4. Как сделать Россию современным государством?

Сделать Россию современным развитым государством с равенством всех перед законом, высоким уровнем доходов и социальными гарантиями для населения, гарантией прав собственности, с низким уровнем коррупции, эффективной бюрократией, растущей экономикой – государством, в котором гражданам жить удобно и безопасно – вполне реально.

Для этого нужна политическая воля для осуществления ряда коренных реформ – новых правил игры - в политической, экономической, социальной сфере.

Это должны быть реформы, поддерживаемые значительной частью общества – в его интересах.

Это должны быть реформы, обеспечивающих равенство всех пред законом и равенство возможностей, создание среднего класса и снижения разрыва между богатыми и бедными, олигархической властью и гражданами.

Это должны быть реформы, ограничивающие всевластие олигархии и бюрократии и дающие права и свободу действий бизнесу, мелким собственникам, профсоюзам, средствам массовой информации, любым объединениям граждан. В том числе – права и возможности контроля за действиями власти – правительства, парламента, губернаторов, силовиков, судов.

Прозрачность в деятельности органов власти и коммерческих предприятий, ликвидация привилегий и монополизма должны быть не только гарантированы, но и – осуществимы.

Для этого необходим новый курс - первоочередные реформы в следующих направлениях:

Новый курс в экономике: к обществу равных возможностей

Направление 1:

Отделение бизнеса от власти и борьба с коррупцией

1. Администрация жестко отделяется от бизнеса. Наличие у чиновника деловых интересов на подведомственной территории или крупных расходов, не покрываемых доходами, должно быть основанием для увольнения без предъявления каких-либо претензий и обвинений по представления надзорного органа на гсновании данных, полученных от учетных органов и от собственных информаторов. То же относится к сотрудникам правоохранительных органов, включая судебную систему.

2. Понятие «конфликта интересов» становится основополагающим при административных назначениях. Соответствующим структурам вменяется в обязанность сбор информации о всех имущественных интересах высших чиновников и управляющих государственными предприятиями. При назначениях на наиболее значимые должности проводятся парламентские обсуждения кандидатур в профильных комитетах с приглашением представителей спецслужб и заинтересованных ведомств. За кандидатами на занятие определенного круга должностей не признается право на охрану частной жизни, банковская тайна и др.

3. К бизнесу (в том числе государственному) предъявляется требование максимальной прозрачности. У него не должно быть оффшорных компаний с анонимными владельцами, перекрестных владений, финансовых компаний, аффилированных с торговыми и производственными, тайн от антимонопольных органов. Сведения, относящиеся к коммерческой тайне, жестко оговариваются и не содержат формулировок, допускающих расширительное толкование.

4. Проводится полная инвентаризация правовых и нормативных актов на предмет их "взяткоемкости", отменяются такие положения, ликвидируются многочисленные пробелы в законодательстве. Ограничивается ведомственное нормотворчество, отменяются ведомственные инструкции и постановления, противоречащие законам.

5. Проводится тщательный независимый аудит всех национальных монополий, начиная с Газпрома. Резко повышается роль антимонопольных органов как инструмента экономической политики с широкими полномочиями в области сбора информации и под жестким парламентским контролем с публичными отчетами и рекомендациями. Естественные монополии осуществляют крупные расходы только через процедуру публичных торгов. Субъекты естественных монополий выводятся из-под защиты закона о коммерческой тайне и обязываются публиковать сведения о доходах и расходах в Интернете. Принимаются меры, направленные на сокращение необоснованных издержек монополий. Монополии обязываются уплачивать налоги в бюджеты тех регионов и муниципалитетов, на чьих территориях функционируют их хозяйствующие субъекты.

6. За наиболее прибыльными сферами, связанными с использованием природных ресурсов (прежде всего, сырьевых) и национальной транспортной инфраструктуры, закрепляются монопольная роль государства. Участие в этом бизнесе должно быть обременительным и малорентабельным и открытым для внешнего контроля. Частный бизнес и частный интерес должен быть вытеснен в иные, не сырьевые отрасли.

7. Вводятся простые и низкие налоги. Исключения (предполагающие регулярные и жесткие проверки) – очень высокие налоги на престижное потребление, особую недвижимость, деятельность в сырьевом секторе, а также на зарубежные доходы. Проверки правильности уплаты налогов сводятся к минимуму, но абсолютные цифры уплаченных налогов фиксируются и анализируются. В случаях нарушений следуют не уголовные санкции: организация /частное лицо вносится в черные списки и лишается всех мыслимых выгод, которые могут быть связаны с работой в контакте с государством внутри страны или за рубежом, теряет право на рекламу, спонсорство и пр.

8. Россия подписывает 20 статью Международной конвенции о борьбе с коррупцией и берет на себя связанные с ней международные обязательства. Создается работающий механизм проверки доходов чиновников и членов их семей, в Уголовный кодекс вносится статья, предусматривающая ответственность за незаконное обогащение. Вводится публичный контроль не только за доходами, но и за расходами должностных лиц.

