22 сентября 2009
Борис Вишневский, «Новая Газета»

Сто лет тому вперед

Российский президент реагирует с раздражением на предложения вернуть прямые губернаторские выборы (вспомним его недавнюю отповедь Юрию Лужкову). Вот и на встрече с участниками дискуссионного клуба «Валдай» Дмитрий Медведев бросился в атаку – причем тогда, когда никто в нынешних порядках и не думал усомниться.

Президент заявил, что он «лично участвовал в этом решении об изменении механизма наделения полномочиями глав регионов», считает его «абсолютно правильным» и не видит «условий, при которых мы могли бы от этого решения отказаться ни сейчас, ни через сто лет». Заглянуть на сто лет вперед в России не каждый решится: практика последних лет приучила к тому, что попытка заглянуть даже на год вперед редко бывает удачной. На чем же основан прогноз президента?

Медведев, «несмотря на демократические убеждения», не видит смысла возврата к той системе, которая была, поскольку она «не вполне соответствует традициям России и тому уровню развития федерализма, который существует». И, оказывается, «далеко не во всех странах существуют системы избрания региональных властей, а в России и вовсе выборов губернаторов не было… до определенного периода».

Подобная аргументация свидетельствует о том, что убеждения президента не являются демократическими. Не только потому, что опросы «Левада-центра» показывают: большинство граждан выступают за возврат к выборности губернаторов. И не потому, что за несколько дней до «Валдая» заявлений Дмитрий Медведев в своей статье уверял, что политическая система страны должна «отвечать политической культуре свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей» - и тут же объявил этих людей неспособными избрать губернатора и через сто лет.

Вряд ли президент не знает, что система назначений глав регионов существует только в унитарных государствах, причем далеко не во всех (большей частью это известные «демократичностью» режимы стран Латинской Америки и Азии). А в федерациях либо губернаторы регионов избираются населением, либо правительства регионов формируются региональными парламентами. Есть, правда, три федерации с назначаемыми губернаторами (Канада, Австралия и Индия), но губернаторы там не имеют реальной власти и подобны полпредам нашего президента. А регионами управляют правительства, сформированные представительными органами. Конечно, можно возразить (о чем говорит сам президент), что в России действует система, при которой кандидатуру губернатора главе государства предлагает партия, выигравшая региональные выборы, - мол, и у нас исполнительная власть формируется представительной. Но это лукавство: в федерациях президенты не участвуют в процессе формирования исполнительной власти регионов, не имеют права предлагать кандидатуры для «наделения полномочиями» губернаторов, отклонять кандидатуры, предложенные парламентским большинством, вносить при несогласии с ним свои кандидатуры, назначать «исполняющих обязанности» главы региона, а тем более распускать региональный парламент.

Так вот: в России действует именно такой механизм, и он де-факто превращает систему «наделения полномочиями» именно в систему назначений, потому что от «предложения» президента отказаться невозможно. К тому же известно, как формируются «предложения победивших партий»: все согласовывается в Москве. В итоге система оказывается ухудшенной копией советской: тогда первый секретарь обкома избирался пленумом без формального представления из ЦК КПСС (хотя нельзя было и помыслить об избрании несогласованной с Москвой кандидатуры).

Аргументы, которыми в 2004 году обосновывали отказ от выборности губернаторов, - необходимость «борьбы с терроризмом», - уже тогда представлялись смехотворными. Избираемость глав регионов, - даже при нечестности выборов и засилье «административного ресурса», - заставила губернаторов считаться с гражданами. В 2004 году механизм обратной связи отключили, и источником власти для губернаторов стал не народ, а президент. Со всеми вытекающими последствиями – юрист Медведев не может не понимать этого. Но он упорствует в отрицании выборности. Почему – понятно: граждане могут придти к мысли, что не только губернаторы, но и президент должен избираться в ходе «свободного соревнования открытых политических объединений», а не дароваться «сверху» после посиделок «людей одной крови».

Оригинал статьи

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).