[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Г.А. Явлинский, В.П. Лукин, И.Ю. Артемьев, С.С. Митрохин, С.В. Иваненко, А.В. Шишлов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "Об университетах", Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Государственная Дума, 9 октября 2003 года

Одним из общепризнанных мировых приоритетов в становлении постиндустриального общества - «общества знаний» является развитие системы подготовки специалистов, которая базируется на принципе единства образования и науки, обеспечивающем сочетание ценностей фундаментального образования и возможности гибкого реагирования на потребности в кадрах для развития актуальных научных направлений и наукоемких технологий.

Ключевым звеном в этой системе являются университеты, развивающиеся как мультидисциплинарные инновационные центры образования, науки и культуры, определяющие в значительной степени уровень и потенциал социально-экономического развития своих стран.

Европейское законодательство и законодательство США, принятое в разное время и давшее государственным и частным университетам широкую автономию, обеспечившее прочную интеграцию в университетах образования и науки, во многом определило научно-технический прорыв этих стран во второй половине 20-го, и начале 21-го века.

В настоящее время политика развития и поддержки университетов является общепринятой для большинства стран мира. В Российской Федерации, к сожалению, пока еще не созданы необходимые условия нормальной деятельности университетов и укрепления их роли в социально-экономическом развитии страны. Вместе с тем именно ведущим российским университетам принадлежит главная заслуга в сохранении даже в переломные, кризисные моменты эволюции нашего общества, преемственности приоритетов отечественных научных и педагогических школ, возникновении новых направлений и технологий подготовки специалистов.

Среди нерешенных проблем особенно важными представляются:

- Разрыв между университетским образованием и фундаментальной наукой, по сути закрепленным в современном Российском законодательстве в области научных исследований и высшей школы. В законе Российской Федерации "Об образовании" и законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" даже не упоминается о том, что сотрудники образовательных учреждений, в том числе и университетов, должны (обязаны) вести научную деятельность. С другой стороны из Федерального закона "О науке и научно-технической политике" следует, что университеты не имеют права именоваться организациями, занимающимися научно-исследовательской деятельностью, и, как следствие не имеют право получать бюджетное финансирование на эти цели. Этот разрыв науки и образования привел к тому, что выпускники российских университетов зачастую оказываются неконкурентоспособными на мировых рынках высококвалифицированного труда, а отечественная наука теряет основу механизма кадрового возобновления.

- Отсутствие реальной автономии университетов и одновременно ответственности за результаты своей деятельности через механизмы конкуренции на рынках образовательных услуг и высококвалифицированного труда. Существующая сегодня общевузовская система государственной аккредитации и аттестации, единых государственных дипломов и образовательных стандартов, унифицированная система присуждения ученых степеней и ученых званий, ограничения хозяйственной и организационно-управленческой деятельности делают невозможной проведение самостоятельной образовательной, кадровой и финансовой политики, уравнивает ведущие отечественные университеты и множество узкопрофильных Вузов, которые стали именоваться университетами, не отвечая при этом, ни отечественным, ни международным университетским традициям, что приводит к застою и деградации системы высшего образования в целом.

- Отсутствие гарантий соблюдения демократических принципов в деятельности университетов через законодательно прописанные механизмы, касающиеся всех важнейших сторон деятельности университетов, придании ей открытости для общества.

-Преодоление изоляционистских тенденций в

отечественном высшем образовании критически необходимо для успеха усилившихся в последние годы интеграционных процессов между Россией и Европой, а также в связи со стремлением нашей страны вступить во Всемирную Торговую Организацию и обеспечением выхода России на европейские и мировые рынки образовательных услуг. Необходимое в этой связи вступление России в Болонский процесс создания единого европейского пространства в области высшего образования, базирующийся на признании важнейшей роли университетов в системе высшего образования, требует принятия нового закона Российской Федерации об университетах, а также существенных поправок в действующие законы Российской Федерации "Об образовании", "О науке и научно-технической политике", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

-Обеспечение выполнения задачи воспроизводства и

сохранения интеллектуального потенциала общества по максимально широкому спектру научных и наукоемких направлений, поскольку потребность в специалистах самого разного, заранее не прогнозируемого, профиля будет неизменно возрастать. В этих условиях отсутствие требуемых специалистов, с одной стороны, и принципиальная невозможность их быстрой подготовки, с другой, будет приводить к серьезному отставанию во вновь появляющихся прорывных направлениях. Задачу подготовки специалистов такого рода уже невозможно решить без создания в стране сильной и упорядоченной системы университетов.

