14 мая 1999
фрагмент стенограммы

Выступление С. Митрохина на пленарном заседании Госдумы 14 мая 1999 года

Митрохин С.С., фракция "ЯБЛОКО".

Ну, я думаю, Владимир Вольфович точно знает, о каком человеке конкретно идет речь в этой самой директиве ЦРУ, знает именно как эксперт, а не как депутат. Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" подтверждает свою решимость поддержать пункт обвинения специальной комиссии, связанный с развязыванием Борисом Ельциным войны в Чечне.

В то же время мы считаем для себя неприемлемым поддерживать ряд других пунктов обвинения. Это касается и пункта по Беловежской Пуще, о распаде СССР, измене Родине, который предъявляется Ельцину. И здесь я хотел бы оттолкнуться от такой аналогии.

Когда терпит катастрофу самолет, то этому могут быть разные причины: это может быть и ошибка пилота, это может быть и террористический акт, и что-то еще. Но есть еще и такая причина, как изначальная ошибка в конструкции этого агрегата.

Я полагаю, что в случае распада Советского Союза мы, наверное, имеем дело с каждым из этих видов причинно-следственной связи, но наибольшую роль играет именно изначальная ошибка в конструкции. Для меня очевидно, что одной из движущих сил распада этого государства был национально-территориальный принцип государственного строительства, который восходит к ленинской национальной политике.

В самой идее права нации на самоопределение, которая была положена в основу большевистской национальной политики, конечно же, нет ничего плохого, безусловно. Эта идея занимает сейчас достойное основополагающее место в международном праве.

Роковую роль сыграла не столько эта идея, взятая сама по себе, сколько то значение, которое Ленин вкладывал в понятие нации, и то революционное значение, которое Ленин вкладывал в этот лозунг о праве нации на самоопределение. Как известно, в своих работах Ленин делил нации на угнетающие и угнетенные. Идея самоопределения для него была не чем иным, как формой освобождения угнетенных наций.

(Выкрики из зала.)

Я про Ленина, вот с него все началось. А под этими угнетенными нациями понимались национальные окраины. При этом предполагалось, что освободителем этих наций будет выступать великоросский пролетариат (известная работа"О национальной гордости великороссов"), и при этом российская нация причислялась им к разряду угнетающей, буржуазной и, таким образом, ни в коей мере не заслуживала права на самоопределение.

Миссия русского народа, по мысли Ленина, состояла отнюдь не в том, чтобы создать собственную нацию в рамках федеративного государства, и отнюдь не в том, чтобы стать некой интегрирующей силой, на основе которой проживающие в России народы могли бы образовать новую российскую нацию -основу российской государственности.

Эту миссию русского народа Ленин видел в том, чтобы русский народ в лице своего пролетариата смыл с себя клеймо угнетающей нации и стал носителем мировой революции и создателем новой, интернациональной общности людей.

70 лет попыток осуществить эту революционную утопию были безвозвратно потеряны для формирования единой российской нации, и, следовательно, все эти годы были потеряны и для создания нормального российского государства, которое могло бы стать преемником Российской империи, на шестой части света и получило бы длительную перспективу исторического развития.

Результаты этой государственной утопии получили наиболее яркое отражение на политической карте Советского Союза. Русский народ, единственный из всех, не имеет государственности, то есть в соответствии с концепцией Ленина не является нацией, так как он предназначался, как уже было сказано, совершенно для других, более величественных целей.

Остальные крупные народы получили атрибуты государственности, хотя вначале только на бумаге, до поры до времени. За70 лет бывшие национальные окраины сжились с этими атрибутами государственности, которыми их наделяли все без исключения советские конституции.

При этом целый ряд крупных национальных образований сжился и с таким важнейшим атрибутом, как право выхода из Советского Союза, из состава СССР. Это право, предоставленное союзным республикам, строго и последовательно вытекает из ленинской концепции национальной политики. Позволю себе процитировать работу "О праве наций на самоопределение" 1914 года: "...под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чуженациональных коллективов...", - подчеркиваю это! - "...разумеется образование самостоятельного национального государства".

Уместно спросить: была ли тогда этому альтернатива? Была. Она была, например, в концепции кадетов и меньшевиков о национально-культурной автономии, тех самых меньшевиков, с которыми по этому вопросу так яростно полемизировал Ленин.

Сегодня уже очевидно, что этот ленинский принцип сыграл роль мины замедленного действия. Эта мина не могла взорваться до тех пор, пока была замурована в толще тоталитарного режима. По сути дела, единство союзных республик держалось на силе репрессивного и идеологического аппарата, одним словом - на отсутствии свободы.

Как только появились малейшие признаки свободы, конструкция рухнула. Она не смогла бы выдержать ни одного из видов свободы - ни экономической, ни политической, ни свободы слова, ни какой-либо еще.

И вот именно тогда те положения советской Конституции, которые казались пустыми декларациями (например, положение о праве свободного выхода республик из состава СССР), моментально обрели всю полноту юридической силы. Таким образом, на восьмом десятке советской власти эти республики, бывшие национальные окраины, действительно выполнили завет Ильича и самоопределились как самостоятельные нации, самостоятельные национальные государства.

И сегодня нет ничего нелепее, чем возлагать вину за распад СССР на одного человека или даже на каких-то внутренних и внешних врагов. Cооружение, построенное с ошибками конструкции, обречено на то, чтобы рухнуть раньше или позже. Вот непосредственные причины могут быть какими угодно, в том числе могут быть виновны и внутренние, и внешние враги. Давайте зададимся...

(Микрофон отключен.) Председательствующий. Заканчивайте.

Митрохин С.С. Поэтому вызывает большое сожаление, что сегодня именно преемники той самой партии, которая соорудила этого колосса на глиняных ногах - советскую государственность, хотят обвинить во всем этом того человека, который лишь прикоснулся вот к этой конструкции, готовой уже рухнуть. Здание советской государственности было просто плохо построено, именно поэтому и развалилось. А сегодня преемники... (Микрофон отключен.)

Председательствующий. Спасибо, Сергей Сергеевич.

Полную стенограмму читайте на сайте Государственной Думы: зайдите на эту страницу - http://wbase.duma.gov.ru/steno/nph-sdb.exe, - в обоих полях даты заседаний введите "14.05.1999". В результатах поиска выберете "Стенограмма заседания 14 мая 1999 г.". После того, как текст откроется, нажмите в нижнем левом углу ссылку "Текст (полный)".