Яблоко. Начальная страница.

Интервью Григория Явлинского на радио “Эхо Москвы” 27 августа 1998 г. (полный вариант)

Пресс-релиз
27.08.98
Г.Явлинский-- Похоже, что кризис финансово-экономический перерастает в кризис политический. В такой ситуации необходим действующий президент, а его не видно. Как вы оцениваете сегодняшнюю политическую ситуацию?

-- Основа сложившейся ситуации в том, что та политическая система, которую построил Борис Ельцин на базе имеющейся у нас Конституции, себя исчерпала. Повторное назначение Черномырдина еще раз свидетельствует о том, что эта система не имеет резервов, она не может находить правильные решения в сложившихся условиях, поэтому она идет по кругу в стиле мыльной оперы, т.е. повторяет сама себя. Эта ситуация крайне опасна. Кстати говоря, Россия дважды в этом веке бывала в похожей ситуации: в 17 году и в 91. Когда система или политический режим исчерпывается, происходит глубокий моральный кризис, отторжение от власти, граждане не доверяют власти, и в результате этого происходит развал этой системы. Однако наш исторический опыт показывает, что выходя из этого положения, мы наносили огромный удар по стране, по людям, по их благосостоянию. Сегодня мы стоим на пороге такой ситуации. Нам надо так выйти из нее, чтобы не нанести еще больший ущерб стране и гражданам.

-- Считаете ли вы, что выход из нынешней ситуации должен быть в рамках неизмененной Конституции? Возможен ли выход по Конституции 93 г.?

-- В нашей Конституции очень много недостатков. ЯБЛОКО было против принятия этой Конституции. Однако сегодня губительным для России является всякое ее нарушение. Любой шаг в сторону от Конституции приведет к политически неконтролируемому развитию событий. Что касается изменение Конституции, то это исключительно сложный процесс. Я не считаю, что Конституцию возможно перестроить на ходу, особенно во время тяжелого кризиса, когда это будет построено на эмоциях и когда некоторые силы, скажем, крайне левые, попытаются использовать это для перекройки Конституции с перекосом в другую сторону. Поэтому подготовка предложений по изменению Конституции, возможное рассмотрение вопроса о Конституционном собрании – важное и необходимое дело. Но нужно искать общую составляющую, которая удовлетворит все силы в обществе в данный момент. Однако надеяться, что это можно сделать мгновенно, нет никаких оснований. Это должен быть длительный, серьезный, взвешенный процесс.

-- Что, с вашей точки зрения, нужно делать на этом этапе. Что бы вы посоветовали Борису Николаевичу сегодня?

-- Как говорят в таких случаях, раньше нужно было слушать советы. Сейчас уже совершенно по-другому стоит вопрос. То, что нужно делать в стране, примерно понятно. Сегодня главная тревога – это безудержный рост цен.

-- Поэтому сейчас отсутствие правительства и молчание президента только усугубляет политический кризис.

-- Об этом надо говорить с точки зрения граждан нашей страны. Может быть, для узкого политического круга в Москве имеет большое значение, виден или не виден президент. Но для жителей Рязани, Брянска, Новосибирска, Владивостока – всей нашей огромной страны важно не то, как виден президент, а то что происходит в магазинах и с их зарплатой, как они отправят детей 1 сентября в школу. Так вот, с этой точки зрения, развитие политической ситуации, безусловно, предопределено тем, что будет происходить с ценами, с зарплатой, с доходами, будет или не будет работать банковская система – это и есть доминанта политических настроений. В этом смысле надо принимать самые серьезные меры. Сейчас большую опасность представляет развал банковской системы и неконтролируемый рост цен. Сейчас следовало бы поставить вопрос об объявлении банковских каникул, и в этих условиях спокойно, без иллюзий и без излишней драматизации разобраться с тем, в каком положении находится финансовая система России.

-- Кто будет разбираться, если нет политической власти?

-- На сегодняшний день Ельцин назначил исполняющего обязанности премьер-министра, это его прямая обязанность. Я думаю, это гораздо более эффективно, чем летать в Крым и искать Камдессю. Гораздо важнее понять, в каком состоянии находится национальная валюта и как государство будет выполнять обязательства перед гражданами.

-- Вы считаете, что Черномырдин и его виртуальное правительство может реально поправить положение, понять, почему не работает система?

--Я считаю, что назначение Черномырдина – грубая ошибка. Правительство Черномырдина, когда он его сформирует, не сможет справиться с ситуацией. По разным причинам, в том числе и потому что Черномырдин в течение 6 лет формировал ту пирамиду, которая теперь рушится. Этот замок из песка теперь накрыло волной. Поэтому нет никаких оснований полагать, что они справятся. Для того чтобы успокоить финансово-экономические отношения в стране или стабилизировать их, пусть и на более низком уровне, необходимо доверие кабинету. Добиться этого доверия правительству Черномырдина практически невозможно. 

--Опять получается замкнутый круг. Вы говорите, что правительство должно немедленно оценить ситуацию и при том отказываете новому премьеру в возможности что-либо сделать. Какой же выход из этой ситуации?

