[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Программные документы]
Тезисы к программе
на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года
Материалы для обсуждения
Экономика
Москва, июль 1999 года
Содержание
Место “Яблока” в современной политике
Какие принципы мы отстаиваем в жизни и в политике?
Наши цели и задачи
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ЭКОНОМИКА

В чем главный урок экономического кризиса, разразившегося 17 августа 1998 года? Бурное развитие финансового рынка в отрыве от реального сектора, от реальной экономики неизбежно приводит к превращению его исключительно в сферу спекулятивной игры. При этом резкий рост внешнего долга и искусственное взвинчивание котировок государственных ценных бумаг на фоне стагнирующей экономики были просто циничной авантюрой с абсолютно понятным концом: мыльный пузырь обязательно должен лопнуть, причем чем больше и красивее он становится, тем скорее это произойдет.

Какие у этого кризиса оказались последствия? Прежде всего, утрата доверия к власти и так называемым реформам — со стороны российских граждан и со стороны Запада. При этом внутри страны самый сильный удар был нанесен по нарождающемуся среднему классу. Многие из этих людей потеряли свои сбережения, лишились рабочих мест, вынуждены были свернуть свой бизнес; кто-то, окончательно разуверившись в перспективах нашей экономики, уехал из страны — а ведь это наиболее экономически активная часть общества, на плечи которой должно лечь основное бремя по выводу экономики из перманентного состояния депрессии! Не в меньшей степени пострадали и обычные, рядовые российские граждане: их реальные доходы после девальвации рубля сократились в 2–2,5 раза. При этом правительство отказалось от проведения какой-либо индексации. Так из года в год все общество оплачивает бездарные экономические реформы правительства. Но дальше “затягивать пояса” уже невозможно, резервов остается все меньше, долгов Россия имеет на десятки лет вперед, а экономического роста как не было, так и нет, — есть ли выход из этого замкнутого круга?

Мы считаем, что выход есть. Политика “затыкания дыр” в принципе не в состоянии решить проблему экономического спада. Обеспечить выход на траекторию роста может только программа серьезных, системных, взаимоувязанных и просчитанных на перспективу мер экономической политики.

“Яблоко” предлагает свой вариант такой программы — так называемый “Новый НЭП”.

Главные задачи этой программы:

  • Переход к экономическому росту. Без этого невозможно принципиально решить ни одну из проблем сегодняшней России: здравоохранение, просвещение, культура, оборона, социальная сфера — реформы в этих и других областях требуют прежде всего дополнительного финансирования. На долговременной основе (и не через перераспределение!) это возможно обеспечить только за счет экономического роста.
  • Перевод экономической деятельности из “тени” на легальные условия функционирования. Сегодня в ответ на крайне неблагоприятные условия для своего функционирования российский бизнес голосует “ногами”: то есть уходит в “тень”. Уклоняясь от уплаты налогов, бизнес платит государству той же монетой — и это закономерно. Если политика государства по отношению к производителю изменится, вполне логично требовать зеркальных изменений и со стороны бизнеса: на плоды экономического роста вправе претендовать (через систему перераспределения) все общество.
Для достижения этих целей необходимо согласованное движение по всему периметру мер экономической политики.

1. Восстановление доверия к государству

Сегодня никто не верит правительству. Но правительство должно научиться говорить правду, пусть иногда это делать очень трудно. Правительство должно быть готово отвечать за свои слова, вплоть до ухода в отставку, если не держит слово. Конечно, все должны точно знать, что, как и когда собирается делать правительство, — нужна реальная, выполнимая среднесрочная экономическая программа.

Доверие — это деньги. Без доверия не может быть ни сбережений, ни инвестиций. У населения 40–60 млрд. долл. на руках. Если вовлечь в экономический оборот только небольшую их часть, это может существенно изменить ситуацию в экономике. Есть деньги у банков. Но они лежат “мертвым грузом” — ликвидных спекулятивных активов больше нет, а в реальный сектор кредитов банки не дают. Необходимо восстанавливать связь между банками и реальным сектором, которая обеспечивается ипотекой и требует вовлечения в оборот недвижимости.

