Яблоко России

Учредитель: Объединение ЯБЛОКО
Газета зарегистрирована в Комитете РФ по печати. Рег.свидетельство № 015576
Гл. редактор С.М.Кочеров. Пишите: 117839, г.Москва, ГСП-7, ул.Обручева, д.34/63.
Звоните: тел. (095) 429-55-90, тел/факс (095) 429-71-00. E-mail: npaper@yabloko.ru
Индекс на подписку 27870


2 страница 1 3 4 5 6 7 8 Содержание
"Яблоко России" № 58 (92) 25 декабря 1999 года

Фракция не заботилась об установлении обратных связей со своими действительными и потенциальными избирателями

ЗЕРКАЛО

  • Иван Смирнов. К итогам выборов. Без паники!
  • Валерий Кирсанов, Тамбовская область. Тактика или просчеты?
  • Соглашения о разделе продукции: круги на воде. Беседу вела Наталия Демина

    К итогам выборов

    Без паники!

    Мы потерпели поражение. Это нужно честно признать и извлечь из него необходимые уроки.

    Фото из архива 'ЯР'
    Фото из архива 'ЯР'

    Мы проиграли не потому, что избиратели отвергли нашу программу. Она остается вполне привлекательной даже для тех, кто под влиянием СМИ недружелюбно относится к "Яблоку". Потерпели поражение наша тактика и организация.

    Удалось ли "Яблоку" установить тесные прямые и обратные связи со свободными профсоюзами, объединениями мелких предпринимателей и фермеров, экологическими движениями, комитетами солдатских матерей, правозащитными и другими независимыми общественными организациями? Нет. Либо такие связи оставались крайне слабыми, либо вовсе отсутствовали. Причем не по вине общественных организаций, а из-за высокомерно-невнимательного отношения к ним думской фракции "Яблока". Нет спору, фракция хорошо работала в Госдуме, но нисколько не заботилась об установлении обратных связей со своими действительными и потенциальными избирателями. Это одна из причин неудовлетворительного результата на выборах. Но в наших силах изменить положение.

    Другая причина нынешнего провала - внутреннее организационное устройство "Яблока". Его трудно назвать иначе, чем бюрократическим централизмом. Центральный Совет имел и постоянно применял право роспуска региональных организаций (распущены за последние годы Московское движение "Яблоко", Омская и ряд других организаций). В итоге из "Яблока" уходили искренние сторонники, которых поражала неспособность депутатов и других лидеров "Яблока" считаться с их мнением. А новых людей не прибавлялось, да их и не искали.

    В прошлую избирательную кампанию в 1995 году в Москве в пикетах у станций метро стояли члены Московского движения "Яблоко", агитировавшие за то, в чем они и сами были убеждены. Тогда "Яблоко" получило в столице 15% голосов. В нынешнюю избирательную кампанию в таких же пикетах стояли нанятые за деньги студенты. Только часть из них сочувствовала "Яблоку", а другие не скрывали своей неприязни к Г.А. Явлинскому. Результат "Яблока" по Москве на этот раз - 10%. Как видим, замена "любителей" на "профессионалов" положительных сдвигов не дала, хотя расходы на ведение избирательной кампании увеличила.

    Третья причина провала - невозможность практически воплотить нашу программу в жизнь. Между тем сейчас в цене не слова, а дела. Конечно, это в основном не вина, а беда "Яблока". Но положение надо срочно исправлять. И такая возможность у нас сейчас есть. Поддержанный "Яблоком" кандидат в губернаторы Московской области генерал Б. Громов вышел во 2-й тур и имеет, по крайней мере, 50% шансов на победу. Главная задача - не упустить прекрасную возможность сделать Подмосковье первым в России регионом, где будут воплощены в жизнь "яблочные" экономическая и социальная программы. Генерал Громов - не Б. Немцов и не В. Яковлев, - это человек, во всяком случае, непродажный. И помочь ему победить - это сейчас для нас главное.

    Если мы сумеем извлечь уроки из поражения, то оно пойдет нам на пользу.

    Иван Смирнов


    Тактика или просчеты?