9. Прекращается финансирование всякого рода «инновационных» проектов со стороны государства. Поддержка ограничивается снятием административных барьеров и кредитной поддержкой экспорта. Государственные целевые программы подвергаются ревизии, те их из них, которые не выполняют социальной роли – закрываются. Оставшиеся переводятся в режим максимальной информационной открытости.

10. Сокращается штат чиновников с повышением зарплаты оставшимся и ужесточением уголовной ответственности за коррупционные преступления. Чиновники заключают государственный контракт. Все блага, получаемые ими по контракту (зарплата, жилье и т.п.), подлежат изъятию в случае его расторжения за коррупцию, произвол и безделье. Все это полностью и в первую очередь относится к судьям, милиции, прокуратуре и спецслужбам. При прокуратуре и милиции создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией, законодательно закрепляется их право проверять госслужащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, на коррупционную устойчивость путем имитации крупного подкупа и иных коррумпирующих действий. Коррупционная неустойчивость наказывается увольнением. Эти подразделения обязуются отчитываться перед Государственной Думой.

11. Создаются реально работающие «горячие линии», позволяющие гражданам безопасно сообщать о фактах вымогательства со стороны должностных лиц. Удешевляется процедура обжалования в суде любых действий чиновника.

12. В отношениях между государством и бизнесом резко повышается роль ассоциаций предпринимателей: вводится обязательная экспертиза с их стороны готовящихся законов, решений и т.д., имеющих отношение к соответствующим сферам, а также разбирательство по конкретным конфликтным ситуациям. В случае выявления злоупотреблений или индивидуального интереса в работе этих ассоциаций следует немедленный роспуск с занесением руководителей в «черные списки».

Направление 2

Гарантии права собственности и итоги приватизации

1. Право на частную собственность всех категорий собственников объявляется священным, его нарушение жестко преследуется. В законодательство вносятся изменения, направленные на ускорение процедуры регистрации прав собственности (не только вновь приобретаемой, но и находящейся в пожизненном пользовании, занимаемой в местах постоянного проживания и т. п.), в том числе на землю, что особенно важно для владельцев небольшого имущества.

3. Для действительно решения проблемы крупной собственности, образовавшейся в ходе криминальной приватизации в форме залоговых аукционов, заключается многостороннее и комплексное политическое соглашение (общественный договор), участниками которого должны стать государство, бизнес и общество.

Соглашение предусматривает:
1) Признание законности правовых актов о сделках по приватизации середины 90-х годов, одновременно.
2) Государство и бизнес принимают на себя обязательства в виде денежных выплат и установления ограничивающих условий, накладываемых на собственников приватизированных крупных хозяйственных активов, чтобы компенсировать обществу часть выгоды, упущенной при недобросовестной приватизации.
3) Для компенсации обществу ущерба от приватизации вводится единовременный компенсационный налог на сверхкрупные доходы, полученные от приватизации важнейших государственных активов в ходе залоговых аукционов. Этот налог рассчитывается как определенный процент от разницы между оценкой суммы прибыли, полученной после приобретения активов, за вычетом суммы документированных капитальных вложений (инвестиций) или присоединенных активов, и ценой приобретения в момент приватизации.
4) Устанавливается особый порядок продажи и перепродажи приватизированных в 90-е годы крупнейших активов. Вводятся существенно повышенные ставки налогообложения чистого дохода, полученного в результате продажи.
5) Бизнесмены, уплативших компенсационный налог, освобождаются от ответственности за нарушения, совершенные в прошлом, за исключением особо тяжких уголовных преступлений против личности.

4. Государство признает долг перед населением: теми категориями граждан, которые пострадали вследствие грубых его ошибок и недальновидных решений, вызвавших гиперинфляцию начала 90-х и связанных с криминальной залоговой приватизацией. Обществу должна быть предоставлена экономически обоснованная компенсация ущерба. Источниками, обеспечивающими гарантии по внутреннему долгу, должны выступать текущий профицит бюджета, неприватизированные активы страны (в том числе земля, объекты инфраструктуры), а также предлагаемый компенсационный налог. Соответствующие категории граждан объявляются кредиторами государства и получают право на льготное приобретение соответствующих ценных бумаг. Выплата долга государства гражданам производится:
1) через компенсационные надбавки к пенсиям и зарплатам низкооплачиваемых бюджетников (учителей, врачей, работников культуры), для чего наряду с Пенсионным фондом создается Фонд старшего поколения, куда должны направляться дивиденды государства по принадлежащим ему пакетам акций крупнейших монополий (Газпрома, Роснефти, Транснефти и др.) Нынешнее поколение пенсионеров должно получить ощутимый выигрыш от рекордного роста цен на нефть.
3) через государственные компенсационные бумаги, дающие право на получение связанных льготных связанных кредитов, которые могут тратиться лишь на определенные цели, например, на капитальный ремонт домов, строительство жилья; открытие собственного бизнеса и т. д.
4) через закрепление прав на земельные участки под строительство и ведение бизнеса.
5) прежде чем передать землю крупным инвесторам под коммерческое строительство, она передается гражданам в порядке возмещения долга, сертификат может быть продан инвестору за деньги на открытых аукционах или в обмен на квартиру в данном доме - после его возведения.

