[Начальная страница] [Публикации]
Выступление Григория Явлинского в программе "Точка зрения" 
Радиостанция "Маяк", 29, 31 января, 1,3  февраля 1999г.
Григорий Явлинский с подробностями о встрече с госсекретарем США Мадлен Олбрайт

Г.Я. На встрече затрагивало три вопроса. Первый – о наших переговорах с Международным валютным фондом и оценка перспектив этих переговоров. Второй вопрос – об экономической политике России по выходу из кризиса. И третий вопрос – договор о ПРО, противоракетной обороне.

По первому вопросу   точка зрения, которую мы считали важной заявить заключается в том, что на сегодняшний день переговоры с Международным валютным фондом – это переговоры по возврату долга и по политике и реструктуризации наших долгов, по их обслуживанию. То есть в первую очередь переговоры с МВФ – это переговоры о том, как самому МВФ получить собственные деньги обратно. Эти переговоры имеют незначительное отношение к нашей экономической ситуации, если, конечно, не считать вопроса выплаты долгов. Констатировалось, что допускать  дело до дефолта крайне нежелательно, но и оставлять вопрос по долгам открытым на долгий период времени тоже было бы неправильным. Поэтому это – конкретный вопрос.

Переходя ко второму вопросу, я хочу отметить, что на сегодняшний день позиция МВФ по экономической политике России не может иметь решающего значения, потому что  ситуация, которая сложилась в российской экономике, требует совершенно нестандартных подходов. Поэтому с МВФ надо, безусловно, вести переговоры по займам и по возврату долгов, а экономическую политику Россия должна вырабатывать сама на основе тех подходов, которые сегодня нужны России. Прежде всего, это все, что связано с введением такой новой экономической политики, основанной на снижении налогов, на подъеме реального сектора, на особом внимании образованию и передовым технологиям,  на создание системы общественных работ, на поддержку внутреннего спроса, на внутренние инвестиции, на введение абсолютно новой системы налогов. Вот круг вопросов, который мы должны сейчас решать в нашей экономической политике.

Третий вопрос был самым значительным. Это был вопрос, посвященный ПРО. Здесь мы высказали предложение, смысл которого сводится к тому, что Россия - страна, людей которой кому-то извне нельзя ни наказать, ни купить. С нами можно только сотрудничать. Поэтому всякие санкции против наших институтов или гранты – вещи совершенно бесперспективные. Перспектива заключается только в сотрудничестве. Смысл этого сотрудничества в данном случае заключается в том, что мы готовы обсуждать вопрос о создании системы ПРО европейского масштаба, которая имеет отношение ко всем европейским странам и к значительной части самой России. Затем мы готовы обсуждать, соответственно, и систему противоракетной обороны для остальной, азиатской части страны.

Это обусловлено целым рядом весьма серьезных аргументов. Аргументы эти следующие. Во-первых, для нас тоже существует опасность одиночных террористических ракетно-ядерных ударов, и мы должны быть к этому готовы. Это же касается и  европейцев, и России. Во-вторых, нам надо в этом участвовать, потому что нам выгодно избежать саморазвития оборонных систем на Западе, без нашего участия. Нам надо в этом участвовать, это необходимо для развития нашего научно-технического потенциала. Нам надо в этом участвовать, потому что это решает целый ряд наших экономических задач, особенно в области военно-промышленного комплекса. Нам надо в этом участвовать, потому что это не против третьих стран, а против террористов и это – правильное направление нашего политического развития на перспективу.

Кроме того, я хотел  бы подчеркнуть, что Россия на сегодняшний день располагает такими элементами защитных систем, которыми Соединенные Штаты не располагают. Наши защитные системы опережают сегодня американские не меньше, чем на 4-5 лет. Это такие системы, как С-300, они минимум на три-четыре года опережают американский «Пэтриот». Я думаю, что для нас этот вопрос должен стоять именно таким образом.

Это три основных вопроса, которые обсуждалась и, как мне показалось, Олбрайт отнеслась к большинству высказанных соображений с пониманием. Какая будет практическая реализация – это следующий вопрос.

В приезд Мадлен Олбрайт все обсуждали проблемы, связанные с МВФ, хотя я не вижу в этом ничего важного. У нас колоссальный долговой кризис, и это единственное, что нужно обсуждать с МВФ. Что же касается более важных вопросов, которые, как я считаю, могут иметь большое значение для нашей страны, то это заявление американцев о том, что они хотят построить нестратегическую систему противоракетную оборону. Речь идет о том, что в 1972 году Советский Союз и Соединенные Штаты подписали договор о том, что ни одна из этих стран не создает противоракетную оборону. Необходимо это было для того, чтобы у правительств обеих стран было ощущение, что ни при каких условиях нельзя начинать ядерную войну. Это была та самая концепция сдерживания. Кроме того, количество боеголовок таково, что невозможно было даже представить, как такую систему построить.

