1. Что происходит с Россией сегодня?

Новый курс – системная альтернатива сложившейся в России авторитарной олигархической криминально – бюрократической системе

Россия стремительно движется в направлении стран третьего мира, системные слабости экономического развития страны и политической конструкции очевидны для всех. Власти говорят о необходимости модернизации. Эксперты предупреждают об опасности сырьевой зависимости; неконкурентоспособности, высокой инфляции, задавленной конкуренции, низком качестве государственных услуг, высоком уровне коррупции, неэффективности государства. Бизнесмены выводят капиталы из страны. Граждане ежедневно сталкиваются с несправедливостью, произволом властей и невозможностью повлиять на их решения. Образованная молодежь стремится уехать за границу, не видит перспектив. Несмотря на благостную телевизионную картинку, очевидно кризисное состояние армии, полиции, которые должны обеспечивать безопасность граждан. Регулярно продолжают происходить теракты и – не только на Кавказе. Растет межнациональная напряженность. Все чаще случаются техногенные катастрофы.

Россияне не защищены ни в правовом, ни в социальном отношении. Они уже не верят в то, что могут защитить свои права: полиция и прокуратура «крышуют» бандитов, подконтрольный суд судит не по законам, а «по понятиям». Права собственников не защищены, независимо от того, какой собственностью они обладают – от квартир, земельных участков и гаражей до малого и крупного бизнеса. Все это в любой момент могут отнять рейдеры или государственные структуры.

Выборы превратились в назначения, не могут действовать независимо от власти ни общественные организации, ни профсоюзы, ни общественные организации, ни партии, ни средства массовой информации. А любые попытки протеста жестоко подавляются.

Людей убедили в том, что они ни на что не влияют и вообще в государственном смысле значения не имеют. Раскол между народом и властью показывает растущие масштабы алкоголизма и наркомании, уход в виртуальный мир, рост преступности и глубокую криминализацию государства.

Главной проблемой нашей страны является неограниченная и тотальная ложь в качестве основы государства и государственной политики.

Ложь - органический элемент современной государственной системы, желающей сохранить свою историческую связь и с советским режимом, и с умершим самодержавием, и с современным миром. Это можно пытаться делать только путем непрерывной и всеохватывающей лжи.

Страна попала в порочный круг: не отказавшись от лжи, нельзя провести сколько-нибудь эффективные реформы, а отказ от лжи угрожает системе в целом.

Какое государство, какая система построена в России, что сейчас происходит?

Экономика: сырьевая зависимость, связь власти и бизнеса, монополизм, неэффективное управление и коррупция

Наша страна оказалась заложницей олигархической системы, основные черты которой - сырьевая зависимость экономики, стагнация, коррупция, резкое социальное расслоение, массовая бедность.

Относительным финансовым благополучием страна обязана исключительно высокому уровню цен на экспортируемые энергоресурсы.

Сегодня наш сырьевой экспорт вместе с продукцией смежных отраслей составляет примерно 80 % общего объема экспорта. Значит, продажа природных ресурсов может на долгое время остаться основным источником экономического роста. Всем нынешним финансовым благополучием страна обязана исключительно высокому уровню цен на экспортируемые энергоресурсы. Политика, сориентированная лишь на мировые рынки сырья, привела к тому, что фактически прекратили развиваться отрасли, жизненно важные для страны, – машиностроение, электроника, современные перерабатывающие производства. Нет ориентации на поставки переработанных природных ресурсов. Более, того, не финансируется даже разработка новых месторождений нефти и газа.

Следствие ресурсоориентированной экономики - резкое снижение уровня профессионализма в важнейших для будущего производственных сферах. Власти не способны распорядиться в интересах общества эффектом высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители. Сырьевая зависимость экономики России превращает нашу страну в сырьевой придаток индустриальных и быстро развивающихся стран.

Рост цен на нефть не улучшает положения большинства населения: запланированный бюджет 2012 -2014 годов предусматривает наращивание расходов на оборону и безопасность с 25% до 33%, в то же время здравоохранение, образование, культура будут получать все меньше средств. Проводимые правительством реформы в сфере ЖКХ, образования, здравоохранения, в пенсионной системе оборачиваются для граждан ростом тарифов, повышением цен и ограничением доступа к бесплатным услугам.

Обещания власти провести модернизацию и готовность к новому курсу не вызывают серьезного доверия у инвесторов - как российских, так и зарубежных. Данная система органически не способна обеспечить главное условие ускоренного роста - механизм форсированного накопления капитала. Рост не берется из воздуха - он возможен только на базе опережающего накопления капитала хозяйствующими субъектами, действующими в данной экономике, для чего норма инвестиций должна длительное время находиться на исторически высоких уровнях - не 16-18%, как в сегодняшней России, а 30-40%. Относительные масштабы инвестирования (а в крупных масштабах последнее возможно только как долгосрочное инвестирование) находятся в прямой зависимости от уровня предсказуемости основных условий хозяйствования. А именно: степени незыблемости права собственности и норм взаимоотношений между участниками хозяйственной системы, размера изъятий в пользу государства и его относительной величины. Существующая система обеспечить эти условия не может в принципе. Во-первых, для нее характерна чрезвычайно высокая, гипертрофированная роль, играемая в хозяйственной жизни государственной бюрократией, которая в основной своей массе не владеет крупной личной собственностью и, соответственно, не заинтересована в придании ей статуса «священной коровы». Напротив, неизбежные волны кадровых изменений в рамках правящей бюрократии ведут к соблазну объявить сложившуюся структуру собственности несправедливой и нелегитимной и попытаться перестроить ее по-новому, с выгодой для новой кадровой команды.

Во-вторых, этой системе органически присуща пониженная роль права как регулятора общественных и экономических отношений. Главная часть деятельности по распределению и использованию экономических ресурсов общества регулируется произвольными решениями административных и иных властных структур - решениями, которые в силу своей природы отличаются высокой волатильностью и субъективизмом.

Наконец, в-третьих, закрепление сырьевого характера экономики, размеры и, главное, темпы роста которого жестко ограничены динамикой спроса на его продукцию. В результате главные субъекты инвестирования - крупные корпорации - оказываются не заинтересованными в форсировании этого процесса сверх потребностей сырьевого сектора, составляющего их основу и главный источник доходов.

