30 августа 2012
Блог Алексея Мельникова в Живом Журнале

Алексей Мельников: Долгострой путиномики

Долгострои были приметной чертой советской экономики. Строек было начато много, а ресурсы относительно сделанных запросов ограничены. Вот и строились иной раз десятилетиями, разного рода здания, «украшая» пейзаж строительными развалинами. Но те времена ушли. Тем не менее, не ушла бюрократия, которая пусть и не во всероссийском масштабе, но сумела-таки создать свой долгострой.

Это проект освоение Штокмановского газового месторождения. Член правления «Газпрома» Всеволод Черепанов заявил, что «Газпром» договорился со своими зарубежными партнерами по Штокману (французской Total и норвежской Statotl) о невозможности реализации проекта. Почему? «Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе», – пояснил Черепанов. И далее, учитывая 20-летнюю эпопею по началу освоения Штокмановского месторождения, удивительный комментарий «газпромовского» чиновника: «У нас значительные запасы газа. Мы не должны принимать поспешные решения».

Да-да, конечно. Куда торопиться? Именно этой идеологией и раньше руководствовались. Как те, кто, верно, в «Газпроме» хотел заработать на процессе, так и различного рода «патриоты». Эти рассуждали, что «нефть и газ не прокиснут, они не молоко», «некуда торопиться», «надо что-то оставить будущим поколениям» и тому подобные вещи.

Результат отсутствия предприимчивости налицо – за «нулевые» годы уничтожения качественного инвестиционного режима СРП и топтания на месте получили развитие технологии добычи сланцевого газа, развился рынок сжиженного газа и мировые экономические перспективы перестали быть радужными. Итог – вместо использования своей собственности – недр, российские граждане по вине политических властей не получили доходов.

А разве эти доходы не нужны? Они были бы очень нужны в образовании, науке, здравоохранении, в создании инфраструктуры в отсталых регионах, в переходе на профессиональную армию, в переобучении людей с закрытых неэффективных производств. И как итог славной экономической деятельности «газпромовский» чиновник вальяжно рассуждает, что «у нас значительные запасы газа». Во-первых, не у вас, а у российского общества, потому что «Газпром» собственником этих запасов не является. Он получил право на разработку запасов газа на Штокмане на срок и на возмездной основе. Во-вторых, раз он их получил, то, верно, есть и другая точка зрения на тот предмет – стоит торопиться или не стоит.

История показательна тем, что позволяет осознать – время в экономике это экономический ресурс. Потеря времени оборачивается снижением возможностей для экономического развития.

Можно ли сделать что-то сегодня? Трудно сказать, не зная деталей, но, во всяком случае, правильно было бы начать с быстрого восстановления инвестиционного режима на основе соглашений о разделе продукции (СРП), давшего впечатляющие результаты на сахалинском шельфе (проекты СРП «Сахалин-1» и «Сахалин-2»). Будет эффективный инвестиционный режим и не «Газпром», а кто-то из международных компаний в качестве операторов проекта, будет больше шансов на успех.

Противоположный разработке Штокмановского пример - успешная добыча газа с шельфа на ледостойкой платоформе "Лунская-А", построенной в рамках проекта СРП "Сахалин-2".

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).