    Общие ли стратегия и тактика Объединения "Яблоко" тому виной, или политические просчеты регионального отделения, но Тамбовщина и тамбовчане абсолютно не знали о деятельности "яблочников" в предвыборной кампании по выдвижению кандидатов на пост Губернатора и в состав Госдумы третьего созыва. Ни-че-го. Полнейшая политическая "неподвижность". Полный информационный вакуум в местных СМИ. Создавалось впечатление, что "Яблока" и вовсе более не существует в природе, перевелось оно, сгнило. Необходимая России политическая сила, могущая сказать свое веское слово везде, и уверен, - должная быть услышанной и понятой народом, вела себя в эту кампанию, как какая-то нелегальная и неформальная организация. А ведь популярность Объединения "Яблока" в общем, и особенно его лидера Г. Явлинского, в частности, в регионе довольно высока...

    Другие же политические силы не "дремали" - активно действовали в период предвыборной кампании. Даже заведомо зная, что они обречены на поражение. Только что родившиеся, еще неоперившиеся и несозревшие - "Новая Сила", "Мир. Труд. Май", "За Возрождение Тамбовщины", - работали на потенциальную победу. "Диванные" партии, т.е. где всех ее членов можно усадить рядком на одном диване, и независимые кандидаты в депутаты Думы и на пост Губернатора, сумели таки показать себя избирателям. На следующих выборах будет уже проще - они не будут начинать с "нуля". В политике, на первых порах, я думаю, как и в спорте - "важна не победа, но участие".

    И, уже само собой, добротно, качественно поработали на тамбовской избирательной "ниве" политические "хлеборобы" от КПРФ, ЛДПР, НРД...

    Мне неведомо финансовое состояние Объединения, но я уверен, что оно не настолько кризисно, чтобы оно отказалось от расширения зон своего влияния в стране. Думаю, все усилия и финансы были направлены туда, где победа "яблочников" была более вероятна. Я не политик и могу вполне ошибаться, но считаю необходимым высказать свою точку зрения на участие "Яблока" в выборах.

    Да, концентрация усилий и средств на направлениях главных "ударов" избирательной кампании необходима, но и попытки прорыва эшелонированной обороны того же "красного пояса" так же нужны. Нельзя же мириться с тем, что в регионе окопались политические противники - каждое новое, даже локальное наступление на его позиции принесет какой-то успех, вырвет из его среды часть "нейтральных", а то и "обороняющихся".

    В этом плане очень показателен пример Движения "Май". Они, как опытные рыбаки, раскинули свои сети там, где выборы в Госдуму совпали с губернскими выборами, не брезгуя, надо сказать и "мелочевкой" - борьбой за пост мэра города или района, места депутата в Думе города и района. Методично, направленно и широко бьют по всему предвыборному фронту.

    Оговорюсь, я не знаю, кто спонсирует Движение "Май", но живут они широко и вольготно - в каждом райцентре с транспортом и оргтехникой.

    Но вернемся к своим "баранам", то бишь, к Объединению "Яблоко". А точнее - к его пассивности в выборах на Тамбовщине. Согласно мини-опросов населения, проведенных мною в г. Тамбове, Мичуринске, Уварова, Кирсанове, р/п. Инжавино, Умет, Гавриловка, "яблочники" отставали лишь от коммунистов, и то с разрывом в 3-5%. Активная политическая агитация, начатая за месяц-другой до выборов, вполне могла бы принести победу "Яблоку", как в Госдуме, так и в региональной власти. Так могло бы быть, но, увы, не случилось.

    Совсем немного времени осталось до выборов Президента Российской Федерации, время пролетит незаметно. Ныне прогнозы в политике - дело неблагодарное, рейтинг Г. Явлинского в области довольно высок. Но при такой пассивности в части "политической пропаганды целей и задач Объединения "Яблоко", надеяться на прирост числа голосов избирателей нельзя...

    Мне кажется, Объединению вполне по силам поднять уровень агитационной работы в области и, возможно, вырвать ее из "красного пояса". Это реально, но при методической, кропотливой, настойчивой работе с народом.

