[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
Голоса крестьян
Крестьяне Кубани пишут Г.Явлинскому
Эпицентр, 1999 год
[введение] [1-20] [21-40] [41-60] [61-80] [81-100] [101-120] [комментарий]
А. Никулин
Комментарии к переписке Г.Явлинского с гражданами Кубани
В конце 1998 года Григорий Явлинский послал письма в адрес жителей сельской местности и малых городов Краснодарского Края, чтобы узнать мнение кубанцев по целому ряду важнейших вопросов, касающихся существования как всей страны Россия так и ее отдельных граждан.

В адрес Явлинского и “Яблока” пришло в ответ почти две тысячи писем и не только от кубанских крестьян... Чтение, обработка, анализ этих писем заняли не один месяц. Краткие итоги изучения содержания писем, а также избранные письма публикуются в данном издании.

* * *

Переписка власти и народа имеет давнюю традицию в России. Народу посылала письма как правящая власть (цари, генеральные секретари, президенты, министры) так и политическая оппозиция (бунтовщики: Разин и Пугачев, революционеры: народовольцы и эсеры). Народ тоже писал в адрес власти и оппозиции, начиная с Московской Руси и по нынешнюю СНГ-эвскую пору (1). Письмо Явлинского и ответ на него кубанцев - новейшая страница в старинной летописи эпистолярного общения власти и народа. Страница весьма своеобразная. Сложив-шийся канон данного жанра в России подразумевает, что власть или оппозиция в общем уже “знает как надо”, а ее письмо есть прежде всего инструкция о том “чего делать и как себя при этом вести”. Канон письма от народа предполагает высказывание в ответ всяческих верноподданических чувств, а заодно и горьких смиренных жалоб.

Явлинский и кубанцы в своей переписке нарушили канон. В письмах с обеих сторон не заявляют, но размышляют “о том как надо”.

Письмо Явлинского составлено в задушевном, но деловом и энергичном стиле. Его интересуют общенациональные проблемы, касающиеся каждого жителя России, и проблемы именно того конкретного человека, который прочтет данное письмо. Политик захотел услышать голос, мнение, размышление людей снизу. И люди поверили его доброй воле. Те две тысячи писем которые пришли ему в ответ безусловное тому подтверждение.

Нам предстоит рассмотреть главные итоги этой необычной переписки. Но кто такой Явлинский мы знаем, а что за люди написали ему ответ с Кубани. Все две тысячи человек к сожалению поименно не перечислишь, не охарактеризуешь. Приведем имеющиеся статистические характеристики авторов писем по полу, возрасту, профессии, месту жительства (город/село).
 

Кто отвечал Явлинскому
Пол
Женщины 47%- Женщины
Мужчины 46%- Мужчины
Коллективные письма 7%- Коллективные письма

 
Возраст
до 35 лет 12%- до 35 лет
35-55 лет 47%- 35-55 лет
старше 55 лет 34%- старше 55 лет
Коллективные письма 7%- Коллективные письма
Социально-профессиональный статус и род занятий
Руководители 1,5%- Руководители
Специалисты 12%- Специалисты
Служащие 11,5%- Служащие
Рабочие 24%- Рабочие
Учащиеся 5%- Учащиеся
Пенсионеры 33%- Пенсионеры
Безработные 7%- Безработные
Коллективные письма 7%- Коллективные письма
Кто отвечал - сводная таблица
ЖенщиныМужчиныКоллективные письма
до 35 лет35-55 летстарше 55 летКоллективные письма
РуководителиСпециалистыСлужащиеРабочиеУчащиесяПенсионерыБезработныеКоллективные письма
Комментарий: Данные сведения собраны из самохарактеристик авторов писем. Обращает на себя впимапие незначительное число писем от представителей руководства. 1.5% от руководства в основном составляют несколько руководителей небольших государственных н частных предприятий, а также самостоятельных крестьянских и (фермерских хозяйств. Основной ответчик Явлинскому - рабочие (сельские и городские), местная интеллигенция (среди которой, естественно, много учителей, врачей, специалистов), а также пенсионеры. Коллективные письма - традиционно русская форма социально-политического ответа. Здесь соседи, родственники, знакомые с улицы собираются, чтобы описать и передать свое общее мнение.

