[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]
Сергей Митрохин. 
“Яблоко” действует. Только факты
 1999 год
Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко”

Ограничение власти президента

“Третий срок Президента”

Фракция “ЯБЛОКО” инициировала рассмотрение Конституционным судом вопроса о праве президента Ельцина избираться на третий срок. Постановление об обращении в КС Дума приняла 14 октября 1997 г. В результате в таком праве суд Б. Ельцину отказал. Решение об этом КС принял 5 ноября 1998 г. 

Говорит А. Захаров: “ЯБЛОКО” практически решило проблему спокойной, законным путем смены власти. Мы выиграли процесс в Конституционном суде, несмотря на ожесточенное сопротивление со стороны администрации Президента. Конституционный суд признал, что Ельцин на третий срок избран быть не может. Не то, чтобы он не хочет, а не может. Это означает, что был раньше всевластный царь Борис, а теперь стал обычный президент. Срок полномочий которого подходит к концу. И вместо него обязательно будет новый. Более того, учитывая, что, по нашему предложению, председателем правительства избран Евгений Примаков, который по сути является политическим дублером, это означает, что ЯБЛОКО уже сейчас решило проблему смены власти в стране. Решило спокойно, без крови. Без демонстраций, без битья стекол”.

Контроль над естественными монополиями

Газпром, МПС. РАО ЕЭС 

Фракция “ЯБЛОКО” в полном соответствии со своей предвыборной программой инициировала проверку Счетной палатой финансовой деятельности крупных естественных монополий. 16 мая 1997 г. Дума поддержала проект Постановления, предложенный фракцией “ЯБЛОКО”.

29 января 1998 г. Счетная палата направила в Думу заключение по проверке РАО ЕЭС России, Газпром, МПС и Транснефть. 

Говорит А.К. Захаров: “Положительный эффект от этой работы в том, что Счетная палата обнаружила, что представитель государства в Газпроме не имел даже соглашения с правительством относительно своих полномочий и прав, имел право на выкуп 35% акций государственного имущества по нарицательной стоимости. Естественно, такое положение было пересмотрено, в частности, было заключено соглашение между правительством и представителем правительства в Газпроме. Этого удалось добиться после того, как мы привлекли внимание к вопросу”. 

В результате проверки Счетной палатой РАО ЕЭС было выяснено, что председатель Совета директоров Борис Бревнов расходовал на свое содержание необоснованно большие суммы. Б. Бревнов был отстранен от должности.

Реализация решения Конституционного суда о дорожных налогах

Депутат Сергей Попов занимался реализацией решения Конституционного суда. В стране существует пять дорожных налогов. Два из них идут в федеральный дорожный фонд, главным образом на военные дороги, общезначимые федеральные дороги, а три оставались в субъектах федерации. Так было везде, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В этих городах забирали все пять дорожных налогов в федеральный дорожный фонд. 

Власти Москвы и Санкт-Петербурга обратились в Конституционный Суд. Он в свою очередь вынес решение в их пользу, потому что в Конституции написано, что все субъекты федерации равноправны. Но правительство и Центральный Банк не спешили исполнять это решение. Речь шла об очень больших деньгах. В Петербурге и губернатор, и законодательное собрание (это был первый опыт взаимодействия вновь избранного петербургского губернатора с депутатами), пытались решить эту проблему. Окончательно это удалось решить, когда депутат обратился в районный суд по месту жительства с жалобой на действия Центрального Банка. Потому что налоговая служба исправно собирала налоги и перечисляла их на специальный счет Центрального Банка, а он вместо того чтобы перечислять их в данном случае Москве и Санкт-Петербургу, предпочитал перечислять их в федеральный дорожный фонд. Это был очень сложный для судьи процесс. Но тем не менее процесс был выигран. В результате Петербург стал получать один миллиард рублей в год что составляет чуть меньше десятой части бюджета Петербурга, а Москва, соответственно - в девять раз больше. Эти деньги пошли на строительство дорог. Люди получили рабочие места. Деньги стали подконтрольны. 

Деятельность в области здравоохранения

В течение 1996-1999 гг. в Комитете ГД РФ по охране здоровья “ЯБЛОКО” было представлено всего одним депутатом, Ольгой Беклемищевой, однако сделать удалось немало. За этот период в силу вступило 13 законов в области охраны здоровья граждан, которые курировала “яблочница”. В основном они касались финансирования здравоохранения, усиления финансовой дисциплины в здравоохранении и увеличения расходов на охрану здоровья детей и женщин.