Высокая норма инвестиций предполагает наличие значительного по масштабам и развитого по своим формам и содержанию финансового сектора, позволяющего обеспечивать аккумуляцию и сохранность финансовых ресурсов, сберегаемых в финансово избыточных секторах, к которым относятся в первую очередь домашние хозяйства, а также страховые и пенсионные фонды. Если деньги невозможно сохранить и преумножить в рамках финансового сектора внутри страны, они частью просто не будут сберегаться, частью уйдут в зарубежные финансовые институты - прямо (через утечку капитала) или косвенно - через их дочерние структуры внутри страны, использующие преимущества международных финансовых брэндов. Российская экономическая система не способна породить и поддерживать собственный мощный финансовый сектор экономики. Российские банки в подавляющем большинстве выполняют роль инструмента эксплуатации финансовых потоков в целях обогащения с использованием административного и криминального ресурсов. Такие неэкономические факторы как бюрократизм и коррупция - реальный тормоз для инвестиций и расширения хозяйственной деятельности. Крупномасштабный, долгосрочно ориентированный и социально ответственный бизнес несовместим с высоким уровнем коррупции в государстве и обществе - сталкиваясь с некоей критической массой проблем и сложностей, он либо отмирает, либо превращается в систему полукриминальных и общественно опасных организаций.

Чистый отток капитала из России только по итогам первого квартала 2011 года составил 21,3 миллиарда долларов. Согласно предварительным итогам, опубликованным Центробанком РФ, по сравнению с первым кварталом прошлого года этот показатель увеличился на 6,3 миллиарда долларов.

Отсутствие работающих законов, независимого суда, рэкет, разъедающая систему коррупция приводят к оттоку капиталов, отсутствию даже среднесрочного планирования у бизнеса, практической невозможности развития других отраслей промышленности и даже – обновления (или – создания ) инфраструктуры. По данным Мирового экономического форума рейтинг по индексу конкурентоспособности нашей страны (World Economic Forum) за 2010-2011 гг. – 63 место из 139, а согласно индексу «Легкость ведения бизнеса» по данным Всемирного банка Россия находится на 123 месте рядом с Угандой и Парагваем (в 2009 году наша страна находилась на 116 месте). Рейтинг по индексу экономической свободы (Heritage Foundation, Wall Street Journal) за 2011 г. – 143 место из 183.

Положение, в котором сегодня оказалась страна, проводимая сегодня властями политика – следствие реформ 90-ых годов и политики Ельцина и Путина, проводившейся в этом же русле. Эти реформы были направлены на создание олигархической системы, формирование группы сверхкрупных собственников, органически связанных с властью. Ресурсы контролируются двумя силами: первая сила – это государство, вторая сила – это крупный бизнес. Олигархия только внешне похожа на предпринимателей. Различие между ними принципиально: олигархия зарабатывает деньги за счет близости к власти, слияния с ней. Это даёт ей привилегии (преференции), без которых она работать не умеет и не может. Олигархия - «власть немногих» - нуждается не в равенстве перед законом, а, наоборот – в неравенстве.

После проведения залоговых аукционов 1995-1997 годов, окончательно определивших вектор развития России как олигархического государства, шло уничтожение независимого малого предпринимательства. Законодательство на всех уровнях изобилует нормами, откровенно лоббистскими – в интересах сверхкрупного, монопольного, сетевого бизнеса и откровенно дискриминационными – в отношении среднего и малого. Имущество малых и средних предпринимателей постоянно является объектом рейдерских захватов, за которыми, как правило, стоят чиновники и крупный бизнес. Наиболее выгодные для торговли площадки в городах выделяются монопольному сетевому бизнесу одновременно с разворачиванием кампании «зачисток» мелкорозничной торговли под разными благовидными предлогами. Малому и среднему собственнику очень сложно отстоять свои права в зависимых от власти, а часто – и продажных - судах.

Финансовую помощь от государства получают чиновники, финансовые структуры, а не реальный бизнес. Получение помощи малыми предприятиями обуславливается «откатами», сумма которых часто доходит до половины объема выделяемых средств. Полностью провалено кредитование малого и среднего предпринимательства, отсутствуют какие-либо планы снижения налогового бремени.

 

Политика, открыто ориентированная на интересы крупного монополистического капитала и чиновничества, пренебрежение власти к закону, массовый административный произвол в отношении законопослушных граждан и попустительство в отношении правонарушителей из числа состоятельных и влиятельных лиц способствовали беспримерному расцвету коррупции. Эта раковая опухоль, кажется, проникла уже во все жизненно важные структуры государства и общества. Коррупция подавляет стимулы социально-экономического развития, создает с трудом преодолимые барьеры на пути технического развития, научного творчества, всего нового и передового. В зародыше гасится предпринимательская и трудовая активность. По индексу восприятия коррупции, вычисляемому международной организацией Transparency International, Россия в 2010 году занимала 154 место (из 178 государств). Одной из особенностей нашего законодательства является разрешение чиновнику распоряжаться огромными ресурсами практически без какого-либо контроля. Передача земель под застройку осуществляется бесконтрольно. Чем больше можно получить дохода с земли, тем, естественно, выше та стоимость, та цена, которую получает чиновник за предоставление вам разрешения пользоваться землей. Так у нас протекала приватизация в 90-е годы. К сожалению, в инерции этого перераспределения мы живём до сих пор.

Тарифы естественных монополий растут по самой верхней планке с самого верхнего уровня – «Газпрома» и других подобных компаний и до самых нижних: гортепло, горэнерго и так далее. Это - привилегированные субъекты экономической деятельности, которым все остальные должны платить дань на их непрозрачные программы.

 

В существующей сегодня в России полукриминальной корпоративной экономической системе рынок существует в недоразвитом и крайне искаженном виде. Это система, в которой нет

  • эффективной конкуренции;
  • механизмов рыночной концентрации и накопления капитала у наиболее производительных фирм;
  • стимулов для эффективного производительного использования ресурсов;
  • прозрачных и соблюдаемых всеми правил экономического процесса.
  • полноценной частной собственности - она условная, производная и зависимая от политической власти;
  • правовых гарантий частной собственности и системы ее судебно-правовой защиты;

Но в этой системе есть:

  • исключительно высокий уровень коррупции;
  • отвратительный инвестиционный климат;
  • откаты;
  • систематический и нарастающий вывод капитала за рубеж.

Созданная в России экономическая система, хотя и допускает некоторый рост в условиях высоких мировых цен на энергоресурсы, в принципе не способна обеспечить:

  • современные условия жизни 70% российских граждан;
  • сократить отставание страны от мировых лидеров с точки зрения эффективности экономики и благосостояния населения;
  • обеспечить реальную внутреннюю стабильность и моральное здоровье общества.

Структура общества: увеличивающийся разрыв между богатыми и бедными и социальная несправедливость

Кланово-олигархическое государство закрепляет и охраняет немыслимое в цивилизованном мире социальное расслоение общества. Пропасть между небольшим числом преуспевающих людей и теми, кто лишен перспективы, сегодня стала еще глубже, чем в 90-е годы. Доходы наиболее состоятельных слоев населения растут опережающими темпами, по сравнению с темпами роста ВВП и доходов большинства: коэффициент Джини – разрыв между 10% самых богатых и самых бедных- составляет 0,44 и близок к показателям стран Латинской Америки.

