24 ноября 2011
Sodei.ru

Галина Михалева: России нужна трансформация, а не реформы

Об итогах реформ, проблемах российского общества и планах по борьбе с коррупцией в интервью корреспонденту Sodei.ru рассказала исполнительный секретарь Политического комитета партии “Яблоко” Галина Михалева.

- Как Вы оцениваете реформы первого десятилетия 2000-х годов?

- Замах был серьезный – планировалась модернизация практически во всех областях. Особенно возросло количество заявленных реформ с появлением тандема Медведева и Путина, но ничего из этого толком не получилось. Сегодня мы имеем совершенно ужасный закон “О некоммерческих организациях”. Реформа МВД выразилась в том, что сменили название с милиции на полицию, выгнали пенсионеров и тех, кто уже совсем заворовался. Школы превращаются в коммерческие организации, а качество образования вообще стоит на последнем месте. Очевидно, что стране, над которой висит “проклятие ресурсов”, образованные люди не нужны. Власти достаточно 10% от сегодняшнего населения, которые и будут обслуживать трубу. И такой же результат практически во всех сферах, которые пытались реформировать. Создается такое впечатление, что в правительстве засели враги, которые если что и делают, то только разрушают.

- В чем кроется причина неудачных попыток реформировать общество?

- Существующая система государственного управления не поддается никаким реформам. Она авторитарная, олигархическая, коррумпированная, построена на самообслуживании правящих кругов. Те, кто находится у власти, имеют возможность зарабатывать деньги и, как следствие, закрепляют свои властные позиции, а граждане их совершенно не волнуют. Сами представители правящей элиты никаких реформ не хотят, а механизма влияния общества на власть нет. Сегодня выборы превратились в имитацию: все знают, что проценты партиям распределяются в Кремле. Существующую систему необходимо не реформировать, а трансформировать, то есть начинать все сначала. Но дело не только в существующей системе: при пассивном обществе невозможно настаивать на политических изменениях, а общество у нас сегодня такое, что уровень солидарности очень низкий, готовность протестовать выражается только в Интернете.

- Какие условия, на Ваш взгляд, необходимы, чтобы кардинально изменить ситуацию в стране?

- Для того чтобы что-то менялось, необходимы два условия. Во-первых, нужны элиты, которые хотят этих изменений. Они сегодня в России есть: о необходимости реформ говорят даже люди, близкие к нынешнему правительству и президенту, например, ИНСОР (Институт современного развития), Высшая школа экономики или разработчики “Стратегии 2020”. Все они в один голос сообщают, что так дальше не пойдет. Даже имея нефтяные деньги, мы не можем жить, ничего не меняя. Сегодня есть колоссальный износ инфраструктуры, цивилизационные разрывы между городом и деревней и другие проблемы. Во-вторых, нужна готовность активной части общества жить по новым правилам.

- Готово ли сегодня само общество к переменам?

- Наследство тоталитарного режима, включая ленинские и сталинские репрессии, и разочарование от проведенных реформ, конечно, не способствуют тому, чтобы люди поверили в возможные перемены и были готовы защищать хотя бы собственные права. С другой стороны, в стране превалируют патерналистские настроения, когда люди ничего не хотят делать, но хотят получать что-то от государства. Все это ведет к тому, что граждане готовы в очередной раз поверить какому-то одному человеку, так называемому царю.

- Что, по вашему мнению, необходимо сделать для активизации общества?

- У нас до сих пор отсутствует национальная идея, которая объединяет элиты и общество так называемым «конституционным консенсусом». Сегодня у нас есть советский гимн, имперский герб и демократический флаг – все это символизирует состояние умов современной России. Мы не знаем, кто наши враги, а кто – друзья. Поэтому непонятны и приоритеты нашего развития. Кроме того, чтобы двигаться в будущее, нужно понять и однозначно оценить наше тоталитарное прошлое. Нельзя, чтобы для нашего общества Сталин был героем, и общество не знало о миллионах жертв репрессий тоталитарного ленинско-сталинского режима. Консенсус необходим в отношении общих ценностей и способствует тому, что различные общественные группы начинают работать сообща в одном направлении. У нас он отсутствует, люди не понимают цели развития страны, не понимают, как их личная жизнь связана с тем, что делает ее руководство. Как следствие, сегодня так называемый средний класс, который и должен заниматься модернизацией, рассчитывает на то, что если не они, то их дети точно уедут из страны.

- Способны ли существующие механизмы общественного контроля хоть как-то повлиять на власть?

- Даже в том виде, в каком они есть, институты общественного контроля в каких-то ситуациях могут сыграть решающую роль. Члены Общественной палаты нет-нет да и выступят с совершенно откровенной критикой. Открытое высказывание недовольства властью влияет на принятие ей решений. Не стоит забывать о том, что авторитарные режимы неустойчивы и могут начать сыпаться очень быстро. Для этого достаточно немного расшатать их. Вспомним, что перестройка в СССР началась с гласности: дали свободу говорить то, что думаешь, даже не все, поскольку люди боялись еще что-то формулировать. Сегодняшний предвыборный процесс несколько отличается от предыдущих. Стала ходить на дебаты, хотя и не на все, “Единая Россия”. Но ситуация с допуском политических партий на выборы остается печальной. Например, непарламентские партии обязаны собрать 150 тысяч подписей. Подписи за «Яблоко» собирали больше одной тысячи человек, и 800 нотариусов мы использовали для заверения тех самых подписей. Для сравнения: «Патриоты России» обошлись лишь четырьмя сборщиками подписей.

- Что необходимо предпринять для борьбы с коррупцией?

- Первый шаг на пути борьбы с коррупцией – это ратификация ст. 20 Конвенции ООН. Расходы чиновников должны быть раскрыты. Если оказывается, что это нечестно нажитые деньги, то человек тут же теряет должность и получает запрет на профессию. Второй шаг – использование механизма провокации взятки, который активно применяется в других странах. Третий шаг – запрет на совмещение ведения бизнеса и госслужбы. И это должно касаться не только самого чиновника, но и его семьи. Конечно, необходимы и немедленные реформы в тех областях, которые затрагивают все общество, например, обеспечение независимости судов.

- Какую роль в трансформации общества может сыграть по-настоящему независимый парламент?

- В сегодняшнем парламенте просто отштамповываются решения правительства. Хотя по Конституции парламент имеет права по контролю над исполнительной властью. Если бы Госдума использовала свои полномочия, то ситуация в стране была бы другой. Ведь у парламента очень важная функция – артикуляция настроений в обществе.

- Какую роль играют женщины в парламенте и как у нас обстоят дела с этим вопросом?

- Женщин в Госдуме сегодня 14%, у них нет права голоса вообще. Есть международная статистика, согласно которой проблемы детей решаются тогда, когда в парламенте больше 20% женщин. Проблемы самих женщин решаются, когда их в законодательном органе насчитывается не менее 30%. В этой области мы отстали от всех наших соседей по СНГ. Во многих бывших республиках СССР уже есть уполномоченные по правам женщин, комиссии или комитеты при правительстве или парламенте, есть закон об обеспечении гендерного равенства, о борьбе с насилием в семье. У нас даже близко ничего такого нет, и ситуация не предвещает каких-либо улучшений.

Оригинал

О ком статья?

Михалёва Галина Михайловна

Председательница Гендерной фракции партии. Руководительница Центра взаимодействия с гражданским обществом партии. Профессор РГГУ. Доктор политических наук

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Социальная политика


Все статьи по теме: Социальная политика