12 апреля 2019
Пресс-релиз

Эмилия Слабунова: По стратегии развития от карельских властей не заработает даже первобытная экономика

Председатель партии «Яблоко», депутат Законодательного Собрания Карелии Эмилия Слабунова инициировала постановку вопроса «О взаимодействии научно-образовательного комплекса и органов государственной власти в формировании потенциала будущего развития Республики Карелия» в повестку заседания Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного Собрания Карелии. 

«Причиной постановки вопроса явилось то, что взаимодействие не соответствует потребностям развития республики, потенциал научных и образовательных организаций не используется в полной мере», – подчеркнула лидер «Яблока».   

Обсуждение вопроса состоялось 10 апреля. В заключительном выступлении Эмилия Слабунова сказала следующее:

Коллеги, примечательно, что мы обсуждаем этот вопрос через год после отчета главы республики о деятельности за 2017 год. На следующей неделе у нас отчет главы республики за 2018 год. Тогда, год назад, все предложения, которые поступили от фракций, собрали в такую табличку, прислали мне даже в Москву, попросили подпись поставить, что учтено предложение. 

Мы тогда говорили, что предлагаем правительству республики Карелия использовать имеющийся потенциал Карельской науки (а это Карельский научный центр Академии наук и Петрозаводский государственный университет) для социально-экономического развития республики Карелия.

Вот год назад это все зафиксировали и сегодня слушаем вопрос. За это время произошло много событий: утверждена Стратегия социально-экономического развития республики до 2030 года, утверждена Федеральная стратегия пространственного развития России до 2025 года, национальные проекты запустили после выборов президента, мы утвердили бюджет на 2019 год, в котором и на НИОКР смешная сумма, и финансирование своих обязательств по соглашению с РФФИ относительно 10 научных проектов республика ополовинила, в связи с чем большое количество ученых оказались недофинансированы. Они видимо из своей зарплаты должны все эти недостающие деньги вложить, чтобы исследовать источники загрязнения в Кондопожской губе, чтобы потенциал минеральных вод в Марциальных Водах исследовать, и все другие задачи решать в рамках обязательств республики.

Вот эти документы приняты, и что мы видим. Слова у нас правильные. В Стратегии социально-экономического развития Карелии, если в первой части посмотреть, какие дисбалансы отмечены, там есть такой дисбаланс: высокий уровень науки и образования в республике с одной стороны и недостаточное взаимодействие между образовательными, научными организациями и организациями реального сектора экономики. Но ведь кто обеспечивает этот баланс? Это задача органов власти – создать институциональные механизмы, соединить бизнес и науку, стратегически все это встроить еще и во все программы. И очень правильно сформулировано в Стратегии, как нужно преодолеть этот дисбаланс: необходимо "комплексное развитие научно-образовательного комплекса..." и т.д. 

Миссия республики прекрасно сформулирована: благополучие граждан на основе опережающего развития по сравнению с другими регионами благодаря высокотехнологичной инновационной экономике. То есть слова очень правильные, даже есть целый раздел «Формирование новой экономики и содействие научно-исследовательской инновационной деятельности». Но в реалиях что мы видим? В принятом бюджете видим всего 30 млн на НИОКР. Один миллион вместо двух на проекты с РФФИ. В стратегии пространственного развития России что мы видим? Вообще этой деятельности нет в перспективе у республики – научной, профессионально-технической деятельности, деятельности в области информации и связи (формулировки согласно ОКВЭД). А сегодня-то мы что услышали в выступлении? У нашего Министерства экономического развития есть видение экономики как высокотехнологичной и инновационной по всем реальным шагам и по результатам? У него этого видения нет! Оно только на бумаге есть, а в реальности это, извините, первобытная экономика на основе собирательства – дикоросы, калитки и так далее. А где инновации, где для этого основа?! 

