Александр Гнездилов о патриотизме на телеканале ТВЦ


Заместитель председателя «Яблока» Александр Гнездилов выступил в программе «Право голоса» на телеканале ТВЦ. Тема: Патриотизм в законе.

Бабаян: Что такое патриотизм, Александр?

Гнездилов: Когда публично мы начинаем громко говорить о своей любви к родине, я сразу вспоминаю Короля Лира, которому две дочки признавались в любви, а потом его же и предали. А одна дочка сказала ему, что она любит его так, как ей велит долг. Он ее за это прогнал, а она оказалось единственно верной.

Бабаян: То есть вы считаете, что любой человек, который говорит, что он любит родину – потенциальный предатель?

Гнездилов: Нет, я вообще предлагаю не искать предателей, я просто говорю о том, что громкие трескучие фразы – это пока только громкие трескучие фразы. Для меня, может быть, самое лучшее определение патриотизма заключено в песне Марка Бернеса «С чего начинается Родина». Причем одна из причин, почему мне эта песня с детства чрезвычайно нравится — когда мне мама ставила пластинку песен Бернеса — заключается в том, что там большинство утверждений сформулированы как вопросы. То есть у человека есть выбор: начинается она со старой отцовской буденновки в шкафу, начинается ли она с той самой березки, что во поле, склоняясь под ветром растет… И тогда, в конце, после всех этих вопросов, когда каждый индивидуально формирует свое чувство любви к своей стране, к своему родному городу, своему родному дому в конце и возникает: к той клятве, которую мы приносим в юности в своем сердце.

Да, и заканчивается потом опять вопросом. Но, в принципе, в этой песне заложено, на самом деле, всё, что должно обеспечить государство для людей, чтобы у них была возможность сформировать это чувство любви к родине. Это березка во поле. А если вы это поле застроите многоэтажными домами, и там не будет нормальных дворов, то у вас не будет и хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе. Скамейка у старых ворот — вот это описание реально живой среды. Той песни, что пела нам мать… Вот это и есть та среда, в которой по-настоящему возникает Родина.

Вопрос заключается в том примере, который взрослые — в том числе, как государство — подают молодежи. Дело не в том, что без березки в поле человек захочет предать Родину. Дело в том, что у него не будет примера отношения к своей стране, за которым он сможет тянуться. Вот у нас с 2001 года, если говорить о государственной политике, принимаются программы патриотического воспитания. Даже сейчас, без специального закона по этой теме. Вот сейчас действует программа на 2016-2020 гг. На нее выделено 2 миллиарда рублей. Конечно, это не большие деньги — в 4 раза меньше, чем нашли у полковника Захарченко. Но, тем не менее, это 2 миллиарда рублей.

И что предлагают депутаты Государственной Думы? 48 депутатов, больше 10% Госдумы. Помните, было «38 попугаев»? Вот 48 депутатов написали документ на 24 страницы (то есть, примерно 1 депутат на 0,5 страницы), который формулирует, что такое патриотизм, что такое Отечество. Я, правда, не совсем понимаю, зачем это делать. Ведь есть словарь Ожегова, который пишут специалисты, профессионалы.

Бабаян: У вас там какие-то цитаты? Давайте тогда быстрее про эти цитаты и скорее, потому что нам нужно уходить...

Гнездилов: Здесь справедливо говорилось о том, что у нас объектом патриотического воспитания является население. Субъекты описаны очень интересно, 13 пунктов: 1-й — федеральные органы исполнительной власти; 2-й — общественные организации; 3-й — коммерческие структуры; 11-й — средства массовой информации (уже в конце); 12 — предпоследний — семьи, 13 — самый последний — сами граждане. И, наконец, формы поддержки патриотического воспитания. Вы думаете, что, может быть, если вы снимете программу на ТВ, это будет поддержка патриотического воспитания? Или я спектакль поставлю? Нет. Формы поддержки патриотического воспитания, которые нам предлагаются. Пункт 1-й: выделение грантов. Пункт 2-й: предоставление имущественной и финансовой поддержки. Пункт 3-й: предоставление льгот по уплате налогов и сборов. Пункт 4-й: предоставление господдержки. Пункт 5-й: предоставление поддержки в иных формах. Пункт 6-й: оказание финансовой поддержки регионам.

Бабаян: Это вот сейчас серьезно?

Гнездилов: Да, да, да! Это закон, это 22 статья проекта закона!

Бабаян: То есть за патриотизм они пытаются, собственно, платить?

Гнездилов: Да, это просто прямая оплата патриотизма. Но у меня ощущение, что даже если мы затратим в 100 раз больше на вот эти программы, но не будем вкладывать в образование, в культуру, в науку, в бесплатные секции, кружки, занятия для детей, на которых они и могут получить дополнительные, помимо школьной программы, знания о нашей науке, о нашем искусстве, о нашем спорте, о нашей истории, о нашей географии и так далее. Вот без вложений в реальную социальную сферу, ограничиваясь только декларациями, это все, по сути, возможности для распила.