[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]
 Законодательство Норвегии по нефти и газу
 Закон от 22 марта 1985 г. № 11
о нефтяной деятельности
В последний раз поправки внесены Законом от 15 июня 1995 г. № 61
Москва, Эпицентр, 1999 год
Законодательство Норвегии по нефти и газу (Содержание)
Закон от 22 марта 1985 г. № 11 (Содержание)
Глава I Вводные положения
Глава II Разведка нефти
Глава III Добыча и пр.  нефти
Глава IV Регистрация и залог лицензий и стационарных установок
Глава V Ответственность за ущерб, причиненный загрязнением
Глава VI Специальные нормы, регулирующие компенсации норвежским рыбакам
Глава VII Общие положения
Глава III 
Добыча и пр. нефти

Статья 7 
Открытие новых районов

Перед открытием новых районов, указанных в Статье 1, первый абзац, для выдачи лицензий на добычу или начала разведочного бурения согласно Статье 8, последний абзац, должен быть проведен анализ различных интересов, связанных с этими районами. При таком анализе следует оценить воздействие подобной деятельности на окружающую среду и возможный риск загрязнения, а также экономические и социальные последствия, которые эта деятельность может иметь на другие виды промысла и промышленности, а также соседние районы.
Вопрос открытия новых районов, указанных в Статье 1, первый абзац, должен быть поставлен перед местными государственными органами и центральными торговыми или промышленными организациями, которые предположительно должны быть особенно в этом заинтересованы.

Затем должно быть публично сообщено, какие районы планируется открыть для нефтяной деятельности и каковой должна быть природа и интенсивность такой деятельности. Заинтересованным сторонам должен быть предоставлен трехмесячный срок для высказывания своих взглядов.

Для каждого конкретного случая Министерство должно разработать соответствующие административные процедуры.

Статья 8 
Предоставление лицензий на добычу и пр.

Король может, на далее определенных условиях,  предоставлять лицензии на добычу. Лицензия на добычу может быть предоставлена юридическому лицу, учрежденному в соответствии с норвежским законодательством и зарегистрированному в Норвежском регистре деловых предприятий, в той мере, в какой иные требования не применимы в соответствии международными соглашениями, а также физическому лицу, проживающему в Европейском Экономическом Пространстве (ЕЕА). Подобная лицензия предполагает исключительное право на разведку, разведочное бурение и добычу углеводородов в рамках разграниченных районов. Обладатель лицензии становится владельцем добытых углеводородов.

До предоставления лицензий на добычу Министерство, как правило, объявляет район, на который могут быть поданы заявления на лицензии на добычу. Министерство должно предоставлять для ознакомления карту объявленого района с размеченными блоками.

В “Норвежской газете” (Norsk Lysingsblad) и в Официальном Журнале Европейских Сообществ должно быть опубликовано соответствующее оповещение. Оповещение должно устанавливать временной срок для подачи заявлений, который не может быть меньше 90 дней, и должно содержать ту информацию, которая определяется Министерством.

Король может предоставить лицензию и без предварительного оповещения. До выдачи такой лицензии на добычу обладателям лицензий на добычу во всех прилегающих районах должна быть дана возможность обратиться за лицензией на добычу в рассматриваемом районе, а в “Норвежской газете” (Norsk Lysingsblad) и в Официальном Журнале Европейских Сообществ должно быть опубликовано оповещение с указанием задействованных блоков.

Предоставление лицензии на добычу должно производиться на основе фактических и объективных критериев, требований и условий, изложенных в оповещении. Король не обязан предоставлять лицензию на добычу на основе поданных заявлений.

Король может издавать дополнительные постановления о содержании заявления на лицензию на добычу и об оплате заявительной пошлины.

Министерство может предпринять разведочное бурение без лицензии на добычу. Другие соответствующие положения настоящего Закона и постановлений, изданных в соответствии с ним, должны применяться к такой деятельности по мере пригодности. 