-- Это только предположения относительно того, что может это правительство. Независимо от моих предположений, правительство должно работать. Идет 4 день с момента назначения, но четкой и ясной программы действий нет, никаких объяснений перед гражданами о том, что на самом деле происходит, не последовало. Со своей стороны могу сказать, что очень больно и очень тяжело сознавать, что 6 лет реформ ни к чему не привели, а потери, которые несли граждане, ничем не оправдались. Мы возвращаемся в исходную точку, но гораздо в более плохих условиях. Потеряно время, силы, страна теряет силы и возможности. Все наши партнеры увидели, что у нас обманывают не только собственных граждан, но наше правительство в состоянии обманывать и любых своих партнеров и ставит их в крайне невыгодное положение. Все эти обстоятельства отягчают существующее положение. Однако с уверенностью могу сказать, что ситуация вполне исправимая. На это понадобится время. Необходимо лишь соблюдать спокойствие и понимание того, что особая острота этого кризиса ощущается в Москве. Потому что Москва вырвалась за это время далеко вперед по сравнению со всей страной. И следовало предполагать, что если вся страна живет без зарплаты, при крайних ограничениях в регионах, при неспособности оплатить электроэнергию, газ, при плохо работающих системах образования, безопасности, то раньше или позже эти условия начнут выравниваться. Потери, которые несут те, кто вырвался вперед, то меньшинство, которое получило определенные преимущества, особенно остро реагирует на происходящее. Что касается страны в целом, то самая болезненная проблема – это рост цен. На это я бы обратил особое внимание и предлагаю принять целый ряд мер, которые бы облегчили это положение. Например, резко снизить налоги в целом, особенно на товары первой необходимости. Надо защитить отечественных товапроизводителей, внутренний рынок. Плюс к этому надо наделить Центральный банк и его расчетные центры возможностью собирать налоги, которые сейчас поступают. По целому ряду направлений объявить налоговые каникулы. Иначе говоря, когда компания становится банкротом, то первым делом она рассчитывается с собственными служащими. Российское государство в такой ситуации должно начать рассчитываться с гражданами, которые несут самые большие потери от всего того, что это государство наделало. Любая беготня и суета нового правительства должна быть прекращена, должны последовать четкие и ясные объяснения того, что произошло и что они собираются делать. Я думаю, что Черномырдин принимал предложение, зная, в каком положении дела. Но самое главное заключается в том, что через 2-3 месяца процесс скатывания остановится по естественным причинам. И тогда, наконец, начнется реальная серьезная работа по созданию нормальной эффективной экономики в России. Это будет тяжелый период. Но его надо пережить. 

-- Сейчас немногие, хотели бы возглавить правительство. Вы сказали, что надо предпринять определенные шаги для оздоровления ситуации. Значит ли это, что если бы ЯБЛОКУ было поручено, оно могло бы сформировать правительство?

-- Без Черномырдина и при полных полномочиях – да.

-- Если бы вам вместо Черномырдина президент дал карт бланш, вы бы стали формировать правительство?

-- Безусловно. Но только сейчас это обсуждать бессмысленно.

-- Не бессмысленно, потому что через Черномырдин еще не прошел утверждение. Он может не пройти, и президенту придется искать нового кандидата. Положение крайне тяжелое. Почему бы ЯБЛОКО взяло на себя ответственность? Ведь при таком положении политическая сила, которая возьмет на себя ответственность, может проиграть выборы.

-- Этот тяжелый период будет очень быстрым. Самый тяжелый период – это период, когда может прекратиться работа платежной системы, когда цены пойдут в гору. Но это быстро. А потом пойдет нормальная рутинная профессиональная работа, при которой самое главное – не лгать. А именно этим постоянно занимается наше правительство. И не воровать. Тоже весьма распространенная форма деятельности наших руководящих органов. Как только это прекратится, -- будет нормальная работа.

-- Какой принцип формирования правительства сейчас нужен?

-- Коалицию мы понимаем как создание правительства с согласованной программой в отношении общества. Ведь коалиция важна только на старте, когда некоторые политические силы договариваются о том, какую программу они будут проводить. Как только это решено – это уже не коалиция, это единая команда. Там нельзя тянуть в разные стороны. В сложившихся условиях это не столь принципиально, какие силы предложат свои возможности. Устойчивость этого правительства очень важна. Поэтому к работе могут быть привлечены все мало-мальски имеющие доверие и поддержку в стране политические силы на основе согласования ясной и последовательной, пусть очень короткой программы действий.

-- Какие полномочия вам бы как премьер-министру в этой ситуации потребовались бы дополнительно по сравнению с полномочиями, данными Конституцией.

-- Договоренность должна быть только о следующем. Расстановка кадров. Отсутствие в течение полугода указов президента по экономическим вопросам. Этого достаточно. 

--Для нынешней политической ситуации полезно, чтобы президент покинул свой пост?