А сегодня возникла новая проблема. Это одиночные террористические ракетно-ядерные удары. Не государственные, в рамках войны, а пуск отдельными террористами двух-трех или десяти-двадцати ракет, которые могут нанести безумный ущерб. Для защиты от таких одиночных террористических ракетно-ядерных ударов они и решили построить нестратегическую противоракетную оборону. Нестратегическую в том смысле, что она направлена не против стратегических потенциалов, а против одиночных. Это справедливое требование. Такая угроза для Соединенных Штатов может существовать. Но нужно добавить, что это требование справедливо и для любой европейской страны. И, кстати говоря, если, допустим, произойдет пуск в сторону Великобритании, то ответ будет немедленным, и это будет началом ядерного конфликта. То же самое в случае Франции. Следовательно, создание зонтика нестратегической противоракетной обороны для Европы - вопрос столь же актуальный.

 Однако, просто по законам физической географии, Европа не может закрыть себя, не приняв в расчет России. "Зонтик" можно поставить только вместе с половиной России. Дело не только в половине страны, но и в том, что Россия располагает таким научно-техническим потенциалом и такими, уже реальными достижениями, которые уже далеко ушли вперед по сравнению с тем, что делает Европа. Они даже на три-четыре года впереди по сравнению с тем, что делает Америка. Россия имеет ракеты С-300, которые гораздо лучше, чем американский "Пэтриот". И это означает, что Россия имеет возможность сегодня, при создании такой системы противоракетной обороны, ставить вопрос о том, чтобы именно ее ракетами, ее системами, продукцией ее ВПК были оснащены все системы Европы. Для нас это заказы на 25 лет. Для нас это прямой путь к поднятию с колен нашего военно-промышленного комплекса, к новым научно-техническим разработкам. Оживут наши институты, появятся запросы на наших студентов, на высшую школу. Появятся жизнь и работа. И мы, кроме того, политически будем двигаться в сторону того, чтобы стать все более европейской страной и частью системы безопасности. Сами подумайте: если эта система заработает и будет оснащена нашими ракетами С-300, значит, ВПК получит рабочие места. Понадобится работа КБ, они потребуют новых специалистов, они придут из НИИ, которые, в свою очередь потребуют новых студентов. Вузы обратят новый заказ к школе. Вот это и есть работа, то, что нам надо. Вот какой нам надо дать шанс, вот что мы можем сейчас использовать. Кстати, на переговорах с Олбрайт такая постановка вопроса нашла поддержку и понимание. Теперь все будет зависеть от российской стороны. К сожалению, не все наши политики и специалисты обратили на это свое внимание. А многие стали выкрикивать какие-то, с моей точки зрения бессмысленные, вещи о том, что если американцы будут строить такую систему, то это нарушит какой-то баланс, приведет к тому, что мы окажемся в неравном с ними положении. Хотя это все совершенно не так. Такая система не может противостоять сколько-нибудь большому числу ракет. Если СНВ-2 будет ратифицирован и у нас будет по тысяче боеголовок с каждой стороны, то такая система не может предотвратить удар. Она может отловить максимум сто ракет. Эффект все равно совершенно запредельный. Поэтому для нас это не является проблемой, а может стать только пользой.

Другое соображение - европейский противоракетный зонтик покроет только пол-России. Второй вопрос надо будет решать с Японией. Она заинтересована в том же самом. Это задача для нашего ВПК, для наших военных - есть стратегическая оборонная инициатива, имея в виду и политическую, и экономическую сторону. И не стоит выкрикивать сегодня, что если американцы будут это предлагать, то надо бежать, сломя голову, в противоположную сторону. Или, как один военный заявил: "Мы сейчас выпустим такие ракеты, которые будут сильнее, чем их противоракетная оборона". Для чего это делать?

Григорий Алексеевич, ваши политические противники высказывают суждение, что Явлинский и его движение «Яблоко» много говорят, но мало что делают. Может быть, посмотрим хотя бы события одной недели: что делало «Яблоко»?

