[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Проект

Вносится депутатами Государственной Думы: Г.А. Явлинский, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко, В.П. Лукин, С.С. Митрохин, А.В. Шишлов
Федеральный Закон"Об университетах"
Государственная Дума , 9 октября 2003 года

 

Принят Государственной Думой

Одобрен Советом Федерации

Настоящий Федеральный закон направлен на развитие и укрепление системы университетов, функционирующих на основе единства высшего образования и фундаментальных научных исследований для решения общефедеральных задач российского общества и государства в области реализации конституционных прав и свобод граждан, развития образования, науки, культуры, экономики с учетом общемировых тенденций.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью университетов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение университетов в Российской Федерации, их права и обязанности, основы управления университетами.

Статья 2. Университеты

1. Университетами в Российской Федерации являются гражданские некоммерческие организации, сочетающие в своей деятельности функции образовательного учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и научной организации, а также удовлетворяющие следующим основным критериям:

  • интеграция учебного и научного процессов;
  • широкий спектр исследований по естественно-научным и (или) техническим и (или) гуманитарным областям знаний;
  • наличие научных школ;
  • реализация комплексных, мультидисциплинарных и междисциплинарных исследований;
  • наличие развитой инфраструктуры и материально-технической базы для проведения фундаментальных научных исследований;
  • демократизм и децентрализация научно-организационных форм управления наукой;
  • широкое взаимодействие университетских научных школ с академической и прикладной наукой;
  • открытость для мирового научного сообщества;
  • регулярное отражение научной деятельности ученых университета в общепризнанных российских и иностранных научных журналах;
  • высокое качество подготовки специалистов всех уровней;
  • высокий уровень квалификации научно-педагогических кадров;
  • участие в федеральных и региональных образовательных и научных программах;
  • активное участие научно-педагогических кадров университета в проектах, финансируемых за счет международных и российских грантов;
  • активное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями в соответствующих регионах Российской Федерации с целью повышения уровня образования и выявления талантливой молодежи, склонной к профессиональным занятиям наукой;
  • наличие системы непрерывного образования;
  • наличие информационных сетей и систем связи, позволяющих активно участвовать в мировой системе обмена информацией;
  • участие в подготовке и переподготовке преподавателей для образовательных учреждений высшего профессионального образования России.

Правительство Российской Федерации вправе конкретизировать изложенные выше критерии, а также вводить дополнительные критерии университетов.

2. Целями деятельности университета являются развитие наук, сохранение и развитие университетских образовательных и научных традиций, обеспечение основывающихся на интегрированной учебной и научной деятельности возможностей приобретения современного образования, организация послевузовского и дополнительного образования, оказание необходимых обществу услуг, основывающихся на учебной и научной работе.

3. Университеты реализуют образовательные программы и осуществляют научно-исследовательскую деятельность на учебно-научной базе, обеспечивают единство высшего образования и фундаментальных научных исследований на основе научно-педагогических школ.

4. Университеты являются учебно-научными многопрофильными инновационными и культурными центрами Российской Федерации.

5. Деятельность университетов основывается на общенациональных интересах, реализующих конституционные праве и свободы граждан в области образования, науки, культуры, экономики и социальной сферы.

6. Приоритетными задачами университетов являются обеспечение потребности Российской Федерации в кадрах высшей квалификации, повышение конкурентоспособности российской фундаментальной науки, образования, экономики, а также выход на мировые рынки образовательных и информационных услуг, технологий, труда и научных разработок.

7. В Российской Федерации осуществляется деятельность государственных и негосударственных университетов.

8. Образовательные учреждения и научно-исследовательские организации, которые не признаны университетами в установленном настоящим Федеральным законом порядке, не вправе использовать в своих наименованиях слово «университет».

Порядок использования наименования "университет" определяется Правительством Российской Федерации.

9. Университеты вправе создавать саморегулируемые университетские объединения (ассоциации, союзы).

Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

1.Целями настоящего Федерального закона являются:

  • разработка правовых основ для развития конкурентоспособной на мировом рынке университетской системы высшего профессионального образования и научно-исследовательской деятельности в Российской Федерации на основе объединения фундаментальных научных исследований и высшего образования;
  • обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование, а также свободы научного, технического творчества и преподавания;
  • развитие нормативной-правовой и учебно-методической базы в области университетского образования и университетской научно-исследовательской и научно-технической деятельности в интересах личности, общества и государства;
  • совершенствование системы непрерывного образования на базе университетов;
  • закрепление и совершенствование демократических основ управления в сфере университетского образования и университетской научно-исследовательской и научно-технической деятельности;
  • обеспечение единства образования и науки, подготовки научно-педагогических и научных работников высшей квалификации на базе университетов;
  • расширение участия российских университетов в деятельности российских и зарубежных университетских сообществ;
  • совершенствование материально-технического и финансового обеспечения университетской деятельности.
  • обеспечение доступности и открытости университетского образования для граждан Российской Федерации и других стран

Статья 4. Образовательный и научный статус университетов

Университеты в части образовательной деятельности являются образовательными учреждениями высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а в части научной деятельности - научными организациями, руководствующимися в своей деятельности законодательством Российской Федерации об образовании и науке.

Статья 5. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон применяется по отношению к государственным и негосударственным университетам, соответствующим признакам, установленным статьей 2 настоящего Федерального закона и признанным в установленном порядке Правительством Российской Федерации университетами.

Статья 6. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе использованы следующие основные понятия:

  • университетское образование - особый вид высшего профессионального образования, базирующийся на интеграции образовательных и научных процессов;
  • дополнительное университетское образование - реализуемое в университетах обучение за пределами основных образовательных программ;
  • академическая степень (квалификация) - степень бакалавра, специалиста, магистра, которую университет присваивает лицу, освоившему соответствующую основную образовательную программу и прошедшему итоговую аттестацию, что удостоверяется соответствующим дипломом, выдаваемым университетом;
  • университетская ученая степень - степень кандидата или доктора наук, присваиваемая ученым советом университета по окончании аспирантуры или докторантуры или на основе соискательства по результатам защиты соответствующей диссертации, и не требующая дополнительного подтверждения со стороны иных государственных органов;
  • структура университета - совокупность внутренних подразделений университета, обеспечивающих учебную и научную деятельность;

Статья 7. Автономия университетов

Университеты обладают автономией, предусмотренной законодательством Российской Федерации для учреждений высшего профессионального образования и научных учреждений, а также обладают дополнительной автономией по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 8. Правовой статус университета

1. Государственные и негосударственные университеты функционируют в качестве особой формы некоммерческой организации - научно-образовательной некоммерческой организации.

2. Государственные университеты функционируют в качестве государственных научно-образовательных некоммерческих организаций, негосударственные университеты - в качестве негосударственных научно-образовательных некоммерческих организаций.

3. Государственные и негосударственные университеты являются юридическими лицами. Правоспособность университетов определяется в соответствии с задачами университетов и устанавливается учредителем в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также уставами университетов.

Статья. 9. Устав университета

1. Университет имеет устав, принимаемый конференцией университета, действующий в порядке и на основании статей 55, 56 настоящего Федерального закона и утверждаемый учредителем университета.

Статья 10. Символика университета

1. Университет вправе иметь собственную символику. В наименовании университета в обязательном порядке используется слово "университет".

Глава 2. Признание, основание, регистрация, реорганизация, лицензирование, аттестация, аккредитация, лишение статуса и ликвидация университетов.

Статья 11. Признание и учреждение университетов

1. Университетами могут являться гражданские государственные и негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, отвечающие требованиям, предусмотренным статьей 2 настоящего Федерального закона и признанные Правительством Российской Федерации университетом.

2. Учреждение международных (межгосударственных) университетов производится на основе международных договоров Российской Федерации.

3. Признание образовательных учреждений университетами в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом влечет за собой реорганизацию образовательных учреждений высшего профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Порядок признания образовательных учреждений высшего профессионального образования университетами на основании пунктов 1, 2 и 3 настоящей статьи, а также порядок реорганизации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Учредители университетов

1. Учредителем государственных университетов независимо от даты их фактического основания является Правительство Российской Федерации.

2. В случае признания государственными университетами образовательных учреждений высшего профессионального образования, учредителями которых выступали иные, чем Правительство Российской Федерации, лица (учреждения, организации), полномочия учредителей переходят к Правительству Российской Федерации.

3. Функции учредителя государственных университетов, независимо от ведомственной принадлежности при учреждении университета, осуществляет федеральный орган управления образованием.

4. Учредителями негосударственных университетов могут выступать:

  • российские и иностранные организации всех форм собственности, кроме государственной и муниципальной, их объединения (ассоциации и союзы);
  • общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации;

физические лица.

