<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 6 (40) 6 марта 1999 года

"Зачистка" по иркутски

В Иркутской области происходит тихое и планомерное "уничтожение" независимых СМИ. До эпохи нового губернатора Бориса Говорина наибольшим влиянием в Иркутской области пользовались две газеты - "Восточно-Сибирская правда" (50 тыс. экз.) и "Советская молодежь" (30 тыс. экз.). "ВСП" никогда не шла против власти, а "СМ", регулярно получая деньги из областного бюджета, критиковала власть предержащих. Накануне губернаторских выборов происходит внезапное слияние "СМ" с газетой "Номер Один". "Неугодным" журналистам устраивают аттестацию, и через некоторое время их увольняют "по собственному желанию". Новое же печатное издание занимает "проговоринскую" позицию. Однако оставались еще журналисты в "ВСП", которые пытались критиковать Говорина и его команду. Там "ушли" политического обозревателя Юрия Пронина, остальные - "залегли на дно".

Пришла очередь разобраться и с другими СМИ.

Весною 1997 года группа иркутских журналистов начала издавать местное приложение-вкладыш к "АиФ"... Но тут "накатили" досрочные выборы губернатора.

От региональных СМИ "АиФ в Иркутске" отличался резко критическим отношением к тогдашнему иркутскому мэру Борису Говорину. В частности, только этот вкладыш информировал своих читателей о том, что победы Говорина страстно желает могущественный Анатолий Чубайс, а его предвыборную кампанию ведет близкая к Администрации президента фирма "Никколо М".

На совещании в Артеке летом 1997 года шеф "АиФ" В. Старков предупреждал редактора иркутского приложения "АиФ" Виталия Камышева, чтобы тот "не смел трогать Чубайса".

Камышев с должности "слетел". Говорин на выборах победил.

После этого для ряда региональных СМИ наступила "хроника объявленной смерти" (почти по Гарсиа Маркесу). Тихо обескрылили телекомпанию АИСТ, показавшую сюжет о новой (двухэтажной, стоимостью в миллиард "старых") квартире Говорина, приобретая которую он почему-то "забыл" заплатить налоги. Телекомпания АИСТ (директор Владимир Голубевский) имела доход на иркутском рекламном рынке, если чиновники не врут, до полутора миллионов долларов, часть которых шла в областной бюджет. Имела и творческий успех: лауреаты в двух из девяти номинаций на всероссийском фестивале региональных компаний (среди около двух сотен телеканалов со всей страны, желающих победить в одной из номинаций). Куча призов по Восточной Сибири. Новости "Сей час" с Валерием Почекуниным, Павлом Бицурой, Людмилой Ермаковой и Михаилом Шейкманом давно стали достопримечательностью Иркутска.

Но пришел к власти Говорин и Голубевского уволили. Следом за Голубевским АИСТ покидает весь его "звездный " состав. Новый директор АИСТа Сергей Коптилов предлагает смету производственных расходов компании, в которой расходы превышают доходы. И господин Овчинников от лица областной администрации ее утверждает. Затем тот же Овчинников утверждает главным бухгалтером жену Коптилова - вопреки запрету в законе и возражениям других учредителей. АИСТ катастрофически быстро теряет популярность.

Была окончательно разгромлена "оппозиция" в "Восточно-Сибирской правде". "На грани фола" были уволены оттуда пятеро ведущих журналистов - якобы по окончании действия контракта. Ими оказались Элеонора Кез, Сергей Кез, Павел Кушкин, Светлана Верещагина и Олег Гулевский.

Военные действия были развернуты и против "АиФ в Иркутске", хотя там и сменилось руководство. Приложение возглавил бывший политобозреватель "ВСП" Юрий Пронин. Возросло количество подписчиков. "АиФ в Иркутске" критически проанализировал первые "100 дней" нового губернатора. Опубликовал "политический портрет" Законодательного собрания области. Газета предоставила слово бывшему диссиденту Сергею Боровскому.

Власть в полемику не вступала - просто редакцию лишили офиса в деловом центре "Сибирь".

"На хозяйстве" в иркутском "АиФе" остались менеджеры по рекламе - супруги Галановы. Они объявили редактору, что у газеты новые спонсоры и инвесторы - некое ТОО "Сибиринформбюро", дочерняя структура компании "ВостСибРоссо", в свою очередь учрежденной фирмой "Истлэнд".

Сегодня основатель "Истлэнда" Николай Ерощенко - представитель Иркутской области в Москве в ранге вице-губернатора.

По некоторым свидетельствам, "битву за "АиФ" отставной "Бонд"-Ерощенко начал с "уламывания" московской "головки" АиФ", беседуя с замом Старкова - Николаем Зятьковым.

Последовал финальный акт трагифарса. Судьба Юрия Пронина была предопределена, и начался поиск подходящего редактора. Новые хозяева приложения остановили свой выбор на редакторе пятничного выпуска "Иркутск" газеты "ВСП" Владимире Мазурове. Директором "АиФ в Восточной Сибири" стал друг директора "ВостСибРоссо" - журналист Евгений Хохряков.

Новую волну кадровых перестановок связывают с советником губернатора по средствам массовой информации Сергееем Остроумовым, который слывет главным иркутским идеологом построения отношений между властью и журналистами. Все просто и сурово: критикуешь - проваливай. После первой "зачистки" - состоялась следующая. Под теми или иными предлогами уволены вполне лояльные, но не преданные власти обозреватели Владимир Ходий ("Что Почем-Свежая") и Наталья Гранина ("СМ Номер Один"). Чуть раньше ушел из "Номера" известный журналист-криминальщик Юрий Удоденко.

Настала очередь и радиостанций. Под надуманным предлогом ("помехи авиатранспорту") была прекращена деятельность АСТРадио. Правда, как считают аналитики, истинная причина закрытия - другая. Директор АСТРадио Владимир Грицина вел переговоры о трансляции на область "Радио Свобода - Свободная Европа". А какому губернатору понравится, что у него под боком будут звучать неподконтрольные ему голоса.

С последними перестановками лишь усилены две тенденции в иркутских "масс медиа". Во-первых, администрации Говорина вообще не нужны политические аналитики: это люди излишне самостоятельные и недостаточно управляемые. Во-вторых, теперь все более-менее "сильные перья" из крупных изданий и телестудий "выдавлены". Некоторые журналисты, боясь за свою будущность, но располагая избытком информации, публикуются в единственном оппозиционном издании ("Открытая газета"), но под псевдонимом и с условием - даже в суде не говорить, кто они.

Что же ждет Иркутскую область на информационном поле дальше?

Виктор ПРОКОПЬЕВ
Иркутск


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>