6 ноября 2009
Семинар для руководителей региональных сайтов. Москва, 6-8 ноября 2009г.

Информационная журналистика для "чайников"

Мы хотели сегодня поговорить о том, как набирать темы для новостей, как лучше составлять новостные заметки, анонсы, рассказ о деятельности партии «Яблоко» чтобы быть максимально интересными для средств массовой информации.

Значение заголовка

Когда я только пришел в «Интерфакс» (это было 15 лет назад), один более опытный товарищ, который стажировался в Лондоне, в агентстве Рейтер, рассказал о работе Рейтера с «лентой новостей». Сейчас «лента новостей» - образное понятие, а тогда это действительно была лента: длинный рулон, на который распечатывались новости со всего мира.

Он рассказывал, что человек сидел в агентстве Рейтер у аппарата и следил, как ползла бесконечная лента с новостями американского агентства Ассошиэйтед Пресс, французского Франс Пресс, японского Киодо Цусин, китайского Синьхуа, российских Интерфакса, ТАСС, других мировых агентств. Следить за «лентой новостей» для этого человека было не единственной обязанностью, поэтому тратить много времени на это он не мог. Человек бросал взгляд на ленту и, глядя на заголовок, оценивал, насколько эта чужая новость интересна, стоит ли Рейтеру распространить ее для своих подписчиков (разумеется, со ссылкой на первоисточник) по всему миру. Он читал заголовок и максимум первые две строчки. Человек это был опытный и понимал по заголовку и первым двум строчкам, заслуживает ли внимания сообщение, надо ли читать дальше или не стоит терять время.

Если новость была составлена правильно, то он мог точно оценить ее значимость. Если неправильно, он просто ее не дочитывал и принимался за следующую.

Может, новость действительно заслуживала внимания, но если суть новостного сообщения излагалась во втором или третьем абзацах, то об этой новости узнают только подписчики агентства, которые ее распространило. Рейтер ее по всему миру распространять не будет.

Поэтому от того, правильно или неправильно составлена новость, будет ли самое главное в новости вынесено вперед, зависит, обратят не нее внимание или не обратят.

Вот случай из девяностых годов, который можно было бы назвать смешным, если бы речь не шла о трагических событиях.

Из одной северокавказской республики корреспондент по телефону передал сообщение, которое после редактирования должно было выйти на нашу ленту. Диктовка так поразила редакторов, что они на некоторое время вывесили ее расшифровку на доску в своей комнате, где я ее и прочитал.

Насколько я помню, передано было что-то вроде такого текста: «Около трех часов ждали журналисты начала пресс-конференции замминистра внутренних дел республики. Они терялись в догадках, чем вызвана такая задержка. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что по дороге на пресс-конференцию машина, в которой ехал замминистра, была расстреляна, сам он погиб (или был тяжело ранен), погибли и ранены водитель и несколько охранников. В результате пресс-конференция так и не состоялась».

Вы прекрасно понимаете, что начинать надо было с самого происшествия и лишь в самом конце можно было написать, что он ехал на пресс-конференцию. Или вообще эту деталь не упоминать.

С точки зрения русского языка такой рассказ не нарушает никаких норм. Но если мы говорим о правильности составления новостной заметки понятно, что так писать нельзя. Поэтому еще раз повторю: от того, как подан материал, зависит, обратят на него внимание или не обратят.

Хочу поделиться своим опытом. Никаких жестких правил нет. Просто, если следовать уже выработанным временем, долгой практикой, правилам, то больше шансов, что на нашу информацию обратят внимание. Конечно, излагать можно как угодно, но лучше так, как мы вам посоветуем.

Юрий Шейн

Конечно, общие правила есть. Они очень простые, заключаются они в вопросах: когда где, что, кто – это вы все знаете.