Это означает, что приращение ВВП «работает» главным образом на интересы наиболее богатых, а не на благополучие всего общества и не на развитие страны. Вот так взрывоопасно настроены российские механизмы обогащения и обнищания. Сегодня отрасли, которые связаны, так или иначе, с экспортом, обслуживанием добычи и транспортировки энергетических ресурсов, требуют лишь очень незначительную часть нашего человеческого потенциала, имеющего специальную подготовку. Сырьевая экономика способна демонстрировать экономический рост и обеспечить современный уровень жизни примерно для 25% наших сограждан. Для нескольких процентов эта система позволяет иметь такой высокий уровень жизни, который редко встретишь даже в развитых странах. Но 75 % граждан страны при этом практически будут лишены возможности получить современное образование, у них едва ли когда будут полноценная занятость и высокие доходы.

Резкое социальное расслоение – это не просто итог несправедливого распределения национальных богатств. В отличие от демократических государств, где различия в уровне жизни - это результат конкуренции в относительно равных условиях, социальное расслоение в России является следствием искусственно созданного неравенства экономических прав. Сегодня у нас уровень доходов рядовых работников предприятий определяется не столько их трудом, сколько объемом их реальных прав. Низкая зарплата работника в России – это не следствие его нерадивости, а результат его бесправия. Низкая зарплата и низкий уровень жизни сформировали у людей представление о том, что они - «расходный материал» для рынка и бизнеса. Среднедушевой денежный доход населения за 2010 г. составил 18553 р., а рост индекса потребительских цен по отношению к 2005 году составил 162,8%. Согласно данным рейтинга по индексу «Качество жизни» (журнал International Living) за 2010 г. Россия находится на 118 месте из 194 возможных.

Разрыв между богатыми и бедными не уменьшается, а увеличивается. При этом происходит постоянное воспроизводство группы бедных, находящейся на грани нищеты, этот слой населения люмпенизируется.

Подавляющее число граждан, живущих за чертой бедности или около нее — это люди, работающие по найму, и главный источник доходов для них — это заработная плата. Именно ее низкий уровень и определяет унизительно скудные условия жизни населения.

Девальвированы важнейшие трудовые ценности - добросовестность, квалификация, творческий подход и профессиональное мастерство. В стране до сих пор действует позорная норма, при которой минимальная зарплата меньше прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в 2010 г. составила 5688 руб., а минимальный размер оплаты труда в 2011 – 4611руб.

Государство и бизнес последовательно лишают работников возможности отстаивать свои интересы и влиять на экономику своих предприятий и страны.

Решение всех вопросов, связанных с трудом и управлением процессом труда, монополизировано работодателями. Работнику не оставлено места и не дано права голоса в этом процессе.

В стране фактически разрушена система регулирования трудовых отношений. Системные и широко распространенные нарушения трудовых прав граждан остаются безнаказанными. Работники не верят в возможность защиты своих трудовых прав, боятся заявлять о нарушениях, опасаясь потерять даже плохую и низкооплачиваемую работу.

Действующие профсоюзы обезоружены законодательством, лишены не только права на забастовку, но и права на полноценное представление интересов работников и ведение переговоров с работодателями.

Создается система, при которой у работников остается только один способ решения своих трудовых проблем - в индивидуальном порядке. Коллективные действия чрезвычайно затруднены, любая попытка организоваться чревата индивидуальными неприятностями.

Отсутствие механизма разрешения трудовых споров и фактический запрет на забастовки заставляе\ют работников устраивать голодовки или перекрывать дороги.

Создатели такой системы игнорируют мировой опыт, показывающий, что бесправный, беззащитный и бедный работник не может производить высокотехнологичные продукты, не будет осваивать сложные современные технологии. Трудно ожидать от человека, который не может повлиять на ситуацию даже на своем рабочем месте, что он будет вести себя как добросовестный и ответственный гражданин.

В стране не создаются в нужном объеме современные высокооплачиваемые рабочие места. Из этого следует, что от бедности россиян не спасут ни пособия, ни льготы, ни эпизодические повышения зарплат бюджетникам, хронически отстающие от инфляции, ни распределение случайно полученных от высоких сырьевых цен дополнительных средств.

Обширный и динамичный средний класс, национальное предпринимательство в тесном союзе с "новой интеллигенцией", пропагандирующей ценности свободы и равенства всех перед законом и именно эти ценности, (а не величие державы), объявляющей квинтэссенцией своего патриотизма, так и не был создан. Дискриминированными оказались и «бюджетники» (учителя, врачи, военные, работники культуры). Они получают зарплату из того же источника (бюджетов разных уровней), что и бюрократия, но их доходы на порядок меньше.

Пожилые россияне вынуждены существовать на нищенские пенсии. Власть систематически не выполняет обещания, данные пенсионерам. Прожиточный минимум пенсионера до настоящего времени рассчитывается исходя из норм потребления, при которых выжить можно, но сохранить здоровье нельзя. Наиболее социально защищенной оказалась бюрократия, которая даже умудрилась создать для себя особую пенсионную систему, полностью оторванную от системы пенсионного обеспечения «простых» граждан.

Социальной дискриминации подвергаются:
- бюджетники, особенно в здравоохранении, образовании и культуре, получающие зарплаты, не позволяющие вырваться из бедности;
- учащиеся средних специальных и высших учебных заведений, получающие символическую стипендию при постоянном росте прямых и непрямых (учебники, компьютеры и т.п.) расходов на образование.

Помимо пенсионеров, бюджетников и учащихся,
- женщины, которым в среднем платят на треть меньше, чем мужчинам;
- семьи и родители, воспитывающие детей в условиях мизерного размера пособий и короткого срока их выплаты, а также отсутствия мест в дошкольных учреждениях;
- молодые люди призывного возраста из непривилегированных семей, которые зачастую находятся на положении полурабов в нынешней, лишь на словах реформируемой армии, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности бессмысленно и кощунственно в абсолютно мирное время;
- сельские жители, чья обеспеченность социальной инфраструктурой намного ниже, чем в городах, и не выдерживает сравнения даже с советскими стандартами;
- жители дотационных регионов и малых городов, где уровень и качество жизни значительно ниже, чем в больших городах;

