26 апреля 2011
ЖЖ Алексея Мельникова

Алексей Мельников: Праворульная политика

Последние движения партии «Правое дело», подыскивающей себе лидера то среди высших федеральных чиновников, то среди крупных бизнесменов, проливают дополнительный свет не только на характер созданной в России политической системы, но и на её эволюцию.

Существенную часть российского политического пейзажа составляют не партии, созданные гражданами снизу, а непосредственные порождения правящего в России чиновного государства. К таковым относятся «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело». Нелишне напомнить, что одна из предыдущих модификаций «Правого дела» носила название «Свободная Россия». Но, вероятно, партстроители сочли, что не нужно доводить дело до анекдота. Да и нехорошо могло получиться – единство страны и её справедливость заседают в законодательных учреждениях, а свободу не пустили в зал. Народ у нас насмешливый. Издеваться бы стал.

Всё это необходимые затраты, издержки системы, построенной по принципу присвоения правящей бюрократией общественных ресурсов. Но зачем же вообще нужны эти партии? Почему нельзя править без комичных «медведей» и «выхухолей»?

Существование демократического фасада политической системы, включающей подложные выборы и молчаливые парламенты, обусловлено стремлением российского коррумпированного класса жить не только в границах горячо любимой родины, но и в Европе. Но для этого нужно соблюдать внешние, европейские приличия, за которые приходится платить, отрывая деньги от своей частной собственности – федерального и региональных бюджетов России. Прибыль, конечно, сокращается. Зато она легальна.

Если предположить, что комфортный европейский мир испарился, то и смысла содержать парламенты и оплачивать выборы у бюрократии не будет. Потому что всем в России понятно, что подконтрольная законодательная говорильня и организованные народные голосования это пустота, представляют они собой старую, омертвелую кожу начала 90-х, внутри которой живёт своей жизнью мускулистая и жадная чиновная бизнес-змея.

Состав элементов управляемого демократического фасада объясняется в большой степени противоречиями внутри коррумпированного бюрократического российского класса. Таков, например, смысл создания т.н. «Справедливой России», в рамках которой часть бюрократов, сбившись в тесную группу, постаралась откусить побольше от общественных ресурсов. Кооперация, как известно, приводит к увеличению полезного эффекта.

Такая конструкция для российской политической системы устойчива, меняются названия, но сама суть, борьба внутри правящей группы, неизменна. Можно вспомнить предыдущую версию этого противостояния, хотя и основанную в большей степени на территориальном признаке – борьба в конце 90-х региональной и федеральной бюрократий в ходе соперничества «Отечество - Вся Россия» и «Единства».

Но, между прочим, т.н. «Справедливая Россия» обладает смешанной природой. Если «медведи» это плоть от плоти власти, то «выхухоли» создавались с инструментальной целью отнимать голоса у коммунистов и социальных либералов. Т.н. «Единая Россия» это партия своих и для своих. А бывшая организация верхнего спикера Миронова это сети бюрократической системы, выброшенные в неспокойный океан за твердью властной вертикали – для уловления душ граждан, находящихся в свободном плавании. Функционально т.н. «Справедливая Россия» представляет собой элемент манипуляции людьми, сокращение поддержки нежелательных сил, стремящихся к власти. Именно в рамках подобной манипулятивной функции и можно объяснить включение в её состав таких депутатов как Хованская или Дмитриева, имеющих репутацию защитников прав пенсионеров и нуждающихся в жилье. Однако, это не более чем лак, покрывающий бюрократическую природу этой партии. И последние события со сменой руководства т.н. «Справедливой России» имеют, пожалуй, то объяснение, что свою инструментальную функцию эта организация исполняет плохо. Не удаётся ей в эпоху дряхления вертикали убеждать граждан, что справедливость входит в число добродетелей ощетинившейся мигалками вертикали.

Если т.н. «Справедливая Россия» тип смешанный, то «Правое дело» чистый. Это откровенный спойлер, существующий исключительно для того, чтобы отнимать голоса у партий, декларирующих европейские ценности. Название организации не имеет значения, важна её суть. В 2005 году на выборах в Мосгордуму спойлер назывался «Свободная Россия» и призван был отнимать голоса у «Яблока». В 2007 году, на выборах в Госдуму России структура была преобразована в «Гражданскую силу» и отнимала голоса у того же «Яблока», а также ударившегося в социальный популизм СПС. В декабре 2011 года, похоже, та же задача будет решаться той же структурой с новым названием – «Правое дело».

Но, между прочим, сам процесс поиска этой организацией новых лидеров говорит о кризисе «вертикали». С одной стороны, конечно, формальная возможность возглавить партию привлекательна для части бюрократов, желающих, опираясь на статус политических лидеров, побольше поучаствовать в разделе общественных ресурсов, придвинуться к ним поближе, несколько отжать «Единую-Справедливую Россию». Именно таков, вероятно, смысл интереса некоторых федеральных чиновников к «Правому делу».

С другой стороны, в России существует придавленный государственно-частным предпринимательством крупный бизнес. Известные события в начале «нулевых» привели к тому, что крупный бизнес частично был уничтожен, частично превратился в объект эксплуатации со стороны государственно-частного предпринимательства. Теперь же, в связи с кризисом последнего, потери его лидером поддержки в обществе, вполне разумной представляются осторожные попытки воссоздать партию крупного бизнеса, которой в былые времена был СПС. И пусть эти попытки пока робки, а предложения несовершенны. Главное схвачено верно – крупный бизнес должен иметь свою партию после того, как существующая система прекратит своё существование, перейдя в иное качество.

Гражданам, живущим в континентальных европейских странах, российский политический процесс может показаться странным. Вроде бы всё на месте – едет машина по шоссе, водитель за рулём, но сидит, почему-то, справа. Зачем? Почему? Это же неудобно. Но в том-то всё и дело, что главное здесь – место управителя у общественных ресурсов - недр, бюджета и финансовых потоков. Сама же машина и дорога существует только для того, чтобы коррумпированная российская бюрократия сидела именно на этом правом месте. Народ же здесь народ «левый». Если он возмущается, то глубоко неправ. Прав тот, кто рулит справа.

Оригинал здесь

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Политика


Все статьи по теме: Политика