Если говорить о заметках, что в самом первом абзаце нужно сообщить самое главное, что вы хотите сказать. И это довольно сложно, потому, что всегда кажется, что нужно подвести к мысли так как  человек не знает, о чем идет речь. И нужно сформулировать ее не на полстраницы, не по-толстовски, а нужно сформулировать ее точно и коротко, и в то же время внятно, и в тоже время интересно. Это очень важно!

И когда вы в этом сообщении выполнили три-четыре правила (а именно: когда, где, что, кто?), то дальше вы можете развивать в заметке все, что вы хотите сказать. А именно - говорите содержательные вещи. Попробуйте эти содержательные вещи, разбить по степени важности: что самое важное, что вторично, что очень интересно, но может быть использовано в следующий раз. Это важно потому, что, скорее всего, вам придется резать материал. Так бывает очень часто. Как правило, тот же опыт показывает, что такой жанр, как пресс-релизы больше, чем на одну страницу не читаются. Поэтому так или иначе вам придется резать «хвост». И резать придется, чтобы не пришлось резать «голову» или лапы. Но это больше касается пресс-секретарства.

Но вы находитесь в лучшем положении потому, что вы гораздо более свободные люди: у вас нет официальной функции и вы не обязаны отвечать за каждое слово. Более того, вы можете давать некоторые свои комментарии, у вас есть возможность обращаться с различными комментариями к различным людям, придумывать еще что-то. Пресс-секретарь может это делать, но тогда он должен согласовывать эту позицию со всеми руководством, и тогда заметка выйдет на следующей неделе, когда она никому не будет нужна.

Какие же формы работы могут быть просто придуманы вами и осуществлены?

Первая самая простая, самая примитивная – анонс и вам будет дана схема.

Евгения Диллендорф

Анонс

Это сообщение о том, что будет проходить пикет, митинг, съезд.

Составить его очень просто, только надо не забывать детали.

«Интерфакс», например, пишет анонс так: «В пятницу, 15 мая…» (год писать не обязательно). Почему надо писать «в пятницу», а не просто «15-го»? Потому, что если вы нечаянно перепутаете «15» с «14», то расхождение между «пятницей» и «15» может кого-то заставить насторожиться: перезвонить, узнать, не ошиблись ли.

«В пятницу, 15 мая, во (столько-то) часов, в офисе партии «Яблоко»…», далее в скобках написать адрес (город, опять же, не надо писать) «состоится пресс-конференция» - или: «состоится (такое-то) мероприятие» - или: «мероприятие на тему:... Участвуют: (перечисляются люди с их должностями)».

Затем должно быть написано: аккредитация по таким-то телефонам, или по такой-то электронной почте. И обязательно нужно указать контактный телефон, по которому люди, желающие что-то уточнить, могут это сделать.

Здесь все просто, но обычно забывают контактный телефон, забывают сообщить адрес, по которому все это происходит.

После анонса можно указать, как лучше проехать до места проведения мероприятия.

Если все эти детали не забыть, считайте, что анонс в полном порядке.

Новостная заметка

Я много раз ходил на митинги и пикеты. Устоялась такая форма, по ней очень легко передавать о состоявшемся мероприятии (я ее сам для себя придумал).

Я писал обычно так (если речь шла о «Яблоке»): «Около 50 активистов и сторонников партии «ЯБЛОКО» приняли участие в пикете (или митинге), протестуя против того-то или того-то (или в поддержку того-то и того-то). Участники пикета, прошедшего в пятницу там-то и там-то, держали лозунги: (перечисляются несколько лозунгов)».

Потом нужно добавить несколько цитат из выступления первого лица. Если были еще какие-то известные люди, то желательно процитировать еще известных людей. Бывают еще очень интересные выступления, но малоизвестных людей. Это на ваше усмотрение – цитировать их или нет, лучше, конечно, цитировать, потому что мы это делаем для сайта. Но, как правило, журналисты цитируют только самых известных людей.

