Яблоко России

УЧРЕДИТЕЛЬ: ОБЪЕДИНЕНИЕ ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru


ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО" "Яблоко России" № 43 (77) 23 октября 1999 года
Внимание! Открыта подписка на "Яблоко России".
Наш индекс в Едином каталоге на первое полугодие 27870

ЗЕРКАЛО (3 страница)

  • Д.Усов. Пресс-конференция. "Есть такая партия..."
  • У.Оздемиров. Малый бизнес: не спешите нас хоронить... Размышления после съезда промышленников и предпринимателей


  • Пресс-конференция

    "Есть такая партия..."

    Журналистов, собравшихся в перерыве между заседаниями съезда промышленников и предпринимателей на пресс-конференцию Григория Явлинского и Сергея Степашина, попросили задавать вопросы по теме проходившего в Измайлове мероприятия.Однако они спрашивали обо всем - про идеологию партии, перспективы роста электората "Яблока", дефолт от МВФ, альтернативный бюджет, чеченский кризис и т.д.

    Об идеологии объединения "Яблока", казалось бы, всем должно быть все известно. Лидер "Яблока" объяснил еще раз: основа нашей идеологии - защита ценностей свободы, прав человека, единства России, ее национальных традиций, российской культуры. С энтузиазмом партийные лидеры углубились в тему взаимоотношений партии и власти. Точнее, было заявлено, что "в ближайшее время Объединение "Яблоко" станет партией власти в России". Явлинский объяснил это так. В результате выборов в декабре "Яблоко" должно завоевать - как минимум - конституционное меньшинство, то есть без голосов партии нельзя будет принимать никаких конституционных законов. Следующий состав правительства - либо сразу после выборов в Госдуму, либо после президентских выборов - будет формироваться на основе "Яблока" или с его участием. А там - не за горами и победа на президентских выборах. Дело за малым: "яблочникам" следует удвоить численность своей фракции в Госдуме. Явлинский надеется получить поддержку большого числа избирателей, проголосовавших за Ельцина в 1991 году, чьи "надежды и чаяния оказались обманутыми". Сергей Степашин выразился еще более определенно: "У нас сегодня две партии, если реально говорить: КПРФ и все, что за нею, и "Яблоко" с четкой, внятной, конкретной программой. Отсюда и выбор...".

    Г.Явлинский пожаловался присутствующим на западных журналистов, которые замучали одним и тем же вопросом: состоятся ли выборы в срок? "Вопрос не в том, чтобы выборы прошли в срок (хотя и это важно), а в том, что это за выборы. Мы уж не говорим про честные, равные, открытые выборы. Это не скоро. По крайней мере, элемент законности, легитимности выборов должен быть соблюден?". Мотивом для таких откровений послужило ЧП в санкт-петербургском Законодательном собрании, где были нарушены процедурные нормы голосования и обсуждения вопроса о назначении выборов губернатора. "Криминалитет России пробует свои силы с Петербурга, и мы подчеркиваем, что это фашиствующие действия, потому что с использованием силы депутатов отстраняют от голосования, воруют карточки, захватывают трибуны. И все это делается под покровительством властей и по их прямому науськиванию".

    Фотография О.Швейцер

    На снимке: После любой пресс-конференции Григория Явлинского обступают журналисты,
    не успевшие задать ему свои вопросы или желающие получить его автограф. Фото Ольги Швейцер

    Здесь уместно сказать об отношении Явлинского вообще к губернаторам (а не только к В.Яковлеву). По мнению лидера "Яблока", нужны изменения в Конституции РФ и принятие законов, которые заставят губернаторов быть более ответственными за свои действия. При сохранении выборности губернаторов должно существовать право на приостановление решений губернаторов и законодательных собраний, на рассмотрение их в суде - вплоть до отстранения от работы в случаях нарушения российского законодательства и Конституции.

    Однако на все нужны деньги. И тут не обошлось без разговора об альтернативном "яблочном" бюджете на 2000 год. Стал ли он предметом обсуждения в согласительной комиссии, прислушались ли там к альтернативным идеям построения доходов и расходов государства? По словам Г.Явлинского, "стране-банкроту очень трудно сделать реальный, работающий, сбалансированный бюджет". Сегодня согласительная комиссия, по крайней мере, целый ряд направлений, предложенных "Яблоком", приняла к сведению. Чувствуется некоторый дрейф в сторону приоритетов, о которых заявило "Яблоко": национальная безопасность, судебная система, образование, зарплата бюджетников. "Работоспособным этот документ будет только в том случае, - сказал Явлинский, - если будет принята другая концепция бюджета, в которой более подробно расписаны все статьи, указаны основные направления, приняты другие решения по налогам, выделены иные приоритеты".