Надо честно и открыто выстраивать экономические отношения с Западом. С западными инвесторами мы в последнее время ведем себя, как откровенные грабители (возвращая 10 центов на доллар и заявляя, что “жадный не получит ничего”). И рассчитываем на их кредиты? На их инвестиции?

Правительство должно использовать — гласно, открыто — все имеющиеся у него резервы. Оно приступило к продаже загрансобственности, но без аукционов, негласно. Российский народ, наученный результатами ваучерной приватизации и залоговых аукционов, однозначно трактует этот процесс: опять воруют.

Как именно достичь доверия — искусство руководителя правительства, Центрального Банка, других государственных структур. Этому нельзя научить. Но решение этой проблемы — предварительное условие для осуществления любой экономической программы.

2. Снижение налогов

Совокупное налоговое бремя на экономику сегодня составляет около 40 % к ВВП, однако при этом порядка трети ВВП создается “в тени”, т. е. с этой части валового продукта налоги не уплачиваются. В результате легальный сектор экономики работает в условиях 60%-ной, а некоторые отрасли и 70%-ной номинальной налоговой нагрузки! Отсюда — неплатежи, низкая собираемость налогов, высокий уровень теневой экономики и т.д. Поэтому изменить ситуацию здесь “косметическими” мерами не удастся — необходимы радикальное снижение налоговой нагрузки (стимулирующее экономический рост) и система мер по выводу экономики из “тени” (иначе выпадающие доходы приведут к катастрофическим последствиям для бюджета). В условиях слабого налогового администрирования (прежде всего в силу отсутствия средств и соответствующей технической базы) снижение налогового бремени должно также сопровождаться упрощением налоговой системы — это, при прочих равных условиях, повышает возможности контроля. Наконец, следует изменить и структуру налогов. Упор должен быть сделан на косвенные налоги, прямые и оборотные налоги должны быть сокращены. Какие изменения — по крупному — должны произойти в части основных налогов?

По налогу на прибыль для хозяйствующих субъектов важна не столько ставка, сколько право снижать налогооблагаемую базу на величину реальных затрат. Либерализация структуры затрат для исчисления налога на прибыль — важное направление улучшения инвестиционного климата в российской экономике. Федеральным законодательством установлен механизм компенсации затрат инвестора, не облагаемых налогами; важно довести до уровня нормативной базы эту работу и распространить через механизм концессионного законодательства эти принципы не только на добывающую, но и на обрабатывающую промышленность).

Изменение методов расчета НДС — он должен быть действительно налогом на добавленную стоимость. Стоит ограничить механизмы различных льгот по НДС, в результате которых входящий НДС увеличивает себестоимость.

По подоходному налогу — переход к единой ставке налога и системе вычетов, позволяющих плательщику существенно снижать величину налоговых платежей. Принципиальной установкой здесь является неувеличение реального налогового бремени на рядовых налогоплательщиков.

По социальным платежам — некоторое снижение ставок (основанное на комплексной проверке соответствующих фондов) плюс разделение платежей в Пенсионный фонд в равной пропорции между работодателем и работником. При этом суммарные платежи в Пенсионный фонд должны уплачиваться по регрессивной шкале. Последняя мера может показаться несправедливой: ведь сегодня подход иной — ставка единая, поэтому чем выше доход, тем больше платишь. При внешней “справедливости” результат оказывается обратным: чем выше доход, тем большая его часть выплачивается нелегально — соответственно, меньше платится в виде налогов. Ситуацию невозможно изменить только репрессивными методами, поэтому надо создать систему, которая будет стимулировать переход к легальной выплате высоких доходов. Сегодня на каждый “живой” и выплаченный легально рубль приходится рубль, который надо отдать государству в виде социальных выплат и подоходного налога. С учетом беспомощности и уравнительности государственной социальной политики это запредельно много. В соответствии с описанным выше механизмом эта цифра должна составить порядка 25–30 % и снижаться по мере роста номинального заработка.

