26 июля 2011
"Информация и факты Нижнего Новгорода"

Попал в «Яблоко» или в бой идут политические менеджеры

Валерий Павлович Терехов при встрече особо заостряет внимание на том, что он – не собственник компании «ЭВАН», занимающейся производством теплового оборудования, а всего лишь наёмный генеральный директор. Вот и в политике он – не «собственник идеологии», а некий политический менеджер. Членом партии «Яблоко» Валерий Терехов является не так давно, но вот уже два месяца как занимает пост председателя нижегородского отделения. Быстрый политический рост, не правда ли? О том, как управленец стал политиком, и как будет развиваться «Яблоко» на Нижегородчине – мы и беседуем.

Сошлись с партией по ценностям

- Вы давно в партии «Яблоко»?

- С апреля этого года, меня принимало центральное бюро. Председателем регионального отделения я являюсь с 14 мая – с момента, когда нижегородская конференция за меня проголосовала.

- До этого вы были в других партиях?

- Давным-давно я был членом Коммунистической партии Советского Союза, поскольку стать начальником цеха или начальником опытного производства в СССР, не будучи в компартии, было невозможно. Я пробыл там 14 месяцев, после этого всё благополучно закончилось.

- Не было желания вступить в те же «Единую России» или КПРФ?

- Нет, никогда не было желания вступить в другие партии. При этом нельзя сказать, что я аполитичный человек: я всегда высказывал своё мнение, и если где-то требовалось что-то активное сделать, делал. С семьёй всегда ходили на все выборы, рассказывал своё мнение друзьям. Могу прямо сказать, что на последних мартовских выборах, когда я был от «Яблока» ещё достаточно далеко, в Нижегородском районе голосовал за Андрея Николаевича Тарасова. Он в «Единой России», но я голосовал не за партию, а за конкретного человека. Я его знал гораздо раньше, чем он стал главой района, считаю его порядочным, хорошим человеком, достойным разных благодарностей и всего остального. Мы познакомились, когда он ещё был в комитете по бюджету в Государственной Думе, уже тогда было понятно, что это достойный кандидат. Партийная принадлежность роли не играла.

- И как же вы попали в «Яблоко»?

- Достаточно интересная получилась ситуация, это не я пришёл в политику, а она ко мне. Осенью прошлого года я участвовал во Всероссийском строительном форуме в Москве. Тогда более активно окунулся в проблемы строителей, ЖКХ, так как мы на инженерном рынке сильно от этой сферы зависим. Буквально во время форума господин Яковлев, который был министром рыбного хозяйства, полномочным представителем на Дальнем Востоке, одним движением решил вопрос, который ему задали. Мне очень понравилось, что человек, политическая фигура, может решить сложную проблему для конкретных людей практически одним словом, распоряжением. И тогда я очень явно понял силу политических фигур.

А поскольку я общаюсь с разными людьми, меня жизнь свела с председателем женского конгресса России Татьяной Владимировной Черторицкой. Оказалось, что она в двух созывах была депутатом-одномандатником от Нижегородской области, сама выигрывала выборы у Ходырева. Мы разговорились, и она меня представила в «Яблоко», с которым мы сошлись по многим ценностям. После этого мне сделали предложение попробовать себя на посту председателя местного отделения. Я никогда с этим не связывался, но это – работа с людьми, которая мне нравится. Начал понемногу втягиваться, сейчас понимаю, что работы непочатый край. Даже одна отдельно взятая проблема – это очень глубокая работа.

- До вас председателем был Вячеслав Тараканов, который стал вашим заместителем. Как складываются ваши с ним отношения?

- У нас нормальные деловые отношения. С его стороны ко мне идёт притирка, потому что мне достаточно сложно с хода объяснить свои принципы, нормы, я стараюсь больше показывать делами. У него большой партийный опыт, он долгое время сам был заместителем, потом председателем, имеет много информации в голове. Он должен внести свою лепту в результативность нашей работы.

Назвался председателем – отвечай за выборы

- Вопрос, наверное, не совсем к вам, но уж если назвались председателем… Почему «Яблоко» не участвовало в мартовских выборах в областной парламент?

- Я бы не стал напрямую говорить, что знаю, в чём причина… Но думаю, чтобы участвовать в выборах, «Яблоку» нужно иметь конкретных людей, ведь именно они делают партию. Предыдущий региональный совет имел печальный опыт непрохождения кандидатов, сделать ещё одну попытку им не хватило духа, поэтому они и не участвовали. Хотя теперь могу сказать, что есть огромное количество достойных людей, которые могли бы пойти на выборы от «Яблока», есть много сочувствующих партии, просто их нужно найти и сделать правильное предложение.