Еще один признак бесправия – разный уровень реальных гарантий прав собственности для крупных и мелких собственников. Реформы 90-х годов начались с массового нарушения прав собственности граждан. Сначала люди потеряли все свои сбережения и вклады в Сбербанке. Потом подавляющая часть населения была обманута и пострадала в ходе ваучерной приватизации, залоговые аукционы закрепили систему неравенства. Дефолт придал ей классическую завершенность. Нынешние власти считаются с правами только «социально близких» к ним обладателей сверхкрупной собственности, и то - лишь временно и при условии их абсолютной политической лояльности. В тяжелейшем положении оказался малый бизнес, подавляемый и вытесняемый с рынка олигархическими монопольными структурами с помощью административных рычагов. В результате вклад малого бизнеса в российскую экономику на порядок меньше, чем в развитых странах. 15% российского ВВП - результат работы малого бизнеса. Для сравнения, в ЕС этот показатель доходит до 60%. Доля людей, занятых в малом бизнесе в России, чуть больше 16%, тогда как в европейских странах - около 70%. Второй этап криминальной приватизации в России, который мы переживаем сейчас - присвоение клановой олигархией вместе ее приближенными крупнейшего национального актива – наиболее рентабельных земель и объектов инфраструктуры (электростанций, прибыльных объектов ЖКХ и т. д.). В результате всего этого те, кто выиграл на первом этапе криминальной приватизации, становятся еще богаче, получают еще больше собственности и прав, а те, кто проиграл, – оказываются еще более бедными и бесправными. Миллионы сельских жителей, у которых обманом отнимают законные земельные доли, лишаются какой бы то ни было жизненной перспективы. Многие жители городов уже вынуждены перебираться из районов, относительно более благоприятных для проживания, в районы, относительно худшие.

Авторитарная коррумпировано-бюрократическая политическая система

Главной особенностью сложившейся в России политической системы является бесправие, отсутствие правового государства - равенства граждан страны перед законом, отсутствие единых правил "игры". Привилегированные группы могут интерпретировать закон в своих интересах.

Вопреки действующей Конституции в стране сформировалась привилегированная группа людей, стремительно превращающаяся в «высшую касту» с неограниченными правами. Это – чиновничество, в основном высшего и среднего звена. Главная привилегия данной группы – практически 100%-е доминирование во всех органах власти, включая парламент, где она имеет контрольный пакет голосов (конституционное большинство), а также судебную систему, обслуживающую преимущественно ее интересы. Значительную часть этих привилегий разделяет её социальный партнер – крупный, как правило, сырьевой бизнес и обслуживающие его группы населения. Все остальные слои общества дискриминируются бюрократией и фактически поражены в правах. Они не имеют реального представительства во власти и не могут рассчитывать на полноценную защиту в судах.

Нынешняя реальная верховная российская власть - это несколько «элитных» групп, состоящих из небольшого числа чиновников высокого ранга и близких к ним крупных бизнесменов. Присвоив себе права управления основными финансовыми, информационными и материальными потоками, они установили в стране режим, обслуживающий в основном их собственное существование.

Эта власть обслуживает интересы правящей номенклатуры исключительно в ущерб абсолютному большинству граждан, ставит ни во что человеческую жизнь, свободу и справедливость, сводит ценности государства к набору временных технократических параметров. Эта власть унаследовала авантюризм строителей разного рода политических и экономических пирамид, которые действовали в нашей истории на протяжении всего XX века. Эта власть не решает проблемы страны по существу, а лишь создает пропагандистскую видимость, загоняя внутрь серьезнейшие болезни общества, в том числе такие, как ксенофобия и экстремизм. Эта власть мешает России создавать прочный фундамент в отношениях с соседями на международной арене. Исполнительная власть в России - бесконтрольна. Она не контролируется ни парламентом, ни судебной или прокурорской структурами, ни общественностью. Конкретные представители власти - президентская администрация, кабинет министров, депутаты, губернаторы и пр., - отождествляющие себя с государством, представляют не общество, а замкнутую корпорацию и функционируют как монопольная и бесконтрольная бизнес-компания.

Сформированный путем манипуляций парламент, также представляющий не общество, а всё ту же правительственную корпорацию, штампует квазиправовые акты, которые имеют форму законов, но направлены, прежде всего, на создание особо благоприятного режима для ограниченного числа приправительственных групп. В таких условиях нормы законодательства, защищающие общественные интересы, перманентно вымываются из законов и заменяются нормами, охраняющими частные и групповые интересы членов властной корпорации.

Общественно-политическое устройство современной России - это система, воспроизводящая почти абсолютное бесправие и расширяющееся неравенство больших групп населения в части их реальных прав и социального положения.

В этой политической системе отсутствует реальная, полноценная политическая дискуссия, политические партии лишены возможности эффективно работать, из некоммерческого сектора последовательно выдавливается правозащитная составляющая, разделение властей превращено в фикцию, суды не являются независимыми, выборы дискредитированы.

Внутри общества идет глубокий процесс снижения доверия власти в результате продолжающегося превращения выборов в фактические назначения. В России весь смысл деятельности власти в том, чтобы выборы были закрытыми, неравными, манипулируемыми, с заранее предсказуемым результатом. Избирательное законодательство постоянно меняется для того, чтобы с помощью монополии псевдопартии «Единая Россия» в Государственной Думе путём фальсификаций и административного давления обеспечить ее абсолютное доминирование. Бюрократическо-чиновничий аппарат полностью завладел механизмом выборов и освоил эффективные способы манипулирования обществом.

Невозможность повлиять на власть через выборы приводит к тому, что протестные настроения граждан все чаще проявляются в участии в уличных акциях, а требования приобретают политический характер. Рост социальной напряженности связан и с показным потреблением и пренебрежением интересами граждан со стороны правящей группы: мигалки, размер пенсий чиновников и депутатов, предметы роскоши и образ жизни их семей, открыто свидетельствующий о запредельном уровне коррупции, вызывает у граждан возмущение.

Вместе с отказом от выборов глав регионов, изменениями принципов распределения доходов, ограничением полномочий регионов по распределению ресурсов, их зависимостью от федерального центра ликвидированы основы федерализма. Россия фактически, вопреки Конституции, превратилась в унитарное государство.

Ликвидация финансовой базы местного самоуправления, отказ от выборности мэров, переход на выборы по пропорциональной системе на местах означают отказ от права граждан на местное самоуправление и самоорганизацию на местах.

Разложение армии

Военное командование РФ с помощью военных пиар-акций вводит в заблуждение политическое руководство и общественность, раздувая два мифа: о «росте военной угрозы» извне и о «неуклонном повышении обороноспособности страны». Они призваны отвлечь внимание от стагнации российской военной реформы и государственной программы перевооружения, от армейской коррупции, преступности и «дедовщины» в войсках - особенно в свете огромных средств, выделявшихся на оборону в годы финансового изобилия. В армию гонят призывников с судимостью, с физическими и умственными недостатками, наркоманов и алкоголиков. Ни о каком «новом облике» Вооруженных Сил говорить при этом не приходится.

Вот уже двадцать лет Россия так и не может решить застарелые проблемы жилья для офицеров, контрактного комплектования, технического переоснащения войск, улучшения систем управления и информационного обеспечения, повышения уровня боевой подготовки, обоснованной и понятной категоризации военных потребностей, оптимизации уровня, структуры и состава вооруженных сил, формирования адекватной военной доктрины и стратегии.