5. Отношения между учредителями и университетами регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставами университетов, а также учредительными документами по вопросам, не регулируемым названными актами.

Статья 13. Государственная регистрация и специальный государственный реестр университетов, лицензирование, аттестация и аккредитация университетов.

1. Специальная государственная регистрация университетов в качестве юридических лиц осуществляется в соответствии со статьей 51 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

2. Права лицензированного образовательного учреждения высшего профессионального образования и научного учреждения университеты приобретают непосредственно с момента специальной государственной регистрации.

3. Порядок ведения специального государственного реестра университетов устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Порядок аккредитации университетов устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Аттестация университетов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

6. Вопросы специальной государственной регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации международных (межгосударственных) университетов разрешаются в специальном порядке на основе международных договоров Российской Федерации.

Статья 14. Лишение статуса университетов и ликвидация университетов

1. Исключение из специального государственного реестра университетов (лишение статуса университета) государственных университетов и ликвидация государственных университетов осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

2. Исключение из специального государственного реестра университетов негосударственных университетов осуществляется Правительством Российской Федерации по следующим основаниям:

  • отсутствие необходимости в его дальнейшей деятельности вследствие государственной и общественной невостребованности обучаемых кадров, научных результатов;
  • невозможность финансирования университета;
  • снижение качества или несоответствие профильности обучения и научной деятельности требованиям государственного образовательного стандарта и статуса университета;
  • систематические нарушения положений Конституции и законодательства Российской Федерации;

3. Требование об исключении из специального государственного реестра университетов в отношении государственных и негосударственных университетов может быть внесено в Правительство Российской Федерации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по местонахождению университетов, а также объединениями университетов.

4. Решение о ликвидации негосударственного университета может быть принято учредителями университета.

5. Ликвидация государственного или негосударственного университета, а также вопросы распределения его имущества и финансовых средств разрешаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Ликвидация университета является основанием для прекращения трудовых отношений с научно-педагогическими, научными и другими работниками университета в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7. Федеральные органы управления образованием распределяют студентов, аспирантов, докторантов, а также представителей иных категорий обучаюбщихся ликвидированного университета с их согласия в другие образовательные учреждения высшего профессионального образования и научные организации для продолжения учебы и повышения квалификации.

Глава 3. Структура университета

Статья 15. Структура университета

1. Структура университета, порядок ее формирования и изменения, придание структурным подразделениям прав юридических лиц, определяются самостоятельно уставом университета, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целями деятельности университета, возможностями финансового и материально-технического обеспечения деятельности университета.

2. Структура университета закрепляется уставом университета.

3. Наличие в уставе университета наименований его структурных подразделений не препятствует осуществлению реорганизации и ликвидации указанных подразделений, уполномоченными на то органами университета, с последующим внесением изменений в устав университета по окончании реорганизации и ликвидации указанных структурных подразделений.

Статья 16. Структурный состав университета

1. Университет в обязательном порядке включает подразделения:

  • ректорат;
  • факультеты;
  • кафедры;
  • научные подразделения (в том числе в составе факультетов);
  • библиотека;
  • издательство;
  • объекты производственной и социальной инфраструктуры.

2. Университет может включать:

  • департаменты;
  • структурные подразделения общего и среднего образования;
  • структурные подразделения послевузовского профессионального образования;
  • структурные подразделения дополнительного образования;
  • колледжи;
  • учебные и научные лаборатории;
  • учебно-методические подразделения;
  • конструкторские бюро;
  • учебно-научные центры;
  • музеи, ботанические сады, виварии;
  • филиалы и представительства;
  • клиники, поликлиники;
  • полевые учебно-научные стационары (базы);
  • иные общеуниверситетские учебные и учебно-научные структурные подразделения.

Статья 17. Ректорат университета

1. Ректорат университета - совокупность подразделений центрального административного аппарата университета, включающая в себя проректоров с их аппаратом, учебно-научные подразделения центрального аппарата, аппарат обеспечения деятельности ученого совета, конференций, попечительского совета университета, финансово-хозяйственный аппарат, а также иные учебно-вспомогательные и контрольные подразделения, подчиненные непосредственно ректору университета.

2. Ректорат обеспечивает: общее управление и организацию учебно-научной и вспомогательной деятельности университета, его взаимодействие с иными образовательными и научными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления, международные связи университета, контроль деятельности структурных подразделений университета.

3. Проректоры университета обеспечивают организацию управления университетом в соответствии с направлениями их деятельности.

4. Проректоры назначаются ректором и подчиняются ему непосредственно.

Назначение и освобождение от должности проректоров осуществляется ректором университета с учетом трудового законодательства Российской Федерации.

При назначении проректоров ректором университета с проректорами заключается трудовой договор на срок, не превышающий срока полномочий ректора университета.

5. Число проректоров предусматривается уставом университета.

6. Соответствующие подразделения ректората подчиняются проректорам согласно их компетенции.

7. Ректорат подчиняется ректору университета, структура и функции подразделений ректората определяются ректором в соответствии с уставом университета и настоящим Федеральнымзаконом.

8. Ректорат действует на основании Регламента ректората, утверждаемого ректором.

Статья 18. Факультеты университета

1. Факультеты являются основными структурными подразделениями университета, осуществляющими научно-исследовательскую деятельность и подготовку специалистов по определенным учебно-научным направлениям, разрабатывают образовательные и научные программы университета.

2. Факультеты возглавляются деканами, избираемыми в соответствии с уставом университета.

Деканы подчиняются ректору, проректорам университета соответственно их компетенции и подотчетны избравшим их органам, уполномоченным на то уставом университета.

3. В состав факультета входят деканат, кафедры, лаборатории и другие подразделения, обеспечивающие функционирование факультета в соответствии с уставом университета и настоящим Федеральнымзаконом.

4. На факультетах действуют ученые советы факультетов, избираемые и наделяемые полномочиями, в соответствии с уставом университета.

5. Факультеты действуют на основании Положений о них, утверждаемых ученым советом университета.

Статья 19. Кафедры

1. Кафедры являются структурными подразделениями факультета.

2. Кафедры возглавляются заведующими, которые подчиняются непосредственно декану факультета и подотчетны избравшим их органам, уполномоченным на то уставом университета.

3. Кафедры действуют на основании типового Положения о кафедре, утверждаемого ученым советом университета.

4. В составе университета могут быть созданы общеуниверситетские кафедры, действующие на основании Положения об общеуниверситетской кафедре.

Статья 20. Департаменты университета.

1. В соответствии с уставом университета в его состав могут входить департаменты, являющиеся структурными подразделениями университета или факультета.

2. Департамент создается решением ученого совета университета с целью объединения ресурсов нескольких кафедр внутри одного факультета или нескольких факультетов, реализующих по единому плану образовательные и научно-исследовательские программы в крупной (в том числе междисциплинарной) области знаний.

3. Департаменты могут создаваться на определенный срок, но не менее чем на 5 лет.

4. Структура и деятельность департамента определяется Положением, утверждаемым ученым советом университета или факультета.

5. Руководитель департамента избирается ученым советом университета или факультета тайным голосованием в порядке, определенным уставом университета, из числа лиц, имеющих ученую степень и ученое звание.

Статья 21. Колледжи университета.

1. В соответствии с уставом университета в его состав могут входить колледжи, являющиеся структурными подразделениями университета или факультета.

2. Колледж создается решением ученого совета университета с целью реализации образовательных программ, не относящихся к числу основных образовательных программ высшего профессионального и послевузовского профессиональногообразования.

4. Структура и деятельность колледжа определяется Положением, утверждаемым ученым советом университета или факультета.

5. Руководитель колледжа избирается ученым советом университета или факультета тайным голосованием в порядке, определенным уставом университета, из числа лиц, имеющих ученую степень и ученое звание.

Статья 22. Научные подразделения университета

1. Статус, задачи и организация деятельности институтов, лабораторий и иных научных подразделений определяются уставом университета, Положениями о соответствующих подразделениях.

2. Институты университета возглавляются директорами, которые назначаются ректором университета в порядке, определяемом уставом университета, и подотчетны ректору университета.

3. Институты (лаборатории) факультетов, возглавляются директорами (заведующими), которые назначаются деканом соответствующего факультета в порядке, предусмотренном уставом университета, и подотчетны декану соответствующего факультета.

Статья 23. Филиалы университетов

1. Филиалами университета являются его обособленные подразделения, осуществляющие свою образовательную и (или) научно-исследовательскую деятельность вне местонахождения университета или за рубежом.

2. Филиалы создаются, реорганизуются и ликвидируются университетом самостоятельно по согласованию с федеральным органом управления образованием и органами государственной власти и местного самоуправления по местонахождению филиалов на территории Российской Федерации и с государственными органами иностранных государств при местонахождении филиалов за рубежом.