По инициативе “яблочников” введена новая строка бюджетов Федерального фонда Обязательного Медицинского страхования: “целевые мероприятия в области охраны материнства и детства”, составившие:

в 1996 г. - 65 млрд. руб.

в 1997 г. - 105 млрд. руб.

в 1998 г. - 118 млрд. руб.

в 1999 г. - 165 млн. руб.

Из этих денег на всю страну закупаются онкогематологические препараты для детей (18 межрегиональных центров), вакцины от полиомиелита, оборудование для родильных домов и перинатальных центров.

С 1997 г. удалось решить проблему бесперебойного бюджетного финансирования всех детских республиканских санаториев (их 14 - от Калининграда до Алтая). С 1998 года прекратились задержки выплат в федеральных институтах, работающих в области охраны материнства и детства.

По инициативе “ЯБЛОКА” в 1998 г. впервые в истории российских бюджетов Федеральная Адресная Инвестиционная Программа по здравоохранению действительно стала адресной - в ней указаны все стройки по здравоохранению в стране, финансируемые из Федерального бюджета, с указанием точных сумм, запланированных на каждую стройку текущего финансового года.

Два депутата - “яблочника” - Глубоковский М.К. и Беклемищева О.А. - ввели в бюджет Министерства образования и науки РФ Федеральную программу расходов на создание вакцины против СПИДа. 

Депутаты - “яблочники” Беклемищева О.А., Голов А.Г., Емельянов М.В. в 1997 г. добились финансирования лечебных учреждений, задействованных в реализации Программы “Дети Чернобыля”.

Удалось установить и развить сотрудничество с Исполкомом Пироговского съезда, Всероссийской Ассоциацией акушеров и гинекологов, Всероссийской Ассоциацией врачей-педиаторов.

Защита прав граждан на получение жилищно-коммунальных услуг

По депутатскому запросу депутата фракции Е.Б. Мизулиной относительно неправомерности взимания с граждан пени за просрочку платы за жилищно-коммунальные услуги Генеральная Прокуратура Российской Федерации № 7/3-1-1001-97 от 27.01.98 г. дала разъяснение, что в соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса РФ пеня может устанавливаться только Федеральным законом или договором.

Защита трудовых прав граждан

Депутат фракции А.Г. Голов активно сотрудничает по защите трудовых прав с Рострудинспекцией как в Москве, так и в Петербурге, а также в ряде регионов. Удалось добиться положительного решения по нескольким десяткам случаев, где были зафиксированы нарушения трудового законодательства и несвоевременной выплаты зарплаты на ряде предприятий. Головым подготовлены рекомендации для территориальных организаций по работе в этом направлении. Ряду профсоюзов удалось помочь добиться положительных результатов в их борьбе, в частности, был успешно проведен арбитраж для нескольких профсоюзов авиаработников, удалось помочь им заключить отраслевое тарифное соглашение, исключившее необходимость забастовки работников, как средства борьбы за свои права.

На Кыштымском машиностроительном заводе Челябинской области длительная невыплата заработной платы привела к акции протеста (бессрочной голодовке) трудового коллектива предприятия. Принятые депутатом от “ЯБЛОКА” А.В. Кузнецовым меры депутатского реагирования (обращения во все инстанции от администрации области до Председателя Правительства и Президента РФ), способствовали процессу разрешения сложившейся кризисной ситуации на данном предприятии. По аналогичной ситуации, сложившейся на Челябинском заводе им. Колющенко, был направлен депутатский запрос в адрес Председателя Правительства РФ и Генерального прокурора РФ. В результате принятых мер проведена проверка по поручению генеральной прокуратуры, задолженность по заработной плате частично погашена.

Помощь органам местного самоуправления

14 марта 1999 года в городской газете “Архангельск” было опубликовано сообщение о том, что большую помощь городу оказал депутат Государственной Думы от фракции “ЯБЛОКО”, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Митрохин.

Подготовленный им в сентябре 1998 года депутатский запрос касался реализации проекта “Повышение эффективности использования энергии”, финансируемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.

Запрос был направлен в ответ на обращение нескольких российских городов – участников проекта, с целью обратить внимание правительства на необходимость снижения размера комиссии за обязательства, возникшие перед Минфином у г. Архангельска и ряда других городов России по субзайму, предоставленному этим городам в рамках проекта. Городам - участникам проекта было разрешено выполнять платежи по обслуживанию субзайма с залогового счета с особым режимом, что существенно облегчило их финансовое положение.