Центральными, опорными звеньями такой системы в нашей стране могли бы стать российские университеты, имеющие глубокие исторические корни, развитую систему подготовки кадров на основе неразрывного единства учебного и научного процессов, обладающие необходимой для этого инфраструктурой и высоким уровнем подготовки профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Создание прочного законодательного фундамента функционирования университетов, несомненно, будет способствовать привлечению серьезных российских и иностранных инвестиций в российскую науку и образование, поднятия их престижа и конкурентоспособности.

Настоящий пакет законодательных инициатив включает в себя проект закона "Об университетах", а также проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральный закон "О науке и научно-технической политике", Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

Предлагаемый проект федерального закона "Об университетах", направлен на развитие системы университетов для решения общефедеральных задач российского общества и государства в области реализации конституционных прав и свобод граждан, развития образования, науки, культуры, экономики, с учетом общемировых тенденций, укрепление университетов, функционирующих на основе единства высшего образования и фундаментальных научных исследований.

Данный законопроект состоит из 11 глав:

Глава 1. Общие положения

Глава 2. Признание, основание, регистрация, реорганизация, лицензирование, аттестация, аккредитация, лишение статуса и ликвидация университетов.

Глава 3. Структура университета

Глава 4. Контингент университета

Глава 5. Образовательные программы, формы получения образования, академические и ученые степени (квалификации) в университете, документы о завершении обучения в университете.

Глава 6. Организация управления в университете

Глава 7. Особенности организации научно-исследовательской деятельности в университете

Глава 8. Финансово-хозяйственная деятельность университета

Глава 9. Международное сотрудничество университета

Глава 10. Гарантии открытости деятельности университета

Глава 11. Переходные положения и вступление закона в силу

В проекте закона подробно прописаны нормы, определяющие все необходимые вопросы деятельности университетов, что позволяет охарактеризовать данный проект федерального закона в качестве закона прямого действия, не требующего издания большого количества ведомственных актов.

Признание университетов, в соответствии с проектом закона, будет осуществляться Постановлениями Правительства Российской Федерации.

В отличие от других ВУЗов, в университетах предусматриваются следующие особенности:

1. Все научно-педагогические кадры университета обязаны заниматься как преподаванием, так и наукой, за исключением категорий работников, поименованных в специальном Постановлении Правительства Российской Федерации.

2. Все высшие учебные заведения, которые признаются университетами на основании настоящего Федерального закона, являются, по своему статусу, гражданскими некоммерческими организациями, сочетающими в своей деятельности функции образовательного учреждения высшего профессионального образования и научной организации.

3. В отношении университетов устанавливается особый порядок лицензирования и аккредитации.

4. Практически, все штатные должности университета замещаются по конкурсу.

5 Существенно увеличиваются основы университетского самоуправления, определяется, кто и каким образом может избирать и быть избранным в университете на выборные и руководящие должности, отдельно сформулированы основы студенческого самоуправления.

6.Университеты получают право выдавать собственные дипломы (а не дипломы общегосударственного образца) об окончании соответствующих основных образовательных программ, как это происходит в большинстве развитых стран мира.

7. Университеты вправе присваивать соответствующим научно-педагогическим работникам университета академические звания и ученые степени самостоятельно и выдавать собственные (университетские) дипломы и аттестаты профессоров, доцентов, кандидатов и докторов наук, как это имеет место в большинстве развитых стран мира.

8. Система управления в университетах, фактически, базируется на системе разделения исполнительной (ректорат) и представительной (ученый совет) властей и системе сдержек и противовесов между этими "ветвями власти".

9. Университеты получают большую автономию по самостоятельному утверждению и реализации образовательных и научных программ.

10. Циклы университетского образования по своей общей структуре и по существу базируются на рекомендациях Европейской Болонской декларации.

11. Университеты получают право на собственный бюджетный процесс.

12. Увеличиваются права университетов по распоряжению государственным имуществом и собственным имуществом университета.

13. Расширяются права университетов в области международного сотрудничества.

14. В университетах устанавливаются особые организационные гарантии по открытости и доступности всех решений, принимаемых в университете уполномоченными органами и должностными лицами, прозрачности в области управления финансами, доступности должностных лиц.

Предполагается, что настоящий закон вступит в силу через 1 год с момента его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 28, пункта 3 статьи 64, статьи 78.

Поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях" носят сопутствующий по отношению к проекту закона "Об университетах" характер и вступают в силу одновременно с Федеральным законом "Об университетах".

Г.А. Явлинский

В.П. Лукин

И.Ю. Артемьев

С.С. Митрохин

С.В. Иваненко

А.В. Шишлов

Государственная Дума

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Презентация проекта Федерального Закона "Об университетах"

Проект Федерального Закона "Об университетах"

Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральный закон "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и Федеральный закон "О некоммерческих организациях"

Раздел "Образование

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]