<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>

Яблоко России

"Яблоко России" № 19 (53) 19 июня 1999 года

Уникальный референдум может состояться в Карелии

Рождение новой Конституции

Интервью с руководителем Карельской региональной организации Объединения "Яблоко" Александром Чаженгиным

Александр Чаженгин

- Александр Валентинович, двадцать девятого мая состоялась конференция карельского отделения Объединения "Яблоко". В чем была основная цель конференции?

- Подобное мероприятие проводилось впервые. Участвовали заместитель Григория Явлинского по фракции в Госдуме Татьяна Ярыгина и депутат Госдумы Алексей Захаров. Конференция рассмотрела и одобрила проект новой Конституции Карелии. Он создавался "яблочными" специалистами на протяжении года Была сформирована группа для инициации республиканского референдума по принятию этого проекта. Дело в том, что в местном Законодательном собрании (ЗС) уже предпринимались попытки реализовать идеи, заложенные в проекте. Но законодательные инициативы ни разу не набирали положенного числа голосов. Поэтому единственный выход - провести референдум по проекту. Сделать это будет очень не просто. Идеи проекта, обретя силу закона, став конституционными, в значительной степени изменят расстановку сил и серьезно повлияют на политическую жизнь в Карелии.

- Какой механизм действует при проведении референдума. Вы создали инициативную группу. Что дальше?

- Мы обращаемся в Центральную избирательную комиссию республики с просьбой о вынесения проекта на референдум. ЦИК рассматривает представленные документы и при отсутствии нормативных поводов для отказа передает в палату представителей. Палата регистрирует инициативную группу. Затем - этап сбора подписей: их нужно собрать не менее 10 тыс. подписей за референдум на территории республики в течение месяца. За этот месяц ЦИК обязан опубликовать текст проекта Конституции и разъяснения к нему, а нам предоставлено право аргументировать свою позицию. Далее - проверка подлинности подписей в ЦИКе, и если законодательство не нарушено, то палата представителей назначает дату референдума.

- Каковы шансы дойти до референдума?

- Очень многие политические силы не заинтересованы в реализации идей проекта Конституции. Тем не менее, шансы высокие. У нас есть сторонники среди других общественных движений и партий, существует поддержка в стенах ЗС. Кстати, это первый в мире случай, когда предложение о референдуме вносится не государственным образованием, а общественным объединением. В Германии, куда мы отдавали проект на экспертизу, это произвело большой эффект, поскольку таких прецедентов еще не было. Текст проекта прошел тщательную экспертизу и в Москве, и за границей. Он издан десятитысячным тиражом в издательстве ЭПИцентра. В Петрозаводске с ним может ознакомиться любой заинтересованный.

- В чем основные отличия "яблочного" проекта от действующей Конституции Карелии?

- Действующая Конституция была принята 30 мая 1978 года Верховным Советом тогда еще КАССР. С того времени ее текст четырнадцать раз претерпевал различные изменения. Очень часто это происходило сиюминутно - в угоду складывающейся ситуации или под конкретных политических деятелей. Конечно, такая Конституция имеет множество недостатков. До 1993 года в ней был крен в сторону законодательной власти. Сегодня существует перекос в сторону исполнительной власти. Процесс формирования правительства совершенно не подконтролен ни законодательной власти, ни избирателям. Председатель неуязвим со всех сторон, потому что обладает целым рядом иммунитетов. Как член Совета Федерации - он обладает депутатской неприкосновенностью. Как председатель правительства - неприкосновенен по Конституции.

Многое из записанного в нынешней Конституции, не действует. Например, механизм выражения недоверия главе правительства. Парламент может начать процедуру, но она ничем не закончится. Даже если обе палаты проголосуют за это, нужно затем обращаться в Конституционный суд, который должен сказать нарушал ли закон председатель. Но по федеральному законодательству суд лишен подобных полномочий. Поэтому же и председатель правительства не может распустить ЗС.

Мы хотим, чтобы нормы Конституции соответствовали действующему законодательству, чтобы была возможность их реализовать. Это повлечет за собой повышение ответственности представителей всех ветвей власти. У нас есть коллегиальный орган - правительство. Но ни в Конституции, ни в законе о правительстве не предусмотрено никакой его ответственности за принимаемые решения. Правительство невозможно распустить. Если власть безответственна, люди перестают ей верить.

Второй существенный момент - законодательная ветвь власти должна стать работоспособной. Сейчас в республике существует двухпалатный парламент из 61 депутата, работающих непостоянно. Это не способствует законотворчеству. Мы предлагаем оставить 25 депутатов, но работающих на постоянной основе. Нынешних депутатов, постоянно срывающих кворум (недавно в палате представителей это произошло пять раз - за один-то день!), можно понять. Они приезжают из районов, им нужно успеть решить свои конкретные дела в министерствах, правительстве. Депутаты, работающие на непрофессиональной основе, лоббируют в парламенте интересы собственных отраслей, районов. Основной же задачей парламента должно быть создание законов. О каком профессионализме парламента может идти речь, когда люди приезжают на один-два дня, получают громадную папку документов и тут же голосуют по важнейшим законам?

В проекте Конституции мы предусмотрели идею стабильности в обществе. Ему нужны гарантии в том, что в республике не будет раздуваться штат чиновников, не будут создаваться новые министерства. Мы предлагаем закрепить количество министерств - четырнадцать (сейчас их 26), построить их по принципу управляемости. Создать несколько бюджетных потоков. Один - для так называемых социальных министерств, которые не зарабатывают деньги. Второй поток - министерства, зарабатывающие деньги. И третий - министерство финансов, распределяющее деньги. Соответственно у главы кабинета будет три зама, одновременно являющихся министрами. Тогда будет понятно, кто чем занимается, за что отвечает, с кого спросить. Сегодня сложно разобраться, например, кто занимается лесом. Председатель руководит комиссией по распределению лесных ресурсов, его первый заместитель занимается этим же, госкомитет по лесопромышленному комплексу - тоже, госкомитет по лесу - то же самое, а еще ведь есть и "Кареллеспром". И все занимаются лесом...

Не менее важным вопросом является устранение внутренних противоречий, существующих в нынешней Конституции.

Про нас часто говорят: вы только критикуете и ничего не делаете. Вот мы и предлагаем конкретное дело: начать менять нашу жизнь, начиная с Основного Закона. Приниматься Конституция должна на референдуме. На нем никаких кулуарных правок по договоренности быть не может. У республики появился шанс утвердить нормальную систему органов управления, нормальные взаимоотношения между органами власти, между избирателями и государством.

Беседу вела Ирина Смирнова


<= К предыдущей статье | В оглавление | К следующей статье =>