Статья 8а
Участие государства

Король может установить, что Норвежское государство должно принимать участие в деятельности в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9
Оператор

Предоставляя лицензию на добычу, Министерство назначает или одобряет оператора, который будет ежедневно управлять деятельностью, которая выполняется согласно лицензии.

Смена оператора должна быть одобрена Министерством.

Если это оправдано особыми причинами, Министерство может сменить оператора.

Если противное явно не указано, положения, касающиеся обязанностей владельца лицензии в соответствии с настоящим Законом или в силу его, должны применяться, соответственно, к любой компании или другой ассоциации, которую Министерство назначило или одобрило в качестве оператора и которая сама не является владельцем лицензии.

Статья 10
Рабочие обязательства

Король может наложить на обладателя лицензии более детальные рабочие обязательства для района, входящего в сферу действия лицензии.

Статья 11
Соглашение о сотрудничестве и пр.

Король может установить в качестве условия получения лицензии на добычу, что обладатели лицензий должны заключать между собой соглашения определенного содержания и что один или несколько из обладателей лицензии должны заключать соглашения определенного содержания с Государством или компанией, назначенной Министерством, в отношении деятельности согласно настоящему Закону.

Статья 12
Район действия лицензии на добычу

Районы, указанные в Статье 1, первый абзац, должны быть разделены на блоки размером в 15 минут широты и 20 минут долготы, если этому не препятствуют соседние земли, границы с континентальными шельфами других стран и другие обстоятельства.

Лицензия на добычу может распространяться на один или несколько блоков или на части блоков.

Статья 13
Продолжительность действия лицензии на добычу

Лицензия на добычу предоставляется на срок до 6 лет. Когда это оправдано особыми обстоятельствами, Министерство может продлевать лицензию на срок в один год до четырех раз.

Обладатель лицензии, выполнивший рабочие обязательства, наложенные на него в соответствии со Статьей 10, и иные условия, применимые к индивидуальной лицензии на добычу, может запросить, чтобы действие лицензии продолжалось на территории, составляющей до половины площади первоначальной лицензии, но не менее чем 100 квадратных километров, на период, устанавливаемый в индивидуальной лицензии, который не должен превышать 30 лет. Если лицензия применяется к району площадью менее 100 квадратных километров, то можно запросить продление лицензии на всю территорию.

Лицензия может быть продлена на срок, превышающий тот, что указан во втором абзаце, если это оправдано особыми причинами. Условия такого специального продления устанавливаются Министерством. Заявление на продление должно быть получено за три года до истечения срока лицензии.

Король издает правила о том, каким образом представлять просьбу о продлении лицензии и как размечать районы отказа от лицензии. 

Статья 14 
Отказ от лицензии на добычу

Обладатель лицензии может в течение периода, указанного в Статье 13, первый абзац, с уведомлением за три месяца отказаться от прав согласно лицензии на добычу. После этого отказ от лицензии может состояться в конце календарного года при условии, что уведомление об отказе было подано заблаговременно за один год. 
Если несколько обладателей совместно владеют лицензией на добычу, Министерство при особых обстоятельствах может согласиться на отказ одного или нескольких владельцев от своих долей в лицензии.

Отказ должен применяться ко всей территории, которая подпадает под действие лицензии, за исключением случаев, когда Министерство соглашается на то, чтобы отказ касался только части территории. 

Статья 15
Плата за район лицензии, плата за добычу и пр.

Обладатель лицензии должен платить за лицензию на добычу определенную сумму за квадратный километр (плата за район лицензии) и плату, исчисленную на основе количества и ценности добытых углеводородов, в точке отгрузки района добычи (плата за добычу). Тем не менее плата за добычу не будет вноситься за углеводороды, добыые из месторождений, для которых план развития и эксплуатации был одобрен после 1 января 1986 г.

