22 января 2010
Документ

Предложения РОДП «ЯБЛОКО» к заседанию Госсовета

Выборы, прошедшие в октябре 2009 г. в Москве и ряде регионов страны, - знаковое событие на пути контрреформы избирательной системы и деградации самого института выборов. Изменения, внесенные в последние годы в избирательное законодательство, беззастенчивое и безнаказанное использование властями административного давления на кандидатов, партии, избирательные комиссии и избирателей, невозможность защитить гарантированные Конституцией права граждан в избирательных комиссиях и в судах — все это превращает выборы в фарс с заранее известными итогами и представляет не что иное, как силовое продление власти в руках ранее утвердившихся в ней сил.

Успехи партии, назначенной победителем на выборах, обманчивы. Институт выборов дискредитируется, легитимность и доверие граждан к органам власти подрываются, связь между ними и обществом становится эфемерной.

Предложения по политической реформе в последнем Президентском послании Д.А.Медведева свидетельствуют, что на высшем этаже власти начинают осознавать неудовлетворительность и опасность складывающейся ситуации. Однако эти предложения, на наш взгляд, далеко не адекватны остроте накопившихся проблем, недостаточны, а некоторые из них — спорны.

Мы отдаем отчет в том, что для проведения свободных, действительно альтернативных выборов необходима глубокая реформа всей политической системы. Ее составляющие — свободное создание и функционирование как институтов гражданского общества, так и политических партий, освобожденных от бюрократического контроля, пресечение антиконституционной цензуры в СМИ, независимость суда, свобода финансирования партий и общественных организаций, ограниченная лишь положениями закона.

В том, что касается избирательного процесса, необходимо решить главную задачу вернуть избирателям веру в честность выборов и действенным образом пресечь манипуляции и фальсификации на выборах, которые все более беззастенчиво и в массовом масштабе осуществляют на разных уровнях администрация и зависимые от нее избирательные комиссии.

I. Меры по противодействию фальсификациям

Основные меры:

1. Отмена досрочного голосования на всей территории РФ за исключением труднодоступных и отдаленных территорий, которые должны быть определены в законах субъектов РФ.

2. Отмена открепительных удостоверений на местных выборах, а также на региональных – в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

3. Закрепление перечня нарушений, влекущих безусловную отмену итогов голосования на избирательном участке, а также являющихся основанием для возбуждения уголовных и (или) административных дел в отношении членов избирательных комиссий, допустивших эти нарушения:
- воспрепятствование работе наблюдателя,
- невыдача итогового протокола сразу после подсчета голосов, до передачи сведений в вышестоящую комиссию (на самом деле – до «утверждения» результатов начальством),
- нарушение порядка работы с увеличенной формой протокола,
- оставление непрошитым и незапечатанным списка избирателей,
- предоставление наблюдателям и иным лицам, предусмотренным законом, копий протоколов, заверенных с нарушением установленного порядка,
- отсутствие реестра выдачи копий протоколов об итогах голосования.

4. Право гражданина знакомиться с записью о выдаче ему избирательных бюллетеней.

Дополнительные меры:

 

1. Отнесение увеличенной формы протокола к числу избирательных документов, которые сдаются в вышестоящую избирательную комиссию, подписываются всеми членами комиссии.

2. Введение прозрачных урн для голосования.

3. Введение запрета на удаления наблюдателей с избирательных участков. Удаление наблюдателя должно допускаться только в случае совершения им правонарушения, влекущего уголовную ответственность, факт которой подтвержден соответствующим постановлением или протоколом.

4. Введение обязательной публикации всех решений территориальных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, участковых избирательных комиссий на сайтах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации;

5. Постоянное размещение информации об образовании избирательных участков с указанием уровня и даты выборов, а также с указанием границ и номеров избирательных участков с возможностью определения номера участка по адресу дома.

6. Введение обязательного ручного пересчета бюллетеней на избирательных участках с установленными КОИБами, результаты голосования по данным КОИБов можно рассматривать только как справочные; полный отказ от КЭГов – в условиях, когда уровень доверия к результатам выборов столь низок, использование технических устройств, не дающих возможность проведения дополнительного контроля за результатами выборов и не оставляющих бумажных носителей недопустимо. Кроме того, использование КЭГов в условиях стремительного развития техники, а также необходимости надлежащего хранения дорогостоящего оборудования экономически неоправданно.

7. Возврат общественным организациям права наблюдения на выборах всех уровней.

II. Изменения избирательной системы

1. Изменение порядка формирования Совета Федераций. Члены Совета Федераций должны избираться гражданами, из списков кандидатур, предлагаемых законодательным и исполнительным органами власти субъекта РФ.

2. Возвращение выборов высших должностных лиц субъектов РФ.