Г.Я. Прежде всего,  я должен сказать, что наша главная работа – то, ради чего нас выбрали в Государственную Думу – это говорить людям правду. Мы считаем, что это очень важное и непростое дело. Говорить правду о коррупции, об экономической политике, о том, что нас ожидает – в нашей стране это очень большая и специальная работа. Говорить публично, для всех. Но нам еще приходится работать очень много совершенно конкретно, у нас есть наши задачи. Нам понятно, что просто говорить правду  недостаточно. Я сейчас попробую остановиться на некоторых принципиальных направлениях, которыми мы занимаемся последнее время.

Прежде всего, я хочу напомнить, что мы несколько месяцев назад заявили о коррупции в правительстве и направили соответствующий запрос. Ответ, который к нам пришел через месяц, звучал  таким образом, что нет никакой коррупции и все хорошо. Кроме того, Евгений Максимович Примаков был у нас на заседании  фракции, когда обсуждался вопрос о бюджете.  Мы в основном повторили все наши доводы и тогда он сказал: «А вы работаете с коррупцией?» И вот я сейчас должен доложить своим избирателям и всем, кто нас слушает, что мы на самом деле в этом направлении делаем. Мы создали специальную комиссию по борьбе с коррупцией, специальные группы, которые работают в регионах Российской Федерации и в центре, в Москве. По результатам нашей деятельности мы можем сегодня доложит конкретные вещи: освобождено руководство Екатеринбургской милиции за коррупцию и злоупотребление служебным положением, по запросам и после давления со стороны «Яблока».  В результате нашей деятельности возбуждены уголовные дела против милиции Алтайского края. Возбуждены уголовные  дела по незаконной приватизации военно-морских портов на севере страны, по многим махинациям в Санкт-Петербурге. Расследуется дело против  руководства Московской налоговой полиции, тоже по запросам и под давлением «Яблока», по результатам работы наших экспертов и специалистов. Расследуется дело по злоупотреблениям в морском порту Новороссийска. Мы считаем этот вопрос очень важным, потому что уже сейчас ясно, что там – огромное количество денег, которые могут решить для целого региона вопросы оплаты бюджетников. Специальная работа была проведена по соответствующему управлению ФСБ, которые были  расформированы и возбуждено уголовное дело по коррупции. Начато расследование по коррупции в республике Коми, по компании, у которой около 20 миллионов долларов найдено уже на счетах в Хорватии и Дании. Этим занимается  «Яблоко». Это – вполне конкретные вещи. Мы пытаемся это все выводить на поверхность и благодарим всех, кто с нами сотрудничает. Это огромное количество людей. В частности, мы благодарим «Новую газету», которая этим все время занимается, мы благодарим таких наших коллег-депутатов, как Щекочихин, Митрохин, Голов, наших товарищей по партии, как Астанин и Горячев, которые постоянно занимаются этой проблемой. Вот вам конкретные дела, примеры того, что мы делаем.

А законотворческая деятельность?

Г.Я. Есть и другие направления нашей работы. Например, мы хотели бы сегодня сказать, что мы работаем с самыми тяжелыми регионами. Где тяжелее,  там мы стараемся присутствовать как можно активнее. Прежде всего мы хотим  присутствовать на Севере, потому что там самое тяжелое время. Кризис привел к тому, что уже сегодня ничего невозможно там поправить. От этого региона во многом  зависит экономическое будущее страны. Край очень богат  природными ресурсами: запасы золота, платины, цветных металлов, нефти, газа. 25 процентов  валютных доходов страны – заслуга северян. Поэтому мы считаем, что нужно уделять им как можно  больше внимание. Мы пошли на то, что наш депутат Борис Мисник возглавляет соответствующий комитет, он не понаслышке знает все, что происходит на Севере. 

В течение четырех лет «Яблоко» добивалось принятия и улучшения Госдумой законодательства по разделе продукции. В декабре нам это удалось, в закон о соглашениях о разделе  продукции были внесены такие изменения, которые сделали его работоспособным. Это чрезвычайно важно для привлечения денег и создания рабочих мест в северных регионах. Благодаря нашей инициативе по соглашениям о разделе продукции в Сахалинской области за последние дни было вложено до 1 миллиарда долларов инвестиций. 