В части оборотных налогов — и прежде всего налога на пользователей автодорогами — необходимо резкое их сокращение с последующей возможной полной отменой.

В целом налоговая реформа должна привести к снижению налогового бремени и расширению налоговой базы. Последнее должно не только поддерживаться стимулирующими мерами, но и подталкиваться за счет введения в действие (после соответствующей доработки) закона о государственном контроле за крупными потребительскими расходами. Получать легально высокие доходы должно стать выгодно.

3. Наведение порядка в использовании бюджетных средств

Сегодня расходы федерального и региональных бюджетов в значительной степени определяются не рациональными принципами государственной политики, а силой давления отраслевых и региональных лоббистов. При этом должный контроль за расходованием бюджетных средств отсутствует. “Яблоко” рассматривает задачу ревизии бюджетных расходов и налаживание контроля за расходованием государственных средств как двуединую и будет решать ее по следующим направлениям:

  • определение приоритетов бюджетной политики не в ходе бюджетного процесса, а до него. В настоящее время ключевые направления расходной части бюджета должны определяться социальной политикой государства, реформированием Вооруженных Сил, целями развития образования, культуры, здравоохранения. Разумеется, реальное финансирование всех этих направлений должно определяться исполнением доходной части бюджета, но сами ключевые, приоритетные направления должны задаваться извне и не подлежать изменению в ходе бюджетного процесса;
  • эффективная и жесткая таможенная политика: отмена всех льгот по таможенным пошлинам, которыми пользуются те или иные общественные организации, ведомства и регионы; общее снижение импортных пошлин при одновременном ужесточении борьбы с контрабандой; пересмотр соглашений с теми странами СНГ, которые имеют заключенные с третьими странами таможенные соглашения и тем самым могут обходить общий порядок, предусмотренный российским таможенным законодательством;
  • проведение проверки расходования бюджетных средств по всем ключевым направлениям бюджетных расходов и приведение политики государственных расходов в соответствие с результатами этой проверки. Регионам, допускающим нецелевое расходование государственных средств, имеющим большое количество злоупотреблений, финансирование будет резко сокращено, а средства перераспределены на те направления, в которых работа ведется эффективно;
  • контроль за использованием бюджетных средств со стороны парламента должен являться основной функцией Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. Роль Счетной Палаты необходимо коренным образом изменить и привести в соответствие с Конституцией России — она должна заниматься исключительно контролем расхода средств в рамках принятого федерального бюджета и выполнять исключительно распоряжения Госдумы и Совета Федерации;
  • изменение принципов контроля над бюджетными расходами субъектов федерации: действия исполнительной власти в субъектах Российской Федерации должны быть поставлены под жесткий контроль при соблюдении принципов федеративной политики. Региональные законодательные органы должны получить поддержку со стороны реформированной службы финансового контроля Министерства финансов России, опирающейся, в свою очередь, на тесный контакт с контрольными органами Администрации Президента и представителями президента в регионах;
  • создание правительственной межведомственной комиссии с обязательным участием парламентариев и представителей Администрации Президента, основная задача которой — анализ поступающей от граждан и общественных организаций информации о нецелевом использовании государственных средств и быстрое реагирование на нарушения закона;
  • и наконец, важнейшим направлением “Яблоко” видит прямое обращение государства к гражданам, создание “общественных комитетов по контролю за бюрократией”. “Яблоко” предлагает принять федеральный закон, который обязывал бы исполнительную власть субъектов федерации и Правительство РФ ежемесячно публиковать полную информацию о ходе исполнения бюджетных расходов (за исключением статей, имеющих отношение к обороне и безопасности). При этом, в случае несоответствия бюджетных расходов принятому законодательству, граждане будут вправе обращаться в суд;
  • реформирование судебной системы и прокуратуры — реализация специальной программы обучения судей ведению судебных процессов, связанных с нарушением законодательства в области расходования госсредств, для работников прокуратуры — программа обучения, имеющая целью способствовать росту профессиональных навыков в области выявления неправомерных действий органов исполнительной власти по расходованию госсредств.
4. Промышленная политика

Государство должно иметь эффективную промышленную политику, то есть систему четких приоритетов в развитии экономики и систему мер достижения поставленных целей. Только тогда, когда она будет четко заявлена, можно говорить о стимулировании собственных и привлечении иностранных инвестиций в страну.