Любое человеческое общение, в том числе и в письменной форме, предполагает сложное взаимообогащение информацией, проясняющей, уточняющей старые вопросы и формирующей вопросы новые. Если с точки зрения этого процесса сгруппировать вопросы переписки Явлинского и кубанцев, то мы получим три основных узла письменного диалога.
 

О чем и как шла речь

О чем спрашивал Явлинский н на что ему кубанцы охотно отвечали.
  1. Какое вы видите решение земельного вопроса 
  2. Насколько затронул экономический кризис лично Вас и Вашу семью
  3. Как выплачивается зарплата и пенсия 
  4. Каков уровень безработицы
  5. Положение молодежи
  6. Положение стариков
  7. Что позволяет Вам справляться с трудностями
О чем спрашивал Явлннский, но на что ему кубанцы отвечали неохотно.
  1. Нa каком уровне решать земельный вопрос
  2. Какова роль самоорганизации и самоуправления
  3. Какова роль казачества
О чем не спрашивал Явлинский, но на что кубанцы н отвечали сами и о чем сами задавали вопросы.
  1. Отношение к социально-экономической дифференциации 
  2. Отношение к криминальной обстановке
  3. Отношение к социальному благосостоянию
  4. Отношение к политике
Обратимся к детальному обозрению трех узловых направлений переписки.


I. О чем спрашивалось (и на что отвечалось)

1. Какое вы видите решение земельного вопроса


1 .Введение частной собственности на землю с неограниченным правом купли продажи. 7 %
2.Оставить все сельхозугодья в собственности государства, чтобы семейные крестьянские хозяйства пользовались землей сохраняя право наследования. 66 %
3.За основу следует взять колхозно-совхозный порядок землепользования -тот, который был в Советском Союзе  18 %
4.Оставить все как "есть", пусть наши дети и внуки решают 4 %
5. Пет ответа 5 %

Комментарий. Вопрос о земле был первым и центральным в письме. Он же вызвал и бурные развернутые отклики со стороны кубанцев.

Весьма высокая степень консерватизма кубанских крестьян в отношении частной собственности на землю вполне естественна. Она объясняется высочайшей ценой земли (сверхплодородие), близостью границ, множеством приезжих и мигрантов, традициями коллективного сельского труда.

Обращает на себя внимание неприятие не только частной собственности на землю, но и старого колхозно-совхозного строя. Подавляющая часть авторов писем высказалась за аграрно-экономический союз крепкого государства с самостоятельными семейными крестьянскими хозяйствами на базе реформированных колхозов и совхозов.
 
 

2. Насколько затронул экономическин кризис лично Вас и Вашу семью


gisto-circule-v2.gif (9955 bytes)
1 . Сильно затронул  81 %
2. Затронул  6 %
3. Слабо затронул или не затронул  0 %
4. Нет ответа  13 %

Комментарий. Письма содержат поразительные документальные описания всех тягот и унижений кризисного существования сельской Кубани. Изучение этой эпистолярной хроники у самого объективного читателя вызовет волну изумления, сострадания и гнева перед описанием "мерзостей свинцовой жизни" (2), которые в 90-е годы захлестнули страну. Кубань здесь оказывается не исключением.
 
 

3. Как выплачивается зарплата и пенсия


Зарплата

3а. Как выплачивается зарплата

Пенсия

3б. Как выплачивается пенсия

1.Регулярно

2. Задержка от 1 до 3 месяцев 

3. Задержка от 3 до 6 месяцев 

4. Больше шести месяцев

5. Нет ответа

4 %

57 %

31 %

5 %

4 %

1. Регулярно

 2. От 1 до 3 месяцев

3. От 3 до 6 месяцев

4. Нет ответа

2 %

78 %

16 %

4 %

Комментарий: Письма свидетельствуют о массовых и длительных задержках и невыплатах зарплат и пенсий. Вместе с тем, заметно, что в зависимости от конкретных отраслей хозяйства, а также их руководителей задолженности и размеры в выплатах могут сильно отличаться друг от друга. Например, предприятия Газпрома выглядят относительно благополучнее подавляющего большинства предприятий остальных отраслей краснодарского народного хозяйства.
 