Другой пример. Когда шел Налоговый кодекс, то, несмотря на наше негативное отношение к нему, в той части, которая касалась Севера, мы  вносили целый ряд поправок, которые должны стимулировать экономическое производство  на Севере. Мы выступили против внесения изменений в закон об отпусках в той части,  которая касалась Севера. Там предусматривалось сокращение отпусков и не предусматривались дополнительные отпуска  для работы на Крайнем Севере.  В процессе принятия Закона о занятости мы вмешались и исправили то положение, которое устанавливало сумму пособия по безработице в зависимости от прожиточного минимума. Для северян с их высокой зарплатой это привело бы к сильному уменьшению пособий по безработице. Ну и так далее, есть целый ряд конкретных вещей, которые совершенно необходимо было сделать. Буквально в последние дни, 27 января, Совет Федерации преодолел вето президента на закон о повышении заработной платы. Этот закон устанавливает первый разряд тарифной сетки оплаты бюджетников не постановлением правительства, как это было до сих пор, а федеральным законом, принимаемым Государственной Думы. Поэтому с 1 апреля 1999 года оплата работников первого  разряда составит 110 рублей. А с 1995 года первый разряд был установлен в размере 60 рублей.  Принятие нового закона предполагает повысить заработную плату работникам бюджетной сфер почти на 80 процентов. Кроме того, по этому закону общероссийские объединения профсоюзов и работодателей получат право участвовать в определении коэффициентов оплаты труда. Для фракции этот закон имеет абсолютно приоритетное значение. Татьяна Ярыгина и Александр Кузнецов в течении четырех лет занимались этим законом и в марте «Яблоко1998 года » призвало к гражданским действиям в его поддержку. И добилось его принятия. Гражданское давление оказалось действенным: повторное вето президента последовательно преодолели и Госдума, и Совет Федерации и теперь президент обязан подписать этот закон в ближайшие дни.

Мы, конечно, понимаем, что сам закон будет действовать по-настоящему только если заработает наша экономика. Но мы отказываемся принимать такие аргументы правительства, что  жизнь рабочих и служащих – в последнюю очередь, что сначала нужны различные экономические меры, а уже потом, как результат всего этого, улучшится жизнь. Мы считаем, что должен быть норматив и правительство обязано выполнять те вещи,  которые необходимы для нормальной и спокойной жизни граждан. Если они не умеют этого делать, то пусть уходят. Другие придут и сделают. Нас можно спросить, мы предложим свою программу действий, но больше оставлять страну в таком отвратительном нищенском положении невозможно.

Еще один вопрос, который, мне кажется, просто связан с судьбой страны, касается очень многих граждан.   На местах принимаются законы, которые противоречат федеральным законам.. Этим закладываются основы развала  нашей федерации. Поэтому разработаны специальные законопроекты об обеспечении соответствия законов на местах и федеральных законов. Этот закон тоже разработан по инициативе наших депутатов Сергей Митрохина и Сергея  попова и принят 356 голосами.  Закон предполагает, во-первых, установить федеральный контроль за процессов нормотворчества субъектов Российской Федерации. Они не смогут выдумывать то, что придет в голову, все должно быть в рамках реальных процедур, которые обязывают их вписываться в рамки российских законов. И второе – реальные гарантии исполнения судебных решений региональными властями. Существует ответственность за неисполнение. Если все остается как есть, то через 10-15 лет страна наша рассыплется уже окончательно и навсегда. Ответственность, которую мы предлагаем – ответственность вплоть до снятия с должности глав исполнительной власти субъектов за принятие законов, противоречащих российским законам. Они – такие же граждане, как и все, их избирают так же, как и всех других. Даже если Совет Федерации наложит вето на этот закон, то Дума преодолеет это вето и Ельцин этот закон подпишет, потому что любой президент, любая администрация  заинтересованы в том, чтобы в регионах исполнялись российские законы. Так что не надо нас пугать. 

Это не самая приятная работа, но иногда польза конкретная происходит от того, что вы что-то не позволяете принять. Иногда это не менее сложно и не менее важно. Например, мы не поддержали Земельный кодекс, отправили его на доработку,  поскольку Земельный кодекс очень существенно ограничил права граждан на распоряжение землей. Таких вещей много.

Меня часто  спрашивают, что мы конкретно делаем. Можно собрать довольно много таких вещей. Мы скоро это представим и всех поставим  в известность по данному вопросу.

«Яблоко» объявило о новой экономической политике, о новом НЭПе. Является ли ваш НЭП частью программы  «Россия в XXI веке»?

Г.Я. Да, это является прелюдией.  «Россия – XXI век» это программа, связанная с развитием научно-техническим и интеллектуальным потенциалом нашей страны. Для того, чтобы этот механизм заработал и эти  программы могли осуществляться, необходимо выправить ситуацию и уже сегодня начать выходить из кризиса. В нашем НЭПе мы исходим  из того, что развал государственных финансов является следствием развала государства. Мы исходим из того, что самые тяжелые и главные вопросы связаны сейчас с налаживанием таможенного контроля по всему периметру границ Российской Федерации, прежде всего с СНГ. Первое - строгий, жесткий таможенный контроль. Второе - закрытие наших границ для контрабанды на Дальнем Востоке. Третье – закрытие дыр, подобных Чечне. 

