ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАЦИИ

Утверждают, что Земля из космоса чертовски хороша - этакий голубой шарик с белесоватой поволокой...

С высоты же человеческого роста земля, естественно, те так видится. Плоская - по большей части - до горизонта...

Тем же, кто занят на ней трудом, нет никакой разницы, какая она на самом деле - круглая, квадратная или еще какая. Важно другое - кто и на чьей земле не только живет, но и работает. Не везет России с земельным вопросом уже который век - не находится на ней места хозяевам. При большевиках все было одназначно: "Землю - крестьянам!" Чужим лозунгом обнадежили и тут же обобрали их до нитки, до последнего зернышка. А тех, кого госграбеж не устраивал, в лагеря - это в лучшем случае. Словом, осталась земля без истинных хозяев, а советская Россия - без земельного вопроса. Нет крепкого самостоятельного хозяина - нет проблем у власти. А чтобы вконец охоту землю холить и лелеять не отбить, создали эрзац-собственников - колхозы. Где земля, как впрочем и все о стальное, вдруг стала "нашей". Не его, не моей, не твоей - ничьей. Что из этого "общака" за годы шествия социализма по просторам России вышло, известно. Но есть люди, которые до сих пор благодарны за "ничейное" землепользование - это канадские, американ ские, аргентинские и, словом, все остальные фермеры мира. Те, которые кормили со своей земли народ, живущий на одной шестой части земной суши...Но на ничьей земле.

И вот очередная попытка решить земельную проблему. Созывается "круглый стол", чтобы выяснить: какая же земля нужна россиянам? И нужна ли она вообще? А если нужна, то кому и какая?

Камень преткновения - частная собственность на землю. Вводить или не вводить ее в измученной половинчатыми реформами полудемократической и полукриминальной России? А весь сыр-бор разгорелся из-за Земельного кодекса, принятого обеими палатами Федеральн ого Собрания. Неудовлетворенный его содержанием, Президент наложил... Вето. Госдума, в свою очередь, его дружно преодолела. Дело оставалось за сенатом, где губернаторы высказывались весьма однозначно... И, чтобы не расписываться в собственном бессилии, с тавя подпись под законным документом, Ельцин, скрипя сердцем, назначил "круглый стол"...

Обсудить эту проблему решили все стороны власти - начиная с Президента, считающего, что частная собственность на землю нужна как воздух и вводить ее, мол, надо чуть ли незамедлительно, и кончая представителями парламентского большинства - коммунистами и аграриями, которые придерживаются строго противоположных взглядов - нельзя ни в коем случае. Существует и третий подход - подождать, поскольку свежа еще в людской памяти приватизация госсобственности по методу Чубайса, заимствованному им у канадских хоккейных "профи" - "вбросил, а там что получится". Опасения, кстати, не безпочвенные. Не случайно же Чубайс, как говорят, чувствовал себя на этом "столе" как на стуле. Электрическом...

Стол и, правда, был круглый. Но говорили далеко не все и не по кругу. Бывшего "крестьянина", а ныне тульского губернатора Василия Стародубцева к микрофону не допустили. Как, впрочем, и Эдуарда Росселя. Со Стародубцевым все ясно, а чем последний не уг одил? Неужели из-за царских останков, для которых земельный вопрос тоже как бы актуальным стал? В части захоронения.

Зато саратовскому губернатору Аяцкову, отличившемуся на ниве реформаторства в области земельных отношений у себя в регионе, как и "выдержанному" Президенту Татарстана Шаймиеву, слово, конечно, дали. Последний, как и в прежние добрые времена, выступил с самоотчетом, посетовав, что татарстанские аграрии еле-еле сводят концы с концами - диспаритет цен, мол, душит.

Выслушали и мнение лидера "Яблока" Григория Явлинского. Приняли, сказанное им, к сведению. Рассчитывать на большее на этих тусовках бессмысленно, поскольку они сами по себе бессмысленны - трудно заставить услышать тех, кто слушать не хочет (Тезисы выс тупления см. в №1 "Яблоко России". - Прим. ред.).

Формально причиной взаимной неуступчивости Президента и парламента стали туманные записи в Земельном кодексе о праве частной собственности на землю. Явно не по душе Ельцину и 10-15-летний мораторий на право продажи земель сельскохозяйственного назнач ения. Так, пожалуй, из-за этого моратория ему и не удастся дожить до того времени, когда российские граждане не только заживут на своей собственной земле зажиточно и счастливо, но и смогут распоряжаться ею как и подобает собственникам - передавать по нас ледству, дарить, закладывать, продавать, наконец.

Выяснилось также, что на селе складывается странная ситуация. Казакам подавай землю общинную. И из селян не все хотят частной собственности на землю. Колхоз или совхоз им как-то привычнее. Может потому, что думать не надо и воровать проще?

А новые "кулаки" - хуторяне и фермеры - медленно нарождаются. Не чувствуют они себя под защитой закона - вдруг опять под красными транспарантами в колхоз сгонять примутся? Жалко свой труд и богатство комбедам дарить. Не на пользу им это - то, что проп ить сами не успеют, соседи разворуют...

Инертно село в обычаях, но и терпение у селян не резиновое. Надолго ли его в нынешней ситуации хватит? Того и гляди возьмутся за виллы новорусской братии. Что тогда: бунт крестьянский - бессмысленный и беспощадный?..

И на чем все-таки порешили за круглым столом в Кремле? Да по сути ни на чем. Это стало ясно после того, как орловский губернатор и спикер сената Егор Строев в лоб спросил Президента: что же, мол, Борис Николаевич, будем делать с Земельным кодексом? И получил достойный Президента ответ: "Торопиться не надо..."

В итоге появились на свет скромный документ из четырех пунктов и очередная согласительная комиссия - по доработке Земельного кодекса. Словом, на три месяца - на срок работы комиссии - вопрос о земле вновь повис в кулуарных интересах.

А ведь в России скоро и сеять начнут...

Сергей Кочеров

<= К предыдущей статье | Оглавление | К следующей статье =>

HTMLized by Mike Kotcherov
Feel free to contact me anytime.