Министерство может, оповестив обладателя лицензии заблаговременно за шесть месяцев, установить, что плата за добычу должна полностью или частично вноситься в форме добытых углеводородов. По требованию Министерства обладатель лицензии должен обеспечить, чтобы эти углеводороды транспортировались, обрабатывались, хранились и поставлялись по ценам и другим условиям, не уступающим тем, которые применимы к собственным углеводородам обладателя лицензии для соответствующего района добычи. Министерство может, оповестив обладателя лицензии заблаговременно за шесть месяцев, установить, что плата за добычу должна снова вноситься в денежной форме.

Углеводороды, которые государство получает в качестве платы за лицензию, и право государства на транспортировку, обработку и хранение таких углеводородов может быть передано другим. Подобная передача освобождает государство от дальнейших обязательств.

Король может издавать нормы, касающиеся размера оплаты и вознаграждений, указанных в первом абзаце, методов исчисления, включая положения об установлении цены, которая служит основой для исчисления, учета нефти и информации о добыче, которую обладатель лицензии должен сообщать.
Король может принимать решения о полном или частичном освобождении от платы за добычу или об отсрочке платы за добычу.

Иски на уплату пошлин являются основанием для процедуры ареста имущества в целях обеспечения долга.

Статья 16
Совместное разведочное бурение, добыча и транспортировка

Если залежь углеводородов простирается на более чем один блок и попадает под действие нескольких лицензий различных обладателей или на континентальный шельф другого государства, следует попытаться достичь соглашения о наиболее эффективном способе разведочного бурения и, если это применимо, о разработке залежи и о транспортировке и использовании углеводородов с такого месторождения, а также о согласованном использовании этого месторождения. То же самое применимо к случаю нескольких залежей, когда более эффективно совместно вести разведочное бурение, добычу, транспортировку и использование нефти.

Соглашение о совместном разведочном бурении должно направляться в Министерство. Соглашения о других видах совместной деятельности, упомянутых в первом абзаце, должны представляться в Министерство для одобрения. Если общего соглашения достичь в разумное время не удается, Министерство может само определить, как будет вестись совместная деятельность, включая распределение участков залежи.

Статья 17
Права других на разведку

В особых обстоятельствах Министерство может предоставить лицензию на разведку в районе, который уже подпадает под действие лицензии на добычу. Министерство должно определить, какой тип разведки можно производить, и срок, в течение которого она может производиться.

Статья 18
Права других на размещение установок

Владелец лицензии не может препятствовать прокладке трубопроводов, всех видов кабелей и размещению других установок в районе, подпадающем под действие лицензии на добычу, или над ним. Установки не должны представлять излишнее неудобство для обладателя лицензии.

Положения, изложенные в первом абзаце, соответственно применяются к необходимым предварительным изысканиям маршрута и дна, предшествующим такой установке.

Статья 19
Разведка и эксплуатация природных ресурсов, отличных от углеводородных

Лицензия на добычу не препятствует предоставлению другим прав на разведку и добычу природных ресурсов, отличных от углеводородных, при условии, что это не создает излишних неудобств для деятельности, проводимой обладателем лицензии в соответствии с лицензией на добычу. То же самое относится к научным исследованиям.

Если в районе, подпадающем под действие лицензии на добычу, обнаружены природные ресурсы, отличные от нефти, и если продолжение деятельности не может проводиться, не создавая существенных неудобств для деятельности, осуществляемой обладателем лицензии в соответствии с лицензией на добычу, Король решает, осуществление какого из видов деятельности следует отложить и, если потребуется, в какой мере. При принятии такого решения следует принимать во внимание природу сделанного открытия, объем инвестиций, стадию деятельности, продолжительность и характер деятельности, ее экономическое и социальное влияние и пр., сравнивая все это с деятельностью, проводимой в соответствии с лицензией на добычу.