5. Государство обеспечивает объективное расследование всех обращений о рейдерских захватах собственности, которая возвращается законным владельцам. В случае чиновничьего рейдерства, либо участия в коммерческом рейдерстве чиновников государство выплачивает пострадавшим компенсации, а чиновников, уличенных в этих злоупотреблениях, наказывает в установленном порядке.

Направление 3

Обеспечение реальных прав собственности малых и средних собственников, развитие бизнеса и создание класса собственников

1. Государство объявляет одним из своих приоритетов укрепление права собственности мелких и средних собственников, сегодня наиболее бесправных:
- земельных «дольщиков», в основном жителей села, – на гарантированные им ранее государством земельные участки, либо на компенсацию за произошедшее отчуждение этих участков, в размере эквивалента их нынешней рыночной стоимости;
- владельцев сельских и дачных домов – на недвижимость, включая прилегающие земельные участки в сложившихся границах размещения; дачная амнистия при этом осуществляется не на бумаге, а реально и в полном объеме;
- собственников квартир в многоквартирных домах – на прилегающую к дому и находящуюся под ним землю, а также на денежные средства государства, направляемые целевым образом на проведение капитального ремонта домов (с этой целью в законодательстве восстанавливается норма об обязанности государства финансировать капитальный ремонт), а также на доходы от коммерческой деятельности, осуществляемой в нежилых помещениях их домов;
- членов ТСЖ и ЖСК – на полноценное распоряжение придомовой территорией и всеми без исключения нежилыми помещениями и пристройками к их домам; любые налоги, связанные с обслуживанием жилого фонда, отменяются;
- жителей муниципальных квартир (социальных нанимателей) – на бессрочное право приватизации своего жилья;
- нанимателей жилья в общежитиях и военных городках – на приватизацию своего жилья в фактических границах проживания, наравне с другими гражданами;
- жителей домов, подлежащих сносу в целях строительства для государственных и муниципальных нужд, – на не менее чем троекратную компенсацию рыночной стоимости их жилья и прилегающей земли;
- владельцев гаражей – на приобретение места под ними в порядке возвращения долга кредиторам или за деньги;
- владельцев малых предприятий – на земли под стабильно функционирующими малыми предприятиями, а также на земли рынков и торговых центров;
- ученых, научных сотрудников, инженерно-технических работников, изобретателей и других лиц творческих профессий – на интеллектуальную собственность (открытия, изобретения, идеи и т.д.), в том числе уже вложенную в готовую продукцию, продаваемую на рынке;
- миноритарных акционеров – на дивиденды по акциям, удержанных незаконными способами крупными акционерами .

2. На открытие своего дела гражданам выдаются связанные общедоступные кредиты, как форма частичного погашения государственного долга, - на ремонт домов, строительство жилья и т.п. Создается разветвленная система центров кредитования малого бизнеса.

3. Правительство России объявляет кампанию «малой» приватизации. Максимально возможная часть собственности, остающейся под контролем государства, должна перейти в руки владельцев предприятий малого и среднего бизнеса. В первую очередь - имущества, которое им принадлежит на правах аренды, и земли под зданиями и помещениями, находящимися в собственности субъекта малого и среднего предпринимательства.

4. Объявляется мораторий на ликвидацию любых субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Снижается налоговое бремя.

6. Принимаются меры, поощряющие освоение малым бизнесом таких отраслей, как строительство, транспорт (в том числе общественный), энергетика (в том числе малая и альтернативная), ЖКХ и других, фактически захваченных сегодня монополиями.

7. За предпринимателем – арендатором государственного или муниципального недвижимого имущества в течение более 3 лет, вложившего в его амортизацию и развитие определенную сумму – закрепляется право на продление договора аренды указанного имущества на новый срок.

8. Пресекаются поборы и незаконные проверки. При федеральных и региональных органах власти (руководителях федеральных округов, департаментов поддержки малого бизнеса, потребительского рынка и т.д.) создаются параллельные «горячие линии», по которым предприниматели могли бы жаловаться на действия милиции и проверяющих органов.

5. Законы, принимаемые в отношении малых и средних предприятий и закрепляющие приведенные выше приоритеты, должны быть только прямого действия.

6.Выделение земли под народные рынки становится исключительным правом малого и среднего бизнеса, попадание ее в руки крупных инвесторов исключается.

Направление 4

Защита прав наемных работников

Сокращение разрыва между бедными и богатыми в стране должно начинаться с обеспечения гарантий трудовых прав наемных работников.

1. Принимаются законы, гарантирующие обеспечение соблюдений трудовых прав:
- минимальную оплату труда выше прожиточного минимума, повышение уровня оплаты труда во всех отраслях до уровня, обеспечивающего достойное существование работников и их семей;
- обязательность и стабильность трудового договора;
- расширяющие возможности и контрольные функции профсоюзов, включая право проводить забастовки;
- устранение всех форм дискриминации в сфере труда;

2. Принимаются меры по уменьшению диспропорций между прибылями владельцев предприятия и зарплатами его высшего менеджмента с одной стороны и зарплатами рядовых работников – с другой

3. Вводится запрет на использование заемного труда.