    Валерий Кирсанов
    Тамбовская область


    Соглашения о разделе продукции: круги на воде

    Я беседую с Людмилой ПЕТРОВОЙ, руководителем съемочной группы, которая недавно побывала на Сахалине и в г. Северодвинске, снимая фильм о том, как законодательство по СРП, разработанное фракцией "Яблоко", применяется в реальной жизни.

    - Вы вернулись из командировки на Сахалин. Не расскажите ли о своих впечатлениях?

    Проект Сахалинская Энергия

    - Для обывателя любой закон - вещь чрезвычайно абстрактная. Законотворчество проходит в стенах Госдумы, государственные мужи принимают какие-то законы, а нам, рядовым гражданам, кажется, что нас это совершенно не касается. По опыту моей поездки на Сахалин могу сказать, что это не так. В ходе моей командировки пришлось познакомиться и с самой компанией "Сахалин-Энерджи", которая действует в южной части Сахалина, с Ногликами и платформой "Моликпак".

    СРП на Сахалине это - как круги на воде, в буквальном и переносном смысле этого слова. Над нефтяной скважиной построена большая, великолепная платформа, с очень сложным инженерингом. Вроде бы - абстрактная вещь. Но за счет этой скважины наши ребята, нефтяники, получили конкретные рабочие места. Смену нефтяников доставляют на платформу вертолеты. Значит, у вертолетчиков тоже появилась работа. Моряки ходят с колоссальным трейлером, передвигают буровые платформы, доставляют какие-то грузы на "Моликпак", у них тоже теперь есть работа. В ходе моей беседы с ними оказалось, что они, как и нефтяники, семь месяцев сидели без работы. И те ребята, которые в начале скептически и с недоверием относились к проекту, что, вообщем, то естественно для российского менталитета (им казалось, что то, что немцу - благо, для русского - смерть), теперь совершенно другие люди. Сейчас за воротами предприятия фигурально и буквально стоит очередь, люди хотят получить работу, существует настоящая конкуренция за рабочие места.

    Я рассказала о нефтяниках, моряках и вертолетчиках, которые благодаря СРП получили работу, но ведь им надо где-то жить. Поэтому появилась работа у строителей - нужно возводить офисы, жилые дома. Был построен колоссальный комплекс "Зима", где живут и наши, и иностранные специалисты. И мало того, что у строителей появилась работа, ребята смогли освоить современные технологии строительства. Не знаю, может быть это звучит слишком оптимистично, но мне кажется, что они уже не смогут работать по старинке, потому что поняли, что могут работать иначе. И какое то это удовольствие работать иначе!

    - Не расскажите ли подробнее о технологиях?

    - Возьмем, к примеру, тот пакет, который был привезен для построек комплекса "Зима". Там было предоставлено всё: от самих зданий, в разобранном виде, до последнего гвоздя, т.е. весь цикл, вплоть до мебели, ковров и даже офортов на стенку. Один парень, захлебываясь от восхищения, рассказывал, что для каждого вида работ был свой инструмент! А у нас все делается, конечно, не одним топором (конечно, у нас есть прекрасные строительные технологии), но никто не подозревал, что можно так хорошо организовать труд строителей. Я думаю, что этот опыт не пройдет бесследно для наших людей. Может быть им потом опять придется вернуться в наши условия, но все равно они какое-то зерно, какую-то ниточку другого образа работы, другой психологии работы, оставят в себе. Это не слова. Когда ты слышишь, как человек с горящим взглядом говорит: "Как было здорово на строительстве!", то понимаешь, что люди изменились. Замечу, что условия работы, режим работы были очень жесткими. Скажем, наши перекуры там были просто невозможны. У строителя была конкретная часть работы, которую он обязан выполнить сегодня, и ему некогда останавливаться на перекуры. Для этого там были созданы все условия: начиная от места проживания и кончая едой, что вообщем тоже не маловажно. Было продумано и сделано всё, что входит в жизнеобеспечение человека.

    Что касается самого Южно-Сахалинска… "Сахалинэнерджи" - это первая ласточка, но очень яркая. Есть, конечно, и оборотная сторона медали. В больших городах типа Москвы и Санкт-Петербурга все совместные фирмы уже давно ассимилировались, и вычленить, скажем, специалиста из совместной кампании в мегаполисе практически невозможно. А там они боятся за себя.

