Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


5 страница 1 2 3 4 6 7 8 Содержание
"Яблоко России" № 1 (93) 1 января 2000 года

ПЕРЕКРЕСТОК

  • Георгий Дерюгин, председатель Орловского "Яблока". Ложь и беззаконие не могут быть вечными.
  • С нашего сайта. Т. В. Егоров. Страдает не идеология, а организация.
  • Избиратель мне друг, но истина дороже. Беседа с В.Борщевым. Вопросы задавал Усам Оздемиров.
  • Пульс глубинки

    Ложь и беззаконие не могут быть вечными

    Выборы мы проиграли не только потому, что появилось пресловутое "Единство" и СПС оттянул на себя часть голосов "Яблока", а потому что не имели четкой осмысленной позиции по ряду важных моментов.

    Достаточно странным, например, было отношение "Яблока" к ратификации российско-белорусского договора. Вместо ясной и принципиальной позиции мы слышали рассуждения о том, что "это хорошо, но не в такой форме" и т.д. Можно было заявить, что этот договор - договор нелигитивного президента Белоруссии и недееспособного президента России. Можно и нужно. Этого сделано не было.

    Безусловно, правильная позиция, по отношению к чеченским событиям, не была замечена и не понятна не только потому, что утонула во всеобщем ликовании по поводу "маленькой победоносной войны", но и потому, что внятно не был назван основной мотив компании - это стремлении повысить рейтинг власти вообще и премьер-министра, в частности...

    В общеизвестном сознании СМИ и нашими политическими оппонентами был создан образ "Яблока".

    Сейчас "Яблоко" поставлено перед выбором - или продолжать лавировать между собственными принципами и желанием повысить рейтинг или твердо, серьезно и принципиально отстаивать либеральные ценности.

    На прошедших выборах мы вели себя честно - не лгали и не обещали того, чего мы не в состоянии сделать, и нам не стыдно смотреть в глаза тем, кто за нас голосовал. Но они ждут ответа на вопрос - что же партия будет делать дальше.

    Позиция "Яблока" должна определяться не предстоящими президентскими выборами и не социологическими рейтингами, а нашей совестью.

    Мы должны прямо заявить, что существующая сегодня власть - власть глубоко преступная.

    Мы должны заявить о своем отношении к Владимиру Путину, стремительно набирающего очки на крови русских и чеченцев.

    Мы должны заявить о своем отношении к "Союзу Правых Сил", которое должно быть очень простым - никакого сотрудничества с людьми, втоптавшими в грязь демократические идеалы.

    Мы должны заявить о своем отношении к "Единству" - партии, созданной только лишь для того, чтобы позволить кремлевской верхушке удержаться у власти, и, как минимум, еще четыре года продолжать лгать и воровать.

    Мы должны заявить о своем отношении к союзу Белоруссии и России - не может быть никаких договоров со страной, в которой попираются права человека.

    И повторять до тех пор, пока это не будет услышано всеми. Мы уверены, что люди - это не электорат, которым можно манипулировать. Ложь и беззаконие не могут царить вечно. Пройдет время, граждане поймут, кто был прав.

    Мы убеждены - "Яблоко" - партия новой России.

    Георгий Дерюгин, председатель Орловского "Яблока"


    С нашего сайта

    Страдает не идеология, а организация

    Я - убежденный сторонник Явлинского. Тем больнее видеть, как "Яблоко" катится вниз. Мы взяли меньше коррумпированного ОВР, меньше убогого СПС, меньше демагога Жириновского - и все потому, что, как выразился Явлинский в программе Доренко, "не целовали руку власти?". Не только в этом дело. Я думаю, тут еще и иное. Я говорю об организационном моменте. Явлинский хорош как политик, но его некому поддерживать в организационном плане. Рекламные ролики и предвыборные листовки - плохой метод агитации, если в течение долгого времени не ведется систематическая работа с населением по всей стране.

