[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Программные документы]
Тезисы к программе
на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года
Материалы для обсуждения
Социальная политика
Москва, июль 1999 года
Содержание
Место “Яблока” в современной политике
Какие принципы мы отстаиваем в жизни и в политике?
Наши цели и задачи
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
ЭКОНОМИКА
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Главный капитал России – это ее люди. Для того, чтобы этот капитал принес России процветание, необходима целенаправленная государственная политика в области просвещения, науки и культуры.

Экономические аспекты социальной политики

В чем ключевые особенности социальной политики всего периода “рыночных реформ” в России?

Во-первых, все это время социальная политика использовалась (и продолжает использоваться сегодня) как мера противодействия инфляционным процессам — через неиндексирование номинальных доходов большинства россиян, живущих на фиксированные доходы (зарплата бюджетников, пенсии).

Во-вторых, социальная политика характеризуется очень высоким уровнем изъятий (социальные платежи составляют почти 40 % от фонда заработной платы) при крайне низком (и к тому же уравнительном) уровне предоставляемых социальных гарантий. Это прежде всего касается пенсии по старости (отчисления — 28 % от фонда заработной платы!), размер которой законодательно ограничен “сверху” и составляет величину меньше прожиточного минимума; услуг здравоохранения в рамках обязательного медицинского страхования (общераспространенной является сегодня ситуация нехватки медикаментов в больницах и пунктах скорой медицинской помощи, отсутствия квалифицированной помощи и т.п.). А кто вспомнит, когда он последний раз пользовался “соцстраховской” путевкой (хотя соответствующие платежи на фонд заработной платы аккуратно начисляются)? Налицо явный перекос, который компенсируется двояко: с одной стороны, люди доплачивают за все эти услуги (причем зачастую — напрямую наличными, способствуя тем самым расширению теневого оборота), а с другой стороны — стремятся, по возможности, вообще не платить социальных отчислений (поскольку от государства они тоже практически ничего не получают). Так бизнес загоняется в “тень” самим же государством.

Образуется порочный круг: государство устанавливает высокие ставки социальных отчислений, при этом социальные гарантии предоставляются на уравнительном и предельно низком уровне; предприниматели в таких условиях делают все, чтобы не платить социальные платежи (уходят в “тень”); государство собирает мало средств и не может повысить уровень социальных гарантий…

Выход из этого тупика “Яблоко” видит на стыке социальной и налоговой политики:

  1. Налоговая реформа должна создать механизмы выведения нелегальных доходов граждан из “теневого оборота” — и таким образом расширить налоговую базу для социальных платежей.
  2. Необходимо легализовать индивидуальные социальные расходы — через предоставление права гражданам вычитать такие расходы из налогооблагаемой базы по подоходному налогу. При этом может быть изменено соотношение между социальными программами, финансируемыми из бюджета, и социальными расходами граждан: это сделает социальные расходы более адресными, персонифицированными. В этом случае тарифы социальных взносов также должны быть скорректированы.
  3. В сегодняшних условиях политика социальных пособий должна быть скорректирована с учетом размера среднедушевого дохода в семье. Это позволит перераспределить весьма ограниченные средства в пользу наиболее нуждающихся (следовательно, придать социальным пособиям содержательный смысл).
Мы полагаем, что в социальной политике следует опираться не на сдерживание спроса (как меру борьбы с инфляцией), а на его стимулирование как основу для экономического роста, который позволит достичь социальных целей экономики. Наши социальные цели:
  1. недопущение задержек выплаты заработной платы;
  2. поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму;
  3. приближение средней оплаты труда работников бюджетной сферы к уровню зарплаты в народном хозяйстве;
  4. защита работников от неплатежеспособности работодателя (система санкций — от индексации задержанной зарплаты до объявления предприятия банкротом);
  5. поэтапное доведение социальной (минимальной) пенсии до уровня прожиточного минимума и возрождение трудовой пенсии, в перспективе — персонификация пенсионных счетов и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения;
  6. серьезное повышение уровня социальных гарантий нетрудоспособным, особенно инвалидам и детям.
Решительные шаги в этом направлении можно будет сделать только при условии растущей экономики с сильной социальной направленностью. Однако “Яблоко” считает, что есть резервы и даже в нашем убывающем сегодня финансовом “пироге”. В частности, значительные средства на социальную политику могут быть найдены за счет реформирования дорожных фондов.