4. Ужесточается ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

4. Восстанавливается институт страхования от потери работы. Устанавливается минимальный размер пособия по безработице не ниже прожиточного минимума.

Направление 5

Гарантии равных прав и возможностей, поддержка незащищенных слоев населения 1.

Чтобы создать основу развития, государство должно всемерно содействовать сокращению пропасти между безграничными возможностями олигархов и ничтожными шансами большинства, особенно бедных. Оно обязано вернуть людям их политические, экономические и социальные возможности, утраченные и недополученные в течение последних 20 лет.

Стратегия «выравнивания возможностей» в экономической и социальной сфере осуществляется в интересах прежде всего следующих групп:
- пенсионеров, которые были отодвинуты на грань нищеты и проиграли гораздо больше, чем, например, пенсионеры восточно-европейских стран;
- бюджетников, которые по уровню доходов резко проиграли по сравнению не только с бизнесменами, но и с остальным работающим населением;
- обманутых вкладчиков Сбербанка, людей, пострадавших от финансовых пирамид и дефолта 1998 года;
- работников наемного труда, получающих, по сравнению с менеджментом предприятий, дискриминационно низкую зарплату при фактически повсеместном ухудшении условий труда;
- сельских жителей, у которых отобрали не только земельные доли, но и социальную инфраструктуру (доступные школы, почтовые отделения, фельдшерские пункты, учреждения культуры и др.);
- научных работников и ИТР, у которых фактически отнимают интеллектуальную собственность;
- представителей малого бизнеса, вытесняемого и подавляемого сегодня крупными олигархическими монополиями;
- собственников квартир, которых чиновники заставляют полностью оплачивать капремонт и не дают распоряжаться прилегающей к домам землей;
- владельцев дачных участков, за которыми до сих пор не признаны полноценные права собственности;
- обманутых дольщиков (квартирных инвесторов) и обманутых владельцев земельных долей и т.д.

2. Обеспечение гарантий равных прав и возможностей для женщин и мужчин в трудовой, социальной сфере, культуре и в семейных ролях означает:

Равную оплату за равный труд.

Создание условий для совмещения трудовых и семейных обязанностей: гарантированное право каждого ребенка на место в детском дошкольном учреждении.

Приравнивание пособий на ребенка к прожиточному минимуму и выплата его до достижения ребенком совершеннолетия.

Гендерную экспертизу законодательства и учебников.

Создание института уполномоченных по правам женщин при органах государственной власти, на предприятиях и в учреждениях.

Обеспечение гарантий для отцов на возможность воспитания детей в случае развода.

Создание обеспечиваемого государством алиментного фонда.

Открытие финансируемых из федерального бюджета антикризисных центров для женщин и детей, подвергшихся насилию в соответствии с нормативом не менее одного центра на 100 000 жителей.

3. Обеспечение гарантий для лиц с ограниченными возможностями, включая

создание рабочих мест

отмену ежегодного подтверждения наличия заболевания

создание безбарьерной среды

Направление 6

Государственные гарантии здравоохранения и социального обеспечения

Медицинская помощь разделяется на социальную и коммерческую. Первая финансируется из бюджета по нормативам, постепенно приближающимся к мировым стандартам, вторая – через фонды страхования. Поборы в учреждениях социальной медицины запрещаются.

Повышается зарплата медицинским работникам при ужесточении ответственности за некачественное лечение.

Вводится прозрачная система расходования государственных средств, в том числе в сфере закупок медицинского оборудования и лекарств. Устраняются коррупционные схемы и структуры, в том числе в лицензировании медицинских организаций.

Вводится жесткий контроль над соблюдением государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, как в процессе принятия территориальной программы госгарантий, так и при ее осуществлении.

Восстанавливается система обязательной бесплатной диспансеризации всего населения.

Запрещается недобросовестная реклама в области медицины, применению сомнительных медицинских технологий и лечебных средств.

Госучреждения обязываются оказывать услуги бесплатно в рамках госгарантий; дополнительные платные услуги разрешается осуществлять только сверх госгарантий.

Практика поборов и вымогательства в учреждениях здравоохранения приравнивается к должностным преступлениям. Вводится наказание в виде дисквалификации медицинских работников за систематические вымогательства и некачественное лечение.

С помощью распределения средств из Фонда старшего поколения гарантируется рост пенсий, соответствующий росту инфляции.

Обеспечивается двукратное превышение пенсионных выплат над прожиточным минимумом.

Расчет размера пенсий производится в зависимости от стажа и уровня заработка.

Пенсионеры – собственники жилья освобождаются от налога на сдачу жилья в аренду.

Устанавливаются надбавки для работающих пенсионеров.

Законодательно закрепляется право пенсионера требовать установления сокращенного рабочего времени.