 

4. Каков уровень безработицы

4. Каков уровень безработицы

1. Есть значительная безработица 70 %
2. Есть безработица 25 %
3. Безработица- не проблема 2 %
4. Нет ответа 3 %
Комментарии: Казалось бы какая безработица на благодатной кубанской земле? Но безработица оказалась серьезнейшей проблемой на селе. Особенно остра проблема занятости молодежи и выпускников средних специальных (и высших) учебных заведений. Отчасти население находит себе исход в многообразной неформальной деятельности и самозанятости.
 
 



5. (6.)  Каково положение молодежи, стариков

5-6. Положение молодежи и стариков


Коково положение: 
Молодежи
Стариков
1. Неблагоприятное 87 % 85 %
2. Скорее неблагоприятное 9 % 10 %
3. Скорее благоприятное 2 % 1 %
4. Благоприятное 0 % 0 %
5. Нет ответа 2 % 3 %

Коммеитории: Тревога о молодежи один из самых частых мотивов кубанских писем. Даже старики-пенсионеры чье положение сладким никак не назовешь, чаще начинают описание местных проблем с упоминания положения молодежи и лишь после пишут о себе. Безработица, апатия, пьянство, наркомания, проституция, хулиганство, преступность, барьеры на пути получения образования среди молодежи Кубани - все эти явления постоянно упоминаются на страницах писем. Особо подчеркивается трудность существования и развития молодых семей в этих условиях. Вместе с тем письма непосредственно от молодых людей часто свидетельствуют об их вдумчивом и целенаправленном усилии идти путями достойной человеческой жизни.

Старики Кубани по частоте упоминания их тягостного положения лишь немного отстают от молодежи. Старческие проблемы: нищенская, вовремя невыплачиваемая пенсия, коммерциализация здравоохранения, ощущение заброшенности и ненужности пенсионеров в обществе - подробно прописаны в кубанских письмах. Вместе с тем, авторы всех возрастных групп отмечают заботу пожилого поколения - родителей, бабушек и дедушек о младших членах семей. Пенсии сегодня - часто единственный или самый крупный источник "живых" денег в обыденной жизни крестьянской семьи, построенной на натуральном хозяйстве и натуральном обмене с бывшим колхозом и другими семьями. Старики умудряются из своих тощих пенсий поддерживать детей и внуков, из последних сил помогают по домашему хозяйству и уходу за детьми. Что удивительно, именно старшему поколению присущи чувства иронии и самоиронии. Сатира и юмор, встречающиеся в кубанских письмах, - плоды творчества старших поколений.
 
 


7. Что позволяет Вам справляться с трудностями


7. Что позволяет Вам справляться с трудностями 1. Только ЛПХ 27 %
2. Только родственники 2 %
3. Только доп. и побочные заработки 3 %
4. ЛПХ и родственники 13 %
5. ЛПХ и дополнительные заработки 15 %
6. ЛПХ, родственники, доп. заработки 9 %
7. Родственники и доп., побочные заработки 1 %

Комментарии: Материалы писем содержат многообразные сведения о реальной экономике выживания граждан Кубани. Основу этой неформальной экономики выживания составляет прежде всего личное подсобное хозяйство кубанцев. Около 70% авторов писем отметили его важное значение. Как следует из писем - сильное ЛПХ часто определяет и крепкие родственные дружеские связи экономического характера, а также возможности дополнительной занятости. Семейная экономика в условиях кризиса становится реальным продуктивным сектором народного хозяйства, эффективно противостоящим эгоизму спекулятивного рынка и неэффективности коррумпированного государства.


II. О чем спрашивалось (и на что не отвечалось)

Интересно, что несколько вопросов Явлинского нашли или слабый или весьма своеобразный отклик. Попробуем разобраться в причинах этого явления.

8. На каком уровне решать земельный вопрос

8. Земельный вопрос
 
 

9. Какова роль самоорганизации и самоуправления

9. Самоорганизации и самоуправления
 
 

10. Какова роль казачества

10. Какова роль казачества

Комментарий: Все эти вопросы объединяет одна черта. Они относятся к осмыслению механизмов действия и организации власти па разных уровнях общества. И именно в этих вопросах авторы проявили массовое молчание или неуверенность.