Ни одна власть в России не ставила культуру и образование во главу угла. Результат налицо - нищий учитель, нищая школа, нищий библиотекарь, нищий научный сотрудник. Таково наше прошлое и особенно настоящее. Именно культура, наука и образование должны стать приоритетами всей национальной политики, именно они могут и должны стать основой национального возрождения. Культура, наука и образование долго держатся (пока живы культурные и образованные люди), но и долго возрождаются: если мы потеряем поколение тех, кому сейчас 10–20 лет, то результат может сказаться через 15–20 лет, и он будет чудовищным. И конечно, обеспечение достаточного минимума услуг по качественному и бесплатному здравоохранению — непременный атрибут государственной политики в XXI веке.

Здравоохранение

Состояние здоровья народа — и цель, и условие существования нормального общества и сильного государства. Никакие экономические, политические и духовные достижения не заменят здоровья народа, более того, при его отсутствии они маловероятны.

Необходимо срочно определить минимальные обязательные размеры и возможности медицинской помощи, которые государство обязано гарантировать. Иными словами, речь должна идти о минимальном наборе услуг, которые должны быть доступны каждому, — это не так дорого, и даже наше обедневшее государство это осилит. Отсюда следует необходимость стандартизации медицинских услуг, выработки здравоохранительных стандартов. Безусловно, должны быть обеспечены действующими экономическими механизмами:

  1. бесплатные для пациентов консультации и услуги специалистов в поликлиниках по месту жительства;
  2. бесплатная для пациентов больничная помощь с обеспечением необходимого минимума лекарств и материального обеспечения;
  3. безотказно работающая бесплатная “Скорая помощь”;
  4. эффективно работающая система значительных скидок по объявленному списку лекарств: лекарства должны быть доступны, особенно для тех, кто не может без них обойтись (сердечники, онкологические больные, больные сахарным диабетом и т.п.);
  5. система поддержки материнства и родовспоможения;
  6. восстановление системы предупреждения инфекционных заболеваний (вакцинация);
  7. финансовая поддержка донорства;
  8. система переподготовки и повышения квалификации врачей и специалистов (они не должны выписывать рецепты на основе рекламы лекарств по телевизору).
Сверх этого минимума бесплатных или дешевых медицинских услуг необходимо развивать систему платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования — для тех, кто может и хочет обеспечить себе более высокий уровень комфорта и качества здравоохранения. Расходы людей на оплату медицинских услуг должны вычитаться из налогооблагаемой базы по подоходному налогу, предприятия, оплачивающие медицинские услуги за своих работников, должны вычитать соответствующие суммы из налогооблагаемой базы по прибыли, учреждения платного здравоохранения должны иметь оговоренные законом значительные налоговые льготы.

Просвещение

Объединение "Яблоко" считает поддержку просвещения одним из своих важнейших приоритетов. Просвещение - это увеличение количества знаний и, одновременно, нравственного потенциала, который служит залогом того, что знания будут использоваться во благо людей. Мы убеждены в том, что главный ресурс возрождения страны и становления новой России – это просвещенные люди; основной капитал страны – это человеческий капитал, а он сохраняется, обогащается - или разрушается, в первую очередь, через образование.

Сегодня просвещение для России - это не только приоритет, но и нравственный императив. Мы убеждены в том, что просвещение есть необходимая базовая основа становления свободного и благополучного общества в России - правового государства, эффективной рыночной экономики, гражданского общества.

Наши ценности и ориентиры в области просвещения:

  1. Неразрывность образования и повышения нравственного, духовного потенциала. Просвящение должно стать одной из главных ценностей и целей человека и общества.
  2. Бесплатное общедоступное образование. Наша стратегическая цель — доступность непрерывного образования, от детского сада до зрелых лет.
  3. Законодательно утвержденная и финансово обеспеченная приоритетность образования на всех уровнях государственной политики — федеральном, региональном, муниципальном.
  4. Государственная политика становления эффективной муниципальной школы как основы местной демократии.
  5. Реальное юридическое, экономическое, организационное обеспечение образовательных прав человека.
  6. Открытость и прозрачность образовательной системы — прозрачность финансовых потоков в системе образования, открытость всех требований, предъявляемых к обучающимся, в том числе на конкурсных испытаниях, открытый для общества характер принимаемых принципиальных решений.
  7. Обеспечение практической жизненной направленности образования. Реализация концепции широкой современной функциональной грамотности.
  8. Сохранение единого образовательного пространства страны, развитие лучших традиций российского образования. Становление вариативного образования, ориентированного на индивидуальные интересы и способности личности.
Ключевые слова нашей образовательной политики:
бесплатность, приоритетность, открытость, вариативность, эффективность.