К числу национальных приоритетов необходимо отнести:

  • доступное жилье,
  • народный автомобиль,
  • космос и авиастроение, некоторые другие наукоемкие отрасли и производства.
Возможно добавление к этому списку еще 2-3 приоритетов - их не должно быть слишком много, пока это не по силам для страны.

Каждый из этих приоритетов по цепочке даст импульс для развития широкого круга смежных производств, создаст спрос на их продукцию и в совокупности сдвинет российскую конъюнктуру с замкнутого круга сокращения производства и отсутствия спроса. Именно эти национальные приоритеты будут лидерами экономического роста, за которыми потянется вся экономика.

По каждому из национальных приоритетов необходимо принять федеральные целевые программы и обеспечить их полное финансирование за счет отмены большинства других целевых программ.

Источники средств для осуществления промышленной политики. Необходимо принципиально изменить направления структурной эволюции российской экономики. Будущее России - в передовых отраслях обрабатывающей промышленности и высоких технологий, в завоевании рынков СНГ и "дальнего" зарубежья. Пока еще не полностью утерян научный потенциал и научно-производственная база, высок образовательный уровень населения, осталось огромное количество квалифицированных работников, прозябающих без дела, наконец, сохранилось желание доказать миру, что Россия остается в ряду передовых научно-промышленных держав.

Однако, годами неудачных реформ Россия фактически оказалась загнана в угол - утеря значительной части обрабатывающей промышленности, "проедание" старых научных и научно-технических заделов, "утечка умов", обветшание инфраструктуры, потеря рынков сбыта и т.д.

Сегодня практически единственный сектор, на который можно уверенно опереться - сырьевые отрасли российской экономики. Здесь самый низкий спад производства, огромный экспортный потенциал, интерес отечественных и иностранных инвесторов. Именно он может и должен дать импульс для всей экономики. Но - и это принципиально! - развивать этот сектор необходимо почти исключительно за счет частных инвестиций (в том числе иностранных) в поиски, разведку и добычу нефти и газа, а также твердых полезных ископаемых.

Стремясь увеличить инвестиции в этот сектор российской экономики, мы преследуем две основные цели:

  • стимулировать развитие российского машиностроения, в том числе и конверсируемых мощностей за счет спроса на продукцию машиностроительных отраслей, предъявляемого со стороны инвесторов, осуществляющих вложения в сырьевые отрасли (мультипликативный эффект инвестиций);
  • создать за счет роста экспорта минерального сырья стратегические источники накоплений, которые будут использованы в рамках программы структурной перестройки экономики. Эти средства будут направлены на стимулирование развития машиностроительных отраслей, не связанных с сырьевым сектором.
Для привлечения инвестиций в сырьевой сектор российской экономики необходимо использовать гражданско-правовые отношения в сфере природопользования – механизмы соглашений о разделе продукции при недропользовании (закон “О СРП” фракция ЯБЛОКО провела через две Думы) и концессии в сфере возобновляемых природных ресурсов (лес и др.).

Инструменты промышленной политики. Промышленная политика должна быть максимально проста и выведена из-под контроля чиновника. Иначе она рискует “забуксовать” в сегодняшнем не слишком умелом и слишком лоббистском госаппарате. Поэтому упор сегодня следует делать не на “тонкие” инструменты промышленной политики (бюджетная, налоговая, кредитная и т.п. политика) – хотя эти инструменты тоже надо использовать – а на формирование и реализацию 10–15 крупнейших (не менее 3–5 млрд. долл. каждый) инвестиционных проектов с государственной поддержкой (в том числе законодательной) и поддержкой международных финансовых организаций и банков, с участием иностранных партнеров: 5–7 проектов СРП, 2–3 в автомобилестроении, в космической промышленности, авиации, связи, на транспорте и др.

