатного высшего профессионального образования на третьей ступени, обеспечение пропорциональности в числе платных и бесплатных мест на всех ступенях высшего профессионального обучения.

Трудовые права граждан 

Это - одна из тех отраслей права, которые непосредственно затрагивают интересы и права подавляющего числа граждан. Изменение кодекса законов о труде, принятие норм, гарантирующих и усиливающих защиту трудовых прав граждан всегда являлось центральным направлением деятельности членов фракции, специализирующихся на социальных и трудовых вопросах. 

25 июня Государственная Дума проголосовала за закон “Об изменениях и дополнениях к Кодексу законов о труде (КЗОТ)”.

Закон регулирует вопросы, связанные с занятостью и увольнением, зарплатой, условиями труда и его охраны. Смысл закона в том, что он существенно расширяет возможности наемного работника отстаивать свои интересы.

Закон встретил серьезное противостояние профсоюзов, которые считали, что он лишает их монополии на отстаивание прав работника, поскольку предоставляет право отстаивать интересы работника также и иным организация работников (например, стачкомам). Большой блок изменений связан с в соответствие с документами Международной организации труда, в которых отражен огромный мировой опыт защиты прав работника. Законопроект имеет высокие шансы на принятие Советом Федерации и вступление в силу.

“Яблочниками” разработан закон “О внесении дополнений и изменений в статью 213 кодекса законов о труде РФ”. Смысл закона состоит в том, что в соответствии с решением Конституционного Суда отменяется ограничение срока оплаты вынужденного прогула в случае незаконного увольнения. По ранее действовавшей норме когда бы ни было принято судебное решение о восстановлении работника, уволенного незаконно, ему оплачивался вынужденный прогул, но не более чем за один год. Закон отменяет это ограничение, и теперь работнику должно быть оплачено все время вынужденного прогула, в случае, когда принятие судом решения затягивается.

Закон принят Государственной Думой 21 февраля 1997 г.

При участии фракции “ЯБЛОКО” разработан закон ”О внесении изменений и дополнений в статью 15 кодекса законов о труде Российской Федерации”

При заключении трудового договора условие неразглашения работником коммерческой или служебной тайны (а следовательно и обязанность по возмещению убытков) будет включаться работодателем только в случае, предусмотренном федеральным законом или нормативным актом Российской Федерации. Закон разработан в целях защиты прав работников.

Принят Государственной Думой, подписан Президентом 6 мая 1998 г.

При участии депутатов “ЯБЛОКА” был разработан и принят закон “О внесении изменений и дополнений в статью 235 кодекса законов о труде Российской Федерации”. Закон устанавливает гарантии прав для работников организаций, избранных членами комиссий по трудовым спорам, в случае привлечения их к дисциплинарной ответственности, перевода на другую работу или увольнения по инициативе работодателя. 

Перевод на другую работу или дисциплинарное взыскание не допускается без рассмотрения и согласия членов комиссий по трудовым спорам. А увольнение по инициативе администрации можно производить только с согласия общего собрания.

Закон поможет не допустить ущемления трудовых прав членов комиссий по трудовым спорам.

Принят Государственной Думой, подписан Президентом в июне 1998 г. 

“О внесении изменений и дополнений в кодекс законов о труде Российской Федерации” 

Закон подготовлен в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями.

Закон призван содействовать утверждению в обществе равноправия женщин, разделения их семейных обязанностей с мужчинами и предоставления трудовых семейных льгот как женщинам, так и мужчинам на основе принципа равных возможностей.

Закон предусматривает право работы в режиме неполного рабочего дня и использования дополнительных выходных дней и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы для обоих родителей.

При усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев отпуском может воспользоваться либо мужчина, либо женщина, также как и получать пособие в связи с таким отпуском.

Предусмотренные действующим Кодексом гарантии занятости, представляемые женщинам, имеющим детей, распространены на мужчин, воспитывающих детей до 3 лет, и на родителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, в семьях которых нет других членов семьи с самостоятельным заработком. 