Основные направления реализации нашей образовательной политики

1. Стабилизация экономического состояния системы образования

  1. Четко определить смысл и содержание федеральных образовательных стандартов, продекларированных законом “Об образовании” с 1992 г., Конституцией РФ (ст. 43), но до сих пор не принятых.
  2. Определить экономическое измерение образовательных стандартов общего и профессионального образования.
  3. Ввести прямое нормативное финансирование образовательных учреждений; определить и утвердить нормативы их подушевого финансирования. Реализовать в полном объеме права школы как юридического лица.
  4. Защитить бюджетные образовательные средства от нецелевого расходования на всех уровнях власти — посредством введения специального внебюджетного государственного фонда с четко определенными источниками наполнения или иными способами.
  5. Сформировать прозрачную структуру потоков финансирования образования по всей системе межбюджетных отношений (федерация — регион — муниципалитет).
  6. Установить механизм ответственности всех распорядителей средств в сфере образования.
Для законодательного обеспечения реализации поставленных задач “Яблоко” выступает за безотлагательное принятие подготовленного им Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование”.

Сегодня остро необходимо:

  1. Налаживание бесперебойной выплаты зарплаты учителям. Проведение кардинальной модернизации системы оплаты труда учителей, воспитателей, преподавателей, приведение базовых минимальных размеров оплаты труда любых работников системы образования в соответствие с федеральным и региональными параметрами реального прожиточного минимума. Выплата долгов учителям по зарплате.
  2. Разработка и законодательное утверждение на федеральном уровне статуса “Работник образования”, дающего возможность реализации учителями, воспитателями и преподавателями своих естественных профессиональных и социальных прав (в том числе на бесплатное посещение театров, музеев, выставок, библиотек, кинотеатров и т.д.).
  3. Развертывание общенационального механизма обеспечения органов местного самоуправления средствами исполнения ими своих законных и естественных функций, в том числе по содержанию и развитию школ. Муниципальная школа есть один из важнейших оселков местной демократии, именно в школьной сфере проявляется жизнеспособность местной демократии, именно школа может стать порождающей моделью гражданского общества.
  4. Реализация последовательной государственной политики, активно поддерживающей законное привлечение в учреждения образования внебюджетных средств; стимулирование конкретных и легальных механизмов, касающихся оказания школами и вузами платных дополнительных образовательных услуг при контроле со стороны попечительских советов.
2. Общественно-государственное управление образованием
  1. Поддержка становления общественных (родительских, попечительских, студенческих и т.д.) советов образовательных учреждений, нормативная передача им части компетенции в принятии управленческих и экономических решений.
  2. Создание механизма принятия кардинальных решений в сфере образования, учитывающего общественное мнение и мнения профессионально-образовательных сообществ.
  3. Открытость требований, предъявляемых при всех контрольных процедурах в сфере образования (в том числе при аттестации школ, вузов и работников образования, при итоговой аттестации обучающихся, на вступительных экзаменах и т.д.). Упрощение механизмов контроля в отрасли.
  4. Поддержка организаций, ведущих сбор и распространение общественно значимой информации по образовательной тематике.
3. Задачи развития средней и высшей школы
  1. Развитие вариативности образования, в том числе форм образования и образовательной среды для одаренных детей, талантливой молодежи, а также для детей и подростков с ограниченными физическими и психическими возможностями.
  2. Становление действенного профессионального и общественного самоуправления (в том числе родительского, студенческого) в образовательных учреждениях.
  3. Государственная поддержка широкой компьютеризации средней и высшей школы.
  4. Принятие системы неотложных мер, предотвращающих ухудшение здоровья детей, подростков, молодежи.
  5. Незамедлительные шаги по налаживанию бесперебойного и качественного детского питания. Государство не может экономить на булочке и горячем супе для полуголодного ребенка из малообеспеченной семьи.
  6. Вложение значительных государственных средств в воссоздание и развитие системы внеклассной и внешкольной работы с детьми и подростками.
  7. Увеличение бюджетного финансирования библиотек и библиотечных фондов образовательных учреждений с учетом современных средств передачи информации — компьютера, Интернета и т.д. Обеспечение бесплатности базового вариативного набора школьных учебников.
  8. Реализация последовательной государственной политики поддержки законного привлечения в учреждения образования внебюджетных средств, в том числе через предоставление налоговых льгот благотворителям и инвесторам системы образования; стимулирование конкретных и легальных механизмов, касающихся оказания школами и вузами платных дополнительных образовательных услуг.
  9. Принятие системы мер, направленных на действенную защиту прав ребенка, в том числе принятие закона “О ювенальной юстиции”. Создание системы специализированной ювенальной юстиции — детских адвокатов, детских судей и т.п.
“Яблоко” будет отстаивать модель современной эффективной российской школы, в которой каждый школьник будет знать фундаментальные законы природы, российскую культуру, минимум один иностранный язык, уметь работать на компьютере, получит целый ряд полезных практических навыков. Он будет иметь больше предметов по выбору, учиться в хороших, современно оборудованных и безопасных помещениях, получать нормальное горячее питание, будет огражден от всякого давления и насилия, в том числе психического. Школьник должен вступать в жизнь с достаточным багажом знаний и нравственным потенциалом, который поможет использовать знания во благо людей, со стремлением продолжать самосовершенствование и просвящение.