    Страдает не идеология "Яблока", а организация. Вот, к примеру, ситуация в моем городе (Глазов, Удмуртия). Есть у нас инициативная группа "яблочников". Весной 1999 года мы обратились в органы партии с просьбой создать у нас местное отделение "Яблока". Восьмой месяц бьемся - бесполезно.

    А как, спрашивается, мы должны агитировать и вести систематическую работу с населением без поддержки из центра? Правда, 3 месяца(!) назад нас-таки заметил один из депутатов - "яблочников" А. Ю. Мельников. Он смог личными усилиями наладить поставки "яблочной" литературы, но разве этого достаточно? У нас нет официального статуса, и, соответственно нет ни прав, ни денег, чтобы существенно влиять на политический климат в городе. А вот, к примеру, СПС уже в ноябре (ну и скорость!) создал у нас свое местное отделение. У них и деньги, и права, и статус-все есть. Быстро и эффективно. Это в моем городе.

    Судя по результатам выборов, в других городах ситуация подобна нашей. Что же это за неэффективная партия такая? Разница между "Яблоком" и СПС - в ОРГАНИЗАЦИИ. Энергичные и открытые СПС-овцы сумели за пару месяцев убедить больше людей в том же, в чем их за несколько лет не смогло убедить "Яблоко", которому явно не хватает толковых организаторов.

    Выводы:

    1. Выборы проиграл не Явлинский и не его идеология, а крайне неэффективная организационная структура "Яблока".

    2. Для дальнейшего существования Явлинского на политической сцене нужна более совершенная организационная структура, нежели его нынешняя партия.

    Если же изменить партию не удается, то почему бы Вам, Григорий Алексеевич, просто не разогнать эту кучку дармоедов и не создать настоящую, эффективную организацию, которая будет заинтересована в победах на выборах?

    Однажды, в начале осени 1999 г., я уже вывешивал на сервере "Яблока" в книге гостей свое объявление, в котором призывал Явлинского изменить партию, потому что считал, что проводя такую бездарную организационную политику и проповедуя пренебрежительное отношение к провинции, победить нельзя. Время доказало две вещи: мою правоту и то, что Явлинский меня не услышал. Жаль.

    Т.В. Егоров,член инициативной группы сторонников "Яблока"


    Избиратель мне друг, но истина дороже

    Депутат Госдумы 2-го созыва, Председатель Постоянной палаты по правам человека Валерий Борщев отмечает, что спрос на моральные ценности в обществе упал

    - Результаты этих выборов оказались довольно неожиданными. Было бы интересно услышать Ваше мнение о прошедшей избирательной кампании?

    - Я не оцениваю их так оптимистично, как многие, кто считает, что произошла чуть ли не революция. В общественном мнении произошел какой-то сбой. Не видно, чтобы делалась ставка на политиков, которые могли бы внести что-то новое. Можно сделать вывод о резком снижении в обществе стремления к кардинальным изменениям в экономической политике. Тот факт, что большинство голосов получили "Единство", КПРФ и ОВР, говорит о том, что избиратель озабочен прежде всего стабильностью, наивно полагая, что стабильность даст решение тех проблем, которые перед нами стоят. Может быть, действительно этот парламент будет более слаженно работать с правительством и конфронтация между ними снизится. Но в то, что нам теперь удастся сделать какой-то рывок вперед, - мне совсем не верится. Ведь мы уже имели подобный выбор в лице премьера Примакова, который сгладил нараставший после финансового кризиса конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти. Но он не сделал ничего новаторского в сфере экономической политики, более того, пошел на политику стагнации, даже реставрации некоторых коммунистических установок. В основании такого выбора, на мой взгляд, лежит усталость людей, раздражение, недовольство всеми ветвями власти - и недовольство вполне справедливое. Но все же, повторюсь, сделанный выбор не даст нам продвижения в желаемом направлении.

    - Чем объяснить, что "Яблоко" не совсем успешно прошло через эти выборы?

