Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 48 (82) 13 ноября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

Горные вершины спят во тьме ночной?

1 страница

  • Сохранить для потомков
  • Григорий Явлинский "Шесть условий Масхадову"
  • Д.Усов "Несмотря на то, что дозирование информации, поступающей из Чечни, свели к тонкому, отфильтрованному ручейку"

  • "Война и судьба России - это слишком серьезно, чтобы подчинять их сугубо военной логике".

    Григорий ЯВЛИНСКИЙ

    Сохранить для потомков

    Сохраним для потомков?

    В каком состоянии находится большинство наших памятников истории и культуры? В ужасном. Разрушаются не только стены и дома - теряется память об ушедших веках. Народ, не помнящий своей истории, теряет себя.

    Решить эту проблему призваны поправки, внесенные депутатом-"яблочником" С. Никифоровым в проект закона "Об объектах культурного наследия". Он предлагает экономически стимулировать охрану и рациональное использование объектов культурного наследия. Сейчас их владельцам не выгодно вкладывать деньги в реставрацию - душат налоги. Также необходимо запретить приватизировать нашу национальную гордость - памятники культуры, которые входят в список всемирного культурного и природного наследия.


    Григорий Явлинский:

    Шесть условий Масхадову

    Нет сегодня ничего сложнее для России, чем Чечня. Прежде всего потому, что речь идет о смертельной угрозе сотням тысяч действительно несчастных, ни в чем не повинных женщин, стариков и детей, обычных российских граждан, чеченцев по национальности, которые просто хотят жить и работать на своей земле.

    А еще потому, что в Чечне действительно созданы крупные группировки военизированного криминалитета, агрессивные, хорошо вооруженные, получающие, скорее всего, поддержку из-за рубежа. Более того, предоставляющие на мировой рынок новую "услугу" - войну против кого угодно, по заказу, за деньги. Чечня, Таджикистан, Киргизия - опасность для России реальная и на долгие годы.

    Поскольку первое и второе объединены и во времени, и в пространстве - сложность невероятная.

    События в Дагестане перевели все эти процессы в острую, открытую фазу. Абсолютно обоснованно вступила в дело российская армия и справилась с поставленной задачей. Она вышла на рубежи северного берега Терека и тем самым получила позиции, необходимые для контроля за ситуацией. Главное - армия действительно смогла впервые за пять лет обеспечить условия для начала строительства настоящей границы, ввести контроль за административными рубежами Ставрополья, Ингушетии, Дагестана.

    Поскольку главная цель России - безопасность российских граждан, то, выйдя на эти позиции, разгромив агрессора в Дагестане, получив поддержку местного населения, армия обеспечила политикам превосходные условия для ведения политического процесса в Чечне, в том числе и переговоров с позиции силы.

    По всем правилам, в этот момент инициатива должна перейти к политическому руководству страны. Но... ни в Кремле, ни в Белом доме не оказалось политиков. И генералы, подождав немного, пошли дальше и пригрозили, чтобы им не мешали "пойти до конца".

    В такой позиции генералов безусловно есть своя, военная, логика, и они по-своему, по-военному, правы.

    Но политика - это совсем другое. Президент США Трумэн не колеблясь уволил в отставку легендарного генерала Макартура, когда тот во время корейской войны предложил бомбить Китай для "закрепления успеха и создания условий для окончательной победы". Американские генералы долго уговаривали своего президента бомбить Кубу во время Карибского кризиса и были отстранены от должностей. Совсем недавно генерал Шварцкопф был уволен из вооруженных сил за то, что после "Бури в пустыне" настаивал на необходимости сухопутного наступления на Багдад. Генералы всегда предлагают такие решения. Это правильно. Это их логика. Но политика, еще раз повторю, совсем другое дело.

    Не сомневаюсь, что руководством армии движут в первую очередь патриотические чувства, но цель, которую генералы называют - "окончательная победа в Чечне", - абсолютно иллюзорна и в силу этого губительна для страны.

    Она ведет Россию не к укреплению государства и армии, а к нравственной и геополитической катастрофе - последней, возможно, непоправимой российской беде ХХ века.

    Тотальными бомбардировками и издевательствами над беженцами мы увеличиваем количество людей, берущихся за оружие, чтобы воевать против нас. Неужели после войны 1994-1996 гг. не ясно, что в конце концов это поставит вопрос о геноциде одного из этносов Российской Федерации. Этого Россия не переживет, не сможет сделать, а потому потерпит свое окончательное поражение. Необходимо остановиться на этом самоубийственном пути.