Наука

Наука, научные школы, высокие технологии — абсолютно необходимы нашей стране в третьем тысячелетии. Без них страна превратится в сырьевой придаток и свалку мировой экономики.

Важнейшие задачи в области науки:

  1. государственная поддержка академической, отраслевой, вузовской науки, оценка деятельности отраслей и регионов по уровню развития и успехам в этих областях;
  2. концентрация внимания и финансов на нескольких ключевых направлениях научно-технического прогресса, где у отечественной науки есть серьезные заделы и прорывы;
  3. всемерное развитие “рынка технологий” с выходом на мировой рынок (прежде всего Европы и Юго-Восточной Азии);
  4. поддержка научных программ и проектов, а не научных учреждений с застывшими бюрократическими структурами, внимание временным творческим коллективам, развитие системы государственных грантов;
  5. развитие конкурсной системы финансирования (грантов) через государственные научные фонды, всемерная поддержка научной молодежи, система специальных молодежных грантов и стипендий, система государственных кредитов для получения образования;
  6. противодействие “утечке мозгов” из России при помощи изменения материальных условий, повышения возможностей творчества, системы длительных командировок во внутрироссийские летние школы-семинары и в зарубежные научные центры;
  7. всемерное развитие системы научной и научно-технической информации, усиление роли научных библиотек и информационных центров, включенных в мировые информационные системы;
  8. возможность вычета из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль предприятий расходов на гранты, стипендии и т.п.
Культура и религия

Мы уверены, что сегодня, в тяжелое время становления нового российского государства, только культура обеспечивает идентичность нации, устойчивость социальных, нравственных, психологических характеристик страны и общества. Россия остаётся признанным центром материальной и духовной культуры. Наши дети не простят нам, если достижения российской культуры будут потеряны, если она будет низведена до уровня экзотики.

Основные задачи, которые мы намерены решать:

  1. сохранение и приумножение национального культурного наследия;
  2. разработка и внесение законопроектов о государственной политике в области поддержки культуры, науки и образования;
  3. общенациональные программы развития культуры и искусства;
  4. протекционистская политика по отношению к отечественному кинематографу;
  5. реформа библиотечного дела, возвращение РГБ (бывшей библиотеке им. Ленина) уровня одной из лучших библиотек мира, техническое и информационное обеспечение библиотек страны, обязательное страхование уникальных библиотечных фондов;
  6. реформа музейной системы, усиление ее воспитательной и образовательной функций, запрет приватизации существующих государственных музеев, поддержка создаваемых музеев и галерей, техническое переоснащение музеев, обеспечение сохранности национального достояния;
  7. моральная и налоговая поддержка меценатов, поддержка общественных и частных музеев, галерей, театров и других учреждений культуры;
  8. культурное возрождение российской провинции, театров и музеев, народных промыслов и ремесел и совсем уж забытой художественной самодеятельности;
  9. усовершенствование законодательства в области авторского и смежных прав.
Мы считаем, что религия это важнейшая часть духовного наследия человечества. Роль религии, возрастающая по мере развития и сближения науки, философии и религии, особенно велика в предотвращении войны. Мы не просто разделяем, но активно защищаем в политике и в жизни принципы, которые исповедуются всеми религиями - принципы добра, любви и нравственности. Мы будем поддерживать всех граждан и все их религиозные объединения, которые разделяют эти принципы, защищают человеческую личность, и рассчитываем на понимание нашей позиции со стороны Церкви.
Программная комиссия объединения "Яблоко",
июль 1999 года
Обсуждение программы

См. также: Новая экономическая политика

Тезисы к программе объединения “Яблоко” на выборах депутатов Государственной Думы 1999 года (материалы для обсуждения) - в формате MS Word [zip]

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Программные документы]
info@yabloko.ru