Согласимся, что вопрос № 8 рассчитан прежде всего на профессионалов. Он требует вывода, основанного на знании реальных механизмов власти разного уровня в государстве. Тем не менее, даже в ответах на этот вопрос заметна прежде всего тенденция недоверия к власти, возрастающая по направлению от центра к периферии.

Эта тенденция явно проявляется при ответе на вопрос № 9. Вопрос о столь насущном для России местном самоуправлении также или вообще не вызывает интереса или вызывает заметное преобладание отрицательных мнений. В чем причина этого парадокса? Ведь замечательное понятие "самоуправление" у нас еще не успели дискредитировать и опошлить на уровне общенациональных пропагандистских кампаний как, например, это произошло с понятиями "кооперация" или "демократия". Анализ скупых размышлений кубанцев о местном самоуправлении рисует следующую картину: местные самоуправление и самоорганизация часто в современных условиях реально проявляются в едином самовластии местных начальников с криминальными авторитетами. Именно они контролируют ситуацию на местах, заявляя что они то и есть это самое настоящее самоуправление, а иного не дано. Крестьяне инстинктивно обращаются к центру за порядком и защитой от местных князьков "самоуправления". Но все жалобы, направляемые на них в районную и выше власть возвращаются со словами - вы самостоятельное акционерное общество (ООО, ТОО н т.п.), вот сами и разбирайтесь. Авторы писем, от этого путают сами понятия, и самоуправление называют не иначе как "самоуправство"(!), добавляя: "не надо нам этого самоуправства". Авторы писем предупреждают таким образом федеральные власти, что в слабом государстве невозможно гуманное самоуправление. В этом есть безусловно разумные основания.

Но в письмах обнаруживается еще более опасная сторона проблемы. Люди часто вообще не имеют понятия и желания собственной самоорганизации. Весь опыт предшествующих десятилетий с исключительной ориентаций на государственную власть и неофициальным предупреждением "больше трех - не собираться" сформировал так называемый в социальной психологии эффект приобретенной беспомощности - неверие в собственные организационные силы и надежду лишь на государственную организацию. Некогда поголовно общинный народ России и, в частности, Кубани был поголовно отучен тоталитарной властью от способов местной самоорганизации.

Примером трудностей возрождения традиций местного самоуправления является и ответ кубанцев о казачестве (Вопрос № 10). Здесь также много умолчаний. Но определенных н заинтересованных мнений все же высказанно больше, чем в вопросах N8 и N9. Несмотря на заметные разногласия, преобладающими являются мнения "против" наделения казачества реальной политической и экономической властью, но "за" развитие казчества как культурно-исторического наследия Кубани. Подробное объяснение причин таких оценок читатель найдет в публикуемых письмах.
 
 


III. О чем не спрашивалось (но на что отвечалось)

11.Отношение к соцнально-экономической дифференциации

Почти в каждом втором письме (45% писем) отмечается и комментируется рост социально-экономической дифференциации на Кубани, или выражаясь языком некоторых авторов писем: деление людей на бедных (шарпаков) и богатых (магнатов). В письмах рассказывается о стремительном росте престижной недвижимости, объединяющихся уже в целые кварталы так называемых "полей чудес", о вызывающем поведении обладателей роскошных иномарок. Дыхание классовой ненависти, чувствуется в этих описаниях.

12.Отношение к криминогенной обстановке

Более, чем в четверти писем (27%) специально рассматривается вопрос о росте преступности именно на местном уровне. Отмечается расширение влияния криминального мира на местную власть н экономику, как правило, параллельно упоминается неэффективность и коррумпированность органов милиции.

13.Отношение к социальному благосостоянию

Проблемы образования, культуры, здравоохранения - постоянные мотивы писем. Особенно здесь выделяется тема образования (30% писем). Авторы писем высказывают тревогу, связанную с ростом коммерциализации образования, препятствующей возможностям для учебы молодежи из бедных и средних слоев населения. Отмечается, что за недостатком финансирования приходят в упадок объекты культуры, спорта и отдыха. Коммерциализация медицины (18% писем), упоминается как одна из социальных эпидемий от которой наиболее страдают рядовые граждане Кубани.

14. Отношение к политике

Несмотря на часто декларируемые недоверие, апатию к политике, авторы все же часто высказывали свое отношение к нынешнему политическому курсу, его возможным альтернативам, а также давали характеристики отдельных политических лидеров.

