Владимир Чернавин:
"Великих держав без флота не бывает"

Мемуары пишут многие, эта литература пользуется заслуженным вниманием читателей. Всегда интересно узнать о событиях из уст очевидца. Следует ожидать, что большим интересом будет пользоваться и только что вышедшая книга Владимира Николаевича Чернавина, ад мирала флота, активного участника создания советского атомного подводного флота, волею судеб ставшего последним главкомом ВМФ СССР. Сегодня адмирал Чернавин - наш гость.

- Владимир Николаевич, расскажите пожалуйста о каком-нибудь достаточно характерном событии, описанном в Вашей книге.

- Извольте. Расскажу об операции "Навал" (это военно-морской термин, характеризующий столкновение, не имеющее тяжелых последствий). Было это в разгар перестройки и "нового мышления", одним из следствий которого стало то, что американцы от наших уступок и зрядно обнаглели и принялись систематически нарушать наши территориальные воды. Мы же всякий раз по линии МИД объясняли им как это нехорошо, уподобляясь китайцам с их "сто пятым серьезным предупреждением". Американцы же, грубо говоря, на это чихали. Я, к ак главком, поднял вопрос о более серьезных мерах. Министр обороны (тогда это был Соколов) не рискнул взять на себя решение такого вопроса и вынес его на Совет Обороны (как его еще называли "малое политбюро"). Вел заседание Горбачев, присутствовали минис тр иностранных дел Шеварнадзе, руководитель КГБ Чебриков, все главнокомандующие видами вооруженных сил. Подробности пересказывать не буду, хотя было много любопытного. В конце концов я сумел-таки получить необходимые полномочия. Нарушителей долго ждать н е пришлось. В Черное море пожаловали крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрол" и двинулись прямо к Крыму. Тогдашний командующий Черноморским Флотом колебался, несмотря на имеющуюся у него директиву. Пришлось мне употребить власть, попутно заверив адмирала, чт о всю ответственность беру на себя я. Операция "Навал" началась. Разумеется, американцы на наши предупреждения не отреагировали. И тогда наши корабли пошли на решительное сближение, помяв гостям борта, выведя из строя часть установок, сбили шлюпку, шлюпб алку... "Гости" были настолько ошарашены, что выскочили из наших вод, как пробка из бутылки, и больше их надводные корабли в наши воды не заходили.

- А у Вас неприятностей не было?

- Были, конечно. Как раз в это время на Красной площади сел Руст, и министра обороны сняли. Пришел Язов, который, вроде бы, ни о чем таком знать не знал. А на меня немедленно накинулись и МИД, и КГБ. Пришлось потратить много нервов, хотя в конечном итоге правда восторжествовала. Горбачев подтвердил, что я действовал в соответствии с данными мне полномочиями.

- А о чем Вы еще пишете во второй части?

- О многом. О том, как шведские политики много лет пугают своих избирателей нашими подлодками, разжигая настоящий психоз, об августе 1991, о том, как я какое-то время был в положении ведьмы, за которой охотились, и, разумеется, о Черноморском Флоте. Это особая боль, а не личные неприятности, над которыми можно и посмеяться.

- Потому-то Вы и назвали эту главу "По живому?"

- Да. Раздел ЧФ ничего не дает, кроме того, что Черноморский Флот фактически ликвидируется как оперативно-стратегическое объединение. К тому же украинцам очень уж просто достались три округа - Прикарпатский, Киевский и Одесский. При этом они легко и непр инужденно, без малейших протестов с российской стороны, забрали еще и стратегические запасы на случай войны, достаточные для формирования еще стольких же округов.

- Владимир Николаевич, сейчас часто слышишь мнение, что армия и, тем более, флот России не нужны. Противостояние Востока и Запада - в прошлом, а содержание ВМФ - непосильная тяжесть для российской экономики.

- Я в корне не согласен, когда (в том числе при обсуждении бюджета) самые высокопоставленные руководители страны говорят о том, что широкомасштабной войны не будет, а армию надо готовить только к локальным конфликтам. Наоборот. Армия не предназначена для участия только в таких конфликтах и, особенно, для ведения войны со своим собственным народом. В этом вопросе я полностью разделяю мнение генерала Крамарева о том, что надо обезопасить в законодательном порядке всех военнослужащих, которых можно использ овать в политических целях. Разговоры же о "ненужности" армии исходят из неправильных позиций, занятых по отношению к США и организациям типа НАТО, и используются, чтобы как-то успокоить народ, обеспокоенный развалом в армии и ВПК. Что до флота, то о его бесполезности заявляют, в основном, продажные журналисты и некомпетентные политики. Я уверен, что, несмотря на тяжелейшее положение, в котором находится наша страна и ее вооруженные силы, это явление временное. России же, для того, чтобы быть великой де ржавой, о которой мы сегодня только беспредметно болтаем, нужно иметь соответствующие атрибуты. А значит - соответствующий флот. Великих держав без флота не бывает.

Вера Камша
Фото Александра Кулешова

К предыдущей статье | Оглавление | К следующей статье