9 июля 2012
Блог Кирилла Страхова

Кирилл Страхов: Записки из подполья

Кто бы ожидал, что вокруг идеи продлить время работы петербургского метро развернётся битва не на жизнь, а на смерть.

В недалёком прошлом, как и в Москве, петербургская подземка работала до часу ночи. Закрывать переходы в 0.15 решил губернатор Владимир Яковлев, запомнившийся также тем, что при нём же светильники на станциях зажигали через один. Впрочем, это было понятно, на дворе стояли нищие 90-е.

С тем же графиком работы метро город пережил сытые «нулевые», удвоение и утроение бюджета и уже два года как живёт в «десятые» - с «золотыми ёршиками» и миллионными расходами на реконструкцию дома приёмов губернатора.

В 0.15 жизнь в городе замирает – люди бегут в метро. Те, кто не успеет, рискует вместо сна любоваться белыми ночами: город разделяет Нева, а мосты по ночам разводят с апреля по октябрь.

Опросы, проведённые петербургскими СМИ, показывали: продление работы метро поддерживают 60% горожан. В Смольный переданы подписи 20 тысяч горожан с ходатайством о таком решении.

В общем, никто не удивился, когда депутат городского парламента от «Яблока» Борис Вишневский написал губернатору Георгию Полтавченко запрос с просьбой подумать, возможно ли придти к одному из двух вариантов – продлить работу метро до 1 часа ночи или ввести круглосуточное движение поездов (с большим интервалом – в полчаса) по выходным и в сезон разводки мостов.

Написал и отправил. И тут началось.

Губернатор ответил на запрос депутата тиражом в 300 тысяч экземпляров – через официозный «Петербургский дневник», сообщив, что ночью в метро никто не ездит.

Вишневский логично ответил: потому и не ездят, что закрывается в 0.15.

На этом аргументированный спор завершился. И поехал пропагандистский каток.

Начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин выступил с передовицей в газете «Метро» (тираж 400 тысяч экземпляров), в которой сообщил, что идея Вишневского «является необоснованным популизмом и желанием некомпетентных людей просто попиариться».

Затем посыпались письма – коллективные и «по поручению коллектива».

Здесь и стиль поразителен, и аргументы!

Вот лучшее из письма «группы молодых специалистов Петербургского метрополитена сверстникам из Молодёжного Яблока», которое в пятницу разослала (сюрприз-сюприз!) пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга:

«Образ «Яблока» и его основателя, ныне депутата городского Законодательного собрания, Явлинского всегда ассоциировался с обоснованной экономической политикой. Никакого популизма, заигрывания с электоратом путем невыполнимых обещаний, только трезвый экономический расчет…» И сразу следом: «На этот раз на «Яблоке» явно образовалась червоточина. Ибо ничего, кроме дешевого популизма, мы в инициативе яблочников не видим».

Вместе с ним из Смольного пришло письмо профсоюзного босса метро В. Кабаргина, который «по поручению коллективы Петербургского метрополитена»… «предлагает нашему вниманию мнение профессионалов».

И передовица, и письма состоят из одних и тех же фраз и аргументов. Например, о замене рельсов в метро в ночное время – так, будто рельсы меняют каждую ночь.

Невежливый (если не сказать – хамский) стиль «писем из подполья» с лихвой компенсируется непониманием вопроса. И начальник, и его профсоюзный босс, и молодые специалисты отчитывают «Яблоко» за идею метро «24 часа в сутки». Но ведь в запросе Вишневского об этом нет ни слова – он говорит о продлении работы на 1 час либо о введении круглосуточной работы с получасовым перерывом между поездами в выходные и во время разводки мостов!

Да и прочие аргументы, как выясняется, не выдерживают критики. Вот В. Кабаргин сообщает, что «львиная доля расходов метрополитена – плата за электроэнергию на тягу поездов», а Вишневский якобы не указал «из какой статьи городского бюджета должны быть изъяты эти деньги».

Борис Вишневский написал подробный и аргументированный ответ Кабаргину, но лучшее в нём, конечно, вот это:

«Из отчета по исполнению финансового плана, размещенного на сайте Петербургского метрополитена (он также доступен для всеобщего сведения), следует, что на электроэнергию в 2011 году потрачено 1,75 млрд. руб. (только около 10% от всех годовых расходов), в то время как на необозначенные «прочие расходы» - почти 2 млрд. руб. Так что, я полагаю, резервы есть и у самого метрополитена, и у города».

2 млрд. «прочих расходов» - это не лев начихал. За них руководству метро можно и побороться, и письма гневные порассылать.

Вот только понимают ли руководители метро, что борясь с желанием горожан продлить работу метро, они – сотрудники предприятия, которое существует на наши налоги – рассуждают как в частной лавке?

Борис Вишневский пишет: «Городской транспорт должен работать для людей, с учетом их потребностей и требований времени. А не наоборот, когда люди вынуждены приспосабливаться к технологическим особенностям транспортных предприятий».

У профсоюзного лидера метро В. Кабаргина другое мнение: «А может быть, для того чтобы любоваться белыми ночами подписавшим Ваше обращение, мы должны сделать «дневное технологическое окно», к примеру, в час пик. Готовы рассмотреть любые предложения».

Сегодня в Петербурге отмечают День Достоевского. И как же к месту здесь последние фразы его «Записок из подполья»:

- Впрочем, здесь еще не кончаются «записки» этого парадоксалиста. Он не выдержал и продолжал далее. Но нам тоже кажется, что здесь можно и остановиться.

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Транспорт


Все статьи по теме: Транспорт