3. Филиалы возглавляются директорами филиалов университетов, которые подчинены ректору университета, а также проректорам университета в соответствии с их компетенцией.

4. Филиалы действуют на основании Положений о них, утвержденных ученым советом университета, в соответствии с уставом университета и типовым Положением, утвержденным федеральным органом управления высшим профессиональным образованием, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

5. Директор филиала университета действует на основании доверенности, выдаваемой ректором университета.

Статья 24. Представительства университетов

1. Университеты могут иметь российские и зарубежные представительства.

2. Представительства университета наряду с ректоратом осуществляют взаимодействие университета с органами государственной власти и местного самоуправления на территории Российской Федерации и компетентными государственными органами иностранных государств при местонахождении представительств за рубежом; реализуют и защищают по месту своего нахождения интересы университета; способствуют привлечению граждан Российской Федерации и иных лиц к обучению в университете; участвуют в организации и поддержании международных связей университета; информируют общественность о деятельности университета; выполняют другие установленные для них функции.

3. Представительства не осуществляют образовательную или научную деятельность.

4. Представительства возглавляются руководителями представительств, которые подотчетны ректору, а также проректорам университета в соответствии с их компетенцией.

5. Российские представительства действуют на основании Положений о них, утвержденных ученым советом университета.

6. Зарубежные представительства действуют на основании Положений о них, согласованных с учредителем и компетентными государственными органами иностранных государств по местонахождению представительств.

7. Структура и штаты представительств определяются университетскими актами отдельно от положений о представительствах.

8. Руководитель представительства действует на основании доверенности, выдаваемой ректором университета.

Статья 25. Юридический статус структурных подразделений университета

1. Структурные подразделения университета могут по доверенности полностью или частично осуществлять правомочия юридического лица.

2. Структурные подразделения университета могут быть преобразованы в самостоятельные юридические лица, учредителем которых выступает сам университет. Университет по отношению к преобразованному структурному подразделению выступает в качестве вышестоящей организации, вопросы взаимодействия с университетом и иными структурными подразделениями университета определяются уставами университета и преобразованного структурного подразделения.

 

Глава 4. Контингент университета

Статья 26. Контингент университета

1. Контингент университета подразделяется на контингент обучающихся и контингент работников университета.

2. Контингент обучающихся включает:

  • студентов университета,
  • аспирантов, ординаторов и интернов университета.

3. Контингент работников университета включает:

  • научно-педагогических работников университета, докторантов;
  • учебно-вспомогательных, административных, технических и иных работников, заключивших трудовой договор с университетом.

4. Лица, обучающиеся по дополнительным программам, в том числе по программам повышения квалификации, а также соискатели ученой степени и аспиранты заочной формы обучения в контингент университета не включаются и имеют статус обучающегося по соответствующим программам.

Статья 27. Университетский статус лиц, включенных в контингент университета

1. Лица, включенные в контингент работников университета, имеют право:

  • участвовать в управлении делами университета как непосредственно, так и через своих представителей;
  • самостоятельно или иными лицами выдвигаться для замещения в установленном порядке научно-педагогических, педагогических, научных и иных университетских должностей;
  • повышать в установленных законодательством Российской Федерации и уставом университета формах свою научную, педагогическую и иную квалификацию;
  • участвовать в деятельности университетских общественных объединений или выступать их учредителями;
  • пользоваться льготами, предоставленными законодательством Российской Федерации и уставом университета для соответствующих подразделений контингента университета.

2. Лица, включенные в контингент обучающихся, обладают теми же правами, что и лица, включенные в контингент работников университета, за исключением подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи.

3. Лица, включенные в контингент университета, выполняют обязанности и несут ответственность перед университетом в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом университета.

Статья 28. Научно-педагогические работники университета

1. Научно-педагогические работники университета, включенные в штат, обязаны заниматься как образовательной, так и научной работой, за исключением категорий, определяемых Правительством Российской Федерации.

2. Штат научно-педагогических работников университета включает три основных группы должностей:

- профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент, преподаватель

- главные научные сотрудники, ведущие научные сотрудники, старшие научные сотрудники, научные сотрудники, младшие научные сотрудники

- ректор, проректоры, деканы, директора институтов и заведующие кафедрой.

3. Все штатные должности научно-педагогических работников университета, за исключением выборных должностей (ректор, деканы, заведующие кафедрами) а также проректоров, замещаются только на основании открытых конкурсов. Порядок проведения конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников университета утверждается ученым советом университета.

4. Структура штатного расписания научно-педагогических работников университета определяется университетом самостоятельно, а в части, обеспечивающейся государственным бюджетом, соотношение между группами должностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи - по согласованию с федеральным органом управления образованием.

Статья 29. Ученые звания и ученые степени университета

1. Ученый Совет университета вправе присваивать научно-педагогическим работникам университета ученых званий профессора или доцента соответствующего университета по представлению ученого совета соответствующего факультета.

2. Лицам, занимающим должности профессора или доцента, ученое звание профессора или доцента университета может быть присвоено не ранее трех лет пребывания в соответствующей должности.

3. Лицам, занимающим должности главного научного сотрудника и ведущего научного сотрудника, может быть присвоено ученое звание профессора, но не ранее чем по истечении трех лет преподавательской деятельности.

4. Лицам, занимающим должности не ниже старшего научного сотрудника, может быть присвоено ученое звание доцента, но не ранее чем по истечении трех лет преподавательской деятельности.

5. Присвоение ученых званий профессора и доцента лицам, указанным в пунктах 2, 3 и .4 настоящей статьи, а также выдача соответствующих аттестатов профессора и доцента производится в порядке, установленном для университетов настоящим Федеральным законом и уставом университета.

6. Ученые звания, поименованные в пункте 1 настоящей статьи, обладают общегосударственным статусом, соответствующим ученым званиям, присваиваемым Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации.

Общегосударственный статус указанных ученых званий возникает с момента его присвоения ученым советом университета и не требует дополнительного подтверждения со стороны иных государственных органов.

7. Ученым советам университетов предоставляется право присвоения научно-педагогическим работникам университетов ученых степеней кандидата или доктора наук соответствующего университета, а также право формирования соответствующих специализированных советов по рассмотрению диссертационных работ на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук..

8. Ученые степени кандидата или доктора наук присваиваются учеными советами университетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о присвоении соответствующих ученых степеней.

9. Ученые степени кандидата или доктора наук, присвоенные ученым советом университета, обладают общегосударственным статусом, соответствующим ученым степеням, присваиваемым Высшей аттестационной комиссией Российской Федерации. Общегосударственный статус указанных ученых званий возникает с момента его присвоения ученым советом университета и не требует дополнительного подтверждения иных государственных органов.

10. Регистрация дипломов кандидатов и докторов наук, а также аттестатов профессоров и доцентов, выдаваемых университетами, осуществляется университетами в течение 10 дней в специальном реестре, порядок ведения которого определяется ученым советом университета.

Порядок передачи информации из указанного реестра в федеральный орган управления образованием определяется федеральным органом управления образованием.

11. Состав специализированных советов по рассмотрению диссертационных работ на соискание степеней кандидата и доктора наук утверждается решением ученых советов университетов, при этом не менее 1/3 членов указанных специализированных советов назначаются учеными советами университетов из лиц, не состоящих в штате данного университета.

12. На заседании специализированных советов по присвоению ученых степеней кандидата и доктора наук соискатели указанных ученых степеней осуществляют защиту диссертационных работ.

Специализированные советы по результатам защиты принимают решение о признании, либо непризнании представленной соискателем диссертационной работы соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации и университета, предъявляемым к диссертационным работам.

Решение о признании диссертационной работы соответствующей требованиям, предъявляемым университетом к диссертационным работам, принимается тайным голосованием большинством голосов членов специализированного совета от общего количества членов специализированного совета.

При принятии положительного решения по диссертационной работе, специализированный совет обращается в ученый совет университета с ходатайством о присвоении соискателю соответствующей ученой степени университета.

Решение специализированного совета оформляется в виде протокола с обязательным указанием количества голосов поданных "за" и "против".

Статья 30. Профессура

1. Профессура состоит из профессоров по должности и профессоров в отставке.

2. Профессор - ведущий в своей области и имеющий ученую степень специалист, который руководит соответствующими научными исследованиями и организует в университете преподавание учебных дисциплин, включая лекционные курсы.

3. Профессором в сфере искусств может быть творческая личность, не обязательно обладающая ученой степенью, но снискавшая по своей специальности общественное признание.

4. Профессор, вышедший на пенсию, именуется "профессор в отставке".

5. В соответствии с уставом университета, профессорам, вышедшим в отставку и внесшим большой вклад в развитие университета, ученым советом университета может быть присвоено звание почетного профессора университета.