Вместе с тем большое значение имеют и более традиционные инструменты промышленной политики, в частности:

  • снижение процентной ставки в экономике,
  • резкое расширение льгот по жилищному строительству,
  • развитие проектного финансирования,
  • значительное снижение импортных таможенных пошлин, фактически защищающих неэффективность национального производства и не создающих национальной промышленности стимулов для нормальной конкуренции (наиболее яркий пример — автомобильная промышленность).
При всей важности целенаправленной промышленной политики государства для стимулирования экономического роста не стоит полагаться только на нее. Принципиально важно создание благоприятных условий для открытия нового бизнеса, резкое улучшение инвестиционного климата, создание конкурентной среды в экономике. Никогда Госплан КНР не планировал, что Китай станет мировым лидером в производстве игрушек. Тем не менее, это произошло, ниша на мировом рынке была найдена и занята – только благодаря благоприятным условиям для бизнеса в свободных экономических зонах Китая. Сколько таких ниш может быть найдено нашим бизнесом при благоприятных условиях – предсказать невозможно, но нужно создавать такие условия.

5. Стимулирование инвестиций и “эффективного собственника”

Без инвестиций не может быть экономического роста. Но для инвестиций важен не только уровень процентной ставки, но и заинтересованность владельцев предприятий в том, чтобы не “проесть” полученные доходы (т.е. использовать все на потребление), а инвестировать их. “Яблоко” традиционно настаивало на государственной политике, ориентированной на создание “эффективного собственника”, т.е. собственника, заинтересованного в долгосрочном развитии предприятия. Именно данный пункт был ключевым в несогласии “Яблока” с принципами ваучерной приватизации.

Необходимо развитие конкуренции в четырёх основных сегментах - на рынке товаров и услуг, рынке труда, рынке капитала и рынке недвижимости. К сожалению, приходится констатировать, что от создания конкурентной среды Россия сегодня даже дальше, чем в 1992-1993 годах. Процесс явно пошел вспять – в направлении монополизации рынков. А развитие цивилизованного рынка недвижимости блокируется сохраняющейся монополией государства - то есть чиновников - на большую часть недвижимости, на землю. Это резко ухудшает инвестиционный климат в стране.

Сегодня “Яблоко” предлагает следующие меры государственной политики, направленные на стимулирование инвестиций и создание “эффективного собственника”:

  • принятие законопроектов, которые обеспечат надёжность прав на имущество, в первую очередь, наиболее экономически значимое недвижимое имущество;
  • содействие развитию оборота недвижимости для её эффективного использования с одновременным прогрессивным налогообложением спекулятивных сделок, законодательное стимулирование ипотеки как инструмента самофинансирования и саморазвития производства;
  • принятие стимулирующего инвестиционного законодательства — СРП, концессии, иностранные инвестиции, налоговые льготы и гарантии стабильности (“дедушкина оговорка”) при крупных инвестициях и т.п. Без привлечения иностранных инвестиций экономического роста в России не достичь;
  • реализация программы ликвидации неплатежей в народном хозяйстве;
  • стимулирование малого и среднего бизнеса, упрощение процедур регистрации и ликвидации предприятий, изменения в налоговой системе, государственной разрешительной системе, ликвидация “государственного рэкета” и вымогательств работников государственных контролирующих организаций;
  • изменение целей приватизации — не доходы бюджета, а эффективное управление и привлечение инвестиций;
  • тщательный анализ проведенных государством инвестиционных конкурсов и аукционов и обжалование в суде результатов этих конкурсов в том случае, если инвестор не выполнил свои договорные обязательства. В этом случае — продажа госсобственности добросовестным инвесторам, обязующимся внести инвестиции в развитие предприятия на основе проработанного бизнес-плана, либо заключение на конкурсной основе концессионного договора с инвесторами. Недопущение недобросовестных инвесторов к участию в конкурсах по приватизации госимущества либо к конкурсам, дающим право на заключение концессионного договора;
  • реализация механизма банкротства и санации предприятий как механизма роста эффективности производства и управления;
  • продолжение осуществления программы подготовки российских менеджеров за рубежом.
6. Реформа государственного аппарата и борьба с коррупцией

