26 мая 2010
газета "Коммерсант", Ольга Плешанова, Денис Ребров

Миллиард рублей обойдется нефтяникам в миллиард долларов

Российские нефтяные компании должны будут не только заплатить в бюджет штрафы за завышение цен на бензин и авиакеросин, но и снизить эти цены. Так считает Федеральная антимонопольная служба (ФАС), позицию которой поддержал вчера президиум Высшего арбитражного суда (ВАС). Он решил в пользу ФАС прецедентное дело о взыскании с ТНК-ВР 1,1 млрд руб. штрафа. Общая сумма штрафов, которые ФАС начислила "большой четверке" нефтяных компаний, оценивается примерно в $1 млрд.

Вчера президиум ВАС рассматривал первое дело о штрафах нефтяным компаниям за монопольное завышение цен на бензин и авиакеросин. Первые крупные претензии, связанные с ценами на бензин, ФАС предъявила в конце 2008 года четырем крупнейшим нефтекомпаниям — "Роснефти" (штраф — 1,5 млрд руб.), "Газпром нефти" (1,35 млрд руб.), ЛУКОЙЛу (1,44 млрд руб.) и ТНК-ВР (1,1 млрд руб.). ТНК-ВР первой из всех компаний успешно оспорила претензии ФАС в арбитражных судах трех инстанций в Тюмени. Но коллегия судей ВАС 31 марта передала дело в президиум для пересмотра (см. "Ъ" от 1 апреля). На вчерашнем заседании президиума ВАС присутствовали руководитель ФАС Игорь Артемьев и его заместитель Анатолий Голомолзин. За ходом заседания наблюдали также представители всей крупнейших нефтяных компаний.

Начальник правового управления службы Сергей Пузыревский в своем выступлении объяснял, что четыре крупнейшие группы нефтекомпаний, совокупную долю которых на оптовых рынках бензина и керосина ФАС оценивает свыше 70% (доля ТНК-ВР — около 16%), коллективно доминируют на этих рынках, устанавливая монопольно высокую цену. Она, по словам господина Пузыревского, позволяла нефтекомпаниям повышать свою рентабельность в полтора-два раза по сравнению с периодами, когда антимонопольное законодательство не нарушалось. Для большей наглядности представитель ФАС сообщил, что рентабельность нефтекомпаний оценивается примерно в 36,9%, тогда как авиакомпании (потребители) терпят убытки.

Представитель ТНК-ВР Наталья Аполосова призывала президиум ВАС рассматривать дело "не с позиций потребителя, а с позиций права", подчеркнув, что "решение станет ориентиром для других судов". Юрист объяснила, что ФАС неправильно определила границы товарных рынков. Служба оценивала крупнооптовый рынок бензина, объединив в одну группу разные его марки. ФАС объясняла это тем, что на крупнооптовом рынке различия между марками бензина несущественны: для их производства используется одно и то же оборудование — меняются только его настройки. Госпожа Аполосова, напротив, утверждала, что закон требует оценивать рынок с позиций покупателя: готов ли он заменить одну марку бензина на другую.

"Регламент! Завершайте выступление!" — прервал представителя ТНК-ВР председатель ВАС Антон Иванов. "Еще две минуты",— попросила Наталья Аполосова. "Завершайте! Или пристава вызвать?" — настаивал господин Иванов, предоставляя слово представителю прокуратуры Тюменской области. Представитель поддержала ФАС, кратко резюмировав: "Мы надеемся, что решение будет сдерживать рост цен на бензин".

После полуторачасового совещания президиум ВАС вынес окончательное постановление по делу в пользу ФАС. Представители нефтяных компаний комментировать решение отказались. А Игорь Артемьев оценил его как "важный, системообразующий прецедент". По его словам, цены на нефтепродукты должны не только прекратить расти, но и снижаться. Сейчас, по оценкам ФАС, они завышены на 15-20%. Игорь Артемьев подчеркнул, что суммы штрафов, которые предстоит выплатить нефтекомпаниям, "нельзя переложить на себестоимость продукции и тем самым отнести на потребителя, поскольку штрафы должны уплачиваться из прибыли". Глава ФАС напомнил, что по итогам кризисного 2009 года каждая из нефтекомпаний заплатила по $5-10 млрд дивидендов, а общая сумма штрафов ФАС составляет всего около $1 млрд.

За монопольно высокие цены на нефтепродукты в первом полугодии 2009 года ФАС оштрафовала компании "большой четверки" на более значительные суммы, чем в 2008 году: "Газпром нефть" — на 4,675 млрд руб., группу ЛУКОЙЛ — на 6,54 млрд руб., "Роснефть" — на 5,28 млрд руб., ТНК-ВР — на 4,197 млрд руб. Для дел об оспаривании этих штрафов вчерашний прецедент ВАС будет так же важен, как и для дел о штрафах "первой волны". В частности, кассационный суд в Санкт-Петербурге в понедельник приостановил рассмотрение дела "Газпром нефти", успешно оспорившей 4,675 млрд руб. штрафа в судах первой и апелляционной инстанций: суд захотел дождаться постановления президиума ВАС по делу ТНК-ВР. Заседание по делу о штрафе "Роснефти" в размере 5,28 млрд руб. арбитражный суд Москвы назначил на сегодня. Этот суд пока не вынес решения по делам "Роснефти" и "Газпром нефти" за 2008 год, а вот дело ЛУКОЙЛа, касающееся штрафа 1,44 млрд руб. за 2008 год, решил 24 июня 2009 года в пользу ФАС. Впоследствии, правда, ЛУКОЙЛ прекратил борьбу, отказавшись оспаривать эти претензии ФАС.

Возможность предъявления к нефтяникам новых претензий ФАС не комментирует. Игорь Артемьев обещал постараться, чтобы "практика не привела к перегибам". Он, в частности, не исключил корректировки системы налогообложения нефтекомпаний, отметив, что размер налогов в России для них превышает мировой (по данным ТНК-ВР, 54,8% выручки). Анатолий Голомолзин рассказал вчера "Ъ", что служба с другими профильными ведомствами разработала несколько вариантов формулы цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Формула, которую должно утвердить правительство, будет применяться до формирования в России биржевой торговли нефтепродуктами. На ее долю должно приходиться 10-15% продаж на внутреннем рынке. Минэкономразвития рассчитывает, что "Газпром нефть" и "Роснефть" в августе будут реализовывать на бирже 10%, ТНК-ВР уже делает это.

Оригинал статьи

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).