Статья 31. Доцент

Доцент - имеющий ученую степень специалист, который участвует в соответствующих научных исследованиях и осуществляет в университете преподавание учебных дисциплин, включая лекционные курсы.

Статья 32. Старший преподаватель.

Старший преподаватель - имеющий высшее образование специалист, который участвует в соответствующих научных исследованиях и осуществляет в университете преподавание учебных дисциплин, включая лекционные курсы, но не имеет ученой степени.

Статья 33. Ассистент

Ассистент - имеющий высшее образование специалист, проводящий учебную и научную работу под руководством профессора.

Статья 34. Преподаватель.

Преподаватель - имеющий высшее образование специалист, не имеющий ученой степени, осуществляющий порученную ему научную и педагогическую работу.

Статья 35. Особенности регулирования труда научно-педагогических работников

1. Особенности регулирования труда научно-педагогических работников устанавливаются федеральным законодательством и уставом университета.

2. Научно-педагогические работники университетов, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, имеют в течение действия их трудового договора право однократного оплачиваемого творческого отпуска.

Статья 36. Студенты

К студентам университета относятся лица, проходящие обучение в университете по программам высшего профессионального образования.

Статья 37. Аспиранты

Аспиранты - лица, имеющие высшее профессиональное образование, обучающиеся в аспирантуре для повышения научно-профессиональной и педагогической квалификации и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Статья 38. Докторанты

К докторантам относятся лица, имеющие ученую степень кандидата наук, обучающиеся в докторантуре для повышения научно-профессиональной и педагогической квалификации и подготавливающие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Статья 39. Соискатели ученой степени

1. К соискателям ученой степени относятся лица, прикрепленные к подразделениям университета для завершения и защиты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата или доктора наук без обучения в аспирантуре или докторантуре.

2. Соискательство ученой степени университетов допускается в исключительных случаях с разрешения ученого совета университета.

Статья 40. Слушатели

К слушателям относятся лица, обучающиеся по программам дополнительного образования, а также на подготовительных отделениях, в ординатуре и интернатуре.

Статья 41. Экстерны

К экстернам относятся лица, прикрепленные к подразделениям университета для сдачи экзаменов и зачетов по программам высшего профессионального или послевузовского образования в форме экстерната.

Статья 42. Особенности статуса студентов, аспирантов, докторантов, соискателей ученой степени, слушателей, экстернов

Особенности статуса студентов, аспирантов, докторантов, соискателей ученой степени, слушателей, экстернов, порядок зачисления и отчисления, прикрепления к подразделениям университета, предоставляемые им льготы устанавливаются федеральным законодательством и уставом университета.

 

Глава 5. Образовательные программы, формы получения образования, академические и ученые степени (квалификации) в университете, документы о завершении обучения в университете.

Статья 43. Образовательные программы

В университете реализуются основные и дополнительные программы высшего и послевузовского профессионального образования

1.В качестве основных образовательных программ высшего профессионального образования в университете реализуются программа подготовки бакалавра (бакалавриат), программа подготовки магистра (магистратура) и программа подготовки специалиста (специалитет).

2. Нормативный срок освоения программы подготовки бакалавра (бакалавриат) составляет 4 года. Обучение в бакалавриате требует наличия у обучающегося среднего (полного), общего или среднего профессионального образования. Лицам, успешно завершившим обучение по программе подготовки бакалавра и прошедшим итоговую аттестацию университетом присваивается академическая степень (квалификация) "бакалавр".

3. Нормативный срок освоения программы подготовки специалиста (специалитет) составляет не менее 5 лет. Обучение в специалитете требует наличия у обучающегося среднего (полного), общего или среднего профессионального образования. Лицам, успешно завершившим обучение по программе подготовки специалиста и прошедшим итоговую аттестацию, университетом присваивается квалификация "дипломированный специалист"

4. Нормативный срок освоения программы подготовки магистра (магистратура) составляет не менее 2 лет. Обучение в магистратуре требует наличия у обучающегося академической степени бакалавра или квалификации "дипломированный специалист". Лицам, успешно завершившим обучение по программе подготовки магистра, прошедшим итоговую аттестацию и защитившим магистерскую диссертацию университетом присваивается академическая степень (квалификация) "магистр".

5. Основные образовательные программы, реализуемые университетом, должны обеспечивать профессиональную подготовленность выпускников на уровне не ниже общих требований к уровню подготовки, определенных соответствующими государственными образовательными стандартами.

Содержание и условия реализации основных образовательных программ, включая перечень специализаций и магистерских программ, университет устанавливает самостоятельно решением Ученого совета.

6. .В качестве основных программ послевузовского профессионального образования в университете реализуются программа подготовки кандидатов наук (аспирантура) трех типов - постбакалаврская, постдипломная, постмагистерская.

7. Нормативный срок освоения постбакалаврской программы подготовки кандидатов наук составляет 4 года. Обучение по этой программе требует наличия у обучающегося академической степени бакалавра. Лицам, успешно завершившим обучение по постбакалаврской программе подготовки кандидатов наук, прошедшим итоговую аттестацию и защитившим кандидатскую диссертацию, университетом присваивается ученая степень "кандидат наук"

8. Нормативный срок освоения постдипломной программы подготовки кандидатов наук составляет 3 года. Обучение по этой программе требует наличия у обучающегося квалификации "дипломированный специалист" Лицам, успешно завершившим обучение по постдипломной программе подготовки кандидатов наук, прошедшим итоговую аттестацию и защитившим кандидатскую диссертацию, университетом присваивается ученая степень "кандидат наук"

9. Нормативный срок освоения постмагистерской программы подготовки кандидатов наук составляет 2 года. Обучение по этой программе требует наличия у обучающегося академической степени магистра. Лицам, успешно завершившим обучение по постмагистерской программе подготовки кандидатов наук, прошедшим итоговую аттестацию и защитившим кандидатскую диссертацию, университетом присваивается ученая степень "кандидат наук"

10. Программы подготовки кандидатов наук разрабатываются и утверждаются университетом самостоятельно с учетом требований федерального законодательства. Образовательные компоненты программ постбакалаврской и постдипломной подготовки кандидатов наук разрабатываются исходя из основных требований, предъявляемых к образовательным компонентам соответствующих магистерских программ.

11. Порядок защиты магистерских диссертаций устанавливается ученым советом университета с учетом требований федерального законодательства.

12. Иные нормативные сроки по освоению обучающимися основных и дополнительных программ высшего и послевузовского профессионального образования могут устанавливаться Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующими университетами.

Статья 44. Циклы университетского образования

1. Совокупность основных образовательных и послевузовских программ, реализуемых университетами, разделяется на два цикла.

2. Первый цикл обучения включает программы, ведущие к получению первого диплома: программу подготовки бакалавра (бакалавриат) и программу подготовки специалиста (специалитет).

3. Второй цикл обучения включает программу подготовки магистра (магистратура) и программы подготовки кандидатов наук (аспирантура).

Статья 45. Формы получения высшего университетского образования

1. Государственный университет самостоятельно определяет формы обучения (очное, экстернат, обучение с применением дистанционных форм), в пределах ассигнований, выделяемых из федерального бюджета.

2. Негосударственный университет самостоятельно определяет указанные в пункте 1 настоящей статьи формы обучения.

3. Заочная форма обучения в университетах допускается исключительно по решению ученого совета университета.

4. В рамках дополнительного образования университет вправе учреждать колледжи, которые осуществляют свою деятельность по программе полного среднего и неполного высшего образования.

Статья 46. Докторантура.

1. Докторантура является программой подготовки докторов наук.

2. Поступление в докторантуру предполагает наличие степени кандидата наук.

3. Порядок обучения в докторантуре устанавливается ученым советом университета.

4. Нормативная продолжительность докторантуры составляет три года.

5. Докторантура завершается защитой докторской диссертации и присуждением степени доктора.

6. В установленном ученым советом университета порядке защита докторской диссертации и присуждение соответствующей степени возможны и без прохождения обучения в докторантуре.

Статья 47. Подготовка врачей

1. Подготовка врачей ведется в университете на отдельном факультете.

2. Если в состав специального факультета по подготовке врачей входит клиника, то она представляет собой действующее в качестве самостоятельного юридического лица объединенное учебное, лечебное и научное учреждение.

3. В части оказания медицинских услуг на клинику распространяются положения, установленные федеральным законодательством в отношении лечебных учреждений.

Статья 48. Правила внутреннего распорядка

В университете принимаются и обнародуются правила внутреннего распорядка, предусматривающие правила участия обучающихся в учебных занятиях, учебной практике, исследовательской работе и других учебных и научных мероприятиях.