Работодатели освобождаются от уплаты социального налога за работающих пенсионеров, чтобы защитить их от дискриминации при приеме на работу.

Выделяются средства на обучение пенсионеров, желающих получить дополнительную специальность для работы на пенсии, и создание клубов по интересам для людей пожилого возраста.

Программа “Дома. Земля. Дороги” как мотор экономического развития страны

В качестве мотора экономического развития страны, способа увеличения благосостояния населения и возвращения доверия граждан к государству партия «ЯБЛОКО» выдвигает Программу «Дома. Земля. Дороги» с подробным экономическим обоснованием.

Основные идеи программы:

Жилищное строительство, имеющее колоссальное социальное значение для населения России, является на сегодняшний день единственным и главным потенциальным двигателем, способным привести в движение всю национальную экономику.

Бесплатное наделение россиян землей под строительство собственного жилья по 30 соток на семью до Урала и по 60 – в Сибири и на дальнем Востоке.

Строительство дорог, создание инфраструктуры – воды, газа электроэнергии за счет государства.

Строительные кассы должны взять на себя накопление средств и софинансирование под низкие проценты строительства.

Масштабный экономический оборот такой земли и недвижимости, который появится через пять-семь лет, создаст принципиально новую ситуацию в российской экономике и с точки зрения ее капитализации, и с точки зрения мобильности рабочей силы. Инвестиции в жилищное строительство сберегут рабочие места, а также создадут новые предприятия, способные обеспечить экономический рост, как сегодня, так и в отдаленной перспективе. В течение ближайших двух лет с начала реализации программы можно ожидать появления не менее двух миллионов новых рабочих мест: в частном секторе, а также сферах, предоставляющих жизненно необходимые услуги населению.

Жилищное строительство и содействие строительным работам будет способствовать экономическому росту: один работник, занятый в жилищном строительстве, обеспечивает работу в течение года по одному человеку в промышленности стройматериалов, в транспортной индустрии, связанной со строительными работами, в торговле стройматериалами и т.д. Жилищное строительство неразрывно связано со строительством дорог, ремонтом мостов, плотин, развитием транспортной инфраструктуры, созданием новых общественных зданий и сооружений, школ.

Реализация программы требует финансового обеспечения в объеме 20 трл. рублей на семь лет, позволит построить 1,8 млрд. квадратных метров собственного жилья из расчета 130 квадратных метров на дом.

Финансирование программы «Дома - Земля - Дороги» возможно за счёт большей части средств Резервного фонда (4,9 трлн. рублей), Фонда национального благосостояния (2,9 трлн. руб.), а также некоторой части золотовалютных резервов государства.

Стратегически основным двигателем экономики России в обозримой перспективе должно стать современное экономическое освоение наших восточных территорий, их обустройство путем строительства жилья и дорог.

Новый курс в политике: построение демократического правового государства

Новый курс в политике направлен на создание гарантий равенства всех граждан перед законом, реальное разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, обеспечение общественного контроля за деятельностью властей со стороны граждан, развитие федерализма и местного самоуправления

Направление 1

Граждане должны иметь право выбора

Граждане сами должны иметь возможность определять, кто станет их представителями в органах власти, и какие будут приниматься решения. Необходимо реально решить проблему представительства различных слоев общества в парламенте России. Все основные слои общества должны иметь свое представительство, то есть придется двигаться к свободным, честным, справедливым выборам в Государственную Думу и снятию ограничений с учреждения и деятельности партий. Только таким способом можно вернуть доверие граждан к власти.

Направление 2

Честные и конкурентные выборы и партии, защищающие интересы граждан

1) Массы избирателей пришедших к заключению, что от их голосования исход выборов не зависит, возвращаются к активному участию во всех стадиях избирательного процесса.

2) Пресекаются манипуляции и фальсификации на выборах, которые все более беззастенчиво и в массовом масштабе осуществляют на разных уровнях администрация и зависимые от нее избирательные комиссии.

3) Серьезные изменения должны быть внесены в избирательное законодательство: отменены нормы, ставящие участников избирательного процесса в неравноправное положение и выводящие органы власти из-под реальной зависимости от волеизъявления граждан. Не менее важно обеспечить реализацию закона в жизни и, в частности, действительную независимость правоприменительных и правоохранительных органов, в первую очередь — избирательных комиссий всех уровней, – от исполнительной власти, а также действенность предусмотренных законом санкций по отношению к нарушителям закона, каковы бы ни были их мотивы и побуждающие обстоятельства.

В первую очередь это – следующие изменения в законодательство о выборах и партиях:

1. Существенно изменяется законодательство о выборах, включая, в первую очередь: Отказ от требования сбора подписей.

Автоматическую регистрацию на выборах всех официально зарегистрированных партий.

Переход на федеральном и региональном уровне на выборы половины парламентов по одномандатным округам, при выдвижении кандидатов партиями.

Снижение избирательного барьера для партий на федеральных и региональных уровнях до 3% и распределение мандатов пропорционально числу полученных голосов.