Соответственно применяются положения о продлении лицензии, о продлении срока выполнения рабочих обязательств, об оплате пошлины за район добычи на период продления, указанный в Статье 22, второй, третий и четвертый абзацы. 
Если откладывание согласно второму абзацу предполагается очень долгим, соответствующая лицензия может быть отозвана.

Король может решить, что сторона, которой позволено продолжать свою деятельность, должна полностью или частично возместить стороне, которой приходится откладывать или же сокращать свою деятельность, соответствующие расходы и, в разумной мере, другие потери.

Статья 20
Разумная добыча и составление графиков добычи

Добыча нефти должна вестись таким образом, чтобы было извлечено как можно больше углеводородов из каждой отдельной залежи или из нескольких связанных между собой залежей. Добыча должна производиться в соответствии с разумными техническими и здравыми экономическими принципами и таким образом, чтобы не допускались потери нефти и энергии коллектора.

До или одновременно с одобрением, даваемым в соответствии со Статьей 23, или лицензией, предоставляемой в соответствии со Статьей 24, Министерство должно одобрить график добычи. График добычи, отклоняющийся от того, что следует из первого абзаца, может быть одобрен, если это диктуется соображениями управления всем месторождением или иными важными социальными соображениями.
С тем, чтобы выполнить требования первого абзаца, обладатель лицензии должен в связи с планом разработки и эксплуатации, см. Статью 23, и позднее, когда это вызывается обстоятельствами, рассматривать альтернативные планы добычи и перспективные методы нагнетания и общий коэффициент извлечения для различных планов добычи.

По заявлению обладателя лицензии Министерство устанавливает на периоды по меньшей мере в шесть месяцев количество углеводородов, которое может быть добыто, или которое может нагнетаться за это время. Если нет новых сведений о залежи или других значимых обстоятельств, Министерство должно основывать свои решения на количестве нефти, которая может быть добыта, на режиме добычи, на котором, в свою очередь, основывается план развития.

Когда это вызывается важными социальными причинами, Король может, для отдельного месторождения нефти или нескольких нефтяных месторождений, установить иные режимы добычи, чем те, что были установлены или одобрены в соответствии с вышеприведенными положениями, и может в связи с этим потребовать увеличенной извлечения добычи углеводородов. Если решение, принятое в соответствии с настоящим абзацем, предусматривает уменьшение добычи по сравнению с планом добычи, установленным в соответствии с положениями второго или четвертого абзацев, Министерство должно предпринять усилия, чтобы разумно распределить уменьшение между соответствующими нефтяными залежами. В случае такого распределения особое внимание должно уделяться долгосрочным соглашениям о снабжении газом и нефтяным залежам, которые частично расположены на континентальном шельфе другого государства.

Сжигание углеводородов сверх количеств, необходимых для пуска установок или в целях безопасности во время эксплуатации, не разрешается без одобрения Министерства.

Статья 21
Подготовка к добыче, ее начало и продолжение

Министерство может принимать решения о проведении подготовки к добыче углеводородов, ее начале и продолжении, а затем о том, что уже идущая добыча должна быть продолжена или увеличена, в тех случаях, когда необходимо развить эффективную транспортную систему или обеспечить эффективное использование установок, как указано в Статьях 23 и 24, или когда это требуется для инженерного обустройства залежи, или когда желательно, чтобы две или более залежей разрабатывались совместно, или когда это диктуется другими существенными социальными причинами.

Если решение в соответствии с первым абзацем состоит в том, что добыча должна быть подготовлена или начата, обладателю лицензии будет дан двухлетний срок для представления плана развития и рабочего графика. Если такой план не представлен до истечения срока, или если обладатель лицензии сообщает Министерству, что он не собирается разрабатывать месторождение, или если обладатель лицензии без достаточных на то оснований не предпринимает необходимых шагов для осуществления плана или соответствующих директив, Министерство может предпринять шаги для начала добычи, в том числе полностью или частично отзывая лицензию на добычу для района, в котором, как считается, необходима эффективная добыча нефти. То же самое применяется и в случае, когда обладатель лицензии представляет план, который Министерство считает неудовлетворительным, однако в этом случае обладателю лицензии должен быть дан срок не менее шести месяцев для пересмотра плана. Если лицензия на добычу отзывается, затраты обладателя лицензии на разведку и разведочное бурение в связи с соответствующим месторождением компенсируются государством.