Статья 49. Документы, удостоверяющие завершение обучения в университете

1. Лицам, успешно завершившим обучение по основным образовательным программам и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются диплом бакалавра, специалиста или магистра соответствующего университета и вкладыш к нему, с указанием наименований и объема дисциплин выполненного учебного плана, а также название выпускной квалификационной работы и оценки, полученные при ее защите.

2. Реквизиты дипломов, выдаваемые университетом, заносятся университетом в специальный реестр, порядок ведения которого утверждается ученым советом университета.

3. Образцы дипломов, выдаваемых университетом, утверждаются ученым советом университета и подлежат регистрации в федеральном органе управления образованием.

4. Порядок передачи информации из университетского реестра федеральному органу управления образованием определяется федеральным органом управления образованием.

Статья 50. Нострификация дипломов

1. Статус университета предполагает обеспечение признания эквивалентности выдаваемых университетом дипломов в иностранных государствах.

2. Университет обязан по собственной инициативе и по запросам информировать заинтересованных лиц в Российской Федерации и иностранных государствах о квалификациях, периодах обучения, образовательных программах, составе научно-педагогических и научных работников, публикуемых изданиях и по другим вопросам, касающимся обеспечения эквивалентности дипломов университета.

3. Университет имеет право самостоятельно признавать эквивалентность собственным дипломам дипломов, выданных образовательными учреждениями высшего профессионального образования иностранных государств, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 51. Образовательный кредит

1. По инициативе университета Правительство Российской Федерации может предоставить лицам, проходящим обучение в государственном университете, образовательный кредит.

2. Порядок предоставления и возврата образовательных кредитов, а также льготы при возврате образовательных кредитов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Университеты вправе по согласованию с федеральным органом управления образованием устанавливать порядок проведения конкурса на право получения образовательного кредита.

4. Негосударственный университет по согласованию с учредителем устанавливает самостоятельный порядок предоставления и возврата образовательных кредитов, а также льготы по возвращению кредита.

 

Глава 6. Организация управления в университете

Статья 52. Принципы управления университетом

Самоуправление и управление в университете осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставом университета на принципах единоначалия и коллегиальности, выборности органов самоуправления и управления в университете, а также руководящих должностных лиц университета.

Статья 53. Органы управления университетом

1. В обязательном порядке в университете формируются и действуют органы самоуправления и управления:

  • конференция университета;
  • ученый совет университета;
  • ректор;
  • ректорат;
  • бюджетная комиссия университета;
  • ревизионная комиссия университета;
  • органы студенческого самоуправления;
  • попечительский совет.

2. В университете в соответствии с уставом могут формироваться и действовать иные органы самоуправления и управления.

Статья 54. Руководящие должностные лица университета

1. К руководящим должностным лицам университета относятся:

  • ректор университета;
  • проректоры университета;
  • деканы факультетов;
  • директора институтов;

2. Уставом университета могут быть предусмотрены иные руководящие должностные лица университета.

Статья 55. Конференция университета

1. Конференция университета является высшим представительным органом самоуправления университета.

2. Конференция университета формируется из представителей структурных подразделений университета (делегатов конференции).

3. Квоты делегатов конференции устанавливаются ученым советом университета и закрепляются конференцией в уставе университета, пропорционально численности контингента работников университета по структурным подразделениям, но не менее чем 1 делегат от 40 соответствующих лиц.

4. Представители контингента обучающихся вправе принимать участие в работе конференции университета в порядке, устанавливаемом уставом университета.

Статья 56. Порядок созыва и проведения конференции

1. Первая (после включения университета в реестр университетов) конференция созывается учредителем университета в порядке, установленном учредителем университета.

2. Последующие конференции созываются ученым советом университета.

3. Очередные конференции проводятся с периодичностью один раз в год.

4. Внеочередные конференции могут быть созваны по решению учредителя университета, ученого совета университета, ректора университета, ревизионной комиссии университета или по требованию не менее 1/4 структурных подразделений университета, поименованных в уставе университета, либо по требованию не менее чем 1/4 представителей контингента университета имеющих право решающего голоса, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. Делегаты конференции избираются на собраниях структурных подразделений университета тайным голосованием в соответствии с уставом университета.

6. Конференция правомочна, если на ней присутствуют 2/3 избранных делегатов.

7. Все решения конференции по персональным вопросам, кроме выборов рабочих органов конференции, принимаются тайным голосованием.

8. Все иные решения конференции принимаются открытым голосованием, если решением конференции университета не установлено иное.

9. Решение конференции считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа принявших участие в голосовании делегатов конференции.

10. Решения конференции о внесении изменений и дополнений в устав университета считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от числа зарегистрированных делегатов конференции.

Статья 57. Полномочия конференции

1. К исключительным полномочиям конференции относятся:

  • принятие нового устава университета и внесение в него изменений и дополнений;
  • избрание ректора университета, выборных членов ученого совета университета, ревизионной комиссии университета и утверждение их отчетов;
  • принятие решений о досрочном освобождении от должности ректора университета, членов ученого совета университета и ревизионной комиссии университета.

Статья 58. Ученый совет университета

1. Ученый совет университета является высшим коллегиальным органом управления университетом

2. В состав ученого совета университета по должности входят руководящие должностные лица университета, поименованные в пункте 1 статьи 54 настоящего Федерального закона.

3. Иные члены ученого совета университета являются выборными лицами.

4. Общая численность ученого совета университета определяется уставом университета, при этом численность лиц, входящих в ученый совет по должности, не должна превышать 1/2 от общей численности членов ученого совета университета.

5. Все персональные вопросы на ученом совете университета, за исключением избрания рабочих органов ученого совета университета, решаются тайным голосованием.

Статья 59. Полномочия ученого совета университета

1. Ученый совет университета:

  • принимает локальные акты университета за исключением устава университета и локальных актов поименованных в статье 63 настоящего Федерального закона.
  • утверждает положения о структурных подразделениях университета;
  • утверждает учебные программы университета;
  • утверждает внутренние правила проведения научной работы,
  • устанавливает в соответствии с федеральным законодательством и уставом университета порядок и условия приема студентов по программам высшего профессионального образования; бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, слушателей по программам послевузовского, дополнительного образования, ординатуры и интернатуры, определяет перечень и форму соответствующих вступительных испытаний;
  • вносит руководителю федерального органа по управлению образованием предложения по перечню направлений и специальностей высшего профессионального и послевузовского образования и квотам приема студентов и слушателей;
  • определяет сферы, форму и порядок организуемого в университете дополнительного образования;
  • решает вопрос о создании в университете общеобразовательных подразделений;
  • решает вопросы организации управления в университете, неурегулированные федеральным законодательством, уставом университета или решениями конференции университета;
  • устанавливает в соответствии с уставом университета порядок проведения конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников университета;
  • присваивает ученые звания профессора и доцента университета, ученые степени кандидатов и докторов наук университета;
  • присваивает звание Почетного доктора (Doctor Honoris Causa) университета;
  • присваивает звание почетного профессора;
  • заслушивает отчеты проректоров и руководителей структурных подразделений университета;
  • рассматривает вопрос о недоверии ректору в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом университета;
  • в пределах, установленных федеральным законодательством, решает вопросы о вступлении университета в международные организации;
  • утверждает ходатайства о финансировании университета из федерального бюджета;
  • утверждает финансовый план университета и отчет о его исполнении;
  • решает в соответствии с федеральным законодательством и уставом университета вопросы, связанные с имуществом и финансами университета;
  • создает из своего состава бюджетную комиссию университета.

2. Ученый совет университета осуществляет также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и уставом университета.

3. Ректор и другие члены ученого совета университета вправе внести на рассмотрение ученого совета с целью выяснения его мнения вопросы, относящиеся к компетенции руководящих должностных лиц университета.

4. Ученый совет университета избирается на 5 лет.

Статья 60. Порядок деятельности ученого совета университета

1. Порядок деятельности ученого совета университета определяется в соответствии с федеральным законодательством, уставом университета и решениями, принимаемыми конференцией университета и ученым советом университета.

2. Решения ученого совета университета принимаются большинством голосов членов совета, при условии, что на заседании присутствовало не менее 2/3 от общего числа членов ученого совета университета, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом или уставом университета.

3. Ученый совет университета может преодолеть вето ректора университета 2/3 голосов от общего числа членов ученого совета университета.

Преодоление вето ректора ученым советом университета приводит к вступлению в силу ветированного решения в установленном настоящим Федеральным законом порядке, которое подписывается ректором (исполняющим обязанности ректора) в течении трех дней с момента преодоления вето.

Статья 61. Участие органов студенческого самоуправления и представителей контингента университета, не относящихся к научно-педагогическим работникам, в работе конференции университета и совета университета

1. Органы студенческого самоуправления и представители контингента университета, не относящиеся к научно-педагогическим работникам, участвуют в работе конференции университета через временную делегацию, а в работе ученого совета университета через постоянную делегацию.