В бегах в общей сложности сейчас находятся у нас 200 тысяч призывников – это больше, чем армии большинства стран западной Европы.

Помимо конфликта между армией и обществом, которое связано с призывом, огромные конфликты существуют внутри самой армии - это дедовщина, высокий уровень смертности, самоубийств, огромные небоевые потери от несчастных случаев. Социальные проблемы внутри армии дополняются подрывом боеспособности армии, потому что современное вооружение очень сложное, дорогое. Современные способы боевых действий очень интенсивные, особые, не такие, как были раньше. За 12 месяцев обучить этому того, кто не хочет служить, практически невозможно.

Коррупционная составляющая призыва составляет 140 млрд. рублей в год. По данным Генпрокуратуры каждый пятый рубль из военного бюджета расхищается.

В течение последних полутора лет в российских вооруженных силах растет число насильственных преступлений. По данным главного военного прокурора, с января по ноябрь 2009 г. в Вооруженных силах РФ в результате преступлений и происшествий погибли 297 военнослужащих, в том числе 149 – в результате самоубийств. В 2008 г. небоевые потери составили 471 человек, из них 231 покончили жизнь самоубийством. Начиная с 2010 г. Минобороны не ведет самостоятельный подсчет небоевых потерь в армии. Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин считает, что небоевые потери в армии составляют около 700 человек в год.

Бесправие граждан связано с глубоким кризисом правоохранительной и судебной системы. Суд в России не стал главным местом защиты прав рядового гражданина, судебная система России целиком и полностью зависима от власти, готова на заведомо неправосудные и даже – абсурдные приговоры. Авторитет судебной власти подорван заказными судебными решениями и коррупцией. Гарантии состязательности и равноправия сторон в большинстве случаев не обеспечиваются. Суды в России оказались фактически неподконтрольны обществу. Низкое качество судебного производства приводит к принятию неправосудных решений, а в случаях коррупции между следствием и судом в сфере уголовного права виновные уходят от ответственности, невиновные подвергаются наказаниям. Это дискредитирует и Закон, и государство.

Презумпция невиновности гражданина утрачена как безусловная ценность судебной и правоохранительной системы России.

Институт мировых судов, призванных вершить правосудие в самых распространенных конфликтах, не обеспечен достаточными ресурсами для своей деятельности, нормальными условиями труда, качественными кадрами.

Система судов присяжных находится в сильнейшем кризисе, ставящем под сомнение ее дееспособность и по существу само ее существование, она планомерно выдавливается из судебного поля самими профессиональными судебными органами, не заинтересованными в прямом участии граждан в отправлении правосудия и обеспечении реальной состязательности в судебном процессе.

Принижено значение Конституционного Суда РФ, в деятельности которого появились вопросы умолчания и невмешательства.

В очень немногих случаях прокуратура выходит в суд в интересах неограниченного круга лиц (всех граждан), все реже обратившийся в орган прокуратуры гражданин получает поддержку в судебном процессе в защиту своих интересов и прав инструментами прокурорского реагирования.

Создание независимых органов следствия начато, но не доведено до конца. Разделение функций следствия, прокуратуры и полиции не завершено, нет ясности по многим вопросам подведомственности следствия. Это приводит к случаям отказа от ведения следствия. Следственный комитет и его подразделения остаются в зависимости от властей, нуждаются в защите от политического давления, испытывают сильные рабочие перегрузки и острый кадровый голод (при отсутствии свободных штатных единиц).

Реформа системы органов внутренних дел с переименованием милиции в полицию не привела (и не могла привести) ни к каким качественным изменениям в сфере защиты прав граждан. Процедура переаттестации сотрудников милиции превратилась в процедуру увольнения нелояльных начальству и волну массового сокращения штатов. Принципы деятельности ведомства остались прежними. Престиж работника органов внутренних дел утрачен.

Условия содержания граждан России в местах лишения свободы остаются в массовых случаях нечеловеческими со всех точек зрения. Лишение свободы в России является по умолчанию угрозой здоровью и жизни человека.

В создавшейся ситуации во многих случаях единственным шансом для восстановления законности и справедливости в отношении гражданина являются европейские институты правосудия, то есть международные гарантии защиты прав и свобод.

По многим причинам обращение в Европейский Суд по правам человека посильно не для всех граждан, а процедура принятия решения судом растягивается на годы. Но даже в этой ситуации российские государственные органы предпринимают попытки ограничить право граждан России на обращение в Европейский Суд, чтобы оставить их один на один с российской судебной системой и главным нарушителем их прав – российской государственной властью, недобросовестным чиновником.

Страх властей перед «цветными революциями» привел к усложнению условий для существования гражданских организаций, запрету на любые протесты и регулярному полицейскому произволу и применению насилия против протестующих граждан.

Средства массовой информации

В России практически отсутствует гарантированная Конституцией свобода средств массовой информации. Принадлежащие государству средства массовой информации превращены в средства агитации и пропаганды, политического пиара, манипулирования общественным мнением и оглупления граждан. Фактически возвращена политическая цензура, ставшая обычной практикой не только для государственных, но и для многих частных средств массовой информации.

Журналисты подвергаются судебным и внесудебным преследованиям, насилию, и даже – убийствам. По количеству убитых журналистов Россия занимает 2 место, после Ирака, а в рейтинге безнаказанности убийств репортеров, который каждый год составляет международная неправительственная организация «Комитет защиты журналистов», Россия занимает 9 место. С 1993 года в нашей стране было убито более 300 журналистов.

Политические убийства, как правило, не раскрываются. Наоборот, отчетливо видно, что преступлениям умышленно не придается максимальная общественная огласка, скорее наблюдается стремление ограничить резонанс и понизить значение этих событий и процессов, которые к ним приводят.

Критически настроенные радиостанции и газеты имеют малый охват. В отношении Интернета постоянно возникают попытки поставить его под контроль. Нередки и хакерские атаки на критические сайты и социальные сети.

Абсолютное недоверие к государству и его институтам, к властям и правоохранительным органам критически значимой части населения страны - наиболее существенная черта современной политической системы России. В результате исчезает ключевое условие движения страны вперед, реальных реформ, успешной модернизации – доверие населения к институтам государства и авторитет закона.

Деэкологизация, здравоохранение, рост заболеваний и смертности

Политическая и экономическая система современной России, высшее политическое и хозяйственное руководство страны грубо попирают принципы экологической политики, определенные Конституцией России: права граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, нанесенного экологическими правонарушениями, на рациональное использование и охрану природных ресурсов, бережное отношение к природным богатствам как основе жизни и деятельности граждан.