В результате рассмотрения Минтопэнерго России (совместно с Минфином и Минэкономики России) этого запроса, Правительство России согласилось с предложениями С. Митрохина, снизило размер комиссии (с 0,75 до 0,25 годовых) и внесло изменения в перечень конечных российских заемщиков в упомянутом проекте. Кроме того – были внесены изменения в Соглашение о займе в части возможности использования заемных средств на оплату строительно-монтажных работ, что облегчило ряд других условий перекредитования средств займа региональным субзаемщикам и снизило размер комиссии, как было предложено в запросе. 

Удешевление очень нужного для Архангельска займа Международного банка реконструкции и развития, оказало положительное влияние не только на реализацию проекта, но и позволило сохранить в городской казне значительные средства для выплат социально незащищенным слоям населения. В настоящий момент средства займа используются для приобретения энергосберегающего оборудования. Проблема сбережения энергии очень остро стоит для таких северных городов, как Архангельск.

Защита прав граждан на местное самоуправление

В начале 1996 года Председателем Государственного Совета (парламента) Удмуртии была предпринята дерзкая попытка нарушения Конституции на территории республики. В апреле 1996 года Госсовет УР принял закон “О системе органов государственной власти в Удмуртской республике”, которым фактически упразднялась система органов местного самоуправления. Была введена система жесткой административной вертикали, подчиненная Президиуму Госсовета и прикрываемая декоративными Советами депутатов. Под давлением Госсовета был уничтожен институт выборных глав самоуправления. Главы местной администрации, не пожелавшие “добровольно” оставить свой пост, лишались своих полномочий силовым путем и подвергались открытому шантажу и запугиванию.

Во время этих событий заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, депутат от “ЯБЛОКА” С. Митрохин дважды посетил г. Ижевск для изучения ситуации на месте. Он предложил руководству республики не предпринимать действий по исполнению норм законов Удмуртской Республики, нарушающих законы РФ и конституционные права граждан, и приостановить действия Закона пока “удмуртское дело” не будет рассмотрено в Конституционном Суде. Депутат потребовал прекращения травли Госсоветом мэра г.Ижевска А.И.Салтыкова. Тогда Госсовет УР проигнорировал и обращение депутата, и протест Генеральной прокуратуры РФ на действия Государственного Совета УР, противоречащие федеральному законодательству.

Тогда по инициативе и при активном участии Митрохина было подготовлено обращение депутатов Государственной Думы в Конституционный Суд РФ о проверке на соответствие отдельных положений закона “О системе органов государственной власти...”. Фракция “ЯБЛОКО” выступила со специальным заявлением по этому вопросу. Одновременно за подписью Митрохина был послан запрос на имя Генерального прокурора РФ о законности отстранения от должности глав администрации районов и городов УР. Генеральной прокуратура взяла под свой контроль отмену постановления Госсовета УР. Вскоре после этого был восстановлен в должности мэр г. Ижевска А.И. Салтыков.

Конституционный Суд счел неправомерным действия Госсовета Удмуртии по упразднению органов местного самоуправления и отказал республике в праве формировать государственные органы власти в административно-территориальных единицах “сверху”. КС также счел незаконным досрочное прекращение полномочий избранных глав местного самоуправления.

Некоторое время, не взирая на решение Конституционного Суда РФ, Госсовет УР продолжал процесс формирования “Объединенных советов”, признанных судом неконституционными. Однако, Государственная Дума единодушно выступила против сепаратистских процессов в Удмуртской республики. С.С. Митрохин сделал ряд резких заявлений о действиях Председателя Госсовета УР А.А. Волкова, обвинив его в проведении преднамеренной политики развала федерации. Митрохин призвал центральные власти заставить Волкова подчиниться решению КС.

Защита независимой прессы

После решения Конституционного Суда в Удмуртской республике начались гонения и преследование республиканскими властями независимых СМИ, занявших неофициальную позицию по ситуации в республике. Сотрудники газет “АИФ Удмуртии”, “Золотой провинции” и телекомпании “Альва” постоянно вызывались на допрос в МВД УР, за ними было установлено наружное наблюдение, их домашние телефоны откровенно прослушивались. Журналисты обратились за помощью к С.С.Митрохину, которого знали как активного борца с произволом удмуртских властей. С. Митрохин начал работу с Генеральной и удмуртской прокуратурами по обеспечению безопасности работы республиканских СМИ. Ему удалось добиться

  • прекращения преследования газеты АиФ - Удмуртия;
  • освобождения из-под стражи главного редактора газеты “Золотая провинция”;
  • прекращения уголовного преследования директора телекомпании “Альва”.
  • Постепенно преследования независимых СМИ прекратились.
Защита прав граждан на благоприятную окружающую среду

Депутат от фракции “ЯБЛОКО”, Председатель комитета ГД по экологии Тамара Злотникова постоянно защищает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Как правило, за нарушениями законности в области экологии стоят финансовые интересы крупных компаний, иногда даже связанные с криминальной деятельностью, поэтому добиться справедливости даже при участии прокуратуры и судов всех инстанций бывает весьма трудно. Однако Т.В. Злотниковой удается успешно решать проблемы даже в самых сложных ситуациях. Вот лишь некоторые примеры.