2. Численный состав временной делегации не может быть менее 1/50 от делегатов конференции университета, численный состав постоянной делегаций не может быть менее 1/20 от членов совета университета.

3. Порядок формирования временной и постоянной делегаций предусматривается уставом университета.

4. Члены временной и постоянной делегации органов студенческого самоуправления и представителей контингента университета, не относящихся к научно-педагогическим работникам, обладают на конференции университета и заседаниях совета университета совещательным голосом.

Статья 62. Ректор университета

1. Единоличным исполнительным органом университета - высшим руководящим должностным лицом университета является ректор университета.

2. Ректор представляет университет без доверенности.

3. Ректор несет ответственность перед конференцией университета, ученым советом университета и федеральными органами управления образованием и наукой.

Статья 63. Полномочия ректора университета

1. Ректор университета:

  • осуществляет в университете управление в пределах своей компетенции;
  • утверждает правила внутреннего распорядка университета;
  • утверждает правила делопроизводства университета;
  • издает распоряжения, которые обязательны для исполнения работниками, студентами, аспирантами, докторантами и слушателями университета;
  • назначает и освобождает от должности проректоров университета и определяет сферы их деятельности;
  • обеспечивает выполнение постановлений и решений конференции университета и ученого совета университета;
  • имеет право однократного наложения вето на решения ученого совета университета;
  • контролирует соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов учебной деятельности и научных исследований; обеспечивает планирование учебной и научно-исследовательской деятельности; оценивает их результативность;
  • обеспечивает составление проектов финансового плана университета и ходатайств о финансировании; представляет утвержденное ученым советом университета ходатайство о финансировании университета из федерального бюджета в федеральном органе управления высшим профессиональным образованием; обеспечивает исполнение финансового плана университета и представляет соответствующий отчет совету университета;
  • подписывает и доводит до сведения контингента университета постановления конференции университета, решения ученого совета университета и другие акты университета в соответствии с уставом университета.

2. Уставом университета на ректора могут быть возложены иные полномочия, соответствующие федеральному законодательству.

Статья 64. Избрание ректора университета на должность и его освобождение от должности

1. Ректор избирается на должность конференцией университета в соответствии с пунктами 7 и 9 статьи 56 на 5 лет.

2. Ректором университета может быть гражданин Российской Федерации, имеющий ученое звание профессора.

3. Одно и то же лицо не может избираться на должность ректора университета более двух сроков подряд.

4. Ректор, вступая в должность, приносит должностную присягу перед конференцией университета, текст которой утверждается ученым советом университета.

5. Трудовой договор с ректором по поручению конференции избравшей ректора на должность подписывает председательствующий на данной конференции.

6. В случае прекращения трудового договора по инициативе ректора ученый совет университета освобождает его от исполнения трудовых обязанностей в двухнедельный срок с даты подачи соответствующего заявления. При этом, после окончания полномочий ректора он вправе вернуться на ранее занимаемую (до избрания ректором) должность в случае, если она вакантна, либо на аналогичную должность в университете.

7. До истечения срока трудового договора конференция университета может освободить ректора университета от должности:

  • если ученый совет университета выразил недоверие ректору;
  • на основаниях, предусмотренных трудовым законодательством.

8. Полномочия ректора прекращаются:

  • в случае, указанном в пункте 6 настоящей статьи - по истечении месяца со дня принятия соответствующего решения ученым советом университета;
  • в случаях, указанных в абзаце 2 пункта 7 настоящей статьи - по окончании недели со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения конференции.

9. По окончании полномочий ректор имеет право вернуться на должность, в которой он работал в университете до избрания ректором.

10. При невозможности исполнения своих обязанностей ректор возлагает распоряжением временное исполнение обязанностей ректора на одного из проректоров в порядке, предусмотренном уставом университета.

Статья 65. Выражение недоверия ректору университета

1. Ученый совет университета может выразить недоверие ректору университета.

2. Решение о выражении недоверия ректору университета принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа членов совета университета тайным голосованием.

3. В течение месяца после выражения ученым советом университета недоверия ректору проводится конференция университета, которая созывается в соответствии с пунктом 4 статьи 56 настоящего Федерального закона.

4. В случае, если конференция не поддерживает выражение недоверия ученым советом университета ректору, ученый совет досрочно прекращает свои полномочия и проводятся новые выборы выборной части членов ученого совета университета.

Статья 66. Попечительский совет университета

1. Попечительский совет обеспечивает связи между университетом и обществом и является совещательным органом.

2. Состав попечительского совета утверждается федеральным органом управления образованием на срок 5 лет из числа кандидатур, предложенных ученым советом университета.

3. Численный состав, порядок работы попечительского совета определяет учредитель университета по представлению ученого совета университета.

4. Попечительский совет собирается на свои заседания не реже одного раза в год и вносит учредителю университета, федеральным органам управления образованием и наукой и ученому совету университета предложения по вопросам, касающимся развития университета.

5.Заседания попечительского совета созываются по инициативе учредителя университета, ученого совета университета, ректора университета или не менее 1/3 членов попечительского совета университета.

6. Попечительский совет доводит до сведения общественности свою оценку деятельности университета не реже одного раза в год.

7. Уполномоченный представитель попечительского совета принимает участие в заседаниях ученого совета университета с правом совещательного голоса.

Статья 67. Бюджетная комиссия университета

1.Для анализа проекта финансового плана, подготовленного ректором университета, ученым советом университета создается бюджетная комиссия.

2. Члены бюджетной комиссии избираются ученым советом университета из состава ученого совета университета на срок 5 лет.

3. Численный состав бюджетной комиссии определяет ученый совет университета.

4. Порядок работы и полномочия бюджетной комиссии определяются уставом университета.

5. Бюджетная комиссия вправе привлекать для выполнения своих функций экспертов на постоянной или договорной основе в пределах ассигнований, предусмотренных финансовым планом университета.

Статья 68. Ревизионная комиссия университета

1.Ревизионная комиссия университета осуществляет контроль за соответствием локальных актов органов управления университета и руководящих должностных лиц университета законодательству Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, уставу университета, решениям конференции университета и ученого совета университета, принятым в пределах их компетенции.

2. Ревизионная комиссия вправе ставить перед конференцией университета, ученым советом или ректором университета вопрос об отмене решений ректора, органов университета, принятых в нарушение настоящего Федерального закона, устава университета, решений федеральных органов по управлению образованием и наукой.

3.Члены ревизионной комиссии избираются конференцией университета на срок 5 лет.

4. Членами ревизионной комиссии университета не могут быть ректор, проректоры, члены ученого совета университета, работники финансово-хозяйственных подразделений университета.

5. Ревизионная комиссия имеет право в пределах своей компетенции получать любую информацию от любого структурного подразделения или должностного лица университета.

6.Ревизионная комиссия действует на основании утверждаемого конференцией университета положения, утвержденного ревизионной комиссией плана и собственных решений, а также на основании поручений конференции университета и ученого совета университета.

Статья 69. Студенческое самоуправление

1. Уставом университета в обязательном порядке должно быть гарантировано студенческое самоуправление, направленное на обеспечение права студентов самостоятельно решать вопросы студенческой жизни.

2. К вопросам студенческой жизни, разрешаемым на основе студенческого самоуправления относятся:

  • избрание представителей студентов на конференции университета и в ученом совете университета;
  • избрание руководителей (старост) студенческих учебных групп и курсов;
  • содействие занятости студентам посредством организации их работы во внеучебное время;
  • контроль за удовлетворением студентов социальными льготами, за стипендиальным обеспечением;
  • контроль за использованием студентами университетских объектов социального назначения.

3. Уставом университета могут быть предусмотрены другие вопросы студенческой жизни, разрешаемые на основе студенческого самоуправления.

4. Порядок образования и основы деятельности органов студенческого самоуправления предусматриваются уставом университета.

Статья 70. Локальные акты университета

1. К локальным актам университета относятся:

  • акты конференции университета;
  • акты ученого совета университета;
  • акты руководящих должностных лиц университета;
  • акты органов студенческого самоуправления.

2. Конференция университета и ученый совет университета принимают постановления.

3. Ректор издает приказы.

4. Право и порядок издания приказов деканами и другими руководящими работниками университета определяется уставом университета в соответствии со статусом возглавляемого ими подразделения.

5. Все локальные акты конференции университета, ученого совета университета, ректора вступают в силу не ранее дня, следующего за днем опубликования акта в специальном органе опубликования материалов университета.

6. Локальные акты университета распространяются в соответствующей части на всех лиц, относящихся к контингенту университета.

7. Органы студенческого самоуправления принимают и издают решения.

Статья 71. Полномочия федеральных органов управления образованием и наукой в отношении осуществления государственного надзора за деятельностью университетов.

