15 января 2026
Пресс-релиз

«Нельзя замалчивать»: члены «Яблока» и правозащитники о задержании в Москве «беглянки» из Ингушетии Айны Манькиевой

В ночь на 15 января 2026 года полицейские Москвы задержали 21-летнюю уроженку Ингушетии Айну Манькиеву. Причина – обвинение в краже, выдвинутое родственниками Айны, которую уже утром правоохранители собирались «передать» домой. Дело в том, что девушка сбежала, по её собственным словам, от систематических побоев и в частности – «многократных изнасилований», просила не искать её и дать возможность прервать все связи с семьёй. На родине таким «беглецам» может грозить гибель или пропажа без вести, напоминают члены партии «Яблоко». Депутат петербургского ЗакСа от «Яблока», член партийной гендерной фракции Ольга Штанникова подчёркивает: дееспособный, совершеннолетний человек вправе самостоятельно решить, где ему жить и с кем общаться. 

Айна Манькиева. Фото: соцсети 

Ещё весной прошлого года Айна Манькиева через правозащитные организации, помогающие жертвам домашнего насилия на Кавказе, опубликовала видео. В нём девушка говорила, что уехала из Ингушетии добровольно и подчёркивала – «я в безопасности, прошу меня не искать». Правозащитники из группы «Марем» (имеет статус «нежелательной организации» в РФ) сообщали, что Айна – инвалид по зрению – и едва выжила в семье, где её регулярно избивали. Позднее стало известно, что отец девушки был осуждён за попытку продажи ребёнка, а вся семья – представители влиятельного клана из Ингушетии. Они же подали заявление о краже 20 тысяч рублей – это формальный, но веский повод для федерального розыска человека. Уголовное дело по ст. 158 УК РФ было возбуждено в августе 2025 года, и к январю 2026 года Айну нашли в Москве. 

В ночь на 15 января она была задержана и провела более восьми часов в отделе полиции района Свиблово. Полиция не сообщала, проводится ли проверка информации о том, что жизни задержанной может грозить опасность в случае «воссоединения» с семьёй. Допущен ли к задержанной адвокат, к утру 15 января также не было известно. Тем не менее проверки заявления об угрозе жизни к тому моменту уже потребовала правозащитница Ева Меркачёва – член Совета по правам человека при президенте РФ. 

«Обвинения в краже – это ведь обычно просто ход, чтобы объявить в розыск совершеннолетнего дееспособного человека.  Эту методику уже “обкатали”, – подчеркнула Меркачёва. – Интересно, что случаи [таких обвинений для поиска родственников], кажется, участились – как будто вообще проповедующие дикие нравы почувствовали “окно возможностей” и стали поднимать голову в непростой период»

К 13 часам дня Tg-канал «Кровавая Барыня» опубликовал заявление в полицию – уже написанное самой «беглянкой». Девушка просила государственной защиты, умоляла не отдавать её родственникам и признавалась, что дома была «неоднократно изнасилована». 

«Также я хочу сообщить о заведомо ложном доносе моей матери о якобы краже», – говорилось в заявлении. 

Примерно в это же время у ОВД «Свиблово» собрались активисты и журналисты. Полицейские задержали сотрудников минимум трёх СМИ, но после предъявления пресс-карт всех отпустили без протоколов. Ева Меркачёва вновь выступила с публичным сообщением и указала на ст. 144 УК о «препятствовании журналистской деятельности». Больше задержаний у ОВД «Свиблово» 15 января не было. 

Около 15.30 того же дня правозащитники из группы СК SOS (имеет статус «иноагента») заявили, что Манькиеву не стали передавать ингушским полицейским и отпустили из отдела вместе с адвокатом (который всё же попал в отделение и представлял интересы Айны). На момент подготовки этого материала Айна, по данным правозащитников, находилась в безопасности. 