Явлинский - естественно к нему как к автору письма, тронувшего кубанцев, высказываются в целом глубоко позитивные чувства. Примерно треть авторов писем упоминают, что они являются сторонниками "Яблока". Особо уважительно подчеркивается компетентность и бескомпромиссность Явлинского. Вместе с тем как критические замечания следует воспринимать сетования авторов писем на то, что им на местах мало известны программные положения "Яблока" и особенности его политической позиции, а также неучастие во власти.

Ельцин. По отношению к нему в письмах высказывается прежде всего стойкое чувство брезгливости. Независимо друг от друга авторы писем часто дают президенту одно и то же прозвище, звучащее почти как кличка - "гарант". "Когда же мы наконец избавимся от этого гаранта?" - таковы частые риторические вопросы писем.

ГЧЧЕ - рядом с Ельциным почти через запятую часто упоминаются такие внешне самостоятельные политики как Гайдар, Чубайс и Черномырдин. Перечисляя через запятую их имена, авторы писем порой требуют призвать этих политиков к суду за бедствия, постигшие страну, словно они законченные путчисты из ГКЧП или банда четырех из Китая. Иногда в эту компанию с нелестными эпитетами попадает М. Горбачев. Наоборот, редкими сторонниками либеральной экономики Е.Гайдар упоминается позитивно.

КПРФ - собственно характеристик компартии и ее лидеров в письмах немного. Отчасти это связано с особенностями местной политики на Кубани - здесь побеждает не московская КПРФ, а местное кубанское "Отечество" Н.Кондратенко (не путать с "Отечеством" Ю.Лужкова), куда КПРФ входит составной частью. В связи с этим в головах людей создается некоторая путаница, и часто выдвигаются предложения о том, чтобы Явлинский приехал на Кубань и помог "нашему" Кондратенке. Кроме того, многие авторы дружественных ответов Явлинскому голосовали или собираются голосовать за КПРФ (судя по текстам писем - около 50%), им неловко было развернуто высказываться п пользу коммунистов.

Жириновский - В упоминаниях Жириновского и его партии в подавляющем большинстве сквозит ирония и разочарование. Вместе с тем, подчеркивается способность лидера ЛДПР и его товарищей по партии проводить шумные и оригинальные политические шоу, приносящие эффект на выборах.

Лебедь и Лужков - упоминаются в письмах нечасто, но в целом позитивно. Они рассматриваются как вожди самостоятельной политической линии и твердой руки.

Кондратенко - по отношению к главе Краснодарского края высказано в основном позитивное мнение. Всячески подчеркивается, что краснодарский губернатор - радетель простого народа, но ему вредные чиновники Москвы и Краснодара ставят палки в колеса. Есть небольшое число писем резко критического характера. В них Кондратенко характеризуется как бывший партийный номенклатурщик громивший ЛПХ кубанских крестьян в конце 80-х годов, а ныне препятствующий необходимым экономическим реформам в Крае.
 


IV. Типы социально-политических мировоззрений кубанских респондентов.

Комплексный анализ совокупности социально-политических идей кубанских писем позволяет их сгруппировать в три типа относительно целостных мировоззрений: консервативно-государственное, либерально-рыночное, социально-государственное. Важнейшим критерием выделения типов мировоззрений является ответ на вопрос о земле. Земля в подавляющем числе писем является не просто куском плодородной кубанской почвы, пригодным для извлечения прибыли, но основой всей совокупности общественных отношений людей.

1. Сторонники консервативно-государственного мировоззрения (около 18-20%) как правило ориентированы на прошлые идеалы реального советского социализма. Их частый дословный лозунг: "Верните нас обратно в СССР"- там сильная государственная власть, все контролирующая, в том числе труд и социальную защиту. В земледелии колхозно-совхозный порядок представляется им идеальной аграрной моделью. Сторонниками консервативно-государственно мировоззрения, как правило, являются пожилые, малообразованные и бедные авторы писем.