    Война и судьба России - это слишком серьезно, чтобы подчинять их сугубо военной логике, да еще и замешанной на личном недавнем позоре и стремлении к мести. Военное командование не может ставить политические задачи и принимать политические решения. Этого никогда не было в истории России. Но сейчас это, похоже, становится реальностью, и это самый худший итог десятилетия ельцинской власти.

    Однако это не какой-то заговор, военный переворот. Дело обстоит хуже. Это результат полной дискредитации власти клептократов, объединившихся вокруг президентской команды, результат презрения армии и общества к этой власти, боли, испытываемой за положение страны. Когда военные говорят о предательстве в высших эшелонах власти, о том, что армию обворовывают в прямом и политическом смысле - они правы. Это, конечно, касается в России не только военных, но и почти всех остальных. Однако именно солдаты и офицеры платят прежде всех остальных за это своей жизнью.

    Освобождение из тюрьмы Беслана Гантамирова, формирование во главе с ним какой-то "новой чеченской власти", свидетельствуют совершенно определенно, что у правительства России нет никакого разумного плана по действиям в Чечне. Просто нет. Теперь понятно, почему правительство все время темнит, путается, врет, вводит цензуру, устраивает пропагандистские кампании и вообще ведет дело не как государственную политику, а как операцию спецслужбы, окончательно оболванивая общественное мнение. Любой политик, пытающийся сказать хоть что-то вразумительное, не имеет достоверной информации ни из Чечни, ни из правительства.

    После истории с Гантамировым от нашего правительства ничего разумного ожидать не приходится. Боюсь, что это правительство очередного Крупного провала. Поэтому, как и во времена Павла Грачева, необходимо самим предлагать, настаивать, "пробивать" план как военного, так и политического решения в Чечне.

    Прежде всего следует начать с введения чрезвычайного положения на территориях, сопредельных с Чеченской республикой, в том числе и на части Ставропольского края. Определить зоны ведения боевых действий, обнародовать приказы Верховного Главнокомандующего и решения органов государственной власти страны, в соответствии с которыми осуществляются боевые действия на Северном Кавказе.

    Прекратить массированные бомбардировки территории Чечни и приостановить сухопутную наступательную операцию.

    Провести переговоры с Асланом Масхадовым как законно избранным президентом Чечни, выдвинув ему шесть условий:

  • освобождение всех людей, взятых в заложники, прекращение новых похищений и работорговли;

  • создание минимальных основ гражданского правового государства;

  • выдача российским властям террористов, объявленных в международный розыск, либо депортация обвиняемых в терроризме за пределы Чечни;

  • разоружение всех негосударственных вооруженных формирований на территории Чечни;

  • ликвидация всех военизированных репрессивных органов;

  • отказ от приема на территории Чечни лиц, обвиненных в международном терроризме.

    В случае отказа Масхадова от ведения переговоров на изложенных условиях - отвести 30 суток для того, чтобы беженцы могли покинуть Чечню. Затем федеральные силы решают все вышеперечисленные задачи самостоятельно.

    Федеральное правительство должно принять все необходимые меры для обеспечения безопасности, материального и медицинского обеспечения беженцев, беспрепятственной помощи им со стороны международных гуманитарных организаций. Все это необходимо для того, чтобы дать возможность сохранить жизни людей и не попасть в необратимую ситуацию. Полгода назад Россия спасла от подобного тупика НАТО в Югославии. Почему не сделать этого для себя?

    ("Общая газета", №45, 1999 г.)


    Кстати

    Несмотря на то, что дозирование информации, поступающей из Чечни, свели к тонкому, отфильтрованному ручейку, весь мир мог недавно наблюдать драматичную ситуацию на контрольно-пропускном пункте "Кавказ". На какое-то время он оказался в центре внимания СМИ. Тысячи беженцев, растянувшиеся в многокилометровую очередь в ожидании своего шанса на спасение от ужасов войны. Плачущие женщины с грудными детьми. Пожилые люди, погибающие в давке. Представители армии, "грудью ставшие" на защиту чечено-ингушской границы от "замаскировавшихся" боевиков. Все это мы могли видеть в многочисленных телерепортажах.

    Если такое творится на КПП, то о правах мирных жителей, волею судеб оказавшихся в районах боевых действий, и говорить не приходится. На этом фоне неуклюжими выглядели попытки официальных лиц выдать черное за белое. Особенно постарались министр по чрезвычайным ситуациям ("по совместительству" руководитель избирательного блока "Единство") Сергей Шойгу и министр печати и информации Михаил Лесин, объяснившие все происходившее на КПП "Кавказ" "режиссурой" агентов "информационной войны". Прискорбно, что министры не нашли в себе мужества признать ошибки властей и извиниться перед измученными беженцами.

    Дмитрий Усов