2 июня 2017
Видео

От кого защищать детей? Отвечает омбудсмен

Уполномоченный по правам ребенка в Москве, член Федерального политического комитета «ЯБЛОКА» Евгений Бунимович рассказал, что думает об истории с задержанием мальчика на Арбате, который читал Шекспира, об Указе президента о Десятилетии детства, о том, как решить проблему алиментов и нехватки мест в детских садах, как развивать ребенка, если на это нет средств, чем руководствоваться при выборе детского лагеря, и почему детей бить нельзя.

Тезисы из интервью:

О задержании мальчика на Арбате, который читал Шекспира

  • Какое-то время назад, может быть, лет 10-20 назад такие истории не вызвали бы такого резонанса, потому что сам вопрос уважения к личности ребенка, как вообще можно с ним общаться, тем более правоохранительным органам, он именно сейчас возник.
  • Полиция не должна так себя вести с 10-летним ребенком, по-моему, это даже обсуждения не требует, а сама форма должна была быть другой.
  • Важный момент: полиция все-таки перед ребенком извинилась. Не надо думать, что это проявление слабости. Если учитель совершает ошибку и извиняется перед учеником, это уровень уважения, достоинства и воспитания.

Об Указе президента о Десятилетии детства

  • Из-за того, что есть национальная стратегия в интересах детей, мне как Уполномоченному было работать легче.
  • В нацстратегии была глава «Участие детей в принятии решений, их касающихся», потому что традиционно у нас как: мы собираемся, пусть самые благожелательные взрослые, пусть самые хорошие, пусть самые грамотные, и мы сидим, и высасываем из пальца, и думаем, вот что бы сделать хорошего нашим детям, вместо того, чтобы спросить самих детей.
  • У меня был детский общественный совет при Уполномоченном, теперь у всех детских омбудсменов есть такие советы.
  • Десятилетие детства надо разбить на конкретные этапы и спрашивать в конце каждого этапа, что сделано, потому что 10 лет сразу – это скорее расслабляет, чем мобилизует.

Об алиментах

  • Проблема алиментов такова, что это самый главный вопрос по невыполненным решениям судов. Есть идея создать алиментный фонд, чтобы не женщина искала того, с кого нужно взыскать алименты, а чтобы государство этим занималось, чтобы женщине выплатили хотя бы какой-нибудь минимум. В этом смысле я в наше государство верю: когда ему должны, оно обязательно найдет.

О нехватке мест в детских садах

  • Еще одна идея, которая была в программе «ЯБЛОКА». Если семья хочет отдать ребенка в детский сад, но нет места, тогда пусть государство выплачивает семье ту сумму, которую тратит на содержание ребенка в детском саду. С одной стороны, это поможет семье, а с другой стороны, будет стимулировать создание мест в детских садах.

О ценностях

  • Ценности формирует семья. Всё остальное – вспомогательное. Сейчас пытаются навесить на школу всё на свете: чуть что – школа, чуть что – вводите новый курс – духовности, нравственности и так далее. Если на каждом уроке тебе будут хамить и унижать, а потом на 7-м уроке будут воспитывать и учить нравственности, это не вызовет ничего, кроме отрицания.

Об интернет-угрозах

  • Это очень серьезная тема. Я думаю, никто в мире на данный момент не знает реально рецептов, как быть с этим. И те, кто говорит, сейчас я расскажу, у меня есть все рецепты, не слушайте их, это жулики.
  • У нас через детские проблемы пытаются решить идеологические взрослые: чуть что – начинают защищать детей там, где их никто не просил, на самом деле, гайки опять закручивают.
  • Всегда нужна позитивная программа. Только запрещать – не получится. К вопросу о семье. Нужно общаться с ребенком, пытаться понять его интересы, находить им реализацию. Дети в таких случаях очень благодарно отвечают, если чувствуют, что заинтересованы именно в них.

О летнем отдыхе в детских лагерях

  • Не надо руководствоваться одной рекламой. Не забывайте, если вы платите деньги, то вы можете все спрашивать, не надо стесняться. Проверьте все документы. Сейчас все требования по безопасности к лагерям есть в интернете. Можно сверить, что есть по документам и по факту.

О правах детей

  • Первое право у ребенка – это право на жизнь. Наша задача – воспитывать в ребенке ощущение ценности жизни.
  • Согласно Конвенции о правах ребенка, дети не только имеют право на свое мнение, но и государство должно защищать их право на свое мнение.
  • Мы должны научиться защищать свободное развитие наших детей, чтобы они не боялись неполиткорректных вопросов, чтобы с ними вели диалог и все остальное. Самое главное – свободное творческое развитие и уважение к личности.
  • Не надо думать, что все, что связано с детьми – это подготовка к некой будущей жизни, это сама жизнь, причем, может быть, в самый прекрасный ее период, и не надо относиться к ним как будущим людям, они живут сегодня.

О побоях

  • Каждый год я вынужден говорить банальные вещи – нельзя бить детей. А мне опять сообщают, что 30% семей считают, что вполне можно допускать телесные наказания. Если ты поднял руку на ребенка, ты расписался в своей беспомощности в качестве воспитателя. Надо искать пути взаимодействия и одновременно уважать достоинство человека.

Другие выпуски программы "Альтернатива" смотрите здесь

 


Статьи по теме: Гражданские права и свободы


Все статьи по теме: Гражданские права и свободы