    Не обошлось и без вопросов о Чечне. Связан ли рост рейтинга Владимира Путина с ситуацией в Чечне? "Войны в Чечне не должно быть, - отрезал генерал Степашин. - А война с террористами должна продолжаться. Если рейтинг Путина связан только с Чечней, то это очень тонкий лед, по которому нужно идти очень осторожно. Иначе провалишься и рейтинга не получишь". Григорий Явлинский выделил две составляющие ситуации в Чечне: силовую и политическую. Сегодня есть много вопросов по силовой составляющей, по тому, как проводятся силовые акции. Недостаток информации не позволяет дать полную оценку складывающейся ситуации. Но надо понимать одно: армия выполняет то, что ей приказано, и в той мере, в какой она это может. Поэтому вся политическая ответственность в этом вопросе лежит на тех, кто отдает приказы и принимает решения. Силовые акции должны представлять собой в идеале лишь поддержку и обеспечение политических переговоров. Но пока нет никаких сведений, что такие переговоры начинаются или ведутся. Да, трудно найти субъект для переговоров, Масхадов не контролирует ситуацию, соглашения не выполняются - в этом сложность ситуации. Как правильно заметил Путин, чисто военного решения этой проблемы нет. Но пока политическое решение не просматривается. "Нельзя же всерьез считать, - сказал Явлинский, - что политическим решением являются создание искусственного парламента в Москве или зачистки и проверки паспортов на территории, где российской власти не было почти шесть лет".

    Нужны переговоры, в основу которых должна быть положена формула "Наша безопасность - ваша самостоятельность". Вопрос не в том, чтобы властвовать в Чечне, а в том, чтобы там не было работорговли, криминально-преступных группировок, налетов и нападений на российскую территорию, чтобы там были нормальные международные стандарты жизни. С кем вести переговоры? Избрали Масхадова, значит, нужно разговаривать с Масхадовым. Одновременно нужно укреплять границу. Что касается местного населения: его надо всячески поддерживать, сотрудничать с местными органами власти, вызывая все большую симпатию и поддержку тех людей, которые там живут. Тогда население Северного Кавказа все в большей степени будет на стороне России.

    Сергей Степашин заметил, что, по некоторым оценкам, около 800 тысяч этнических чеченцев живет за переделами Чечни плюс 150 тысяч беженцев в Ингушетии. Если бы найти возможность для того, чтобы эти люди воспользовались правом избирать своих представителей в Государственную Думу, это было бы хорошим вариантом включения политического механизма урегулирования.

    Григорий Явлинский и Сергей Степашин отвечали на все вопросы так единодушно, как будто работают в одной партии бок о бок не один год. Лишь в одном вопросе вышла заминка. В вопросе партстроительства. Кто-то поинтересовался: в Курской области много сочувствующих "Яблоку", почему же там нет региональной организации? Явлинский заметил, что никто не собирается ехать к ним из центра и объявлять кого-то начальником, "похлопав по плечу". Степашин возразил: "Все-таки партийным строительством заниматься надо". Что ж, никуда не денешься: в демократической партии без внутрипартийных дискуссий не обходится.

    Дмитрий Усов


    Малый бизнес: не спешите нас хоронить...

    Размышления после съезда промышленников и предпринимателей

    Когда говоришь о малом предпринимательстве, трудно удержать слезу. Чтобы не впасть в отчаяние и мрачную депрессию, стараешься больше думать о веселых, если так можно сказать, сторонах предпринимательской жизни.

    - Нет предела находчивости проверяющих, - стал мне недавно рассказывать знакомый бизнесмен. - Мне выписали штраф только за то, что на ценнике сыра из Голландии было написано "Нидерланды" (так обозначалась страна-изготовитель в сопроводительных документах). Ладно, штраф я заплатил, ценник переписал. Но через несколько дней пришла другая инспекция и оштрафовала меня уже за то, что на ценнике стояло: "Голландия"!

    А вот другая быль. Префекту одного из округов столицы приходили жалобы от предпринимателей на бюрократический стиль работы одного чиновника из администрации муниципального округа, ответственного за "регулирование" малого бизнеса. Когда префект, наконец, выделил время и поехал разбираться с бюрократом, то споткнулся перед дверью в кабинет, на которой красовался лозунг : "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Говорят, что зарвавшемуся чинуше пришлось после этого "сказки сказывать" в других местах.

