| 
                     О законотворческой деятельности Комитета Госдумы по 
                      образованию и науке рассказывает его председатель Александр 
                      ШИШЛОВ («Яблоко»).  
                    На одном из майских заседаний Комитета по образованию и 
                      науке мы подробно обсудили планы на 2002 - начало 2003 года. 
                      Надо заметить, что все то, что мы наметили в конце мая, 
                      пока удается выполнять, и самый главный результат, который 
                      я бы отметил, это принятие в первом чтении закона «О государственном 
                      стандарте общего образования». 
                     
                    Этот закон чрезвычайно важен, поскольку дает основу для 
                      перехода к нормативному бюджетному финансированию школы. 
                      Кроме того, закон устанавливает правовые гарантии того, 
                      что содержание школьного образования будет определяться 
                      на основе открытого профессионального и общественного обсуждения, 
                      что поможет сделать содержание образования отвечающим требованиям 
                      сегодняшнего дня. 
                     
                    Закон «О государственном стандарте общего образования» 
                      решил , наконец, вопрос о целесообразности введения двенадцатилетки 
                      непосредственно сейчас. Мы сформулировали закон так, чтобы 
                      стало ясно: сейчас у нас одиннадцатилетка, а когда созреют 
                      условия для того, чтобы увеличить время обучения в школе, 
                      это будет сделано путем принятия соответствующего закона, 
                      а не кулуарного ведомственного решения. 
                     
                    В конце прошлой сессии мы приняли во втором и третьем чтении 
                      закон «Об образовании» с пакетом поправок, который больше 
                      года лежал в «портфеле». Закон решил ряд проблем, в частности, 
                      уточнил понятие образовательного стандарта, закрепил порядок, 
                      по которому правом внеконкурсного поступления в ВУЗы обладают 
                      победители предметных олимпиад. Кроме того, была заложена 
                      правовая основа для целевого приема в ВУЗы. 
                     
                    Также были отменены ограничения по приему на платной основе 
                      по специальностям «юриспруденция», «менеджмент» и «государственное 
                      управление». Раньше не более 25% мест от общего приема по 
                      таким специальностям могло быть отдано на платную внебюджетную 
                      основу. Таким образом законодатели хотели сохранить бесплатные 
                      места и ограничить коммерциализацию. Но в реальной жизни 
                      это привело к тому, что сильные ВУЗы, которые имели возможность 
                      принять больше студентов по данным специальностям, не могли 
                      этого сделать законным путем. А ведь за счет этого они могли 
                      бы привлечь средства для увеличения оплаты работы преподавателей, 
                      для приобретения нового учебного оборудования, для ремонта 
                      аудиторий. С другой стороны, расплодилось огромное количество 
                      юридических псевдокафедр и псевдоВУЗов, которые лишь формально 
                      удовлетворяли государственным требованиям, а по сути занимались 
                      продажей дипломов. Теперь возможность принимать платных 
                      студентов увеличилась в три раза, при этом число бесплатных 
                      мест сохраняется прежним и гарантии бесплатного обучения 
                      никак не отменяются. 
                     
                    На ближайшие месяцы наши планы связаны с тем, чтобы принять 
                      во втором и третьем чтении закон «О государственном стандарте 
                      общего образования». В рамках подготовки этого закона 22 
                      октября мы будем проводить парламентские слушания по содержанию 
                      стандарта. Я считаю, что основные его позиции должны быть 
                      предметом общественного обсуждения. Должны высказаться и 
                      родители, и ученики, и профессиональное сообщество. 
                     
                    Вторым, а может, и первым по важности для нас сейчас будет 
                      работа над бюджетом. Мы уже провели специальное заседание 
                      комитета, где обсуждали проект бюджета в части образования 
                      и науки. В целом, у нас сложилось мнение, что в правительственном 
                      варианте бюджета заявленные ранее приоритеты на 2003 год 
                      выполнены не в полной мере. Если сравнить цифры роста расходов 
                      на образование и цифры роста расходов на социальные, правоохранительные 
                      и другие государственные нужды, то они будут не в пользу 
                      образования. Меня тревожит тот факт, что на развитие образования 
                      - закупку оборудования, капитальный и текущий ремонт - заложено 
                      недостаточно средств. 
                     
                    Кроме того, нас очень разочаровывает позиция Правительства 
                      по отношению к зарплате учителей. Комитет предлагает для 
                      работников образования провести индексацию с 1 января на 
                      20%, в правительственном бюджете предложена индексация на 
                      33%, но с 1-го октября, что с учетом инфляции ухудшает материальное 
                      положения работников образования. 
                     
                    Несмотря на некоторые разногласия, я хотел бы отметить, 
                      что ряд рекомендаций комитета все же был учтен: выделено 
                      порядка миллиарда рублей на обновление библиотечных фондов, 
                      увеличены средства на закупку нового оборудования. Не в 
                      том объеме, в котором мы хотели, но значительно больше, 
                      чем в прошлом году. Кроме того, принято наше предложение 
                      о повышении доплат за ученые степени профессорско-преподавательскому 
                      составу ВУЗов, правда, опять-таки не в тех размерах, которые 
                      мы предлагали, но «в три раза» - это уже серьезный шаг. 
                     
                    По разделу науки мы также имеем довольно значительный рост 
                      расходов. В частности, мы с удовлетворением отмечаем, что 
                      Правительство предлагает увеличить расходы по линии Российской 
                      Академии Наук. Но некоторые положения бюджета по разделу 
                      науки вызывают у нас возражения. Например, мы не поддерживаем 
                      предложение по сохранению прежнего объема (реально - с учетом 
                      инфляции - уменьшения) финансирования фонда РФФИ, Гуманитарного 
                      фонда, а также Фонда поддержки малых форм предприятий в 
                      научной сфере.  
                     
                    Все эти темы мы будем подробно обсуждать и изыскивать возможности 
                      для увеличения расходных статей. Но существует одна позиция 
                      в правительственном проекте бюджета, которая представляется 
                      нам абсолютно неприемлемой. Дело в том, что так называемые 
                      адресные программы, перечень строек и объектов, которые 
                      финансируются из федерального бюджета, почему-то приведены 
                      не как часть закона, а всего лишь в качестве справочного 
                      материала. Но ведь из бюджетного кодекса вытекает совершенно 
                      иное. Поэтому в заключении комитета мы указали, что комитет 
                      считает возможным поддержать этот бюджет в первом чтении 
                      при двух условиях: во-первых, данная программа будет принята 
                      как приложение к закону, а во-вторых, на образование и науку 
                      будут выделены дополнительные деньги либо путем увеличения 
                      доходной части, либо путем перераспределения расходных статей. 
                     
                     |