Обеспечение равного доступа к СМИ и обязательного бесплатного освещения позиций участников выборов во время кампаний.

Пересмотр условий регистрации кандидатов и партий, исключающий их произвольное отстранение от выборов.

Возвращение выборности губернаторов и мэров.

Запрет на помещение во главе партийных списков «паровозов» - известных лиц, заведомо не собирающихся работать в представительных органах, внушительный «штраф» - вплоть до исключения списка из распределения мандатов при выбытии без уважительных причин кандидатов.

Обеспечение права органам МСУ самим определять порядок выборов в муниципальном образовании.

Возвращение права на создание избирательных коалиций и блоков.

Введение квот для увеличения представительства женщин в органах власти.

Отмена запрета на создание региональных партий, имеющих право участвовать в местных и региональных выборах.

Создание избирательных трибуналов – специализированных органов, независимых от избирательных комиссий, для рассмотрения избирательных споров.

Обязательство для избирательных комиссии включать в качестве членов комиссий с правом решающего голоса представителей всех партий на паритетной основе, исключение всякого участия органов исполнительной власти в их формировании и в контроле за их деятельностью, гарантирование прав наблюдателей.

Снижение доли чиновников и лиц, зависимых по службе от администрации, в составе избирательных комиссий

Возвращение права наблюдения на выборах всех уровней общественным организациям.

Возвращение на выборы международных наблюдателей и стимулирование их присутствия; усиление контрольных полномочий ПАСЕ и ОБСЕ.

Конкретизацию и детализацию уголовного наказания за фальсификации результатов выборов.

Финансирование избирательных кампаний из госбюджета; ограничение на привлечение пожертвований.

2. Снимаются ограничения с регистрации и деятельности партий: снижение минимальной численности партий до 5 тысяч человек; упрощается отчетность партий.

Направление 2

Существенно расширяются контрольные полномочия представительных органов власти

Государственная Дума и региональные парламенты наделяются реальными полномочиями по контролю над расходованием бюджетных средств и создания комиссий по расследованию деятельности исполнительной власти.

В Думе вводится «парламентский час», на который каждая фракция может вызвать любого чиновника для ответа на конкретные вопросы.

Президент и члены правительства РФ ежегодно отчитываются перед Государственной Думой и гражданами РФ.

Восстанавливаются депутатские слушания, позволявшие парламентариям выслушивать мнения простых горожан и экспертов о законопроектах.

Направление 3

Делаются решительные шаги в сторону децентрализации власти, развития федерализма и местного самоуправления.

Постепенное перераспределение доходов в пользу субъектов федерации, развитие бюджетного федерализма.

Освобождение местного самоуправления от всех видов избыточного государственного контроля.

Наделение органов местного самоуправления минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками.

Создание полноценной системы органов местного самоуправления в городах федерального значения.

Осуществление программы развития депрессивных регионов, включая целевые инвестиционные программы.

Направление 4

Реформа правоохранительной и судебной системы

1. Ужесточение ответственности работников правоохранительной системы за отступления от буквы закона, которые в их случае должны рассматриваться как тяжкие уголовные преступления.

2. Проведение судебной реформы, обеспечивающей реальную независимость суда, включая изменения порядка формирования судейского корпуса, который должен быть независим от исполнительной власти.

Упрощение доступа граждан к суду.

Расширение полномочий Конституционного суда и введение ответственности за неисполнение его решений.

Отмена неправосудных приговоров, в том числе политически мотивированных.

Расширение сферы действий суда присяжных.

Внесение изменения в законодательство, предусматривающие материально-техническое обеспечение судов исключительно за счет средств федерального бюджета.

3. Проведение дальнейших реформ полиции

Полиция не может эффективно работать в условиях выборочного применения законодательства, при наличии определенной касты неприкасаемых чиновников, к которым нормы закона не применимы.

1. Необходимо ввести радикально новую систему оплаты труда сотрудников полиции: новые социальные пакеты, новые типы контрактов с государством. Полицейский, при устройстве на работу должен заключать контракт, по которому он получает возможность хорошего жилья и все приемлемые условия для жизни.

2. Необходимо четко прописать в Законе систему образования сотрудников полиции, выделить время на получение боевой и психологической подготовки.

3. Провести разделение полиции на государственную и муниципальную.

4. Принять норму о возможности увольнения сотрудника полиции по инициативе работодателя после 5 лет безупречной службы исключительно через суд и только с согласия профсоюза.

5. Запретить использование внутренних войск для подавления мирных выступлений граждан.

6. Ограничить компетенцию ОБЭП исключительно криминальными видами бизнеса.

7. Оборудовать «тревожными кнопками» не только все станции метро, но и наиболее криминогенные точки города.

8. Обеспечить за счет федерального бюджета постоянную охрану сотрудниками полиции школ, детских садов и больниц.