1. Государственный надзор за деятельностью университета осуществляют федеральные органы управления образованием и наукой.

2. Федеральный орган управления образованием вправе приостанавливать действие актов университета, несоответствующих федеральному законодательству с последующим обращением в суд, если такие акты не отменяются или не изменяются органами управления университетом в течение месяца со дня приостановления.

 

Глава 7. Особенности организации научно-исследовательской деятельности в университете

Статья 72. Комплексность высшего профессионального образования и научно-исследовательской деятельности

1. В целях обеспечения комплексности высшего профессионального образования и научно-исследовательской деятельности структура университета должна включать научно-исследовательские подразделения, которые должны обеспечивать участие в научной работе на соответствующей материально-технической базе студентов, магистрантов, аспирантов и докторантов.

2. Для реализации положений пункта 1. настоящей статьи государственный университет самостоятельно создает научно-исследовательские подразделения или ходатайствует перед Правительством Российской Федерации о переводе в состав университета государственных научных организаций.

Статья 73. Правовые основы проведения научной деятельности в университете

Научная деятельность в университете осуществляется на основе федерального законодательства о науке и устава университета.

 

Глава 8. Финансово-хозяйственная деятельность университета

Статья 74. Имущество университета

1. Государственный университет владеет, пользуется и распоряжается государственным имуществом на праве оперативного управления в порядке, установленном федеральным законодательством. Университет самостоятельно распоряжается имуществом, переданным университету в дар, полученным им в порядке наследования, а также на иных основаниях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации.

2. Негосударственный университет владеет, пользуется и распоряжается на праве собственности имуществом, переданным ему учредителями, иными физическими и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности.

3. Выделенные университету земельные участки закрепляются за ним в бессрочное и безвозмездное пользование, с учетом назначения земель определенного в законодательстве Российской Федерации.

Статья 75. Источники формирования имущества университета

Имущество университета создается за счет следующих источников:

  • федерального имущества, переданного в оперативное управление, бессрочное и безвозмездное пользование государственного университета или собственность, бессрочное и безвозмездное пользование негосударственного университета;
  • средств федерального бюджета, выделенных для финансирования деятельности государственного университета;
  • доходов, полученных от ведения разрешенной федеральным законодательством и уставом университета образовательной, научной, хозяйственной и иной деятельности, а также от использования приобретенных за их счет объектов;
  • благотворительных, спонсорских и целевых взносов, даров и добровольных пожертвований граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, в том числе иностранных, имущества, переданного по завещанию граждан; иных допускаемых федеральным законодательством источников;

Статья 76. Распоряжение имуществом государственного университета

1. По решению ученого совета университета и согласованию с федеральным органом управления образованием, государственный университет может передавать физическим или юридическим лицам в пользование на определенный срок свое имущество, которое, по мнению совета университета, хотя и является необходимым для достижения целей университета, но в настоящий момент его использование по этому назначению не является возможным или целесообразным.

2. Принадлежащее государственному университету недвижимое имущество может отчуждаться только на основании решения Правительства Российской Федерации.

3. Предельный размер стоимости имущества, которым вправе распоряжаться ректор или проректоры, устанавливаются ученым советом университета.

Статья 77. Финансирование университета

1. Для финансирования своей деятельности государственный университет пользуется средствами, получаемыми из федерального бюджета, платы за обучение, грантов и иных источников.

2. Учебные расходы государственного университета покрываются из федерального бюджета и платы за обучение.

3. Научные расходы государственного университета покрываются из средств федерального бюджета, грантов, научно-исследовательских и научно-технических программ в соответствии с федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике".

4. Иные расходы государственного университета, в том числе расходы на капитальный и текущий ремонт, реконструкцию и реставрацию объектов университета покрываются из средств федерального бюджета, а также за счет средств, поступающих от оказания платных услуг, связанных с основной деятельностью университета.

5. Финансирование негосударственного университета определяется учредительным договором.

6. Университеты осуществляют бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 78. Финансовый план (смета доходов и расходов) университета

1. По всем доходам и расходам университета составляется сбалансированный финансовый план (смета доходов и расходов), состоящий из доходной и расходной частей.

2. Все доходы, поступающие в университет, учитываются в финансовом плане университета и распределяются через него.

3. Расходная часть финансового плана университета представляет собой расходы по трем классификациям - ведомственной, функциональной и экономической.

4. Расходы по каждой статье функциональной классификации разделяются на текущие расходы и расходы инвестиционного характера.

5. При разработке проекта финансового плана университета предусматриваются расходы в размере 1 процента от общего объема доходов финансового плана для образования резервного фонда ректора, средства которого используются на финансирование мероприятий, связанных с непредвиденными расходами в порядке, утверждаемом ученым советом университета.

6. Университет имеет право оказывать другим лицам платные услуги, связанные с его основной деятельностью (платное или дополнительное обучение, договорная научная деятельность, консультации специалистов), доходы от которых учитываются в финансовом плане университета.

7. Проект финансового плана до 15 июля текущего финансового года направляется в федеральный орган по управлению высшим профессиональным образованием для согласования в части доходов, получаемых из федерального бюджета, и расходов, направляемых на учебные нужды, а также для дачи заключения на проект в целом.

8. Ректор университета представляет ученому совету до 1 ноября текущего финансового года проект финансового плана с учетом заключения органа высшего профессионального образования, с расчетами по всем статьям и разделам финансового плана, а также итоги развития университета за предыдущий финансовый год.

9. Одновременно с проектом финансового плана на очередной финансовый год ректор представляет ученому совету расчеты по каждой статье функциональной и ведомственной классификации расходов, включающие штатную численность каждого подразделения университета, финансируемого за счет средств, предусмотренных финансовым планом университета, распределение расходов инвестиционного характера по каждому объекту.

10. Ученый совет рассматривает проект финансового плана университета в трех чтениях и утверждает его в качестве акта университета, обязательного для исполнения всеми подразделениями университета и должностными лицами.

11. Ученый совет приступает к рассмотрению проекта финансового плана в первом чтении в течение месяца после представления ректором университета проекта финансового плана университета на следующий год.

12. Не менее чем за неделю до рассмотрения ученым советом проекта финансового плана в первом чтении бюджетная комиссия университета представляет ученому совету заключение на данный проект.

13. При рассмотрении в первом чтении проекта финансового плана на следующий финансовый год ученый совет рассматривает также итоги развития университета за предыдущий финансовый год, заслушивает доклад ректора университета, содоклад председателя бюджетного комитета университета и принимает решение либо о принятии в первом чтении ("за основу") проекта финансового плана университета на следующий финансовый год, либо о его отклонении.

14. При принятии "за основу" проекта финансового плана университета ученый совет в рамках первого чтения устанавливает предельно возможный размер несбалансированности (дефицита) финансового плана университета в абсолютных суммах и в процентах к расходам финансового плана университета с указанием источника покрытия дефицита.

15. В случае отклонения проекта финансового плана университета ученый совет принимает постановление о создании согласительной комиссии по корректировке проекта финансового плана в составе 4 представителей ученого совета, избранных на конференции университета, и 4 представителей ректора университета.

16. Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает согласованный вариант проекта финансового плана университета, после чего ректор университета представляет уточненный проект финансового плана на рассмотрение ученого совета повторно в первом чтении.

17. В случае принятия в первом чтении ("за основу") проекта финансового плана на следующий финансовый год ректор университета, структурные подразделения университета, члены ученого совета в течение 10 дней подают в бюджетную комиссию поправки к проекту финансового плана, после чего ученый совет рассматривает проект финансового плана во втором чтении.

18. Второе чтение включает в себя голосование поправок, поданных с соблюдением требований пункта 17 настоящей статьи настоящего Федерального закона.

19. Рассмотрение поправок, поданных вне установленного срока, а также предусматривающих изменение общего объема доходов и расходов, а также дефицита финансового плана, допускается при рассмотрении во втором чтении исключительно с согласия ректора университета.

20. Третье чтение включает в себя голосование проекта финансового плана в целом со всеми внесенными поправками.

21. В случае возвращения ректором университета проекта финансового плана университета на следующий финансовый год без подписания (вето ректора на финансовый план), ученый совет обязан рассмотреть поправки, поданные ректором университета, в течение 2 недель после внесения соответствующих поправок на ветированный проект. После рассмотрения поправок ректора ученый совет голосует в целом проект финансового плана повторно в третьем чтении и направляет его ректору для подписания.

22. Финансовый план университета вступает в силу после подписания ректором, либо преодоления вето ректора ученым советом в установленном порядке.

23. В случае невступления в силу финансового плана университета до 1 января следующего финансового года ученым советом по представлению ректора университета принимается решение ученого совета о финансировании расходов университета в I квартале соответствующего финансового года.