    - Они разбогатели?

    - Нет, не разбогатели, но их достаток принципиально отличаются от достатка других жителей, которые в общем массе пребывают в очень тяжелом состоянии. Не секрет, что на Сахалине остановилось большинство градообразующих предприятий. Чем же людям остается заниматься без работы? Контрабандой, незаконной добычей рыбы, крабов и икры, которыми богат этот остров. У сотрудников "Сахалин-Энерджи" может быть не очень высокая зарплата, но стабильная, и этим они очень выделяются на общем фоне безработицы.

    Я, может быть, обольщаюсь, но есть и еще один момент. Весь проект рассчитан на 50 лет. Иностранцы, которые приехали, в данном конкретном случае применения СРП, на остров Сахалин, понимают, что они здесь надолго и им нужно жить с теми людьми, которые там есть. Снова вернусь к образу круга на воде. Этот круг, идущий от нефтяной скважины, уже затронул и социальную сферу, и культуру. Есть проект "Юные дарования" Сахалина, где, благодаря финансовой помощи "Сахалин-Энерджи" ребята получили возможность приехать в Москву, получить консультации у ведущих специалистов. Не забывайте, что билет стоит 6,000 рублей, и без СРП это было бы невозможным. Не знаю, может быть это хорошая прививка для нашего сознания. Как это ни парадоксально звучит для меня самой - это стимул к пониманию, что можно жить иначе. Возвращаясь к закону об СРП: кому-то он кажется абстрактным, а там, на Сахалине он абсолютно реален, потому что там он принес пользу конкретным людям. Я думаю, что им без него было бы очень сложно.

    - Как Вы думаете, каково количество людей, которых затронул закон? 10 тысяч? 20 тысяч?

    - Я думаю, что любой экономист легко представит Вам конкретную цифру. Скажем, сколько нужно специалистов для строительства 5-этажного современнейшего здания американского образца, типа маленького "Эмпайр стэйт билдинг"? Cтеклянное роскошнейшее здание. Сотни людей только на одном строительстве. Я уж не говорю про инфраструктуру, которая как центростремительная сила затягивает все большее и большее количество людей.

    - Что Вы имеет ввиду: бассейны, музеи, библиотеки?

    - В первую очередь, это касается места проживания. Если создан комплекс "Зима", то его надо обслуживать. Кто-то может сказать: "Ах, обслуживание, как это унизительно!", но приведу лишь один пример. Главным садовником там работает замечательный биолог. Он создал такую красоту! Он украсил всё так, что кажется, что невольно создается впечатление о воплощении в этой красоте всей мечты его жизни. Оказывается, на Сахалине в октябре могут цвести цветы! Я думаю, что он совершенно счастлив, и какая разница, что он занимается обслугой. Это - творческая работа.

    - Скажите, а в каких условиях работают буровики?

    - В Ногликах, в малюсеньком поселке, для смены буровиков построен так называемый "кэмп", по-русски мы бы сказали "барак". Лишь несколько деталей. В кэмпе все ходят в сменной обуви, потому что все полы затянуты ковром. Там удобно, тепло и очень чисто. Нефтяники живут в двухместных комнатах, даже не комнатах, а номерах. Естественно, со всеми удобствами, с прекрасными кроватями, на которых можно здорово выспаться. Их очень вкусно кормят. Специально для кэмпа в Ногликах выписан шеф-повар - пуэрториканец. С ним работают женщины, которые набраны в Ногликах. Они, кстати, научились готовить так же, как умеет их начальник. На столах выставлены все соусы, которые только существуют в кулинарии. Если вы хотите свежевыжатый сок - пожалуйста. О количестве разнообразной выпечки и говорить не нужно. Мы с удовольствием пообедали в местной столовой.

    - Еда для буровиков бесплатная?

    - Ее стоимость не вычитается из зарплаты нефтяников. Я спросила: "Неужели Вы так всегда их кормите?" и получила совершенно разумный ответ: "Они должны выполнять очень тяжелую работу. Они должны очень хорошо работать, а на макаронах мужчины просто не потянут". Они должны быть хорошо подготовлены к тяжелому труду, поэтому у них должна быть возможность хорошо и по-настоящему отдохнуть, выспаться, вымыться, поесть, чтобы быть готовыми к работе на "Моликпак".

