Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел/факс (095) 429-55-90. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" № 22 (56) 10 июля 1999 года

5 страница

  • Сергей Локтионов. Семинар пресс-секретарей
  • "Яблоко" обходит КПРФ
  • Вячеслав Морозов. Оренбургская обл. Противоборство продолжается
  • П. Громов, Амурская обл. Кому дадут кредит доверия?
  • В. Ворушилин, М. Зайдель. Жилищный сертификат - как инструмент развития производства
  • Семинар пресс-секретарей

    Сергей Локтионов

    В конце июня под эгидой пресс-службы фракции "Яблоко" в подмосковном Голицыне прошел семинар, в работе которого приняли участие пресс-секретари региональных отделений Объединения "Яблоко".

    Депутат из фракции "Яблоко" Алексей Мельников, в рамках дискуссии "Работа с прессой", обстоятельно ответил на вопросы участников семинара. Администратор официального интернет-сервера Объединения Вячеслав Ерохин рассказал о своем детище и обещал оказать всестороннюю помощь пресс-секретарям в создании серверов региональных отделений "Яблока". На семинаре выступили специалисты-практики по связям с общественностью и журналисты. На нем был также выработан механизм взаимодействия федеральной пресс-службы "Яблока" с региональными пресс-центрами.

    "Яблоко" обходит КПРФ

    Партия "Яблоко" может набрать на парламентских выборах не меньше голосов, чем КПРФ. Об этом свидетельствуют данные общероссийского опроса, проведенного Институтом прикладной политики по заказу движения "Духовное наследие".

    На вопрос "За какую партию или объединение вы будете голосовать на выборах в Государственную думу?" ответы распределились следующим образом: "Яблоко" - 13,4%, КПРФ - 12,1, "Отечество" - 7,3, ЛДПР - 5,1, НДР - 2,9. "Правое дело" - 1,8, "Духовное наследие" - 1,4, другие партии - 2,1 %. Против всех намерены голосовать 10,8% опрошенных, не примут участия в выборах 7,6%. Затруднились с ответом 35,3% опрошенных.

    Среди политиков наибольшим доверием опрошенных пользуются Евгений Примаков (22,1%), Юрий Лужков (21,3), Григорий Явлинский (15,9), Геннадий Зюганов (10,3), Владимир Жириновский (5,3), Сергей Степашин (4,3), Сергей Кириенко (3,6), Виктор Черномырдин (2,4), Владимир Рыжков (2,3), Борис Немцов (2,2), Егор Гайдар ( 1,3). Остальные политики набрали менее 1% голосов.

    Опрос проводился 18-20 июня 1999 года по телефону в 37 населенных пунктах России. Было опрошено 1503 человека старше 18 лет.

    "Новые Известия", № 116

    Противоборство продолжается

    Вячеслав Морозов Оренбургская обл.

    Отдел Федеральной службы налоговой полиции в г. Орске с помощью активистов местного отделения Объединения "Яблоко" выявил укрывательство от налогообложения крупной суммы.

    В конце 1995 года созданное при участии администрации города акционерное общество "Медицинская страховая компания "Орск" реализовало помещение стоимостью 65 млн. рублей, выделенное обществу одним из учредителей, администрацией г. Орска, в качестве уставного взноса. Покупатель, областной Фонд обязательного медицинского страхования, с готовностью уплатил из государственных средств более чем двойную цену - 150 млн. рублей (здесь и далее - неденоминированных). Хитрость заключалась в том, что часть платы за покупку в сумме 70 млн. рублей директор Орского филиала ФОМС В. Ершов перечислил непосредственно продавцу, а оставшиеся 80 млн. направил на счет приватизации Комитета по управлению имуществом г. Орска. Как только деньги поступили на муниципальный счет, являющийся, как известно, составной частью бюджета города, председатель Комитета В. Лупанов, не ставя в известность главу администрации города и акционеров компании, тут же переправил полученные из Фонда 80 млн. рублей в АО МСК "Орск". Генеральный директор компании В. Черныш (ныне уже бывший) умело воспользовался спекулятивным доходом и первым делом выделил себе 20 млн. рублей в качестве безвозмездной ссуды. Остальные деньги из укрытой суммы тоже достались, увы, не медикам, но это уже другая история.

    Об этой афере еще в апреле 1997 года сообщил в своей публикации лидер местного "Яблока", корреспондент газеты "Орская хроника" Вячеслав Дюндин. Однако тогда ни милиция, ни прокуратура г. Орска не отреагировали на этот сигнал. В течение почти двух лет местные правоохранительные органы упорно отбивались от "яблочников", вставших на защиту бюджетных средств, что объясняется участием в махинации местных же чиновников. В это время журналист подвергался судебному преследованию за огласку фактов разбазаривания казенных денег. В конце концов Дюндин выиграл гражданский процесс в кассационной инстанции, а судьи, выносившие неправомерные решения, предстали перед квалификационной коллегией судей и оказались на грани дисквалификации.