2. Либерально-рыночное мировоззрение присуще небольшой группе авторов - приблизительно (5%). Эта группа настаивает на основном инстинкте личной предприимчивости. Все остальные аспекты социального существования с ее точки зрения являются или несущественными или препятствующими проявлению основного инстинкта. Сторонниками либерально-рыночного мировоззрения являются авторы писем, привыкшие жить исключительно индивидуально и самостоятельно. Лишь индивидуальным стилем отношения к жизни они и отличаются от остальных авторов писем. По уровню благосостояния, образования, профессионализма, занятости особых различий здесь не заметно. Их основной возраст - около 40 лет.

3. Социально-государственное мировоззрение является определяющим (68%) для большинства авторов писем. Это направление признает плюрализм социально-экономических форм собственности и отношений, но подчеркивает решающее значение государства в земледелии, прежде всего ориентированного на поддержку трудовых семейных хозяйств через реформированные колхозы. Также выделяется значение сильного государства в социальной сфере, особенно в обеспечении права широкого и справедливого доступа населения к сфере образования, здравоохранения и культуры.

Общую суть менталитета авторов писем хорошо улавливает контент-анализ наиболее употребляемых в письмах понятий. В первую пятерку самых часто употребляемых слов вошли: земля, семья, работа, люди и государство. Это свидетельство глубоко крестьянской ментальности кубанцев. Ибо классическое определение крестьян гласит: крестьянство есть класс ведущий собственное семейное хозяйство на земле в рамкал местной культуры людей, находящийся в подчинении и на периферии государства, но требующий от государства соблюдения определенных гарантий. Впрочем проблема крестьянского характера в кубанских письмах Явлинскому - это отдельная тема для специального научного исследования.(3)
 

ЛИТЕРАТУРА
1. Так как в России крестьянство до недавнего времени составляло подавляющую часть народа - переписка власти и народа прежде всего означала переписку власти и крестьянства. Упомянем в хронологической последовательности некоторые наиболее известные и опубликованные вехи этой переписки:  * Крестьянские челобитные XVII века. 

М, 1994

* Сенчакова Л.Т. Приговоры и наказы российского крестьянства 1905-1907 гг.

* Чернышев И. Община после 9 ноября 1906 года. Петроград, 1917

* Деревня при НЭПе. Кого считать кулаком, кого труженником. Что говорят об этом крестьяне? М.1924

* Письма во власть 1917 - 1927. М.1998

2. Об определении крестьянства см.:  * Великий незнакомец. Крестьяне и фермеры в современном мире. / под ред. Т. Шанина М., 1992. 3. В настоящее время эмпирическим исследованиям крестьянского характера населения современной России посвящен ряд работ см. например: * Алексеев А.И., Симагин Ю.А. Аграрный характер российского менталитета и реформы в сельской России // Россия и регионы в новых экономических условиях. М. 1996

* Никулин А.М. Совместное выживание города и деревни, предприятий и семей в современной России //Неформальная/эксполярная экономика. М. 1999

Куда обратиться
С Вашими вопросами, предложениями и пожеланиями обращайтесь:

Объединение “Яблоко”: 
Адрес: 121019, Москва, ул. Новый Арбат, д.21, 18 эт.
Объединение “Яблоко”
Тел.: (095) 202-8072, 290-5594
Факс: (095) 202-7399

Фракция “Яблоко” в Государственной Думе РФ
Адрес: 103265, Москва, ул. Охотный ряд, д.1
Фракция “Яблоко”
Тел.: (095) 292-8942

Читайте страницу в Internet
http://www.yabloko.ru

В социуме по брошюре обращаться в программную комиссию
объединения “Яблоко” по тем же адресам с пометкой 
“Об аграрной программе Яблоко”
 

Альтернативная загрузка
Текст книги в формате MS Word 97 (в архиве zip)
[kuban-doc.zip] - 250 kb
Текст книги в формате Adobe Acrobat (оригинальный макет) 
[обложка] - 18 kb [первая сторона] - 423 kb [вторая сторона] - 410 kb
Текст книги в текстовом формате text only (в архиве zip)
[kuban-txt.zip] - 180 kb
Оглавление
Г. Явлинский: «Письма кубанских крестьян меня потрясли...»
Письма (1-20)
Письма (21-40)
Письма (41-60)
Письма (61-80)
Письма (81-100)
Письма (101-120)
А. Никулин Комментарии к переписке Г.Явлинского с гражданами Кубани
См. также:
Агарарная политика
Проект аграрной программы объединения "Яблоко"

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации]
info@yabloko.ru