Хотелось бы, конечно, надеяться, как сказал Владимир Сергеевич (проректор ПетрГУ), что мы будем настойчиво делать дальше свое дело, демонстрировать компетенции и возможно нас оценят. Но в Стратегии пространственного развития есть такой раздел, который называется «Механизмы реализации стратегии». И там написано, как будет осуществляться управление ее реализацией – через субсидирование на конкурсной основе, на основе отбора проектов. И есть отдельный раздел «Стимулирование развития перспективных экономических специализаций субъектов РФ», перечислен перечень мер, как эти перспективные специализации будут поддерживаться с федерального уровня. Но если у нас всех этих специализаций нет в числе перспективных, то никто нас поддерживать и не будет. И даже более того – у нас и для первобытной экономики не все предусмотрено, потому что у нас в Стратегии нет даже отрасли «производство пищевых продуктов». Можно говорить о том, что мы северная территория, но только у Архангельска таковая в перспективных специализациях, у Коми это предусмотрено в разделе «Неперспективная экономическая специализация, критически важная для экономики региона». У Коми есть отрасль «производство пищевых продуктов», а у нас даже этого нет. Поэтому у нас, согласно отведенной в документе роли, такая внутренняя колония, из которой будут только вытягивать ресурсы. Министерству экологии и природопользования работы будет выше крыши, потому что экология будет никакая, отсюда только ресурсы забирать. Население будет только болеть, нищать, будет уезжать молодежь, потому что перспектив здесь нет. Все специалисты прекрасные в области IT, которых готовит наш университет, уедут либо в Москву и Петербург, либо вообще за границу, потому что у республики другие приоритеты. 

В заключение хочу сказать следующее. Что науке нужно от власти? Нужен заказ, нужен спрос на научное знание. Обеспечить заказ и спрос - задача именно органов власти. Мы же прекрасно понимаем, что в любой момент всем нашим организациям – и ПетрГУ и Карельскому научному центру – в критерии оценки деятельности включат взаимодействие с региональной экономикой и с органами власти: каков вклад их в социально-экономическое развитие, как они решают региональные проблемы. А когда власть тут перекрывает все эти каналы, либо они чисто формальны – куда-то пригласили ученых на обсуждение, какие-то методические рекомендации вместе написали – а все их прекрасные разработки не внедряются здесь в экономику, так ведь это обернется сразу проблемой и для Карельского научного центра, и для университета. Потому что федерация скажет, а что их там держать, если они никак на развитие этих регионов не работают? Ну, извините, тогда мы даже пассивно экономически ничего не получим, потому что если их закроют, то мы даже НДФЛ не получим от этих работников, если их сокращать начнут. Там, извините, фонды оплаты труда приличные и НДФЛ, который мы получаем в республику, он тоже достаточно приличный. Тем самым пилим сук, на котором сами сидим, можно сказать, свесив ножки – со всех этих федеральных денег платятся налоги в бюджет. Следовательно, этот процесс должен быть взаимовыгодный. Мы должны поддерживать друг друга. И в первую очередь тех, кто нам дает не только рыбу (хотя и рыбу в прямом смысле дают, благодаря исследованиям форелеводство развивается), но и удочку, чтобы тут ловили разную «рыбу», а не только бруснику собирали и калитки пекли.

Второе, что нужно науке, помимо спроса на научные знания. Нужны институциональные механизмы, как всех соединить правильным образом. Как бизнесу создать условия, какие-то преференции для высокотехнологичных разработок, внедрения технологий. Налоговыми льготами, любыми имущественными мерами поддержки, чем угодно. 

Третье – это экспертное участие. Ведь такой интеллектуальный потенциал в республике, который для принятия управленческих решений, для разработки документов стратегических не используется. Федеральный РАНХиГС составил Стратегию социально-экономического развития нам, и только потом пригласили нас поучаствовать и что-то туда включить. А в Стратегии, между прочим, вы счастье нам обещаете аж прямо к 2030 году. В целях там так и записано – главное, чтобы повышался уровень счастья в республике. Но, извините, пятой точкой вверх собирая бруснику, счастья у жителей республики много не добавится. 

Мы этот вопрос будем еще обсуждать на отчете главы – как такое место уготовано республике, наверное, одно из самых позорных в сравнении с другими регионами. Надеюсь, что услышим в следующую пятницу. 

Увидеть дискуссию, как и обсуждение других вопросов, можно по ссылке