2.1. Наиболее остро эта проблема стоит в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, где объединены статус муниципального образования и статус субъекта РФ. Таким образом жители этих городов поражены в праве избрания городских руководителей. Поэтому возвращение выборности глав регионов можно начать именно с этих городов.

3. Тип избирательной системы. «ЯБЛОКО» выступает против введения пропорциональной избирательной системы на всех уровнях. Такая система нарушает пассивное избирательное право гражданина, так как его участие в выборах ставится в абсолютную зависимость от воли той или иной политической партии. Кроме того, классическим недостатком пропорциональной избирательной системы является отрыв избранного депутата от избирателей, а также невозможность избирателя влиять на персональный состав парламента.

Необходимо введение смешанной избирательной системы, с равным числом депутатов, избираемых по пропорциональной и мажоритарной системам, на выборах всех уровней.

4. Снижение заградительного избирательного барьера до 5% на выборах депутатов Государственной Думы, до 3% на выборах депутатов представительных органов субъектов Российской Федерации.

5. Изменение порядка формирования избирательных комиссий. С учетом внесенных изменений в федеральное законодательство в части, касающейся назначения высшего должностного лица субъекта РФ по представлению политической партии, получившей наибольшее число мандатов в региональном парламенте (статья 26.1. закона «О политических партиях», пункт 2 статьи 18 Федерального закона закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»), необходимо отказать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в праве формирования избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, поскольку такое положение нарушает принцип равноправия политических партий.

Формирование избирательных комиссий должно происходить на паритетных началах исключительно политическими партиями. Всем политическим партиям должно быть гарантировано равноправное участие в работе не только Центральной и региональных избирательных комиссий, но и территориальных и участковых.

5.1. Кроме того, политическим партиям необходимо дать право замены (отзыва) своего члена избирательной комиссии. Предложение направлено на защиту и гарантию представления интересов политических партии в избирательных комиссиях.

6. Отмена сбора подписей. Необходим полный отказ от собора подписей как формы допуска политических партий кандидатов, выдвинутых политическим партиями, в том числе на президентских выборах, к выборам. Сбор подписей полностью дискредитировал себя и фактически является средством манипулирования избирательным процессом со стороны бюрократического аппарата (особенно в настоящих условиях, когда формирование избирательных комиссий не прозрачно, и принцип формирования не гарантирует представления интересов всех партий). На сегодняшний день сбор подписей из волеизъявления граждан превратился в бизнес, как правило теневой, что неблагоприятно сказывается и на избирательном процессе, и на доверии граждан к результатам выборов в целом.

Существующее законодательство о политических партиях достаточно требовательно к качеству партийного строительства (число членов, региональных организаций, ежегодная отчетность), поэтому соответствие политической партии Федеральному закону «О политических партиях» достаточно для допуска их к выборам.

Переходный вариант – освобождение от сбора подписей на региональных выборах тех политических партий, которые имеют фракции в региональных парламентах, является бессмысленным, так как число партий, не имеющих фракции в Государственной Думе, но имеющих фракции в региональных парламентах несущественно.

7. Ликвидация «паровозов». Отказ кандидата от мандата депутата должен являться безусловным основанием для исключения его из списка кандидатов. Отказ в распределении мандатов той политической партии, 10 процентов членов списка которой отказались от мандатов.

III. Обеспечение равных условий политической конкуренции

В порядке реализации положений ст. 32 ФЗ «О политических партиях» необходимо разработать механизмы гарантии реализации прав политических партий на получение равных условий и гарантий доступа к государственным и муниципальным СМИ; равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям; равных условий участия в избирательных кампаниях, референдумах, общественных и политических акциях.

Для этого необходимо:

1. Обеспечить равный доступ всех политических партий к СМИ, не подменяя это право правом парламентских партий на освещение деятельности их фракций.

2. Предусмотреть размещение печатных агитационных материалов (билборды, стенды, общественный транспорт) на паритетных началах (возможно, в форме жеребьевки, как для телевидения).

3. Обязать органы законодательной власти при принятии законов, касающихся деятельности партий, проводить консультации и получать отзывы на данные законы от всех политических партий (данное предложение вытекает из положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона «О политических партий» «Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих политических партий или по согласованию с ними.»).

4. Проводить заседания регионального парламента, открывающие сессию, с участием непарламентских партий с докладом о необходимых направлениях законодательной деятельности.

5. Гарантировать всем партиям, представленным в парламенте, формирование фракции, получение поста заместителя председателя регионального парламента, а также получения постов руководителей комитетов (комиссий) которые должны распределяться пропорционально полученным депутатским мандатам.

6. Ввести в ФЗ «О политических партиях» запрет на пропаганду нацизма и сталинизма. Признав эти идеологии запрещенными методами пропаганды, государство ограничит особо тяжкий вред, наносимый ими обществу, и будет содействовать равным условиям политической конкуренции.