Политика Ельцина-Путина-Медведева создала в России систему отсталого сырьевого периферийного капитализма, почти полностью основанную на сохранении оставшихся от советских времен и развитии экологически грязных производств. Ни власть, ни сросшийся с ней бизнес не придают сколько-нибудь серьезного значения обеспечению безопасной окружающей среды, поскольку это связано со снижением их сверхдоходов. В результате Россия закономерно и неизбежно оказалась на обочине бурно развивающегося инновационного мира. У власти в России находятся лица, организующие краткосрочно-благополучное существование страны посредством направленного ослабления механизмов защиты общественных экологических интересов.

Экологические проблемы целенаправленно вымываются из массового сознания. Правящий режим заинтересован в экологическом оболванивании граждан, так как, при осознании гражданами сути анти-экологической политики властей, проблемы окружающей среды станут одним из факторов социального протеста, который перерастёт в политическую борьбу, как это уже было в конце 80-х годов прошлого века.

Анти-экологическая политика активно проводится в России потому, что на эксплуатации природных ресурсов и не-экологичных промышленных предприятий строятся основные доходы властной бюрократии. Политическая система, основанная на слиянии бизнеса и власти, преступна во многих отношениях, в том числе и в отношении здоровья граждан; она всегда по определению анти-экологична.

В результате осуществления анти-экологической политики сегодня в России образовалось два класса граждан по продолжительности жизни: представители первого (имеющие доступ к качественному питанию, живущие в благоприятных экологических условиях и пользующиеся современной дорогостоящей медициной) будут жить более 80 лет, представители второго класса не доживают до пенсии. Первый класс использует здоровье второго как основу своего благополучия.

Власти не заинтересованы в долгосрочных эффектах вложения в чистые и высокие технологии, сохранении и экономном использовании природных ресурсов, повышении качества жизни населения. Их интересует только максимальная и быстрая прибыль.

По экологическим причинам увеличиваются экологозависимые заболевания, уходят из жизни миллионы россиян. Ежегодно 490 тысяч наших сограждан гибнет по причинам, связанным с качеством состояния окружающей среды. Начиная с 1992 года, смертность в России превышает рождаемость. 14% наших территорий – экологически неблагополучны, в них проживает примерно 70 млн. человек, что составляет около половины населения России. Ценой пренебрежительного отношения к экологии является гибель с 1995 по 2009 г.г. 2,5 - 3 млн. россиян, которые могли бы прожить еще несколько лет.

В области здравоохранения наблюдается системный кризис. Качество медицинских услуг гражданам России в государственном здравоохранении остается низким, пациенты зачастую не удовлетворены лечением, а медицинские работники - уровнем зарплаты. Систематически труд медработников частично оплачивается самими пациентами.

Частная медицина развивается изолированно и ориентирована преимущественно на достижение коммерческого результата.

Отсутствие какой-либо поддержки развития отечественных медицинских технологий – еще одна причина удорожания лечения. И здесь высок уровень коррупции и получения должностными лицами незаконного вознаграждения за свою деятельность.

В расчете на одного человека российское государство тратит на здравоохранение в 3,9 раза меньше, чем в среднем в странах ЕС, а смертность составляет 14,3 на тысячу населения( в ЕС – 9,6). За последнее время увеличились показатели смертности, особенно – детской (в ряде регионов – на 20% и более)

Призывая к повышению рождаемости, власти не создают для этого условий: детские пособия - позорно низки, хронические очереди на места в детских садах не уменьшаются, постоянно повышаются цены на образовательные услуги, получить жилье для молодой семьи практически невозможно.

Образование, наука и культура

Образование, наука и культура длительное время являются сферами с сокращением финансирования, автономии и подвергающимися коммерциализации. Сырьевой экономике не нужно много квалифицированных кадров, олигархической коррумпированной системе не нужен ни современный прогрессивный менеджмент кампаний, ни управление, ни наука, ни культура.

В сфере образования за последние годы резко упал авторитет учителя, более того, учителя оказались втянутыми в коррупционные схемы, включая ЕГЭ, подвергались давлению в ходе избирательных кампаний, становясь заложниками и как члены избиркомов и – через обязательства по голосованию родителей.

Создана система сегрегации учащихся по материальной обеспеченности родителей, переход на деление учреждений на казенные, автономные и коммерческие ведет к превращению школ из образовательной сферы в сферу оказания коммерческих услуг.

Ликвидирована автономия университетов, усиливается контроль государства за учебными программами. Снижается качество высшего образования из-за низкого уровня оплаты профессорско - преподавательского состава.

В сфере науки отсутствуют минимально необходимые объемы финансирования научных исследований, особенно – в сфере фундаментальной науки. Нет надежной защиты прав интеллектуальной собственности. Это приводит к разрушению отечественной науки, оттоку квалифицированных специалистов за рубеж. Образцово-показательные проекты («Сколоково») лишь имитируют стремление изменить ситуацию.

В сфере культуры из-за недостатка финансирования и специализированных программ разрушаются исторические памятники. Навязываемые ТВ и кинопрокатом худшие образцы массовой культуры способствуют дегуманизации и примитивизации. Отсутствуют стимулы финансирования культуры и искусства для бизнеса. Учреждения культуры без поддержки бюджета становятся коммерческими. Нет надежной защиты авторских прав для писателей, музыкантов, режиссеров, исполнителей. Культура становится эксклюзивным продуктом для избранных, а не для всего общества.

 

Слабое общество

В России сегодня слабое общество, почти неспособное к сопротивлению, принимающее правила игры, навязываемые властью. Это – реакция на проводимую сейчас властью политику и – груз привычек, способов поведения и оценок, восходящих к тоталитарному прошлому. Народ в России не сопротивляется государству, он уходит от него, налаживает свою жизнь вне государства.

Народ не верит государству, не интересуется им, боится его, не ждет от него ничего хорошего, считает его помехой и угрозой. Раскол между народом и властью показывают растущие масштабы алкоголизма и наркомании, уход в виртуальный мир, рост преступности и глубокая криминализация государства. Люди пытаются сами своими способами (опираясь на свои узкие сети знакомых – родственников или же в рамках патрон - клиентных отношений) решить свои проблемы, не доверяя ни власти, ни оппозиционным партиям, ни НКО, не говоря уже о судах.

Опросы российской молодежи показывают, что 45% выпускников ВУЗов не исключают возможности уехать, а от 18 до 24% твердо намерены добиваться отъезда из страны. Готовы покинуть страну до 30% предпринимателей. Массовый отъезд на работу за границу талантливых учёных, в том числе и молодых, подрывает потенциал российской науки. Главный мотив бегства – не низкие доходы, а невозможность жить достойно. Для 79% потенциальных эмигрантов мотивом является желание жить в условиях верховенства закона, прав и свобод, а для 69% — возможность избежать произвола властей.

Это - реакция на несправедливые шоковые реформы, полное игнорирование текущих и перспективных интересов людей, всех видов их прав, тотальное воровство начальства, возведенное в официальную политику, жестокий "правоохранительный" произвол и рейдерство.