9. Обеспечить:
– каждый полицейский автомобиль – камерой видеонаблюдения, ведущей запись в автоматическом режиме всех действий сотрудников полиции в отношении граждан;
– каждую дежурную часть – доступной для граждан книгой жалоб и предложений и просматриваемой каждый день службой собственной безопасности полиции;
– сократить количество сотрудников полиции в штабах и управлениях, увеличить количество сотрудников «на земле», восстановить роты ППС при отделах;
– изменить критерии работы российской полиции, которая должна оцениваться не по собственной отчетности, а по оценкам и отзывам граждан РФ;
– внедрить при приеме на работу в полицию методы проверки кандидатов на устойчивость к коррупционным проявлениям, жестокости, национальной и расовой ненависти; создать центр реабилитации сотрудников правоохранительных органов, прошедших службу в горячих точках;

Направление 5

Реформа армии

1. Переход на контрактную профессиональную армию, отмена призыва.

2. Сокращение числа военнослужащих с существенным повышением довольствия и гарантий социальных льгот для военнослужащих и их семей.

3. Изменение соотношения высшего командного и офицерского состава в пользу последнего.

4. Перевооружение армии. Принятие на вооружение исключительно современных видов техники.

5. Изменение военной доктрины. Включение в евро - атлантический блок.

Новые правила в отношениях общество – государство

Должны быть устранены все препоны для самодеятельности граждан и проявления ими общественной и политической активности и созданы условия для постепенного роста сильного и солидарного общества.

Направление 1

Освобождение гражданского общества

Упрощение регистрации и отчетности некоммерческих организаций.

Увеличение финансовой поддержки НКО со стороны государства на федеральном, региональном и муниципальном уровне.

Изменение порядка формирования общественных палат на федеральном и региональном уровне, обеспечивая представительство в них наиболее активных общественных организаций.

Отмена разрешительного порядка на проведение акций гражданского протеста, переход на уведомительный принцип. Ужесточение дисциплинарной ответственности полицейских, практикующих немотивированные насильственные действия в отношении протестующих граждан.

Введение жесткой ответственности чиновников, не реагирующих на обращение и протесты граждан.

Упрощение порядка организации профсоюзов, ликвидация ограничения в их образовании. Изменение порядка разрешения трудовых споров, включая возможности проведения забастовок.

Направление 2

Гарантии независимости средств массовой информации

Создание общественных, независимых от государства общественного телевидения и радиовещания с общественными советами, определяющими их политику.

Государственная поддержка образовательных и культурных программ в СМИ.

Отказ от любых видов цензуры.

Направление 3

Национальная политика, урегулирование ситуации на Кавказе

Остановка на Северном Кавказе произвола «силовиков», правоохранительных органов и привлечение к ответственности виновных в преступных деяниях лиц из их состава.

Прекращение преступной практики внесудебных казней.

Восстановление в полном объеме действие законов РФ де-факто;

Использование в полной мере потенциала гражданского общества для мирного урегулирования негативных процессов на Северном Кавказе.

Искоренить в России печатные издания – рассадники фашистской идеологии, по рещению суда отправить в тюрьму банды скинхедов и неофашистов.

Направление 4

Новая политика в отношении оценки тоталитарного и авторитарного прошлого, гуманизация общества и государства

1. Публичное рассмотрение и правовая, политическая и нравственная оценка на государственном уровне насильственного захвата власти, совершенного большевиками в 1917 – 1918 годах, характера и природы созданного ими политического режима и его последующей деятельности, в частности, террористической политике тогдашних руководителей страны.

2. Определение идентичности России как Европейской страны, полностью приверженной ценностям послевоенной европейской цивилизации, продолжающей лучшие традиции великой русской и российской культуры, российского образа жизни.

3. Осуществление комплекса мер, направленных на искоренение сталинско-большевистской системы управления государством, отказ от принципа «цель оправдывает средства» и возведение в высшую ценность всей государственной политики жизни человека и его достоинства.

4. Запрет на замещение государственных должностей чиновниками, публично восхваляющими или пропагандирующими Сталина, отрицающими массовые репрессии.

5. Реализация широкой просветительской программы, объективно раскрывающей сущность истории нашей страны в ХХ веке.

6. Вытеснение из общественного сознания порабощающих комплексов, привычек и стереотипов.

7. Поддержка и стимулирование интернационализма, толерантности, межкультурного и межнационального сотрудничества и межкультурного обмена.

8. Развитие системы добровольного и независимого участия молодежи в общественной жизни: от школьного – до студенческого самоуправления.

9. Повышение интеллектуального и нравственного уровня. Увеличение финансирования существующих объектов культуры и культурных программ и создание новых, обеспечение их территориальной и ценовой доступности для населения, стимулирование чтения.

Направление 5

Государственные гарантии развития образования и культуры

С целью выравнивания возможностей нынешнего и будущих поколений граждан страны увеличивается объем средств, вкладываемых в образование.

1. Бюджетное финансирование выделяется в таком объеме, чтобы сохранить полностью бесплатное образование, – как среднее, так и высшее, – при постоянном росте его качества.

2. Платное образование для детей из богатых семей должно иметь право на существование, но не может рассматриваться как стратегический приоритет образовательной политики государства.