Дело о “ВСМ”

Прежде всего следует вспомнить проект строительства железнодорожной Высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва (ВСМ), которая должна была пройти по уникальным природным комплексам России: Валдайскому национальному парку и 9 заказникам, Великому водоразделу, где берут начало крупнейшие реки Европы: Волга, Днепр, Западная Двина. С 1996 г. Злотникова неоднократно обращалась с депутатскими запросами и письмами к президенту, правительству, в Генеральную прокуратуру и Совет безопасности РФ о незаконности строительства ВСМ, однако все эти обращения результатов не дали. В связи с этим по ее инициативе и с ее участием было подано исковое заявление - “народный иск” (более 3 тыс. персональных истцов из 30 субъектов Российской Федерации и около 50 общественных организаций, а это уже миллионы россиян) в Верховный и Конституционный Суды Российской Федерации, а также запрос 96 депутатов Государственной Думы в Конституционный Суд. В результате этого Президент своим Указом от 1 июля 1998 г. объявил утратившими силу Указы, на основании которых развернута деятельность РАО ВСМ. Однако Правительство не отменило правовые акты, касающиеся деятельности ВСМ.

Рассмотрение в Верховном суде жалобы по этому вопросу Т.В. Злотниковой и граждан в настоящее время продолжается. 

“Лесное дело” 

12 февраля Верховный суд России вынес частное определение в адрес правительства по поводу незаконности 13 распоряжений о переводе экологически чистых лесов в категорию нелесных земель, а одно из этих распоряжений было отменено. Экологи ЯБЛОКА, поддерживаемые российскими “зелеными”, отпраздновали победу в “лесном деле”. 

“Это уже второй раунд нашей борьбы с правительством,” - заявила тогда Тамара Злотникова, депутат фракции “ЯБЛОКО”, председатель Комитета Госдумы по экологии, кандидат юридических наук. “Год назад недействительными уже были признаны 12 аналогичных распоряжений. Несмотря на то, что тогда в решении Верховного суда было сказано “решение окончательное, обжалованию не подлежит”, правительство, по сути, вынудило суд вновь вернуться к своему решению”.

Суть дела состоит в том, что леса первой группы расположены, как правило, вблизи городов, и являются “зелеными легкими”, обеспечивающими жителей мегаполисов чистым воздухом и питьевой водой. По законам, вырубка таких лесов возможна лишь в исключительных случаях, и то лишь после проведения экологической экспертизы федерального уровня. Правительство же своими незаконными распоряжениями предрешает судьбу лесов вокруг наших городов: деревья идут “под топор”, а на их месте строят не только трубопроводы и ЛЭП, но и дачи, коттеджи, гаражи, бензоколонки, кладбища и др. В общей сложности это 38 тысяч гектаров лесов в 76 субъектах Российской Федерации, и большая часть - около наших далеко не экологически чистых городов. Такая практика оказывает негативное воздействие на состояние окружающей среды, а значит, и на здоровье миллионов россиян. В качестве доказательств истцы приводили данные Мосводоканала и Моссанэпиднадзора о резком ухудшении качества питьевой воды при вырубке лесов в Подмосковье.

Эти слушания стали настоящей победой, поскольку впервые в адрес правительства было вынесено частное определение о незаконности распоряжений, а самое главное - одно из решений, последнее по времени, было отменено. Только последнее - потому что по остальным граждане-истцы не успели в трехмесячный срок подать свою жалобу. Тем не менее это большой успех ЯБЛОКА и лично Тамары Злотниковой, Института эколого-правовых проблем “Экоюрис” и сотен участников других экологических организаций, представляющих несколько миллионов россиян.

Надо сказать, что дело было разделено на 2 части: 12 распоряжений, принятых до введения Лесного кодекса и 13 распоряжений, принятых после его введения. По первому делу - это тот самый “первый раунд” годичной давности, о котором говорила Тамара Злотникова, - решением Верховного суда распоряжения правительства были приняты недействительными. Однако позже по жалобе правительства президиум Верховного суда по формальному признаку отменил указанное решение. Дело направлено на новое рассмотрение.