    Только в нынешнем году, когда по требованию активистов "Яблока" в дело вступила налоговая полиция, лед тронулся. По итогам проведенной налоговыми инспекторами проверки доначислено в федеральный бюджет более 38 тыс. рублей. Для возбуждения уголовного дела по данному факту сумма скрытого налога оказалось недостаточной.

    История противоборства орского "Яблока" с махинаторами и их покровителями из правоохранительных органов продолжается.

    Мнение

    Кому дадут кредит доверия?

    П. Громов, член Объединения "Яблоко", Амурская обл.

    Россия, усилиями правительства Ельцина - Черномырдина, оказалась в экономическом тупике: паралич промышленности, многомесячные долги по зарплате, невиданные масштабы воровства бюджетных средств, взяточничество и разграбление природных ресурсов.

    Всем здравомыслящим людям понятно, что кризис такого масштаба вызревал долго и прорвался, как нарыв, в самый критический момент, который совпал с мировым финансовым кризисом, падением цен на нефть и внезапной отставкой правительства.

    Главной его причиной стали серьезные просчеты экономической политики в последние пять лет. Была сделана ставка на временную финансовую стабилизацию любой ценой, которая была достигнута за счет фактического исключения реальных денег из экономического оборота. Искусственно созданный дефицит денег в экономике привел к тому, что 75 процентов расчетов между предприятиями осуществляется с использованием различного рода денежных суррогатов или на основе взаимозачетов. В результате бюджет лишился реальной налоговой базы. Одной из основных бед экономики стала проблема неплатежей. Для покрытия возникшего дефицита бюджета на внутренних и внешних рынках были взяты крупные кредиты под большие проценты. И большая их часть, благодаря созданной в стране (не без участия того же правительства Ельцина - Черномырдина) полукриминальной системе власти, была успешно разворована.

    В 1997 году предпринятые меры действительно привели к долгожданной финансовой стабилизации. Предполагалось, что вслед за ней начнется экономический подъем. Видимо, начнется сам собой, так как исполнительная власть за все эти годы так и не озаботила себя созданием реальных механизмов, направленных на поддержку и развитие производства, малого и среднего бизнеса. Результатом этой провальной политики и стал экономический тупик.

    Наспех подготовленная "антикризисная" программа кабинета Кириенко на самом деле представляла собой сумбурный набор разных, как разумных, так и весьма сомнительных мероприятий. В целом же она была выдержана в традиционном для нынешней власти духе и нацелена на преодоление финансовых последствий своей экономической политики посредством отбирания последнего у самых небогатых - рядовых граждан России. Повышаются ставки налогов для физических лиц, сокращаются социальные программы, финансирование здравоохранения, образования, науки. Правительство решило экономить на врачах, педагогах, музейных работниках, хотя на них из бюджета тратятся крохи. Очевидно, что денежный эффект от такой экономии был бы копеечным, а социальные последствия - катастрофическими. (Вместе с тем, к примеру, затраты на медицинский центр для руководства страны составляют 25 процентов от всех средств на здравоохранение - 300 млн. долларов. Так осуществляется программа экономии.)

    Огромный кредит, который выделили правительству Кириенко международные финансовые организации (около 20 млрд. долларов), был расценен Чубайсом как серьезная победа нового кабинета. Однако сколько стоила нам эта "победа"? Уже в 1998 году треть бюджета уходила на обслуживание госдолга. Правительство Кириенко не представило сколько-нибудь определенного плана мероприятий по развитию экономии и поддержке инвестиций в производство. В связи с этим представлялось вполне вероятным, что власть снова пойдет по опасному пути "проедания" полученных кредитов, что уже в самые короткие сроки может привести к обвалу рубля и полному краху финансовой системы, а значит и экономики страны в целом. Что и случилось в августе 1998 года.

    Что же теперь делать в создавшихся условиях? Изменения к лучшему возможны только тогда, когда новое правительство предпримет решительные и энергичные действия в рамках осмысленной программы по преодолению финансового кризиса. Необходимы эффективные экономические и правовые механизмы, направленные на подъем производства, становление и развитие малого и среднего бизнеса, эффективное управление госсобственностью, контроль за монополистами ("Газпром", РАО "ЕЭС России", МПС и др.), решительную борьбу с воровством, с коррупцией, которая уводит из реальной экономики десятки миллиардов долларов, на экономию бюджетных средств не за счет населения, а за счет привилегий чиновничества, сокращения нецелевых расходов. То есть без изменений в экономической политике выйти из кризиса невозможно.

    "Яблоко" - это, пожалуй, единственная оппозиционная организация демократической направленности, которая уже давно предупреждала о катастрофических последствиях экономической политики правительств Гайдара, Черномырдина-Чубайса и Кириенко. Вместе с тем это одна из немногих политических организаций, не только жестко критикующих нынешний курс, но и предлагающих практическую программу действий, конкретный пакет законопроектов и уже действующих законов, направленных на достижение экономического роста.