    И еще одна деталь. Знаете, почему я говорю "другой стиль работы", "другая психология работы"? Потому что во главе угла стоит безопасность работы, что для россиянина - совершенно десятое дело по типу анекдотов "Не стой под бабой" (я имею ввиду строительную бабу). Там же безопасность труда - первое и главное обстоятельство. Все строители работают в касках, в пылезащитных очках, в спецкомбинезонах и, по-моему, даже в спецобуви. Возвращаясь к вахте. Перед перелетом с Ноглика на "Моликпак" каждый раз - не важно первый, десятый или сотый раз буровик летит на вахту - смена смотрит фильм о технике безопасности. Предстоит полет над океаном, это серьезная вещь, тем более, что он происходит над северным холодным морем. И они смотрят его каждый раз перед вылетом. Я спросила: "Ну как не надоело?" И вдруг мне наши же нефтяники, которые никогда не заботились о себе, а их там научили заботиться о себе, говорят: "Знаете, именно этот инструктаж, слава Богу, спасает людей от гибели". У них были испытания, когда их в клетке, как Дэвида Коппердфильда, спускали в гидрокомбинезоне под воду и они должны были из нее выбраться. Они очень горды тем, что знают, как действовать в этой экстремальной ситуации.

    - Сколько длится смена буровика?

    - 14 или 28 дней непрерывного нахождения на платформе. Потом соответственно 14 или 28 дней отдыха в Ногликах. 12-часовый рабочий день, в несколько смен, "нон-стоп"-производство.

    - А вы были на самой платформе?

    - Нет, к сожалению.

    - Вы не спрашивали об экологической проблеме, касающейся СРП? Насколько она серьезна? Никто Вам не говорил, что это оборотная сторона медали?

    - Насколько я понимаю, строгое соблюдение экологических норм - условие нахождения всех нефтедобывающих комплексов в России. Вы знаете, этот вопрос как то не возникает, когда видишь, как действует, как обеспечивается и как построено это предприятие. Скажем, одна деталь. На комплексе "Зима" - замкнутый цикл - от проживания до очистных сооружений. Там используется биологическая система очистки, когда в бассейн-отстойник запускаются бактерии, и на выходе все отходы человека превращаются в порошок. Мощность очистных сооружений рассчитана на 300 - 500 человек. Они не спускают воду, они не касаются проточных рек, это замкнутый цикл, и по такой технологии построено все производство. Поэтому, если очень хочется покритиковать, то можно поговорить об экологии, но повторяю, что если посмотреть, что конкретно сделано, то таких вопросов просто не возникает. Также можно совершить небольшое путешествие - всего 30 километров в сторону, например, порта Корсаково, где в море гниют корабли. Поэтому критиковать то, что сделано в Южно-Сахалинске, просто абсурдно.

    - Вы также побывали на заводе в Северодвинске? Ваши впечатления?

    - Конечно, нельзя сравнить Северодвинск с Сахалином. Если поиграть сравнениями, то на Сахалине СРП уже воплощено в жизнь, а Северодвинск, конечно, в начале пути. Но поразительно, что жители понимают, что это совершенно необходимо для их города. Что касается самого предприятия, то, простите, если простаивает целый завод, в котором работает тысячи человек (сейчас там 30.000), то если у них появляется работа, то о чем нужно еще говорить? В Северодвинске - два градообразующих предприятия. Если остановится "Севмашпредприятие" или БМП "Звездочка", то город превратится в зону бедствия. Довольно большому количеству людей будет просто нечего делать. Да, конечно, есть инфраструктура города, но это мизер. На улицах мы разговаривали с людьми: каждый второй или сам работает, или его дети работают, или он - ветеран "Севмаша" или БМП "Звездочка". Больше всего меня удивили заводские цеха. Никогда не видела цехов размером в несколько футбольных полей, теперь там изготавливаются части для нефтедобывающих платформ.

    Беседу вела Наталия Демина