Этот разрыв не ликвидировать в одночасье даже относительно честными выборами или внезапной отменой цензуры. Время упущено.

С помощью выборов можно решать проблемы только тогда, когда по наиболее базовым основаниям и целям жизни народа, страны есть консенсус, и надо выбрать, как эти общие для всего народа задачи лучше реализовать и кому это делать.

Если общество расколото, деморализовано и унижено, голосование, даже относительно честное, ничего не дает.

Состояние современного российского общества отличают апатия, аполитичность, ориентация на потребление, отсутствие солидарности. Для подавляющего большинства людей, включая тех, кто относится к «продвинутым» группам (высокодоходные, имеющие возможности продвижения по службе) вследствие массированной пропаганды, навязанных оценок и картины мира, наложившихся на не сформировавшиеся представления о нормах и ценностях постсоветской жизни, характерно «шизофреническое сознание».

С одной стороны – существует глубокое недоверие ко всем политическим институтам и организациям, за исключением представителя (-ей) верховной власти. С другой стороны –патерналистское представление о государстве, обязанном заботиться о них и государствоцентричное представление о месте человека и страны в мире, отсюда – патриотический восторг, национализм, ксенофобские установки и поиск внешних врагов, опирающиеся на постимперский синдром и старую картину мира, где роль главного врага играют Запад и НАТО. Пропаганда ложится на благодатную почву антикавказских и антизападных настроений. А представления о возрождении «национального величия» работает как классический компенсаторный механизм.

Гражданин, не имея ясной системы ценностей, ориентиров, представлений о прошлом, настоящем и будущем страны и мира, остается один на один с пропагандистской машиной. А власть пытается использовать ситуацию для выстраивания механизмов мобилизации, соответственно – отвлечения людей от проблем страны и сообществ, в которые они включены.

При этом состояние общества в целом, доминирующие умонастроения являются существенным препятствием для общественной активности и проявления любых форм солидарности. Российское население адаптивно, старается приспособиться к решениям органов власти, хотя и минимально им доверяет. Привычка и страх потерять то, что есть, сдерживают не только собственную активность, но парализуют активность ближайшего окружения. Адаптивное поведение означает и готовность сокращать до определенной степени собственные нужды.

Общество в сегодняшней России – это общество не участия, а стигмы и самозащиты, с одной стороны, ритуалов символического единения с фигурами сверхвласти – с другой. При этом власть сознательно использует технологии разобщения, управляя, используя в первую очередь медийные технологии, не от имени силы и авторитета, а в расчете на слабость и безответственность социума. Подавляющее большинство граждан находится в состоянии «парализации». Общество – слабо и не интегрировано. Его связывают ценности коллективной идентичности: об общем героичесокм прошлом, о власти, которая о всех заботится, но это – декларативный уровень коллективных символов, люди не готовы чем-то жертвовать, чтобы их защищать. Люди, по мнению, социологов, руководствуются ценностями «второго уровня» - семьи, отношений с близкими. Именно на этом уровне и проявляется солидарность. При этом отсутствуют ценности промежуточного уровня, связанные с публичностью, дифференциацией интересов, которые собственно и являются базой гражданского общества.

Оценка прошлого и будущего

Современные причины национализма, ксенофобии, откровенного фашизма, все более распространяющиеся в стране, - не только грубые ошибки и преступления политики 90-х годов, но и историческая основа этой политики – неосмысленные по-настоящему, а значит и не преодоленные сталинизм и большевизм. Коренная особенность большевизма, как и другой тоталитарной идеологии XX века, фашизма – отрицание морали, ценности отдельной человеческой жизни; следование принципу «цель оправдывает средства», и оправдание любого количества массовых жертв в настоящем ради построения идеального общества в будущем. Сталинизм для нашей страны пока еще не далекая история. Это во многом сущность нынешней системы власти, не случайно поощряющей трактовку Сталина в школьных учебниках истории как «эффективного менеджера». Для слишком большого числа людей во властных кабинетах признание сталинского режима преступным означало бы, что и они и их методы сегодня – также преступны и неконституционны.

Главная политическая проблема России - неограниченная и тотальная ложь в качестве основы государства и государственной политики. Ложь - органический элемент современной эклектичной государственной системы, желающей сохранить свою историческую связь и с советским режимом, и с умершим самодержавием, и с современным миром.

Страна попала в порочный круг: не отказавшись от лжи, нельзя провести сколько-нибудь эффективные реформы, а отказ от лжи угрожает системе в целом.

Попытка реформировать советскую систему, путём поправок сделать номинальную (никогда не работавшую) Конституцию РСФСР действующей, а систему Советов совместить с принципом разделения властей закончилась событиями сентября-октября 1993 г. Конституция 1993 года была составлена на злобу дня, обществом не обсуждалась, а обстоятельства организации референдума по её одобрению и подсчёта полученных голосов до сих пор вызывают очень серьёзные сомнения в ее принятии.

Демократия осталась имитацией, не совпадающей с антидемократической олигархической "начинкой" власти. К старой лжи присоединилась новая - миф о неизбежности именно такого характера реформ; о том, что Ельцин и Гайдар в 1992 спасли страну от голода.

Государство, провалившее экономическую реформу, ответственное за резкое падение уровня жизни абсолютного большинства населения, стало сознательно заигрывать с "державной" составляющей национального сознания, в которой царско-имперские элементы причудливо сочетаются с советско-имперскими. Сейчас очевидно, что новый политический строй, основанный на конституции 1993 года и возникший на основе реформ 90-х годов, стал за последние десять лет формой закрепления власти номенклатуры советского типа в новых экономических условиях ".

Первопричина ситуации, грозящей национальной катастрофой – характер и особенности российской политической системы. Ее основа – бюрократическая номенклатура, подменившая собой политическую и бизнес-элиту, сконцентрировавшая в одних руках власть и собственность, склонная выполнять только одну функцию власти – охранительную.

Охранительный курс – путь не к стабильности, а загниванию или дестабилизации. Его слабость – отсутствие внятной концепции государства, понимания перспективы развития страны, а следовательно – возможности предложить обществу заслуживающий доверия и интереса план модернизации.

Отказ от лжи, внятная оценка тоталитарного прошлого России, проведение последовательной политики дебольшевизации и десталинизации, с одной стороны, и ясный ответ на вопрос о желаемом будущем России, - необходимое условие выхода из сегодняшнего цивилизационного тупика.

Кавказский узел и рост национализма

Несмотря на победные реляции о стабилизации ситуации и финансовые вливания на Северном Кавказе (в соответствии с программой развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года планируются затраты в 3,8 триллиона рублей), политика российских властей в этом регионе полностью провалилась. Продолжается эскалация вооруженных конфликтов, рост кланово-авторитарных и коррупционных процессов. Не прекращаются массовые нарушения прав человека, в которых виновны работники силовых ведомств и правоохранительные органы, не соблюдаются российские законы, сохраняется высокий уровень безработицы и экономической отсталости. Похищение и убийство людей, прежде всего правозащитников, на Северном Кавказе уже стали нормой. Убийцы и заказчики этих громких политических убийств не найдены, или им удалось избежать справедливого наказания.