    Три года назад на I Всероссийском съезде представителей малых предприятий принимались замечательные решения о поддержке малого предпринимательства и власть, окрыленная предстоящими выборами, давала клятвенные обещания сделать все, чтобы помочь малому бизнесу. "Прошло время, - сетует председатель Комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса ТПП РФ Виктор Ермаков, - обещания Кремля так и остались обещаниями". Хотя в стране формально действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, приходится констатировать, что из государственного и местных бюджетов средств выделяется крайне мало.

    Обещания властей, данные на I съезде, не остались все же пустыми. Малому бизнесу преподнесли "подарок", введя упрощенное налогообложение в форме единого налога на вмененный налог. Но, как говорится, бойтесь властей, даже дары приносящих. Предприниматели забили тревогу, так как повсеместно преобладает тенденция завышения показателей вмененного дохода, с которого им предстоит платить единый налог - вдобавок ко всему - еще и авансом. Для крупного бизнеса авансовые платежи на прибыль уже отменены как антирыночная несуразица, а для "сирых" и незащищенных представителей малого бизнеса эта мера преподносится как благо.

    С таким вот веселеньким багажом и пришли представители малого бизнеса России к новому рубежу - к съезду промышленников и предпринимателей, который прошел 16 октября 1999 года в Москве под эгидой Объединения "Яблока". С докладами перед делегатами выступили лидеры "Яблока" Григорий Явлинский и Сергей Степашин. "Общее направление по малому и среднему предпринимательству должно заключаться в резком, радикальном снижении числа налогов и существенном снижении уровня налогов, - сказал, в частности, Г.Явлинский. - Мы понимаем, что любое правительство будет испытывать страх перед такими решениями из-за риска падения доходов бюджета. Но нам кажется, что какое-то правительство должно сделать первый шаг, удобный для населения и неудобный для самого правительства. И немножечко поволноваться и принять такие меры, которые дадут возможность населению вздохнуть, начать работать. Потом это положительно скажется на бюджете и на самом правительстве... В течение нескольких лет следует выйти на такой налог, который будет оставлять в распоряжении предпринимательских структур не менее 80 процентов доходов для собственного развития. Я специально не называю определенную величину налога... Размер налога важен для фискальных целей, а сколько остается у предпринимателей - важно для экономического развития страны". Кроме того, Григорий Явлинский выдвинул лозунг, направленный на борьбу с коррупцией: пусть воровать станет трудно и опасно, а не приятно и престижно, как сегодня.

    Сергей Степашин уделил большое внимание роли правоохранительных органов в защите цивилизованного предпринимательства. "К сожалению, - заметил он, - в большинстве наших правоохранительных структур существует старое представление (сохранившееся еще с советских времен), что предприниматель - это их потенциальный "клиент" . Мне представляется очень важным через программные установки "Яблока" и наше сотрудничество выйти на нормальное взаимопонимание между правоохранительными органами и предпринимателями. К сожалению, некоторые нечистоплотные предприниматели активно используют правоохранительные органы в конкурентной борьбе. Подбрасывают компрометирующие материалы на своих конкурентов с целью их юридического "уничтожения". Поэтому очень важно выработать достаточно четкие критерии и ограничители деятельности нашей правоохранительной системы". Сергей Степашин не обошел также вниманием тему коррупции, сказав о важности определения ее корней. "На мой взгляд, необходимо, - сказал С.Степашин, - уже в начале работы следующей Государственной Думы провести очень серьезную экономическую экспертизу всех принятых законов, начиная с 1991 года. Я полагаю, что это позволит нам понять, в какой стране мы живем, кто и почему ворует, как и почему уходят деньги из страны и почему они в страну не возвращаются. А там уже создадим нормальные экономические условия. Пока государство не будет заинтересовано, чтобы бизнес работал в нашей стране, никакие правоохранительные органы, никакие соглашения с Интерполом, МВФ, швейцарской прокуратурой нам не помогут".

    Несмотря на все проблемы, малый бизнес постепенно становится серьезной силой. В стране сейчас действует 897 тыс. малых предприятий, на которых работают свыше 7 млн. человек. Считается, что в целом на доходы от предпринимательства живут 25 млн. человек. Представители малого бизнеса уверены: нынешняя осень - шанс добиться принятия нужных им законов. Они дают понять, что у власти нет другого выхода, как начать реально помогать им. И иметь в своих союзниках такое политическое объединение, как "Яблоко", совсем не лишне.

    Усам Оздемиров