Закон предусматривает для мужчин, имеющих детей в возрасте до трех лет, привлечение к работам в ночное время только с их согласия. Наряду с этим вводится норма, дающая не только женщине, но и мужчине, имеющему ребенка от трех до четырнадцати лет, возможность соглашаться или не соглашаться на привлечение к сверхурочным работам и направление в командировки.

Принят Государственной Думой. Подписан Президентом 1.05.99 г.

“Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и возлагает дополнительные обязательства на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Закон гарантирует возмещение вреда пострадавшему в полном объеме с первого дня утраты им профессиональной трудоспособности, независимо от финансового положения работодателя, а также при ликвидации, банкротстве или прекращении деятельности предприятия.

Предусматривается механизм экономической заинтересованности работодателей, основанный на принципе дифференциации страховых тарифов, которые будут зависеть от условий труда, травматизма и профессиональной заболеваемости.

Правительство не представило законопроект об установлении тарифа страховых взносов на 1999 год в соответствии с данным законом, поэтому все расходы по этому виду социального страхования Фонд социального страхования будет осуществлять за счёт собственный средств. 

Принят Государственной Думой, подписан Президентом в июне 1998 г.

“О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”

Закон, инициированный фракцией “ЯБЛОКО”, определяет правовую основу, принципы и порядок формирования и деятельности Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации.

Закон устанавливает основные цели, задачи, права и порядок регулирования взаимоотношений трех сторон.

Координаторы сторон избираются указанными сторонами. Координатор Комиссии назначается Президентом. Он не является членом Комиссии.

Комиссия разрабатывает и утверждает регламент Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, определяет порядок подготовки проекта и заключения генерального соглашения.

Объединения работников, работодателей и представители государственных органов в ходе заседаний трехсторонней комиссии вырабатывают согласованную позицию по различным социально-трудовым вопросам и проводят работу по заключению генерального соглашения в рамках закона "О коллективных договорах и соглашениях". В законе заложен механизм контроля за ходом его выполнения.

Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовали все три стороны. Порядок принятия решения каждой стороной определяется регламентом Комиссии.

Принят Государственной Думой, подписан Президентом в мае 1999 г.

“О внесении изменений в статью 20-1 Закона Российской Федерации “О коллективных договорах и соглашениях”

Закон, инициированный Закон инициирован фракцией “ЯБЛОКО”, приводит статью 20-1 закона "О коллективных договорах и соглашениях" в соответствие с законом “О Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, и вступает в силу одновременно с ним.

Принят Государственной Думой 15 января 1999 г. Отклонён Советом Федерации 27 января 1999 г. Принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 2.04.99 г.

Здравоохранение

Одной из главных отраслей, пострадавших в результате разрушения бюджета, является медицина. Поэтому первостепенной задачей является определение приоритетных направлений и программ, с целью предотвращения распыления и неэффективного использования имеющихся финансовых ресурсов. 

20 марта Государственной Думой был принят внесенный Правительством закон “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1997 г.“ К рассмотрению закон готовился при участии фракции “ЯБЛОКО”, которая внесла в него существенные изменения. По ее предложению средства фонда, заложенные на финансирование целевых программ были сконцентрированы на двух федеральных программах - программе охраны материнства и детства и реконструкции ожогового центра института хирургии им. Вишневского.

Также при активной поддержке “ЯБЛОКА” из бюджета фонда впервые было выделено 117 млрд. руб. на целевые мероприятия по оснащению детского здравоохранения - на приобретение вакцин нового поколения, крайне дефицитных и дорогих онкогематологических препаратов, другого медицинского оборудования.

Работа “яблочников” над законом “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1997 г.” доказала, что заявления “ЯБЛОКО” о приоритете детского здравоохранения в законодательной деятельности является не просто декларацией.

Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]

info@yabloko.ru