24. Ректор университета представляет ученому совету и ревизионной комиссии университета квартальные и годовые отчеты об исполнении финансового плана университета.

25. В составе годового отчета об исполнении финансового плана университета представляются также следующие документы и справочно-информационные материалы:

  • справка об использовании внутренних и внешних заимствований по каждому виду заимствования, условиях заимствования и сроках возврата;
  • справка о расходовании средств резервного фонда университета;
  • справка о размещении остатков денежных средств университета на рублевых и валютных счетах в учреждениях банков по каждому учреждению банка по каждому счету;
  • справка о доходах, полученных от использования имущества университета.

26. Ревизионная комиссия в течении 1 месяца с момента внесения отчета готовит заключение о соответствии представленных документов и материалов требованиям настоящего Федерального закона, других локальных актов.

27. Бюджетная комиссия университета в течении 1 месяца с момента внесения отчета дает экспертную оценку представленного отчета об исполнении финансового плана университета, документов и материалов к нему и представляет совету университета результат экспертной оценки в форме заключения.

28. При рассмотрении вопроса об утверждении отчета об исполнении финансового плана университета ученый совет заслушивает доклад ректора университета и содоклад председателей бюджетной комиссии университета и ревизионной комиссии университета.

29. По результатом рассмотрения отчета об исполнении финансового плана университета ученый совет принимает одно из следующих решений в виде постановления:

  • об утверждении отчета;
  • о неутверждении отчета.

30.Рассмотрение повторно представленного отчета производится ученым советом в порядке, предусмотренном для первичного рассмотрения.

Статья 79. Ограничения финансово-хозяйственной деятельности университетов

1.Университет и его структурные подразделения не имеют права:

  • использовать свое имущество в качестве гарантии своих обязательств или обязательств другого лица.

2. Университет вправе оказывать спонсорскую поддержку, выдавать ссуды или кредиты, а также осуществлять пожертвования только в тех случаях, если это прямо предусмотрено финансовым планом университета, либо по специальному решению ученого совета университета, принимаемому тайным голосованием, предусматривающему внесение соответствующих изменений в финансовый план университета.

3. Университет может быть учредителем (участником, членом) иных некоммерческих организаций исключительно по специальному решению ученого совета университета, принимаемому тайным голосованием.

4. Государственный университет имеет право брать кредиты в порядке и в пределах, определенном ученым советом университета.

5. Государственный университет имеет право приобретать ценные бумаги в порядке и в пределах, определенном ученым советом университета.

Статья 80 . Финансовая отчетность университетов

1. Университет представляет статистический отчет о своей деятельности и отчет об исполнении финансового плана в федеральные органы управления образованием и финансами в порядке и сроки, установленные федеральным органом управления финансами.

2. Отчет о расходовании средств целевого финансирования университет предоставляет выделившему их лицу по требованию последнего.

Статья 81. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью университета

1. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью университета осуществляют соответствующие федеральные органы, а также ревизионная комиссия университета и бюджетная комиссия университета в пределах своей компетенции.

2. Федеральный орган управления образованием при проверке хозяйственной деятельности университета имеет те же права и обязанности, что и при проверке хозяйственной деятельности иных учреждений высшего профессионального образования. Федеральный орган управления образованием вправе проводить проверки не чаще одного раза в два года.

3. Ревизионная комиссия университета и бюджетная комиссия университета вправе проводить внеочередные проверки использования средств, предусмотренных финансовым планом университета.

Глава 9. Международное сотрудничество университета

Статья 82. Научно-образовательное сотрудничество университета

В соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации университет вправе:

  • участвовать в разработке и реализации международных образовательных программ;
  • совершать с зарубежными университетами обмен студентами, магистрантами, докторантами;
  • принимать на обучение иностранных граждан в индивидуальном порядке;
  • привлекать к участию в преподавании иностранных граждан;
  • направлять в зарубежные университеты научно-педагогических работников для участия в обучении иностранных граждан;
  • обмениваться с зарубежными университетами научной и учебно-методической литературой.

Статья 83. Научно-исследовательское сотрудничество университета

В соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации университет вправе:

  • участвовать в разработке и реализации международных научно-исследовательских и научно-технических проектов;
  • организовывать, проводить и принимать участие в международных научных конференциях, симпозиумах, семинарах;
  • содействовать опубликованию материалов международных конференций, симпозиумов и семинаров.

Статья 84. Международные ассоциации (союзы) университетов

В соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами университет вправе инициировать образование международных ассоциаций (союзов) университетов; принимать участие в их деятельности.

 

Глава 10. Гарантии открытости деятельности университета

Статья 85. Открытость деятельности университета

1. Научно-педагогические работники и другие лица из контингента университета вправе беспрепятственно знакомиться в предусмотренном уставом университета порядке со всеми документами, принимаемыми органами управления и руководящими должностными лицами университета.

2. При проведении конференций университета и заседаний совета университета в обязательном порядке должны составляться стенограммы, которые должны быть доступны для беспрепятственного ознакомления научно-педагогическими работниками и другими лицами из контингента университета.

3. В университете в обязательном порядке должны публиковаться периодические издания, в которых научно-педагогические работники и другие лица из контингента университета могут печатать результаты своих научных исследований и помещать учебно-методические материалы.

4. Регламентом ректората в обязательном порядке должны быть установлены приемные часы руководящих должностных лиц университета и установлен порядок рассмотрения письменных обращений научно-педагогических работников и других лиц из контингента университета.

4. Уставом университета в обязательном порядке должны быть предусмотрены способы обнародования локальных актов университета.

5. Устав университета в обязательном порядке должен опубликовываться ежегодно с учетом вносимых в него изменений и дополнений и безвозмездно распространяться среди лиц, относящихся к контингенту университета.

6. Правила внутреннего трудового и учебного распорядка в обязательном порядке должны быть вывешены во всех структурных подразделениях университета с учетом их размещения.

7. Все приказы ректора (в том числе по кадровым вопросам) вывешиваются не позднее 24 часов с момента подписания в специально определяемых решениями ученого совета университета местах.

8. Принятый финансовый план университета подлежит опубликованию полностью в общеуниверситетском издании в течении 2-х месяцев после его принятия.

Глава 11. Переходные положения и вступление закона в силу

Статья 86. Правительство Российской Федерации в течении одного года с момента вступления настоящего Федерального закона в силу утверждает перечень университетов, а также определяет порядок реорганизации высших учебных заведений, имеющих в своих наименованиях слово "университет" и не включенных в выше указанный перечень.

Статья 87. Преобразование государственных научных учреждений в университеты осуществляется на основании настоящего Федерального закона по решениям Правительства Российской Федерации.

Статья 88. . Включение в состав университетов государственных академических научно-исследовательских институтов осуществляется на основании настоящего Федерального закона по решениям Правительства Российской Федерации, согласованным с Российской Академией наук.

Статья 89. С 01 сентября 2006 года прекращается прием студентов в университеты на программы специалитета и специалитет в университетах упраздняется. Порядок упразднения специалитета и завершения обучения определяется Правительством Российской Федерации с учетом гарантированности для студентов, поступивших до вступления настоящего Федерального закона в силу на программу специалитета, завершения обучения.

Статья 90. Федеральный закон "Об университетах" вступает в силу через год с момента его официального опубликования за исключением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 64, статьи 78.

Статья 91. Пункт 1 статьи 28 настоящего Федерального закона применительно к подпункту 2 пункта 2 статьи 28 вступает в силу с 1 сентября 2006 года.

Статья 92. Пункт 3 статьи 64 вступает в силу с 1 января 2006 года. Количество сроков пребывания ректора в должности начинается с первого срока пребывания в должности после 1 января 2006 года.

Статья 93. Статья 78 вступает в силу с 1 января 2006 года.

Статья 94. Переход полномочий учредителей образовательных учреждений высшего профессионального образования, признанных университетами, к Правительству Российской Федерации, учредителями которых выступали иные, чем Правительство Российской Федерации лица, а также имущественные вопросы, возникающие вследствие перехода полномочий учредителей, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на основании Постановлений Правительства и решений учредителей образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Статья 95. Абзац 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" № 127-ФЗ с момента вступления настоящего Федерального закона в силу не подлежит применению в отношении университетов.

Статья 96. Статья 5 Федерального закона от 16.05.1999 г. № 74-ФЗ "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" с момента вступления настоящего Федерального закона в силу не подлежит применению в отношении университетов.

Президент

Российской Федерации В.В. Путин

 

Г.А. Явлинский, И.Ю. Артемьев, С.В. Иваненко, В.П. Лукин, А.В. Шишлов

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Презентация проекта Федерального Закона "Об университетах"

Пояснительная записка к проекту Федерального Закона "Об университетах"

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Раздел "Образование

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]