Председатель «Яблока» Николай Рыбаков напоминает, что схема, которую используют для насильственного возвращения совершеннолетних девушек домой – не только история Айны Манькиевой. Ровно такая же ситуация в 2023 году произошла с пропавшей в Чечне Седой Сулеймановой, а в 2025 году – с 23-летней чеченкой Айшат Баймурадовой, которую нашли мёртвой в одной из съёмных квартир Еревана. Громкий общественный резонанс, который возник из-за возможной передачи Айны Манькиевой в руки силовиков Ингушетии, связан с абсолютным пониманием общественности, что будет с девушкой дальше, подчёркивает Николай Рыбаков:

«Мы выступаем категорически против средневековых “правил чести”, которые превращают жизнь девушек в тюрьму. Против позорной системы, лишающей их свободы выбора и права распоряжаться своей судьбой. Против насилия в любом его проявлении. Мы будем внимательно следить за судьбой Айны. И надеемся на адекватную реакцию федеральных правоохранительных органов по поводу ее ситуации. Это их шанс доказать, что они подчиняются закону, Конституции Российской Федерации, а не средневековым правилам»

Бывший депутат Мосгордумы, член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин в свою очередь призывает начальника столичного главка МВД возбудить уголовное дело в отношении родственников девушки и отказать им в просьбах вернуть её в Ингушетию. Он настаивает на необходимости помнить о преступлениях, которые совершались в отношении Айны многие годы: «Как утверждают правозащитники, Айна подвергалась многолетнему насилию в семье. В полиции она написала заявление с требованием возбудить уголовное дело против своих родственников, которыми “была неоднократно изнасилована”».

Дееспособный, совершеннолетний человек вправе самостоятельно решить, где ему жить и с кем общаться, отмечает депутат петербургского ЗакСа от «Яблока», член партийной гендерной фракции Ольга Штанникова. Она подчёркивает – в данном случае наше государство «должно выступить в роли медиатора, а не выдавать девушку правоохранителям республики»:

«Понимаю, что на Кавказе всегда были и будут сильны традиции, но речь идёт о совершеннолетнем, дееспособном человеке, который имеет право самостоятельно определяться, где и как он хочет жить. И самое главное – эту историю нельзя замалчивать, потому что у нас перед глазами есть грустный пример Седы Сулеймановой, которую насильно вернули на родину в Чеченскую республику, после чего до сих пор никто ничего не знает о ее местонахождении»

Напомним, Седа Сулейманова бежала от родственников в Чечне из-за отказа вступать в брак, но была задержана российскими силовиками в 2023 году и отправлена обратно в регион. Поводом для задержания стала ст. 158 УК – сообщалось, что родные написали заявление в полицию о якобы краже Седой 150 тысяч рублей. Подруга Седы Лена Патяева два года проводит одиночные пикеты в разных регионах и инициирует акции «Где Седа?» в попытках найти подругу или добиться возбуждения уголовного дела о её пропаже. Федеральные правоохранители и силовые ведомства Чечни отказывают в возбуждении дела, родственники Седы никак не комментируют её местонахождение. Правозащитники предполагают, что Седа убита. 

В июне 2025 года «Яблоко» провело акцию «Где Седа?» в рамках вечеров писем политзаключённым и обратилось к президенту с требованием расследовать исчезновение Седы Сулеймановой. 

Именно поэтому история Айны Манькиевой – очередное напоминание, как в России «защищают» права человека, подчёркивает председатель Московского «Яблока» Кирилл Гончаров: 

«Сначала Айна провела ночь в московском ОВД в районе Свиблово, затем активисты сообщили, что к отделу приехали силовики с автоматами и автозак. И всё это – ради женщины, которая просто хочет быть в безопасности. Айна не преступница – она человек, и право на свободу и безопасность не должно зависеть от региона. Государство обязано защищать жертву, а не становиться инструментом насилия под прикрытием “традиций”» 

Отметим, что Айна Манькиева, несмотря на безопасное местонахождение вечером 15 января, всё ещё является фигуранткой уголовного дела о краже и может быть задержана в любой момент. Правозащитники уверены, что её отпустили только благодаря огласке и общественному резонансу – в противном случае девушку уже вывезли бы из Москвы. 


Статьи по теме: Защита прав граждан


Все статьи по теме: Защита прав граждан