По второму же делу Верховный суд, как было сказано выше, признал: все распоряжения приняты с нарушением действующего законодательства. Суд вынес частное определение о незаконности распоряжений. До сведения председателя правительства доводились факты нарушения федерального законодательства, связанные с незаконной практикой перевода лесных земель в нелесные, а также то, что они были приняты без учета мнения общественности. Дела еще не закрыты. Злотникова и другие граждане подали кассационные жалобы на оба решения суда и уверены, что отстоят все леса первой группы. 

Независимо от результатов рассмотрения вопроса в суде данный процесс уже достиг цели, хотя бы тем, что вызвал перелом в подходе к проблеме. В последнее время перевод лесных земель в нелесные без экологической экспертизы практически прекращен. 

Тоцкий полигон. Помощь жертвам испытаний атомного оружия

В процессе депутатской деятельности Т.В. Злотникова много занималась проблемой социальной помощи жертвам испытания атомного оружия на Тоцком полигоне Оренбургской области. 14 сентября 1954 г. государство провело над своими гражданами чудовищный эксперимент, равного которому нет в мировой истории - испытание атомного оружия на собственном народе - в центре густонаселенного района Оренбургской области. Из 45 тыс. военных, участвовавших в испытаниях, в живых осталось менее тысячи. Потери же мирного населения - оренбуржцев тщательно скрываются. Немногие оставшиеся в живых после этого эксперимента постоянно обращаются к Злотниковой с просьбой защитить их попранные конституционные права. Депутат неоднократно обращалась по этой проблеме в различные ведомства России: к президенту, к председателю правительства, Патриарху Всея Руси. Несмотря на то, что пробиться через бюрократическую круговерть оказалось практически немыслимой задачей, все же мне удалось добиться некоторых результатов. Но любая помощь людям, даже если она на первый взгляд невелика, становится неоценимой когда речь идет об их жизнях. В частности, благодаря многочисленным обращениям Злотниковой, удалось добиться компенсаций и льгот для женщин - участниц испытаний, которые в 16-17 летнем возрасте, будучи учащимися кулинарного техникума, были прикомандированы в Тоцкий гарнизон и обеспечивали приготовление пищи в районе учений. 

После обращений депутата в правительство была разработан новый вариант программы о неотложных медицинских и санитарно-гигиенических мероприятиях по оздоровлению населения Оренбургской области, проживающего в зоне возможного влияния Тоцкого ядерного взрыва. После принятия этой программы Злотникова несколько раз обращалась в правительство по вопросам финансирования мероприятий, предусмотренных программой и благодаря ее обращениям область получала реальные средства на их реализацию. Благодаря поправкам, внесенным в бюджет Злотниковой удалось добиться также выделения дополнительных средств на проведение научных исследований экологических и медицинских последствий Тоцкого ядерного взрыва. 

  1. 8 февраля 1996 г. Обращение к заместителю председателя правительства по вопросу обеспечения жителей Оренбургской области жизненно важными радиофармпрепаратами, крайне необходимыми жителям Оренбургской области, пострадавшей от последствий Тоцкого атомного испытания. 
  2. 10 февраля 1996 г. Обращение к председателю правительства “О ликвидации последствий Тоцкого испытания атомного оружия на территории Оренбургской области;
  3. 18 ноября 1996 г. Открытое письмо президенту и председателю правительства “О защите конституционных прав жертв Тоцкого испытания атомного оружия на территории Оренбургской области”;
  4. 30 марта 1999 г. Обращение к Генеральному секретарю ООН К. Аннану об оказании помощи оренбургским жителям - жертвам чудовищного государственного эксперимента. 
Помощь ветеранам подразделений особого риска 

Ветераны подразделений особого риска, потерявшие здоровье не только в результате Тоцких испытаний, но и на других ядерных полигонах России, неоднократно обращались к Злотниковой с просьбой защитить постоянное нарушение их конституционных прав на социальные льготы. Путем многократных обращений к руководителям правительства Злотниковой часто удавалось добиться восстановления прав ветеранов

Содержание
От составителей
“Яблоко” в органах региональной и местной власти
Санкт-Петербург   Кропоткин    Костомукша    Югорск
“Яблоко” в Государственной Думе
Законодательная деятельность
Иная деятельность депутатов фракции “Яблоко” 
Деятельность партии “Яблоко”
“Яблоко” в борьбе с коррупцией 
Борьба с коррупцией в федеральных органах власти 
Борьба с коррупцией в регионах 
Вызволение пленных из Чечни 
“Яблочная” программа поддержки российских библиотек 
Юридическая, социальная, бытовая, гуманитарная помощь населению
[Начальная страница] [Карта сервера/поиск] [Публикации] [Новости]

info@yabloko.ru