Коррумпированный госаппарат — гарантия того, что любые, самые лучшие программы правительства “завязнут” в болоте продажного чиновничества. Эта проблема должна стать одним из ключевых приоритетов работы правительства — порядок внутри себя. Мы считаем, что самым важным условием, необходимым для искоренения коррупции на всех этажах государственной власти, является ярко выраженная и ясно обозначенная воля политического руководства страны — та самая воля, которая отсутствует у ее нынешних властителей. Примирительное отношение, терпимость к коррупции в органах государственной власти не могут быть оправданы никакими соображениями политической, экономической или какой-либо иной выгоды. Не справившись с преступностью в самом себе, государство не сможет защитить от нее гражданина.

Основное направление “яблочной” политики на этом направлении — реформа госаппарата и ужесточение мер административного контроля. Для этого необходимо прежде всего реформирование государственного аппарата. Реформа государственного аппарата должна:

  • устранить существующий перекос во взаимоотношениях органа государственной власти и его аппарата, когда аппарат диктует правила поведения власти. Это достижимо путем определения статуса органа государственной власти как юридического лица публичного права;
  • исключить непомерное раздувание штатной численности государственного аппарата путем ежегодного утверждения при принятии федерального бюджета не только суммы расходов на содержание каждого государственного ведомства, но и штатной численности его сотрудников;
  • заменить критерий “личной преданности” при замещении государственных должностей критерием “профессиональной пригодности” путем введения жесткой процедуры аттестации и системы государственных гарантий профессиональной деятельности государственных служащих;
  • вытеснить практику кулуарного принятия управленческих решений, установив жесткие законные правила ведомственного нормотворчества;
  • жестко ограничить и регламентировать законами вопросы, решаемые чиновником;
  • заставить государственные органы работать в таком режиме, при котором решение вопросов, затрагивающих интересы граждан, не будет зависеть от личного усмотрения чиновника;
  • в процессе судебной реформы облегчить и удешевить процедуру обжалования в суде любых действий чиновника, решение чиновника не должно считаться окончательным;
  • добиться полной открытости и прозрачности в деятельности чиновника, обеспечить жесткий государственный и всячески стимулировать общественный контроль на тех “скользких” участках, где происходит встреча чиновника с гражданином (организацией, предприятием), стремящимся реализовать свои права (получить земельный участок, лицензию или патент, льготы и т.д.);
  • обеспечить применение практики конкурсов и аукционов при выдаче лицензий, госзаказов, приобретении государством любых гражданских услуг и товаров;
  • реализовать правило, что все лица, уволенные с госслужбы за создание препятствий развитию бизнеса в будущем не принимаются на госслужбу.
Однако меры эти важные, но недостаточные. Необходимо создание общественного механизма контроля действий чиновников. Для этого “Яблоко” предлагает программу объединения через Интернет в единую сеть всех малых, средних, крупных предприятий, всех индивидуальных предпринимателей. Эта программа будет финансироваться государством через механизм освобождения от уплаты налогов тех расходов, которые пойдут на подключение к сети Интернет. На федеральном уровне будет создана правительственная межведомственная комиссия с участием депутатов парламента и представителей Администрации Президента. Рабочий аппарат комиссии через Интернет будет 24 часа в сутки отслеживать все жалобы (в том числе анонимные) на действия тех или иных чиновников любого уровня. Взяточники и бюрократы при таком подходе лишатся спокойной жизни, а бизнес обретет защиту со стороны государства и возможность работать.