Вторым шагом должно стать федеральное присутствие, контроль за расходованием федеральных бюджетных средств в регионах.  50 процентов консолидированного бюджета исчезают в регионах. Если правительство не обеспечит федеральное присутствие и не будет контролировать все это, то оно никогда не получит нужные суммы денег для формирования бюджета. На сегодняшний день ни президент, ни правительство, ни Федеральное Собрание, ни МВД, ни прокуратура, никто не знает способов расходования средств. Необходима совершеннейшеая прозрачность и полный отчет представителей местной власти за каждую федеральную копейку. Совершенно очевидный и ясный механизм: просто политическая воля – не подкармливать, не прощать, не обменивать какие-то политические привилегии, а выполнять соответствующие обязательства в полном объеме.

Третье – борьба с коррупцией. Конечно, «Яблоко» одно все сделать не может. До сих пор мы имеем только ответы о том, что все в порядке, хотя время от времени премьер-министр заявляет о борьбе с коррупцией. Но нет, все остается по-прежнему. Необходима массовая, массированная работа против коррупция. Вот они, предпосылки. Тогда на этой основе можно двигаться дальше.

Еще раз хочу объяснить – развал государственных финансов следствие развала государства. Здесь есть важнейший и очень тревожный симптом. Невозможно собрать государственный бюджет – он же государственный! – если государство не отправляет своих главных государственных функций: не контролирует таможню, не контролирует собственные деньги, которые уходят в субъекты Федерации,  не ловит за руку чиновников, которые разворовывают бюджет. Ну как же тогда бюджет-то собрать?

А уже дальше – технические вопросы. Это налоги. Мы выступали и выступаем за снижение налогов до 10 процентов, чтобы их легко было собирать, за снижение ставок для предприятий до 20 процентов, а для сельскохозяйственных – до 15 процентов. Мы выступали и выступаем за снижение числа налогов до пяти. Мы считаем, что должны быть косвенные налоги, которые позволят нам исправить очень существенно исправить результаты приватизации, то есть поменять собственников. Мы считаем, что налоговая декларация должна быть коренным образом упрощена, чтобы она была совсем простой и каждый мог просто расписаться, что он не ворует и не пользуется криминальными методами получения средств. Тогда директора смогут оживить свои производства, развязать неплатежи, вкладывать деньги в развитие собственных предприятий.

А с другой стороны бюджет будет формироваться за счет контроля за природными ресурсами. Меня  все спрашивают: что такое общественный контроль за природными ресурсами? Он заключается в следующем: каждые полгода, любая компания, какой бы величины она ни была, должна публиковать полный отчет о всех своих финансовых доходах и расходах. И должен быть проведен глубокий всесторонний аудит по всем основным компаниям и естественным монополиям, которые составляют 70-75 процентов платежей. Через два-три года вся эта система заработает.

Следующий пункт нашего нового экономического плана – уделять главное внимание образованию. На самом деле приоритетов гораздо больше, их много. Но если не выбрать какой-то один и полностью посвятить себя этому, то ты утратишь перспективу. Таким приоритетом мы считаем образование: интеллектуальный потенциал страны, новые технологии, качественно новое отношение к возможностям России и российских граждан.

Наконец, это развитие внутреннего спроса, как сказали бы экономисты, реформы  реального сектора экономики, развитие и стимулирование внутреннего производства и, для этого, общественные работы. Они с одной стороны обеспечат необходимые минимальные средства на потребление, а с другой – строительство дорог и инфраструктуры, что совершенно необходимо для современной экономики. Если таким образом подойти к решению этих вопросов, то нет сомнения, что можно добиться очень солидных результатов.

Расписание эфиров программы "Точка зрения" с Г.Явлинским на радиостанции "Маяк":

понедельник 7.35-7.40
среда 14.21-14.25
пятница 18.21-18.25
воскресенье 14.21-14.25, 14.33-14.38

Программа "Точка зрения", Радио "Маяк",
29, 31 января, 1 февраля 1999г.
Обсуждение выступления

См. также: Брифинг Явлинского..., О пресс-конференции в Интерфаксе
Статья Владимира Абаринова "Явлинский предлагает американцам создать ПРО для Европы", Правительство Примакова и коррупция, Новая экономическая политика, Г.Явлинский

[Начальная страница][Публикации]
info@yabloko.ru