Несмотря на мораторий на смертную казнь в России, бессудные казни применялись и применяются. В орбиту вышеперечисленных негативных процессов постепенно втягиваются сопредельные с Северным Кавказом регионы.

Межрелигиозные и межнациональные противоречия, которые часто являются прямым или косвенным следствием конфликтов на Северном Кавказе усиливаются и в других регионах страны, зачастую приводя к конфликтам с применением насилия. Не прекращаются теракты с десятками жертв, и - не только в республиках Кавказа, но и в других регионах. В целом усиливается национальная нетерпимость, становится допустимым и даже привлекательным национализм. Растет число убийств на национальной почве. Всего с начала 2011 года от расистского насилия погибли 15 человек и были ранены 70 человек, 7 получили угрозы убийством. Зафиксировано 45 актов неонацистского вандализма в 20 регионах страны.

Отделы по борьбе с экстремизмом при этом борются с политической оппозицией, а не экстремистами и террористами. Создание новых комиссий и новые распоряжения не изменяют ситуацию к лучшему.

Внешняя политика: отсутствие вектора развития и постимперский синдром

В стране по-прежнему отсутствует внятная внешнеполитическая доктрина и вектор развития. С одно стороны, Россия входит в ряд международных организаций и клубов вместе с развитыми странами мира, участвует в разрешении конфликтов между странами. С другой стороны, продолжая советские традиции, стремится к контролю на постсоветском пространстве и поддерживает дружеские отношения с авторитарными режимами.

Медленно продвигаются или – вообще заморожены вопросы о системе Европейской Безопасности, переговоры России о вступлении в ВТО и по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, взаимодействие РФ с НАТО. Продолжается соперничество РФ и США/НАТО на постсоветском пространстве, на Ближнем и Среднем Востоке, в перспективе – в Карибском бассейне, Арктике, других регионах.

В ответ на провозглашение Москвой концепции «региона привилегированных интересов», ЕС выдвинул в отношении этого региона идею «Восточного партнерства».

Силовое разрешение конфликтов не способствует углублению доверия к России. Так, оправданно применив силу для защиты мирного населения от военной авантюры режима Саакашвили, Россия вслед за этим признала независимость Южной Осетии и Абхазии и тем самым создала для своей внешней политики немалые трудности. Руководство России приняло на себя ответственность за внешнюю и внутреннюю политику их руководства и существенно ограничило возможности российской дипломатии в урегулировании конфликтов на Кавказе. Все это создало серьезнейшие проблемы в контексте новой архитектуры Европейской Безопасности и переговоров РФ как со странами СНГ, так и с евроатлантическим сообществом в целом.

«Газовые войны», периодические запреты на ввоз продуктов, часто – политически мотивированные, также не способствуют улучшению отношений России с соседями.

Под угрозой режим нераспространения ядерного оружия, «раскачиваемый» ядерными и ракетными программами Ирана и КНДР. Хотя главная ответственность за демонтаж всей системы разоружения и нераспространения лежит на прежнем руководстве США (расширение НАТО, война в Ираке, планы строительства ПРО), Россия не смогла эффективно противостоять такой линии, а подчас и способствовала ей своей внутренней и внешней политикой. Успешные первые встречи президентов России и США и позитивные решения в рамках текущих двусторонних отношений с теми или иными странами Запада пока не могут переломить общую неблагоприятную тенденцию.

Отношения России с Китаем остаются благоприятными в кратко- и среднесрочной перспективе, но в долгосрочном плане сопряжены с большой неопределенностью и огромными проблемами для России, особенно в свете углубляющегося социально-экономического, демографического и экологического кризиса Сибири и Дальнего Востока. При неуклонном росте уязвимости и зависимости России от Китая, сохраняется низкий уровень сотрудничества РФ с Японией, США, Южной Кореей в Азиатско-Тихоокеанском Регионе.

Оппортунистическое заигрывание с разнородными частями исламского мира (заявка на членство в Лиге исламских государств, идея создания газового ОПЕК, признание ХАМАС, невозмутимая реакция на апологетику преступлений гитлеризма со стороны руководства Ирана) вызывают не повышение «веса» России, а, наоборот, все более пренебрежительное отношение со стороны всех без исключения политических сил этой специфической части мирового сообщества. Весьма вероятно, что российским войскам, в конце концов, вновь придется сражаться с исламским экстремизмом в Центральной Азии, на Северном Кавказе, а возможно и в других российских регионах. И делать это придется во враждебном окружении со стороны НАТО и ряда постсоветских республик.

В мире развивающихся стран в политике Москвы последних лет просматривается линия на поддержку авторитарных режимов (проекты поставок оружия и ядерных реакторов, обсуждение строительства военных баз), которые объединяет радикальная антизападная направленность: Венесуэла, Никарагуа, Боливия, Иран, Сирия, Судан, Мьянма и пр. Как наглядно показал опыт СССР, сотрудничество с такими режимами зачастую экономически затратно и политически ненадежно: они в любой момент могут рухнуть по внутренним причинам, переметнуться к тем, кто больше заплатит», или втянуть Москву в свои авантюры.

Наряду с масштабными ошибками и просчетами политики Запада в прошедшие два десятилетия главная причина нарастающих проблем внешней политики России – это неопределенность ее положения в нынешней динамичной системе международных отношений, а также несоответствие внешних амбиций ее экономическому потенциалу и уровню технологического и социально-политического развития. Неопределенность (в отличие от «равноудаленности») места и роли России на международной арене отражает продолжающуюся внутри страны борьбу вокруг выбора пути ее развития: демократического или авторитарного. При этом императив перехода с экспортно-сырьевой экономической модели на диверсифицированно-инновационную диктует первый путь, а инерция и охранительно-корыстные интересы государственно-олигархической элиты тянут на второй.

Курс страны противоречит интересам граждан

Авторитарная постсоветская природа организации власти и проводимый полуизоляционистский политический курс входят в серьезное противоречие с реальными интересами граждан и с задачей долговременного сохранения целостности страны и ее мирного развития. Консервируются деформированная экономика, утверждается беззаконие и «право сильного», подавляется творческий потенциал людей. Правящая группа сохраняет свою призрачную устойчивость и кажущуюся монолитность, опираясь на мифологизированное прошлое, пропагандируя выдуманные или же очень сомнительные успехи. Создается и поддерживается атмосфера застоя, резко контрастирующая с динамичными глобальными вызовами ХХI века. Для страны такой путь стратегически вреден, деструктивен и опасен.