[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Презентация
проекта Федерального Закона
"Об университетах"
Вносится депутатами Государственной Думы:
Г.А. Явлинский, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко, В.П. Лукин, С.С. Митрохин, А.В. Шишлов, 9 октября 2003 года

Содержание

 

Актуальность принятия закона «Об университетах».

Закон «Об университетах»: проблемы и задачи.

Выход есть - принятие закона.

 

Актуальность принятия закона «Об университетах»

Научно-образовательный потенциал в постиндустриальную эпоху является стратегическим ресурсом любой страны.

Система российского высшего образования сегодня не отвечает современным и будущим потребностям развития страны.

Закон «Об университетах» способен выступить локомотивом поэтапного реформирования в сфере высшего образования.

Разрыв между университетским образованием и фундаментальной наукой

Университетская традиция, оправдавшая себя во всем мире, заключается в неразрывной связи образования и фундаментальной науки.

Сегодня большинство российских вузов не являются центрами фундаментальной науки, инновационными центрами по развитию новых технологий.

Принятие закона «Об университетах», основной целью которого является защита стратегических интересов России в сфере высшего образования, поможет устранить разрыв между университетским образованием и фундаментальной наукой.

Правовой вакуум

Существующий правовой вакуум в России не позволяет университетам самостоятельно справиться с проблемой разрыва образования и фундаментальной науки.

Проблема
В законе «Об образовании» и законе «О высшем и послевузовском образовании» не упоминается, что сотрудники университетов должны вести научную деятельность. С другой стороны, по закону «О науке и научно-технической политике» университеты могут быть аккредитованы как научные организации, только если 70% сотрудников являются научными сотрудниками.

Решение
Требуется законодательно закрепить право и обязанность университетов заниматься научными исследованиями.

Сохранение, воспроизводство и развитие интеллектуального потенциала общества

· Наиболее экономичный и перспективный путь - сохранение имеющихся и развитие новых университетских научно-педагогических школ по широкому спектру наук и наукоемких технологий.

· Только в университетах возможна подготовка специалистов на прорывных междисциплинарных направлениях.

· Для развития материальной и интеллектуальной инфраструктуры университета нужны дополнительные законодательные гарантии.

Преодоление изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании

· Глобализация рынков образовательных услуг и квалифицированного труда - наступающая реальность и для России.

· Путь для сохранения конкурентоспособности российских ВУЗов на этих рынках - вхождение в единое европейское пространство университетского образования (Болонская конвенция).

· 19 сентября 2003 года по инициативе депутатов фракции «ЯБЛОКО» Болонская конвенция была подписана Россией.

· Принятие закона «Об университетах» может стать следующим шагом на пути сохранения конкурентоспособности российских ВУЗов на международных рынках образовательных услуг и квалифицированного труда.

· Закон предусматривает реализацию университетами образовательных программ, соответствующих структуре университетского образования, предусмотренной Болонской конвенцией.

Отсутствие реальной автономии университетов

У российских университетов отсутствует возможность проведения самостоятельной образовательной, кадровой и финансовой политики.

Сегодня в российской системе высшего образования:

  • действует единая система государственной аккредитации и аттестации;
  • действует жесткая регламентация перечня и содержания образовательных программ;
  • принята унифицированная система присуждения ученых степеней и ученых званий;
  • налицо ограниченная хозяйственная и управленческая деятельность университетов;
  • выпускникам выдаются одинаковые общероссийские дипломы
    о высшем образовании.

Все это приводит к застою и деградации системы высшего образования.

Что делать?

Необходимо законодательно закрепить
автономию университетов по решению этих вопросов.

  • Автономия и ответственность университетов
  • ·Право университетов выдавать собственные дипломы.
  • Возможность самостоятельно разрабатывать образовательные программы.
  • Право самостоятельно присваивать ученые степени и ученые звания по требованиям, установленным законодательством России.

Что будет после ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА?

повысится ответственность университетов за результаты своей деятельности

повысится конкурентоспособность российского образования и науки на мировом рынке труда

Гарантии соблюдения
демократических принципов

Необходимо установить гарантии соблюдения демократических принципов в деятельности университетов через законодательно прописанные механизмы:

· университеты должны получить дополнительные права по распоряжению собственным имуществом;

· ученые советы, ректор и руководители основных структурных подразделений университета должны избираться демократическим способом;

· в состав ученых советов университета должны входить деятели науки, культуры и образования, не являющиеся сотрудниками университета.

Выход есть - принятие закона

Переломить сложившуюся ситуацию поможет принятие
закона «Об университетах».

Механизмы реализации закона

1. Университеты по статусу становятся гражданскими некоммерческими организациями, сочетающими функции образовательного учреждения и научной организации.

2. В университетах работает единый научно-педагогический штат. Реализуется принцип обязательности сочетания преподавания и научной деятельности.

3. В отношении университетов устанавливается особый порядок лицензирования и аккредитации.

4. Университеты получают право выдавать собственные дипломы о высшем образовании (а не дипломы общегосударственного образца).

Механизмы реализации закона

5. Система управления в университетах базируется на системе разделения исполнительной (ректорат) и представительной (ученый совет) властей.

6. Практически все штатные должности университета замещаются по конкурсу.

7. Университеты самостоятельно утверждают и реализуют образовательные и научные программы.

8. Университеты получают право на собственный бюджетный процесс.

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Проект Федерального Закона "Об университетах"

Пояснительная записка к проекту Федерального Закона "Об университетах"

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Раздел "Образование"

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]