Статья 22
Откладывание разведочного бурения и разработки месторождения

Министерство может принять решение о том, что разведочное бурение и начало разработки месторождения должны быть отложены.

Любой, чья деятельность была отложена, может потребовать продления лицензии на срок, соответствующий времени откладывания. Если откладывание применяется только к ограниченной части деятельности, которая может вестись согласно лицензии, Министерство может установить укороченный срок продления лицензии, решить, что продления лицензии не будет или что продление будет дано только для части района, на который распространяется действие лицензии.

Если откладывание приводит к тому, что рабочие обязательства, наложенные согласно Статье 10, не могут быть выполнены в установленный срок, этот срок должен быть увеличен в необходимой степени.

Если деятельность отложена, плата за район добычи на период продления должна быть, по усмотрению Министерства, упразднена или уменьшена. Выплаты, произведенные авансом, не компенсируются. 

Статья 23
Одобрение плана разработки и эксплуатации нефтяных месторождений

Если обладатель лицензии решает начать разработку нефтяной залежи, он должен представить на одобрение в Министерство подробный план разработки и эксплуатации нефтяного месторождения, включающий размещение установок для добычи нефти. План должен содержать замысел и реализацию разработки, основанной на прогрессивном графике с описанием различных частей и шагов, входящих в разработку. План должен также включать в себя эксплуатацию и меры по поддержанию установок в рабочем состоянии.

План должен также содержать информацию об установках для транспортировки и использования, как это указано в Статье 24.

До одобрения плана Министерством нельзя брать на себя существенных обязательств по строительству и начинать его.

Если разработка месторождения планируется в два или более шагов (фаз), план должен в разумных пределах описывать всю разработку. Министерство может ограничиться одобрением отдельных шагов (фаз).

Статья 24
Лицензия на размещение и эксплуатацию установок для  транспортировки и использования нефти

Оборудование для отгрузки, трубопроводы, оборудование для сжижения, оборудование для производства и передачи на расстояние электроэнергии и другие установки для транспортировки и использования нефти не могут устанавливаться и эксплуатироваться в районах, указанных в Статье 1, или над ними без лицензии, выдаваемой Министерством. Лицензия может быть предоставлена на определенный период времени.

Статья 25
Право других пользоваться установками

Министерство может принять решение о том, что установки, указанные в Статьях 23 и 24 и принадлежащие обладателю лицензии, могут использоваться другими, если это диктуется соображениями эффективного управления или социальными соображениями и Министерство находит, что подобное использование не приводит к существенному ущербу для потребностей самого обладателя лицензии или кого-то, которому уже было обещано право пользования установкой. Любое соглашение об использовании, как указано в Статьях 23 и 24, должно быть направлено в Министерство для одобрения. Если соглашение не достигнуто, Министерство может само установить тарифы и другие условия для использования установок. Тарифы и иные компенсации должны обеспечивать владельцу разумную прибыль и должны учитывать, среди прочего, инвестиции и риски.

Статья 26
Выгрузка углеводородов на берег

Король определяет, где и каким образом осуществляется выгрузка углеводородов на берег.

Статья 27
Поставки для удовлетворения национальных потребностей

Король может принять решение о том, что обладатель лицензии должен делать поставки из своих добытых углеводородов для удовлетворения национальных потребностей и обеспечивать ее транспортировку в Норвегию. Король может также установить, кому должны поставляться эти углеводороды.