- Ближайшие выборы – в Горсовет Выксы. Вы будете пробовать там свои силы?

- Да, мы хотим принять участие в выборах 18 сентября в Выксе. Я думаю, из 28 мест, которые там есть, минимум 3-5 будут нашими. Мы в мае проделали огромную работу, и теперь у меня есть хорошие известия для Выксунского района. В Верхней Верее люди плачут из-за того, что им не разрешают ничего строить на их же собственных участках. Сельскому жителю не разрешают поставить ни баню, ни сарай, ни двор! Представьте себе ситуацию?! При этом верхний слой чернозёма снят, там песок хуже, чем у нас в Печорах, даже трава не растёт. Сейчас есть решение от Путина и Челомина, что строить можно. Это конкретные ответы, поэтому мы смело туда поедем, всё расскажем, и будем идти в Горсовет.

- Вы являетесь председателем Нижегородского отделения «Яблока» чуть больше двух месяцев. Понимаю, что вопрос ранний, но всё же–что сделано за это время?

- В политике фиксирование результата практически невозможно. В бизнесе – есть прибыль за месяц, выставки, а в политике так нельзя. Мы занимаемся формированием команды, открыт вопрос по пресс-секретарю, это очень важная фигура. Кроме того, сейчас возобновляем работу со сторонниками. Она, в принципе, не останавливалась, но была достаточно вялой. Люди общались, собирали региональный совет, конференцию, обсуждали вопросы, но этого мало. В Нижегородской области 656 человек входит в «Яблоко», имеется 37 первичных ячеек. Сейчас мы работает над тем, чтобы в каждом районе Нижнего Новгорода была первичная ячейка. Это архисложная задача, которая напоминает исторический промежуток партийного строительства с 1908 по 1917 годы. Если говорить о конкретном физическом результат – то мне бы хотелось от протестной практики, которая существовала в нижегородском «Яблоке», перейти к конструктивно-эффективной.

- В скольких районах есть первички, будет ли проходить их увеличение?

- У нас всего 58 районов в области, из них первичные организации есть в 20-25 районах. С Нижним Новгородом у нас порядок, особенно в Сормово, на Автозаводе и в Канавино, но частично восстанавливать их тоже нужно. К октябрю мы должны быть представлены минимум в сорока районах, как раз попробуем свои силы в Выксе. Это будет планомерная работа, направленная не на количество членов партии, а на качество. Потом будем находить людей, которые близки «Яблоку» по духу и ответственности. Ведь партия существует с 1993 года, тогда было больше 50 политических объединений, из которых до сегодня дошли только три – КПРФ, ЛДПР и собственно «Яблоко».

- Наверное, главный вопрос нашего разговора – будет ли «Яблоко» участвовать в выборы в Госдуму? И, если да, на какой результат в области вы рассчитываете?

- Партия будет участвовать в декабрьских выборах, а вот прямой ответ по поводу результата слабо возможен. Есть некие желания и действия, которые мы хотим сделать в этом направлении. Во-первых, мы хотим своей работой повлиять на общую явку, она всегда выше в федеральные выборы. Я согласен с Григорием Явлинским, который говорит, что на сегодняшний момент у большинства людей происходит некое отстранение – без нас всё решили, без нас всё решат. Мы не говорим: «Отдайте свой голос за нас, за «Яблоко», мы хотим, чтобы люди пришли и проголосовали за то, что им ближе. И чтобы они потом спрашивали с депутатов, которые что-то обещали.

Задача номер два – получить в Нижегородской области порядка 150-200 тысяч голосов (то есть 5-7 процентов,–прим. авт.). Сомневаюсь, что кто-то из партий в середине июля назовёт вам конкретные цифры. Я думаю, если Григорием Алексеевичем Явлинским будет принято решение возглавить список «Яблоко», то это увеличит шансы партии. Это человек, не запятнавший себя, при этом он в политике огромное количество времени, его экономическая программа может принести России огромную пользу, он мыслит категориями не сегодняшнего дня, это отличает его от многих политиков.

- Когда будут известны списки кандидатов от «Яблока»?

- Съезд партии будет в сентябре, там и будем голосовать. У нас была конференция, где меня выдвинули депутатом съезда. На нём будет решаться список, утверждаться программа на выборы и на следующие пять лет. Она уже обсуждалась, но принять её должен съезд, сейчас идут разные федеральные согласования. Для меня важно, что Нижегородская область не разделена на округа, и мы может 1-2 человек спокойно провести в Думу. Зависеть это будет от того, сколько нам будет по силам собрать голосов. Не секрет, что длительное время рейтинг партии «Яблоко» не очень хорош, но это я связываю с малой активностью на местах.