3. Повышение материального и социального статуса учителя и преподавателя ВУЗа сопровождается мерами организационного и правового порядка по недопущению в учебных заведениях любых проявлений коммерциализации (как явной, так и скрытой), а также коррупции. Расширяется система грантов и премий лучшим учителям и преподавателям России.

4. Обеспечивается и поддерживается высокий уровень стандартов образования на всей территории России, а не только в крупных городах и наиболее развитых регионах.

5.Школы становятся культурно-образовательными центрами в течение всего дня (спортивные, музыкальные, художественные факультативы – бесплатно).

6. Разрабатываются проекты новых школ с учетом их доступности для разных категорий детей (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья).

7. Школьники обеспечиваются горячим питанием полностью за счет федерального бюджета.

8. Взамен тотального и единообразного ЕГЭ создается независимая дифференцированная система контроля качества образования на всех этапах.

9. Адресно поддерживаются учащиеся, мастера и преподаватели, переоснащается материально-техническую базу, внедрить новые технологии и образовательные программы, повышать социальный статус и престижность обучения и преподавания в ввузах.

10. Повышаются стипендии до уровня прожиточного минимума – прежде всего для лучших студентов и ребят из малообеспеченных семей.

11. Не допускается приватизация действующих образовательных учреждений.

Направление 6

Обеспечение права на чистую окружающую среду, экологическая безопасность

Первоочередными мерами по экологизации внутренней политики России должны быть:
- пересмотр законодательства с целью отхода от сырьевой экономики и обеспечения сохранения и улучшения здоровья населения и природы, обеспечения безусловной экологической безопасности страны и граждан;
- увеличение резко сокращенных за последние годы расходов на охрану природы до величин, позволяющих обеспечить эффективные государственные экологический контроль и мониторинг;
- восстановление самостоятельного федерального природоохранного органа, не связанного с функциями природопользования;
- развитие экологического образования, восстановления обязательного курса экологии в средней школе, резкого расширения экологических программ на ТВ и в других СМИ;
- увеличение числа и общей площади природных охраняемых территорий (заповедников, национальных парков и др.);
- увеличение платы за загрязнение окружающей природной среды (по принципу «загрязнитель – платит») и восстановление государственных экологических фондов;
- защита экологических конституционных прав граждан - права на благоприятную среду обитания, права на информацию о состоянии окружающей среды, права на компенсацию последствий экологических правонарушений;
- поддержка общественного экологического движения, экологического контроля и мониторинга;
- поддержка малого и среднего бизнеса, связанного с решением социально-экологических проблем;
- поддержка научных исследований и разработок в области охраны среды, ресурсо- и энергосбережения;
- отказ от строительства новых АЭС, замена выработавших срок АЭС в первую очередь энергосбережением и повышением энергоэффективности;
- запрет на ввоз в Россию на хранение и захоронение радиоактивных материалов из других стран;
- улучшение экологической ситуации в городах (запрет на точечное строительство, расширение площади общедоступных зеленых насаждений и др.);
- защита общественных (публичных) экологических сервитутов: доступ в леса, рекреационное использование водоемов (включая рыбалку) и берегов;

Россия на международной арене

1. Проведение нового курса во внешней политики на основе понимания того, что Россия, во-первых, - часть европейской цивилизации, во-вторых, что эта цивилизация не ограничивается европейским континентом, что евроатлантическое пространство неразрывно, а альтернативы евроатлантическому направлению внешней политики России нет.

2. Создание совместной системы ПРО России, США/НАТО и Европейского Союза.

3. При этом, как у большой страны, у России есть интересы в различных районах мира. Однако они не должны реализовываться вместо или в ущерб отношениям с ее партнерами.

4. Конкретное формулирование своих экономических, военных и других интересов применительно к каждой стране СНГ, отбросив неоимперские подходы и вытекающие из этого опасные геополитические фантазии. Добровольному сближению стран СНГ с ЕС нельзя противодействовать в принципе, но оно не должно исключать Россию, а напротив – быть скоординировано с развитием отношений РФ с Европейским Союзом.

5. Отказ от внешней политики, построенной на эмоциях, обидах, «крепких выражениях», которые наносят серьезный ущерб долговременным интересам страны ради сиюминутного самоудовлетворения отдельных госчиновников.

6. Отказ от попыток воспользоваться политической нестабильностью в сопредельных государствах для провоцирования кризисов и «смены режимов».

7. Более твердая и принципиальная позиция к вопросу соблюдения режима нераспространения ядерного оружия, к иранской ядерной программе.

8. Отказ от использования энергопоставок в политических целях.

9. Снижение показательной военной активности и пафоса сопровождающих ее воинственных деклараций.

10. Поддержка усилия мирового сообщества по сокращению выбросов парниковых газов и присоединение к Орхусской и другим международным конвенциям и соглашениям в области окружающей среды.

11. Поддержка усилий мирового сообщества по предотвращению опасных антропогенных изменений климата

12. Расширение участия России в международных организациях и конвенциях, чьи нормативы и стандарты необходимы и полезны для развития страны.