Затем: «…Участники митинга приняли резолюцию, в которой говорится то-то и то-то». Еще надо указать в заметке о том, что мероприятие было санкционировано (или не санкционировано) городскими властями. И если были задержания участников мероприятия, то тогда придется все перевернуть и начинать с того, что, например «10 человек задержаны на пикете, посвященном…», а дальше уже все остальное.

Если передали о том, что люди задержаны, то обязательно надо будет проследить, когда их отпустили, сообщить о том, что их отпустили и что их ждет: штраф, суд. То есть эту историю надо доводить до конца.

Сообщение о съезде или конференции

Сразу хочется писать о том, что такого-то числа прошел съезд партии или конференция региональной организации, что в повестке для было то-то и то-то и дальше: кто выступал и какие решения были приняты.

Но с точки зрения новости лучше начинать с решения, которое вам покажется самым главным, которое было принято.

Например: «Партия «Яблоко» приняло решение участвовать в выборах в составе коалиции с СПС» (как это было на выборах в Московскую городскую Думу в 2005 году).

Или: «Партия «Яблоко» будет участвовать в выборах (в такой-то орган) самостоятельно» (а не в составе коалиции). А дальше уже: «…Такое решение принял 15 съезд партии, который состоялся в Подмосковье (тогда-то и тогда-то)…».

И дальше развивать эту тему: «Съезд решил то-то и то-то». А потом уже детали описывать. Это, так называемый, принцип перевернутой пирамиды. Таким образом, начинать надо с самого главного.

Женя сказала, что заметки режут с хвоста, если они используются. Надо составлять новостное сообщение так, что если отрезать все и оставить только первую фразу, то все равно должно быть понятно: сколько людей участвовало в пикете, против чего люди протестовали или что съезд, который состоялся, принял такое-то решение.

Вы не работаете в информационном агентстве, и вам не надо торопиться, как можно быстрее, передать новость. У вас есть время подумать. Поэтому, самая главная задача - это правильно составить первую фразу и заголовок. Если вы правильно определите, что было самым главным или на съезде, или на этой акции, на мероприятии, которое вы освещаете, то все остальное пойдет как по маслу – само собой. Все остальное легко ляжет в сообщение, любая информация.

Поэтому вам надо правильно составить первую фразу, в которой надо сообщить, что произошло где, когда. Далее, как правило, идет цитата, которая подкрепляет эту первую фразу. Если мы сказали в первой фразе, что партия пойдет на выборы без всяких коалиций, самостоятельно, что такое решение принял съезд (прошедший тогда-то, там-то и там-то), то дальше должна быть цитата, которая показывает, что это не мы придумали, а это действительно так оно и есть.

А потом рассказывается вся информация, которая у вас есть.

Заголовок должен быть короткий, строка, в крайнем случае - не больше полутора строк. Заголовок и первая фраза не должны совпадать. Первая фраза должна развивать заголовок: она же длиннее будет, чем заголовок.

Ораторов у нас хороших мало. Хорошо, если можно использовать фразу, сказанную по-русски, четко и понятно. Иногда цитаты бывают сказаны косноязычно. Если видно, что из-за этого цитата не пойдет, то можно пересказать сказанное своими словами с вкраплениями из нескольких закавыченных слов. Это, конечно, не очень хорошо, потому что видно, что мы, как бы, интерпретируем сказанное.

Статья или репортаж

Вы знаете, что когда пишется новостное сообщение, оно должно содержать ответы на вопросы: кто, что, когда, где и почему.

Известный журналист и писатель Александр Кабаков рекомендует человеку, готовящему статью или репортаж, для написания полноценного материала ответить в нем на вопросы: почему, каким образом, зачем, кому выгодно, кому невыгодно, чем выгодно, чем невыгодно, кто враги, кто союзники и дальше должен быть ответ на вопрос: что теперь будет или ответ на вопрос: ну и что из этого?

Если ответить на все эти вопросы, то, по Кабакову, получится полноценный материал и можно не бояться, что мы что-то забыли.

Юрий Шейн