С деньгами можно стать и первой партией

- В нашей области исторически сильны правые партии. Есть шанс у «Правого дела» стать второй партией власти? Или это чисто коммерческий, а не идеологический проект?

- (Улыбается, даже смеётся,–прим.авт.) Я выскажу своё личное мнение, не партии. «Правое дело», и человек, возглавляющий его,–это коммерсанты, партия олигархическая. Понятна задача, с которой партию пытаются поднять. При этом нам бы их деньги, мы бы ещё посмотрели, кто будет первой партией. Сегодня в России, боюсь, избиратель тоже становится коммерциализированным, и имея практически неограниченный финансовый ресурс, второй партией «Правое дело» может стать спокойно. У них сейчас классные лозунги, посмотрите, какие политологи работают на Прохорова? Это же песня! Он реально становится политической фигурой, с ним трудятся суперпрофессионалы, и можно ожидать всего, что угодно.

- У нас сейчас существует тенденция, когда единороссы уходят в «Правое дело» ли КПРФ. По вашему мнению, это говорит о кризисе «Единой России»?

- Я глубоко уверен, что в «Единой России» есть высокопорядочные люди, которые с 2001 года в партии, отстаивают её лозунги. А если переходят из одной партии в другую, то это не очень красиво с моей точки зрения. Если ты по идеологическим соображениям не сошёлся с кем-то, ты должен это явно заявить. Сказать: «я такой-то потому-то не могу делать больше вот это, мне сейчас ближе вот это». А когда была партия пенсионеров, депутат от неё получил мандат, а через какое-то время вместе со своими коллегами перешёл в другую партию, бросив своих избирателей,–вот это некрасиво чисто с человеческой точки зрения, даже не с политической.

Единственная причина, по которой можно уйти из любой партии – это здоровье. А по политическим вопросам можно бороться со своей же партией. У нас, к сожалению, у людей существует боязнь потерять своё место, поэтому у них на рот будто накинут платок. Как только этот страх уходит – люди переходят в КПРФ или «Правое дело». Вообще когда «Единая Россия» стала быстро набирать членов, за месяц увеличив их число со ста тысяч до миллиона – это уже тогда говорило, что большого политического будущего у такой партии нет. Кризис ли это – не знаю, они сами должны дать оценку. Замалчивать такую тенденцию точно нельзя, но вряд ли они скажут об этом публично.

- Не так давно в регистрации отказали ещё одной партии – Народной свободы. Как вы думаете, почему это произошло и могло ли быть у «ПарНаса» политическое будущее?

- Хороший вопрос. Глубоко над этим не думал, знаю только факты. Я почему-то не сомневался, что партию не зарегистрируют. При прочих равных у Бориса Немцова есть ряд положительных черт, он хороший экономист и математик, поскольку физик (улыбается филологическому изыску,–прим.авт.) Вы пообщайтесь с людьми, которые в своё время работали с Немцовым, когда он был губернатором. Они трудились по 15-18 часов в сутки, и считали, что работают на благо области. «Партия Народной свободы» могла стать реальной силой, так как люди идут за конкретным человеком. Немцова могут не любить многие в области по воспоминаниям, а больше по слухам, его могут не любить другие политические партии, потому что опасаются, он зачастую некорректно себя вёл как политик. Но он мог бы стать реально силой, и те, кто занимался регистрацией партией, это понимали, поэтому получилось то, что получилось.

- Напоследок хотелось бы услышать ваш комментарий относительно самой системы выборов в Госдуму. Как вы считаете, были бы результаты голосования другими, если бы депутатов выбирали не только по спискам, но и по одномандатным округам, как раньше?

- Отдельно взятый человек может пользоваться заслуженной популярностью в месте, где живёт, но не состоять ни в одной партии, потому что они ему не подходят. Но он хочет влиять, делать жизнь лучше, чтобы не принимались неправильные законы. Не случайно раньше депутаты делали ежегодные отчёты, общество политизировалось, был контакт, возможность убрать депутата. А попробуйте сейчас отозвать депутата по партийным спискам? Это невозможно. А по одномандатному? Легко. Вот вам и ответ.

С одной стороны, классно бы туда попасть, в этот список, чтобы тебя никто не трогал. Но я уверен, если бы у нас было смешанное голосование, пользы для людей было бы больше, и было бы меньше пользы для отдельных политических сил, партий. Плюс нужно было бы действительно работать. Представляете, если бы в ста округах выиграли люди, не входящие в партию, без финансового ресурса, просто потому, что им доверяют на местах. И пришли бы таких сто человек в нижнюю палату парламента, образовали своё объединение. Представляете себе реальную силу? Вот почему на сегодняшний момент в России это маловозможно, хотя большинство европейских парламентов избираются именно так.

Записал Андрей Вовк

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).