22 марта 2010
Новая газета, Борис Вишневский

Горячая точка «Петербург»

Митинг объединенной оппозиции — «митинг гражданской солидарности» — удался не только потому, что у Спортивно-концертного комплекса на проспекте Юрия Гагарина собралось около тысячи человек. Несмотря на информационную блокаду — кроме «Новой» и «Эха Петербурга», кажется, никто больше не сообщал о проведении митинга, и несмотря на весьма неудобное место. Ведь пройти по раскисшему снегу через весь парк Победы было непросто, а троллейбусы от метро «Электросила» почему-то именно перед митингом перестали ходить в сторону СКК (на контактной сети затеяли какие-то работы)…


   Митинг удался потому, что практически все выступления представителей многочисленных протестных групп, рисовавших впечатляющую картину тотального попрания чиновниками прав и интересов горожан, заканчивались констатацией простого факта: нужны политические изменения и решительная смена власти.
   Социальные и экономические проблемы, о которых говорили ораторы, не решаются потому, что петербургская власть монополизирована, не зависит от граждан, а потому открыто и цинично игнорирует их интересы и ведет себя по отношению к горожанам как враждебная и презирающая их сила.
   «Дело не только в экономических притеснениях и материальных тяготах, дело прежде всего в вопиющем неуважении, которое проявляется по отношению к рядовым гражданам», — констатируется в резолюции митинга. А в листовках, которые распространялись перед митингом, говорилось коротко и энергично: «Достали!»
   Действительно достали: примеры звучали практически в каждом выступлении. Причем аргументированные и подробные — уровню подготовки участников можно было позавидовать (профессор Высшей школы экономики Владимир Костюшев в шутку заявил, что протестные митинги «все больше напоминают научные конференции, и это очень хорошо!»).
   
   С трибуны митинга говорили о том, что в Смольный послали 100-страничный запрос о ситуации на Хасанском рынке — а оттуда пришли две строчки: принято к сведению, все ответы вам даются в соответствии с законодательством.
   О том, что вырубаются сады и скверы — а на все протесты жителей застройщики, ухмыляясь, показывают полученные от чиновников «разрешения» и «согласования».

Смотрящие
за митингом у СКК
Смотрящие за митингом у СКК

   О том, что нарушаются права обманутых дольщиков — а власть, прочнейшим образом связанная со строительным комплексом, отвечает, что покупка квартир была «коммерческим риском» граждан.
   О том, что сносятся гаражи (после чего все новые и новые машины оказываются во дворах) — а чиновники заявляют, что никакие компенсации за уничтоженное имущество гражданам не полагаются.
   О том, что повышаются жилищно-коммунальные тарифы, налоги, плата за проезд в общественном транспорте — а качество обслуживания не становится лучше, при этом собранные с горожан деньги разворовываются или направляются на расточительные мегапроекты.
   О том, что власть фактически экспроприирует у жильцов принадлежащие им по праву чердаки и подвалы — а затем там появляются мансарды и рестораны.
   О том, что большинство горожан против строительства «Охта-центра» — а власть продолжает настаивать на его строительстве, блокирует проведение референдума и закрывает глаза на уничтожение археологических памятников.
   О том, что километр Западного скоростного диаметра стоит 112 миллионов долларов — а километр трассы «Скандинавия» в Финляндии только 3 миллиона.
   О том, что власть принимает законы — такие как ПЗЗ или закон об охране зеленых насаждений — а потом сама же безнаказанно попирает их.
   И наконец, о том, что все это происходит по одной причине, которую озвучил Максим Резник: «Власть в городе захватило общество «Снег, сосульки и сын», во главе со Снежной Королевой, которая, к сожалению, не растает вместе со снегом».
   Весь Петербург в последнее время, по сути, стал одной горячей точкой, где горожане повсеместно сталкиваются с произволом власти, притеснениями и унижениями со стороны чиновников и одинаковым — презрительно-равнодушным — отношением со стороны бюрократической машины. И сегодня граждане все лучше понимают, что это не случайность, не «отдельные недостатки», связанные с некомпетентностью или вороватостью того или иного чиновника, а системная проблема: именно для того, чтобы можно было безнаказанно плевать на интересы и на мнение граждан, и строилась вертикаль.
   Именно для этого отменялись выборы губернаторов, для этого выстраивалась избирательная система, обеспечивающая несменяемость власти, для этого устанавливался контроль за основными СМИ, для этого подлинное правосудие заменялось басманным, а закон — в легко поворачиваемое в нужную сторону дышло. Что же, при недемократической политической системе социальные и экономические требования граждан неизбежно перерастают в политические. И сегодня протестные активисты ясно понимают, что надо бороться не со следствиями, а с причинами. Что для решения их проблем надо сменить власть, отстранив от нее правящую группировку. И сделать это надо на выборах, до которых осталось всего-то два года. Только тогда будет реализовано заключительное требование резолюции митинга: «Власть — под контроль граждан! Вернем себе город!»
Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).