--Если бы при этом им было сформулировано условие проведение выборов. Иначе говоря, для проведения выборов согласно Конституции необходим действующий президент или премьер-министр, который поведет выборы. Если Ельцин это имел в виду, когда назначал Черномырдина, то так и надо об этом сказать. Сейчас наступает момент, о котором можно сказать, что это момент истины. Сейчас надо говорить все четко, ясно. Если назначение Черномырдина означает проведение досрочных выборов, то это совсем другой разговор, совсем другие требования со стороны всех политических сил к этому политическому процессу. Ельцин может уйти только самостоятельно.

-- Импичмент не проходит?

-- Это долгая история. Хотя там есть основания, например, по Чечне. Но сейчас речь не об этом. Реалистичным было бы только самостоятельное решение уйти. При всех сомнениях относительно такого решения президента нужно отдавать себе отчет: нет такой политической партии, нет таких политиков, которые могли бы сдвинуть Ельцина с того положения, в котором он сегодня находится. Это могут сделать только граждане, прежде всего его собственные избиратели, те 50 миллионов, которые за него голосовали. Такие настроения сейчас становятся все более сильными. Поэтому можно предполагать, что такой процесс получит дальнейшее развитие уже этой осенью. Люди, которые окружают президента, должны это понимать. Другое дело, с какими политическими силами в этих условиях они будут вести переговоры. Люди, которые окружают президента, должны это понимать. То, что происходит сегодня, похоже на захват власти остатками олигархов. Перемещение Кириенко и быстрое назначение Черномырдина, сама схема проведения этого дела, напоминает закрепление олигархической системы или возможное создание лево-криминального режима, когда олигархи, замкнутая коррумпированная полукриминальная система будет опираться на левое большинство и будет пытаться создать такой режим. Это крайне опасный и абсолютно бесперспективный способ формирования российской политики. В любом случае нужны четкие и ясные объяснения, в каком состоянии президент, что делает, что собирается предпринять. Долг не только президента, но и тех людей, которые с ним работают, это их гражданская обязанность, дать объяснения по текущей ситуации. Каждый час промедления и неясности в стране раскачивает ситуацию все больше и больше. И сильнее всего пострадают граждане, которые голосовали за президента и те, кто не голосовали, понесут самые большие потери. И это вызывает у меня чувство глубокого сожаления и возмущения теми, кто так бессмысленно ведет ситуацию дальше.

-- В этой ситуации досрочные выборы – благо или нет?

-- Ну какое же здесь благо!? В России всегда надо рассуждать с точки зрения, что может быть еще хуже. Знаете, кто такой неудачник? Это тот, кто из двух зол выбирает оба. Мы все кричали в выборы 96-го г., что нам нужно выбрать меньшее из зол, -- вот мы получили. Меньшее из зол в Кремле, а большее – в Думе. Вот с этими двумя “злами” и сидим. Сегодня нужно рассуждать, как бы не ухудшить ситуацию. В любом случае, от имени ЯБЛОКА, от имени своих избирателей я настаиваю, чтобы президент или люди, уполномоченные на то, сделали четкие и ясные заявления в отношении политики, которая будет проводиться в ближайшее время с оценкой ситуации, показав, что они понимают, что происходит в стране. Еще в большей степени это требуется от того, кто претендует на должность премьер-министра, он него нужно четкое объяснение, что он собирается делать.

-- Говорят, что вы отказались от встречи с премьер-министром. Почему?

-- Я не получал никакого предложения о встрече. Я сказал, что я готов встретиться с премьер-министром и рассказать ему то, что я сегодня рассказываю всем, кто нас слушает.

-- Существует ли возможность, что и.о. премьер-министра обратится к вам с просьбой делегировать от имени фракции министров в состав правительства Черномырдина-2?

-- Для того чтобы обсуждать, как остановить, затормозить процессы распада, как облегчить положение людей, которые через 3-5 дней почувствуют колоссальное давление от этого обвала, нужно, чтобы те, кто претендует называться правительством, говорили, что оно собирается делать. Тогда можно корректировать, поправлять, можно спорить, хотя до сих пор нет никаких оснований полагать, что от того, что им что-нибудь говоришь, они это могут сделать. Дело не в том, что сказать им что-то такое, чего они не знают, они не могут делать.

--Каков выход?

--Придет Черномырдин в Думу, ему придется еще раз все объяснить, чтобы отказаться его поддерживать. Надо искать другое решение.

См.также: 

«Яблоко» подтверждает готовность взять на себя всю полноту ответственности за выход из экономического кризиса, созданного экономической политикой Виктора Черномырдина 25.08.98

О позиции фракции "Яблоко" по вопросу о назначении В.С.Черномырдина и.о. премьер-министра 24.08.98

Выступление Григория Явлинского на внеочередном заседании ГД 21.08.98

“ЯБЛОКО” об экономической программе  Правительства РФ на 1998-1999 годы. Тезисы выступления Г.А.Явлинского на Бюро Общественного политического Объединения ЯБЛОКО 25.03.98

Григорий Явлинский о задачах, стоящих перед Правительством России. 26.03.98
 

Предыдущий пресс-релиз
Пресс-служба
Следующий пресс-релиз
 
Объединение "Яблоко", 1998 (с)  info@yabloko.ru
Директор и администратор - Вячеслав Ерохин admin@yabloko.ru
Web Powered by ORC info@orc.ru