7. Снижение нагрузки внешнего долга и отношения с международными финансовыми организациями

Страна находится в “долговой яме”. Можно говорить о том, что в области долговых отношений с Западом страну постигла национальная катастрофа. Россия больше не может жить в долг, как последние 4 года. Легкомысленной политике пришел конец. Российский долг вырос до размеров “наследного” долга СССР. Россия не в состоянии выплачивать в ближайшие 10 лет по 14–17 млрд. долл. ежегодно (как это следует из графика платежей). Это четверть зарплаты каждого работающего россиянина. Если выплачивать — можно распрощаться с надеждами на экономический рост или стабильность уровня жизни населения.

Переговоры по внешнему долгу должны быть нацелены не на текущий год, а на долгосрочную реструктуризацию выплат по внешнему долгу и списание части внешнего долга СССР. И достигаться не авиационными маневрами над Атлантикой, а раскрытием всей необходимой информации и серьезной позицией по переговорам, без истерик и “грабежей” инвесторов.

Есть большие резервы в работе по возврату долгов других стран бывшего СССР, а также в работе с долгами стран СНГ перед Россией — разработка программы их возврата или конверсии в собственность России (с возможной последующей ее приватизацией) на территориях этих республик.

Принципы работы с кредитами международных финансовых организаций должны быть изменены.

Отношения с МВФ. Основным принципом здесь является отказ от кредитов МВФ, за исключением кредитов на рефинансирование обязательств перед МВФ. Покрытие своих обязательств перед МВФ мы планируем только в результате реализации инвестиционной политики “Яблока”, которая приведет к росту производства и росту доходов государства.

Отношения с Мировым Банком и Европейским Банком. Отношения с этими организациями должны быть коренным образом пересмотрены. Их кредиты обычно Россия использует неэффективно, но проблема не только в этом. Слишком часто эти кредиты откровенно разворовываются, а в системе их распределения все чаще появляется коррупция. Речь может идти только о переговорах с этими институтами об их участии в финансировании конкретных инвестиционных проектов. Критерий один — проект должен быть прибыльным, и из прибыли должны осуществляться покрытие кредита и выплата процентов. Государство будет поддерживать кредиты Мирового и Европейского банков малому и среднему бизнесу. Работа правительства на этом направлении будет коренным образом реформирована — соответствующие структуры в правительстве будут ликвидированы, вместо этого совместно с ассоциациями малого и среднего бизнеса будет создана общественная организация, основная задача которой — подготовка предприятий малого и среднего бизнеса к участию в тендерах на получение кредитов: составление финансового плана, расчет издержек и др. При работе с крупными проектами, с точки зрения “Яблока”, государство должно поощрять Мировой и Европейский банки к предоставлению синдицированных кредитов (с участием крупных частных банков). “Яблоко” считает, что такая политика приведет к увеличению инвестиционной привлекательности России и одновременно к реформированию отношений России с западными институтами на здоровых основаниях.
Меры по экономической политике можно было бы еще долго продолжать перечислять. Но главное ясно: есть такой путь экономических реформ, который может быть осуществлен в интересах большинства населения, а не узкой группы чиновников или “олигархов”.

Мы уже устали повторять примерно одно и то же всем правительствам и премьерам (Черномырдину, Кириенко, Примакову, Степашину). Наши предложения не принимаются и не обсуждаются. Для нас ясно, что проблема носит не интеллектуальный характер. Проблема в том, что слишком многие, в том числе в крупном бизнесе и в федеральных исполнительных структурах, заинтересованы в максимальном экономическом бардаке в правительстве и в стране в целом. И пока это остается так, пути вперед у России нет. Изменить ситуацию может только новая волна выборов в федеральные органы власти.

Программная комиссия объединения "Яблоко",
июль 1999 года
Обсуждение программы

См. также: Новая экономическая политика

Тезисы к программе объединения “Яблоко” на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года (материалы для обсуждения) - в формате MS Word [zip]

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Программные документы]
info@yabloko.ru