Поставленные углеводороды оплачиваются, а цена их определяется тем же самым образом, как и цена, служащая базисом для калькуляции платы за добычу, с добавлением транспортных расходов. Для транспортировки применяются соответственно положения Статьи 15, второй абзац. Если не достигнуто соглашение об условиях дальнейшй поставки, они устанавливаются Министерством.

Статья 28
Поставки в случае войны, угрозы войны и пр.

В случае войны, угрозы войны или другого чрезвычайного кризиса Король может принять решение о том, что обладатель лицензии должен предоставить свои углеводороды в распоряжение норвежских властей.

Если конкретная ситуация не требует иного, применяются соответственные положения Статьи 27, второй абзац. В такой ситуации Король определяет цену, которая является окончательной.

Статья 29
Соглашения между родственными компаниями

Когда это оправдано особыми причинами, Министерство может согласиться на то, чтобы обладатель лицензии вступил в соглашение, которое бы позволяло родительской компании или компании, с которой обладатель лицензии связан подобным же образом, осуществлять деятельность от имени обладателя лицензии.

Условием получения такого согласия должно быть обязательство, что такое изменение не приведет к уменьшению налоговых поступлений норвежскому государству.

Статья 30
Переход под контроль Государства, перемещение и пр. установок

Когда срок лицензии истекает, или от нее полностью или частично отказываются, или использование установок, как указано в Статьях 23 и 24, прекращено на постоянной основе, Государство имеет право бесплатно взять под свой контроль все стационарные установки с оборудованием, а также все материалы, имеющие к ним отношение. То же самое относится к отзыву лицензии согласно Статье 62, однако в этом случае Король принимает обязывающее решение, в какой степени будут компенсированы сделанные инвестиции.

Требование о передаче под контроль Государства должно быть представлено не позднее истечения срока действия лицензии или не позднее чем через шесть месяцев после прекращения действия лицензии по другим причинам или после того, как установки перестали использоваться на постоянной основе.

При передаче под контроль Государства установки с оборудованием должны быть в таком состоянии, которого требует разумные эксплуатационные требования. Споры об этом или, если применимо, о компенсациях Государству за небрежный уход должны разрешаться юридической экспертизой.

Вместо взятия установок с оборудованием под свой контроль согласно первому абзацу Министерство может заключить соглашение с владельцем о временном использовании его установок.

Если Государство не хочет брать под свой контроль установки с оборудованием, Министерство может потребовать не позднее двух лет после окончательной остановки оборудования и уж, во всяком случае, не позднее двух лет после прекращения действия лицензии, чтобы установки были полностью или частично ликвидированы в срок, определяемый Министерством, или чтобы были предприняты меры, предотвращающие нанесение другим ущерба или неудобств.

Обязанность демонтировать установки и пр. в любое время лежит на владельце установок. Право собственности на установки не может быть передано другому без согласия Министерства. Если вышеупомянутые требования не выполняются, Министерство может принять необходимые меры за счет собственника и на его риск. Затраты на такие меры являются основанием для взыскания задолженностей в бесспорном порядке.

В случае, если Государство после истечения срока действия лицензии на добычу или после того, как установки прекратили работу на постоянной основе, потребует, чтобы установки были демонтированы, залоги, связанные с ними, теряют свою силу. То же самое касается случая, когда Государство берет установки под свой контроль; в таких случаях, однако, права пользования, установленные с согласия Министерства, остаются в силе.

Москва, Эпицентр, 1999 год
Законодательство Норвегии по нефти и газу (Содержание)
Закон от 22 марта 1985 г. № 11 (Содержание)
Глава I Вводные положения
Глава II Разведка нефти
Глава III Добыча и пр.  нефти
Глава IV Регистрация и залог лицензий и стационарных установок
Глава V Ответственность за ущерб, причиненный загрязнением
Глава VI Специальные нормы, регулирующие компенсации норвежским рыбакам
Глава VII Общие положения
[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Публикации] [Книги]
[Законодательство по СРП] [Законодательство Норвегии по нефти и газу]

info@yabloko.ru