    Запросы экономики

    Жилищный сертификат - как инструмент развития производства

    В. Ворушилин, директор военно-жилищного агентства, член Объединения "Яблоко"
    М. Зайдель, главный инженер проектов ЗАО "Инжстройпроект", член Объединения "Яблоко", г. Челябинск

    Одним из ключевых пунктов экономической программы "Яблока" является государственная поддержка нескольких ведущих отраслей промышленности, которые, подобно локомотиву, должны вытащить следом за собой остальную экономику. В их число входят жилищное строительство и обеспечивающие его производства (например, строительных материалов).

    Возможно ли осуществление этого положения в условиях проведения правительством жестких антикризисных мер, при одновременной оплате огромных обязательств? Оказывается, именно в этих условиях стройкомплекс может стать своего рода палочкой-выручалочкой.

    Пообещав отдать долги, правительство с душевным скрипом и зубовным скрежетом готовится к неизбежной эмиссии. Но выброс гигантской денежной массы, даже обеспеченной золотовалютными резервами (ох, если бы!), при неизменной массе товаров первой необходимости - сразу вызовет резкое подорожание последних. Один из авторов настоящей статьи наблюдал подобный локальный эффект в г. Карабаше (Челябинская область) год назад. Достаточно было не государственной эмиссии, а лишь одномоментной выплаты медеплавильным комбинатом многомесячной задолженности, чтобы на городском рынке цена на помидоры, которая в эту пору (дело было в конце июля) должна день ото дня падать, подпрыгнула сразу на 60%.

    Совершенно по-иному оборачивается эмиссионная накачка, если сначала пропустить деньги через какую-либо отрасль производства, которая, выплатив своим рабочим зарплату бумажками, немедленно выдаст дополнительную товарную массу. И такой товар есть - жилье. Можно с достаточно высокой степенью уверенности сказать, что значительная часть накоплений граждан на счетах в коммерческих банках и определенная доля зарплат предназначались именно для решения жилищных проблем семей.

    Рассмотрим некоторые отрасли строительного комплекса.

    При всех недостатках крупнопанельных домов, они обеспечивают основную часть относительно доступного жилья. Дома эти возводятся с использованием российского цемента, арматурной стали, укомплектовываются российскими лифтами и санфаянсом, столяркой и отделочными материалами.

    Примерно та же картина - и с более дорогим, монолитным домостроением.

    Падение платежеспособного спроса со стороны обнищавшего населения привело к тому, что все эти предприятия работают с неполной загрузкой. Заводы крупнопанельного домостроения дают примерно треть того, что могли бы. То же и в монолитном домостроении, где дорогостоящие башенные краны работают пять дней в неделю, в одну смену. А оборот металлоемкой дорогостоящей выкатной опалубки вчетверо больше, чем технически обоснованный. Эти производства какой-то срок способны обходиться без вложений в основные фонды - деньги пойдут лишь в оборотные средства, в зарплату для вновь набираемых смен (сокращение безработицы!).

    Запустив механизм расширенного жилищного строительства, государство сможет (естественно, по соглашению со своими кредиторами-гражданами) начать расчет жилищными сертификатами. Так как приобретение сертификата (в отличие от существующей программы "Государственные жилищные сертификаты" для военнослужащих) на любую помощь, меньшую, чем полная квартира, означает беспроцентное кредитование строительной организации владельцами сертификата, номинальная стоимость сертификата должна быть несколько ниже, чем рыночная стоимость такого же количества квадратных метров при немедленной покупке.

    Естественно возникнет вторичный рынок сертификатов, поэтому надо назначить такие сроки погашения, чтобы стройиндустрия не оказалась бы неплатежеспособной при предъявлении гражданами консолидированных пакетов сертификатов. В то же время выполнение без задержки обязательств вызовет доверие и увеличит число людей, готовых заключить соответствующие соглашения с государством-дебитором.

    Схожая картина будет наблюдаться и во многих производствах строительных материалов, через которые государство могло бы рассчитаться с потенциальными застройщиками индивидуального жилья по аналогичной схеме.

    Следует остановиться еще на двух моментах: эффект мультипликации (умножения) в экономике, в силу которого создание, точнее, восстановление одного рабочего места в конечном звене производства (например, домостроительном комбинате) за счет денег государства - будет означать создание еще до четырех мест по технологической цепочке. То же касается платежей в бюджет и внебюджетные фонды, спроса на потребительском рынке со стороны людей, которых мы сумеем увести из унизительных очередей в центрах занятости и т.п. Второй момент - это снижение стоимости самого строительства за счет сокращения накладных расходов, которые непомерно возрастают при затяжке сроков строительства. Увеличивается энергоэффективность тепловых агрегатов (пропарочных камер, автоклавов).

    В принципе, механизм, описанный выше, уже применяется государством в виде жилищных сертификатов для увольняемых в запас военнослужащих (одна из немногих разумных экономических инициатив, осуществленных прежним правительством). Расширение этой практики для возврата долгов другим категориям кредиторов, а в дальнейшем - жилищное долгосрочное кредитование (это уже из области давно продекларированных, но так и не осуществленных разумных инициатив нашей исполнительной власти) - один из ряда необходимых механизмов выхода из экономического кризиса.