    - Я думаю, что тут много причин. Мы неудачно вели нашу избирательную кампанию. Это надо проанализировать достаточно глубоко и серьезно. Но если говорить об общественном мнении, меня удручает такой факт: моральные ценности в политике оказались для общества не столь важны. Мы все время слышали слова критики в адрес депутатов за то, что они имеют много льгот и привилегий. Часто говорилось о коррупции, о корыстолюбии политиков, занятых собственными интересами, а не общественным благом. Видя такую озабоченность общества, "Яблоко" рассчитывало получить весомую поддержку, так как мы делали всегда акцент на моральной стороне политической жизни, выступали с лозунгом "Честность - в политике, порядок - в стране!". Видимо, мы переоценили потребности общества в моральных ценностях. Я полагаю, что мы недостаточно хорошо изучили общественное мнение, что мы исходили из наших представлений об обществе, которые были далеки от реальности.

    - Видимо, позиция "Яблока" по Чечне тоже сыграла здесь свою роль?

    - Несомненно. Это бывает в каждом государстве в ситуациях, когда население отстаивает в политике резкие, силовые решения. Либералы этих позиций не разделяют и, в результате, проигрывают. Так произошло с либералами в Англии, когда был кризис вокруг Фолклендских островов. Вопрос Чечни - это в общем-то главный момент, который не позволил нам выступить на выборах более успешно. Но, тем не менее, политика "Яблока" в этом вопросе была правильной. К сожалению, не всегда в истории люди, мыслящие прогрессивно, оказываются поддержанными большинством. К примеру, во времена диссидентства мы, правозащитники, не отражали мнения большинства, и нас травили. Точно так же, как Чубайс называет нас предателями за стремление защитить права мирного населения Чечни, в советские времена нас обвиняли как "агентов ЦРУ" (в данном случае приемы Чубайса и коммунистов застойных времен совпадают). Но прошло время, и люди согласились, что мы занимали правильную позицию. Придет время, когда общество признает правоту "Яблока" и в чеченском вопросе. Да, политически это был проигрыш, но истина на нашей стороне.

    - Расскажите, как проходила Ваша личная избирательная кампания?

    - Я выдвигался кандидатом в депутаты в Госдуму в 198-м Перовском избирательном округе, и мне пришлось испытать жесткий прессинг со стороны административных органов. Руководители местных управ явно поддерживали моего соперника генерального директора Измайловского гостиничного комплекса. Достаточно привести такой пример: когда в ходе предвыборной кампании я опубликовал свою фотографию вместе с двумя главами управ, с которыми мне приходилось до этого встречаться, то они подали в окружную избирательную комиссию жалобу, что снимок опубликован без их ведома. Представьте, им было даже страшно сознаться, что они со мной контактируют. Бороться приходилось в условиях изоляции. Окружная пресса давала ложную информацию и не публиковала моих материалов. Руководство школы не разрешило мне провести встречу с избирателями, сказав, что они поддерживают "Отечество". Много было нарушений в процессе самих выборов. Все делалось для того, чтобы заблокировать деятельность наших представителей в избирательных комиссиях. На трех избирательных участках в середине дня вдруг появилось еще по одной урне. Когда член комиссии от "Яблока" открыл ее, то увидел, что в ней лежат бюллетени. На другом избирательном участке, когда наш наблюдатель Андрей Бабушкин, заметивший превышение числа бюллетеней над числом проголосовавших в 241 штуку, потребовал пересчитать бюллетени, председатель избирательной комиссии пригрозил "размазать его по стене" и даже поднял стул в подтверждение своей готовности перейти от слов к делу. На второй день после выборов мое доверенное лицо, руководитель отделения "Яблоко" в Восточном административном округе Вера Степаненко была даже избита майором милиции. Избита за то, что она, придя в территориальную избирательную комиссию Перово вместе с ее членом Карриной Москаленко добивалась исполнения закона: требовала опечатать бюллетени в надлежащем помещении. Конечно, мы не можем оставлять без внимания подобные грубейшие антизаконные действия, и подали жалобу в Центризбирком, обратились с иском в суд и будем оспаривать результаты выборов в Перовском округе.

    Вопросы задавал Усам Оздемиров